Мудрый Юрист

Проблемы реализации законных интересов осужденных к лишению свободы *

<*> Sokolov A.A. Problems of realization of legitimate interests of persons convicted to deprivation of freedom.

Соколов А.А., главный специалист отдела содействия защите прав граждан ГО "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат", кандидат юридических наук.

Автор считает, что для достижения целей уголовно-исполнительного законодательства УИК РФ регламентирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определяет средства исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, а также регулирует вопросы оказания помощи осужденным в социальной адаптации. Наряду с режимными ограничениями, имеющими цель обеспечить изоляцию осужденных, законодатель закрепляет возможность использования осужденными правовых льгот для стимулирования их правопослушного поведения и достижения более эффективного исправления.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, осужденный, места лишения свободы.

The author believes that for achievement of purposes of criminal-executory legislation of the Criminal-executory Code of the RF regulates procedure and conditions of execution and serving a sentence, determines means of correction of convicts, protection of rights, freedoms and legitimate interests thereof and also regulates the issues of rendering assistance to convicts in social adaptation. Along with regime limitations aimed at ensuring of isolation of convicts the legislator consolidates the possibility of use by convicts of legal benefits for stimulation of their law-obedient behavior and achievement of more efficient correction.

Key words: criminal-executory legislation, convict, places of deprivation of freedom.

Как известно, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет две основные цели: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Реализация второй цели в отношении осужденных к лишению свободы не вызывает особых трудностей и состоит в изоляции осужденных от общества, соблюдении ряда режимных ограничений, связанных с их специальным статусом. Что касается исправления осужденных как цели уголовно-исполнительного законодательства, то здесь возникают большие проблемы. Причин этому несколько: сложный состав спецконтингента (более 80% осужденных содержатся в исправительных учреждениях за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, половина осужденных отбывают лишение свободы второй раз), непонимание администрацией исправительных учреждений значения цели исправления осужденных, механизма ее реализации.

Законодателем закреплен ряд правовых льгот для осужденных, предоставление которых способствует и стимулирует их исправление, правовые льготы реализуются в основном в виде закрепленных в УИК РФ законных интересов. Отличие законного интереса от права состоит в том, что осужденный не вправе требовать от администрации ИУ соблюдения законного интереса, он может лишь ходатайствовать об этом. Реализация законных интересов является правом администрации ИУ.

Основные нормы, определяющие общие положения и смягчающие наказание путем предоставления различных правовых льгот, закрепляются в положениях Всеобщей декларации прав и свобод человека (1948 г.), Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности видов обращения и наказания (1975 г.), Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (1955 г.) и других международных правовых актах. В перечисленных правовых актах даются лишь общие направления исполнения уголовных наказаний, в них нет прямой ссылки на предоставление осужденным различных правовых льгот, однако поддержание контактов с внешним миром подразумевает различные пути их реализации, в том числе предоставление осужденным выездов, длительных свиданий с проживанием вне ИУ, предоставление возможности проживания за пределами ИК общего режима и ВК. Так, в разделе "Контакты с внешним миром" (ст. 37) Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г. говорится о том, что "заключенным следует давать возможность общаться через регулярные промежутки времени и под должным надзором с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями как в порядке переписки, так и в ходе посещений" <1>. Рекомендация N R(82)16 Комитета министров Совета Европы "Относительно предоставления краткосрочных отпусков заключенным" <2>, принятая 24 сентября 1982 г., закрепляет: "гарантировать отпуска из мест заключения на возможно более широких основаниях, таких как медицинские, образовательные, профессиональные, семейные и другие социальные основания", а также "...информировать заключенного, возможно более полно, о причинах отказа в предоставлении отпуска".

<1> Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. ред. Ю.И. Калинина, науч. ред. А.Я. Гришко. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. С. 85 - 87.
<2> Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: Спарк, 1998. С. 265 - 266.

Предоставление права на выезд и иных правовых льгот с учетом политических, социально-экономических, культурных условий каждой страны закреплено в ряде специальных международных стандартов. Европейские тюремные правила 2006 г. закрепляют, что "администрация пенитенциарных учреждений должна помогать заключенным поддерживать адекватные контакты с внешним миром и оказывает им с этой целью соответствующую материальную поддержку" <3>.

<3> Европейские тюремные правила. Rec (2006) 2: приняты Комитетом Министров 11 января 2006 г. на 952 пленарном заседании.

Статьей 97 УИК РФ регулируется порядок и условия предоставления выездов осужденным за пределы ИУ, в ней закреплен перечень осужденных, которым выезд не может быть предоставлен. В главе XVIII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений более подробно закреплен порядок разрешения осужденным выездов за пределы ИУ. Такие выезды предоставляются начальником ИУ с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного.

Уголовно-исполнительным законодательством предусматривается изменение вида ИУ в зависимости от поведения осужденного и его отношения к труду (ч. 1 ст. 78 УИК РФ). Так, в п. п. "в" и "г" ч. 2 ст. 78 УИК РФ указано, что положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены в колонию-поселение из ИК общего и строгого режима для дальнейшего отбывания наказания по отбытии не менее 1/4 срока наказания и не менее 1/3 срока наказания соответственно. Осужденные за совершение особо тяжких преступлений могут быть переведены из колонии строгого режимов в колонию-поселение по отбытии не менее 2/3 срока наказания. В ч. 3 ст. 78 УИК РФ закреплен перечень осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение.

Еще одной правовой льготой для осужденного является передвижение без конвоя или сопровождения. В ч. 1 ст. 96 УИК РФ закреплено, что такая возможность может быть предоставлена положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в исправительных и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в СИЗО и тюрьмах, если это необходимо по характеру выполняемой работы. Такое право осужденным предоставляет начальник ИУ. Часть 2 ст. 96 УИК РФ определяет исключительный перечень осужденных, которым не разрешается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения. К ним относятся осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы и иные категории осужденных. Поведение осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения за пределами ИУ, регулируется главой XXIV Правил внутреннего распорядка ИУ.

В качестве правовой льготы можно рассматривать возможность проведения длительного свидания с проживанием вне ИУ продолжительностью пять суток (ст. 89 УИК РФ). Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами. Порядок предоставления свиданий осужденным регламентируется главой XIV Правил внутреннего распорядка ИУ.

В некоторых случаях УИК РФ предоставляет осужденным возможность проживания за пределами ИК общего режима, ВК и колоний-поселений:

  1. Частью 3 ст. 121 УИК РФ установлено, что осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации могут быть по постановлению начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания освобождены из-под стражи. В этом случае осужденным разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительного учреждения за пределами исправительной колонии. Они могут содержаться совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения. Осужденным женщинам может быть разрешено проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми на арендованной или собственной жилой площади.
  2. Частью 4 ст. 133 УИК РФ осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается:

а) пользоваться деньгами;

б) носить гражданскую одежду.

  1. В п. "б" ч. 1 ст. 129 УИК РФ закреплено, что осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения.

Следует сказать, что при предоставлении любой из перечисленных правовых льгот должны учитываться личность и поведение осужденного, отбытый срок наказания, характер и тяжесть совершенного преступления.

Несмотря на достаточно полное урегулирование в законе вопросов, связанных с предоставлением правовых льгот осужденным, возникают большие трудности в их реализации.

Рассмотрим проблемы реализации законных интересов осужденных на примере выездов осужденных к лишению свободы за пределы ИУ.

Практика предоставления выездов осужденным свидетельствует о значительном сокращении предоставления выездов при одновременном существенном снижении количества осужденных, которые своевременно не прибыли в колонию. Так, всего за пределы ИУ выезжало: в 2001 г. - 10740 чел., в 2002 г. - 9309 чел., в 2003 г. - 7377 чел., в 2004 г. - 5533 чел., в 2005 г. - 5216 чел., в 2006 г. - 5897 чел., в 2007 г. - 4822 чел., в 2008 г. - 5365 чел., в 2009 г. - 3562 чел., в 2010 г. - 2698 чел. Из них не прибыли своевременно обратно: в 2001 г. - 63 чел. (0,6%), в 2002 г. - 32 чел. (0,3%), в 2003 г. - 29 чел. (0,4%), в 2004 г. - 12 чел. (0,2%), в 2005 г. - 15 чел. (0,3%), в 2006 г. - 20 чел. (0,3%), в 2007 г. - 9 чел. (0,2%), в 2008 г. - 6 чел. (0,1%), в 2009 г. - 6 чел. (0,1%), в 2010 г. - 6 чел. (0,2%) <4>.

<4> Сводный отчет ФСИН России за 2001 - 2010 гг. Форма 15-ИУ.

Для повышения интереса администрации ИУ к выездам осужденных первостепенное значение приобретает обновление действующего законодательства и приведение его в соответствие демократическим нормам нашей жизни, реалиям сегодняшнего дня. Подтверждением того, что этот процесс идет, являются законодательные акты, внесшие существенные изменения в целый ряд статей Уголовно-исполнительного кодекса, в т.ч. и в ст. 97 УИК РФ (ч. ч. 2, 3). Однако данные изменения не решили в полной мере все вопросы, касающиеся выездов осужденных к лишению свободы за пределы ИУ. Так, своевременное решение остро стоящей проблемы трудового и бытового устройства осужденного после освобождения во время выезда (путем закрепления права осужденного на выезд, а не законного интереса) будет являться одним из важнейших условий успешной социальной адаптации, предупреждения совершения им новых преступлений. Особую актуальность это приобретает в связи с тем, что уровень рецидивной преступности в нашей стране по-прежнему остается довольно высоким.

Главным опасением администрации ИУ в связи с отказом в предоставлении выездов для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения является возможность невозвращения осужденного обратно или совершения преступления во время выезда. Несомненно, подобные выезды осужденных связаны с определенным риском, но на него следует пойти, учитывая тот факт, что в скором времени они так или иначе будут освобождены. Кроме того, положительное или отрицательное поведение осужденных во время выезда с большей степенью точности позволит прогнозировать их поведение после освобождения. И наконец, положительным моментом будет являться то, что осужденный постепенно начинает привыкать к условиям свободы, сможет своевременно решить проблемы, связанные с его последующим трудовым и бытовым устройством, и все это будет проходить под контролем со стороны администрации ИК, а также семьи и родственников <5>.

<5> См.: Михлин А.С. Освобождение от отбывания наказания // Совершенствование законодательных основ исполнения уголовных наказаний: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1988. С. 79 - 80.

Существующие проблемы в применении норм, регламентирующих выезд осужденных, в частности непредоставление выезда осужденному, который этого заслуживает, существенно ограничивают воспитательное воздействие этого института, а также затрудняют выполнение требований международных стандартов в части возвращения осужденного в общество полноправным его членом.

Институт выездов за пределы исправительных учреждений способствует укреплению полезных социальных связей осужденных, смягчению их изоляции от общества, предупреждению совершения преступлений.

Следует отметить, что выезды нельзя рассматривать только как направление деятельности по исполнению лишения свободы. При более полном и глубоком рассмотрении данного правового института очевидным становится факт социальной направленности выездов, необходимость в предоставлении которых возникает не только у осужденного, но и у его родственников.

В качестве меры, способствующей предупреждению нарушений порядка выезда, уклонения от отбывания наказания, предлагается использовать электронные средства слежения (электронные браслеты) за осужденными во время их выезда. Такая практика будет эффективным образом стимулировать их правопослушное поведение во время выезда. В качестве эксперимента такой контроль необходимо ввести прежде всего за теми осужденными, которым предоставлен выезд по исключительным личным обстоятельствам. Это вызовет большой воспитательный и предупреждающий эффект, связанный со следующими соображениями: личность таких осужденных, как правило, меньше изучена, т.к. именно исключительность обстоятельств, дающих возможность для выезда, имеет большое значение, а во-вторых, согласно проведенному исследованию и статистике, таких выездов сравнительно немного, что экономически оправдывает применение электронных браслетов. Перед выездом необходимо проводить экспресс-инструктаж осужденного об использовании электронного браслета, а также соответствующую психологическую подготовку.

Таким образом, создание механизмов реализации законных интересов осужденных позволит им более широко пользоваться правовыми льготами, закрепленными в законе.