Мудрый Юрист

Региональное конституционное правосудие уже около 20 лет продолжает оставаться в эмбриональном состоянии

Цалиев А.М., Председатель Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В формировании демократического, федеративного, правового государства, где высшей ценностью признаются человек, его права и свободы, особое значение приобретает деятельность судебных органов. Поэтому на дальнейшее реформирование органов судебной власти с целью совершенствования их деятельности неоднократно обращали внимание бывший и действующий президенты Российской Федерации. Рассматривая перспективы развития регионального конституционного правосудия, следует отметить, что уже около 20 лет оно продолжает оставаться в эмбриональном состоянии. Между тем для его интенсивного развития имеются очень серьезные аргументы. Выделим основные. Прежде всего, это наличие соответствующих положений Конституции Российской Федерации: субъекты Российской Федерации имеют свою конституцию и законодательство (часть 2 статьи 5); государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10); государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (часть 2 статьи 11); защита прав и свобод находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" статьи 72); судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (часть 2 статьи 118).

Правовую базу для образования конституционных (уставных) судов составляют некоторые федеральные законы, в первую очередь Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон о судебной системе). Образование конституционных (уставных) судов предусмотрено конституциями (уставами) большинства субъектов Российской Федерации, а в половине из них уже приняты специальные законы об этих судах.

Наряду со значительным законодательным массивом существуют многочисленные исследования, обосновывающие необходимость образования и социальную значимость конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации с учетом их предназначения и практической деятельности. Однако дальнейшее развитие конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации фактически прекратилось. Действующие же суды (17) для одних граждан создают двойной уровень судебной защиты, имеют различный объем полномочий и круг субъектов обращений к ним. Все это привело к тому, что граждане в зависимости от места жительства обладают различным набором прав на судебную защиту посредством конституционного производства, что является грубейшим нарушением статьи 19 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой все равны перед законом и судом.

Образование конституционных (уставных) судов актуализируется также в связи с тем, что в настоящее время предпринимаются активные усилия для придания мировым судьям статуса федеральных судов. В этом случае абсолютное большинство субъектов Российской Федерации лишается судебной власти, а государственная власть в них, как и в советское время, будет осуществляться лишь двумя ветвями власти.

С учетом изложенного дальнейшее развитие конституционных (уставных) судов представляется весьма актуальным. Оно должно осуществляться по нескольким направлениям:

  1. Усиление контрольно-надзорной деятельности органами прокуратуры и законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации за соблюдением и исполнением законов субъектов Российской Федерации, в частности законов об образовании конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
  2. Использование опыта организации таких органов государственной власти, как уполномоченные по правам человека и контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации, имеющих такую же федеральную законодательную базу их организации, как и конституционные (уставные) суды, которая допускает их образование в субъектах Российской Федерации в отсутствие специализированных федеральных законов. Несмотря на то что указанные органы власти появились значительно позже конституционных (уставных) судов, они уже образованы и функционируют в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации и тесно взаимодействуют с аналогичными федеральными органами государственной власти.
  3. В целях активизации работы самих конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации необходимо в региональном законодательстве расширить их полномочия, а также круг субъектов обращения в суд. Это допускается как с точки зрения Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (статья 27), так и с позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
  4. Устранение существующих пробелов и противоречий в федеральном законодательстве по вопросам разграничения полномочий между конституционными (уставными) судами и судами общей юрисдикции в оспаривании нормативных правовых актов, совершенствование правового регулирования в решении вопросов взаимодействия данных судов. В этой связи большое значение приобретает Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", основной целью которого является совершенствование правовой системы Российской Федерации.
  5. Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации", регулирующего вопросы взаимодействия Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, унификации обязательных полномочий конституционных (уставных) судов и круга субъектов обращения в данный судебный орган.
  6. Повышение правосознания граждан, большинство из которых имеют слабое представление о своих правах и свободах, и что еще хуже - о способах их защиты, особенно в органах конституционной защиты. В этой связи большое значение приобретает деятельность органов государственной и местной власти, организаций и учреждений по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Успешное функционирование органов судебной власти возможно в обществе с развитым правосознанием, с другой стороны, сами судебные органы должны принимать активное участие в повышении правосознания граждан.