Мудрый Юрист

Пенитенциарное производство в России XX века: историко-правовое исследование *

<*> Shlykov V.V. Penitentiary proceeding in Russia of the XX century: historial-law research.

Шлыков В.В., профессор Рязанского филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

Автор статьи уделяет особое внимание пенитенциарной системе XX века, обращая внимание на особо важные изменения, происходившие в системе исполнения наказаний.

Ключевые слова: пенитенциарная деятельность, уголовно-исполнительная система, лишение свободы, осужденный.

The author of the article pays special attention to the penitentiary system of the XX century, noting the most important changes which took place in the system of execution of punishments.

Key words: penitentiary activity, criminal-executory system, deprivation of freedom, convict.

Как отмечается рядом исследователей, производственная деятельность осужденных на протяжении всей своей истории в большей или меньшей мере всегда была неразрывно связана с комплексом правовых мер по совершенствованию процесса их исправления и предупреждения совершения новых правонарушений и преступлений. Представляется, что изучение пенитенциарного производства, процесса его возникновения и эволюции предполагает его разделение на отдельные этапы.

Автором изучены, проанализированы и предлагаются для введения в научный оборот шесть исторических периодов пенитенциарного производства: начало XVIII в. - первая четверть XIX в. - I; первая четверть XIX в. - 1917 г. - II <1>; 1918 г. - середина 50-х годов XX века - III; середина 50-х - начало 90-х годов XX в. - IV; начало 90-х годов XX в. - 2004 г. - V; 2004 г. - н.в. - VI <2>.

<1> Шлыков В.В. Становление и развитие производства пенитенциарных учреждений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 5. С. 24 - 27.
<2> Кратко об этих периодах см.: Шлыков В.В. Эволюция пенитенциарного производства в России // Государство и право. 2008. N 21.

Остановимся в этой статье на них более подробно. III период эволюции пенитенциарного производства в России логичней всего увязать с периодом становления и деятельности уголовно-исполнительной системы РСФСР. Началом данного периода можно считать 1918 г., поскольку Тюремный отдел при Народном комиссариате юстиции (НКЮ), призванный заменить Главное управление мест заключения Временного правительства, учреждается с 12 декабря 1917 г. <3>.

<3> Реент Ю. История уголовно-исполнительной системы России. Рязань, 2006. С. 124.

23 июля 1918 г. принимается Постановление НКЮ "О лишении свободы, как мере наказания и о порядке отбывания такового (временная инструкция)", где впервые формулируются цели и механизмы новой уголовно-исполнительной системы. Среди основных принципов были названы самоокупаемость и перевоспитание заключенных.

Данный период характеризуется тем, что ввиду отсутствия единой нормативно-правовой базы пенитенциарной деятельности в стране наряду с системой исполнения наказаний НКЮ стали существовать дублирующие ее системы. К ним относились лагеря принудительных работ НКВД, концентрационные лагеря для военнопленных Наркомата по военным делам РСФСР, концентрационные трудовые лагеря ВЧК-ГПУ. Так продолжалось до 1922 г., пока все они не перешли в ведение НКВД.

Другой важной особенностью начала данного периода являлась Гражданская война и наличие подконтрольных белогвардейцам и иностранным оккупантам территорий, на которых временно не могли действовать принципы уголовной политики РСФСР.

Нельзя не отметить появление в начале 20-х годов новых организационных форм исправительных учреждений. Например, к концу 1920 г. карательный отдел Самарской губернии кроме исправительно-трудовых домов имел три трудовые земледельческие колонии, две фермы, концлагерь и алебастровый завод <4>. Существовали и другие места лишения свободы, однако на 1922 г. исправительно-трудовые дома (159), сельскохозяйственные колонии (29), концлагеря (56) составляли 79,9% от общего количества мест лишения свободы НКВД РСФСР <5>.

<4> Ремесло окаянное. Очерки по истории уголовно-исполнительной системы Самарской области. 1894 - 2004. Самара, 2004. Т. 1. С. 97.
<5> Рассчитано по: Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения наказания в виде лишения свободы в период 1917 - 1930 гг. М., 1992. С. 66.

С 16 октября 1924 г. основным документом, регламентировавшим деятельность уголовно-исполнительной системы РСФСР, включая вопросы труда осужденных, являлся Исправительно-трудовой кодекс, который в этой части повторял установки Положения об общих местах заключения от 15 ноября 1920 г. В нем формулировались требования о необходимости соединения наказания в виде лишения свободы и принудительных работ с исправительно-трудовым воздействием. Устанавливался принцип самоокупаемости. Кодексом запрещалось подвергать заключенных физическому страданию и унижению человеческого достоинства. Устанавливалось раздельное содержание заключенных различных категорий и применение прогрессивной системы отбывания наказания.

В качестве основных средств исправления и перевоспитания заключенных предусматривались режим, труд и культурно-просветительная работа. В Кодексе указывалось, что "занятие заключенных работами имеет воспитательно-исправительное значение...". Задача культурно-просветительной работы "состоит в поднятии интеллектуального уровня и гражданского развития заключенных".

Кодекс регламентировал деятельность распределительных и наблюдательных комиссий (30 октября 1929 г. они были упразднены) и регулировал исполнение принудительных работ без содержания под стражей.

27 июня 1929 г. Политбюро утвердило Постановление "Об использовании труда уголовно-заключенных", которым предписывалось в дополнение к единственному тогда Соловецкому лагерю создать сеть новых лагерей в отдаленных районах страны с целью их колонизации и разработки "природных богатств путем применения труда лишенных свободы" <6>. Первоначально речь шла об их наполняемости в 50 тыс. человек. Однако уже на 01.01.1930 в них было 180 тыс. человек.

<6> РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 476. Л. 2. 11.

Наличие такого количества заключенных и спецпереселенцев сделало перспективы их привлечения к труду неясными даже для руководства ведомства. Зампред ОГПУ Г. Ягода в апреле 1930 г. резко критиковал систему лагерей и предлагал заменить их колонизационными поселками, расположенными в отдаленных регионах страны. По его мнению, заключенные могли там жить с семьями, работать на лесозаготовках или в других отраслях и вести подсобное хозяйство <7>.

<7> История сталинского ГУЛАГа. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7-и томах. М.: РОССПЭН, 2004. Т. 3. Экономика ГУЛАГа. С. 27.

Важное значение для развития ОГПУ СССР имело Постановление ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г. об изменении некоторых статей Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Там, в частности, говорилось, что лишение свободы на срок до 3 лет отбывается в общих местах заключения, т.е. исправительно-трудовых колониях, а лишение свободы от 3 до 10 лет - в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях страны. В отечественном законодательстве появляется термин "исправительно-трудовой лагерь". 7 апреля 1930 г. Постановлением СНК СССР было утверждено Положение об исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ). Положение предусматривало изоляцию особо опасных социальных правонарушителей, привлечение их к общественно полезному труду с целью приспособления к условиям трудового общества.

Первыми ИТЛ ОГПУ были Соловецкий (1923 г.), Ухтинско-Печорский, Архангельский, Котласский, Пинюгинский, Сыктывкарский, Усть-Вымский. Они подчинялись Управлению лагерей (УЛАГ) ОГПУ, которое вскоре стало главным управлением (ГУЛАГ). К концу 1934 г. в них насчитывалось около 700 тыс. осужденных. Как отмечает Ю. Реент, "В отличие от учреждений, подведомственных ГУМЗ, перевоспитание заключенных среди основных задач лагерей не значилось" <8>.

<8> Реент Ю. Указ. соч. С. 166, 168.

После ликвидации в декабре 1930 г. НКВД союзных и автономных республик подведомственные им места лишения свободы были переданы во вновь образованное Главное управление исправительно-трудовых учреждений Народного комиссариата юстиции РСФСР. К концу 1934 г. в НКЮ РСФСР насчитывалось 534 учреждения, исполнявших наказания в виде лишения свободы, в которых содержалось, по разным оценкам, около 300 тыс. осужденных <9>.

<9> Там же.

В связи с изменениями, произошедшими в системе мест лишения свободы и с тем, что некоторые положения ИТК РСФСР 1924 года устарели, НКЮ РСФСР разработал проект нового ИТК РСФСР, который был утвержден Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1933 года.

Новый Кодекс закреплял положение о том, что основным видом мест лишения свободы являются исправительно-трудовые колонии. В сторону ослабления изоляции заключенных от внешнего мира изменились правила режима. Вместо культурно-просветительной была введена политико-воспитательная работа среди заключенных. Кодекс регулировал порядок исполнения исправительно-трудовых работ без лишения свободы, расширял участие общественности в деятельности мест лишения свободы. Значительно повышалась роль наблюдательных комиссий. Нельзя не признать, что это в определенной мере было шагом вперед "от тюрем к воспитательным учреждениям" <10>. В нем же прописывалось деление исправительно-трудовых колоний на фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные.

<10> Ремесло окаянное. Т. 1. С. 115 - 116.

1934 г. можно рассматривать как год завершения деятельности уголовно-исполнительной системы РСФСР. В этом году образовывается Народный комиссариат внутренних дел СССР, который объединяется с ОГПУ СССР. ГУИТУ НКЮ упраздняется, и все места лишения свободы объединяются под началом Главного управления лагерей и трудовых поселений, которое вскоре получает новое название - Главное управление лагерей, трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР <11>.

<11> Реент Ю. Указ. соч. С. 169.

Даже принимая во внимание излишнюю политизированность рассматриваемой темы, нельзя не отметить, что в 30-е годы руководство ГУЛАГ уделяло внимание активизации и стимулированию трудовой деятельности заключенных, о чем свидетельствуют положения отдельных приказов. "В целях закрепления достигнутых результатов и для обеспечения наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития и углубления указанных методов вовлечения заключенных в трудовую жизнь, а также для поощрения заключенных, которые усердным высокопроизводительным трудом и точным выполнением всех требований лагерной и трудовой дисциплины дают доказательства о происшедшем в них переломе в сторону исправления, на основании данных мне указаний зам. пред. ОГПУ т. Ягода приказываю: допустить применение в отношении заключенных исправительно-трудовых лагерей зачета трех рабочих дней за четыре дня срока и четырех дней работы за пять дней срока" <12>.

<12> О применении зачетов рабочих дней в лагерях: Приказ ГУЛАГ от 30.07.1931 N 190736.

Таким образом, к середине 30-х годов XX в. в СССР была сформирована система исполнения наказаний, подчиняющаяся принципам единоначалия во главе с Главным управлением лагерей, трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР, которому подчинялись исправительно-трудовые колонии четырех типов и исправительно-трудовые лагеря, опирающиеся в своей деятельности на нормативно-правовую базу, основой которой являлся Исправительно-трудовой кодекс 1933 г.

Если в 20-е годы лишь некоторую часть заключенных удавалось занять в кустарных и полукустарных мастерских и на мелких предприятиях, создаваемых в местах лишения свободы, или по договорам на предприятиях и стройках других ведомств, то уже в годы первой пятилетки (1928/29 - 1933/34 гг.) ключевым элементом экономики ОГПУ стали крупные объекты, возведение и эксплуатация которых требовали массового применения неквалифицированной рабочей силы в чрезвычайно неблагоприятных климатических условиях. В качестве примера приведем численность осужденных, работавших на отдельных стройках и объектах страны к началу 1935 г.: канал Москва - Волга - 193 тыс. чел., Байкало-Амурская железная дорога (БАМ) - 150 тыс. чел., Ухтинско-Печерский лагерь (добыча нефти, угля) - 61 тыс. чел., заготовка дров для Ленинграда (Свирский лагерь) - 40 тыс. чел., заготовка дров для Москвы (Темниковский лагерь) - 33 тыс. чел.

С 1936 г. НКВД СССР впервые наряду с другими наркоматами должен был представить хозяйственный план не только по капитальным работам (это требовалось и раньше), но и по промышленному производству. Таким образом, он приравнивался к промышленным наркоматам.

К указанному периоду сложилась специализация его деятельности, которая включала: горнодобывающие отрасли, строительство, лесозаготовку и передачу осужденных другим ведомствам.

В 1935 - 1936 гг. Приказом Наркома внутренних дел СССР от 09.06.1935 N 167 и Циркуляром ГУЛАГ от 04.12.1935 N 43-446 вначале на строительстве канала Москва - Волга, а затем во всех отраслях производства в лагерях и местах заключения, а также в хозяйственных работах, поддающихся нормированию, вводилась сдельная оплата труда.

Ввиду неудовлетворительности результатов труда в 1938 г. с 1939 г. во всех лагерях вводилась должность десятника (мастера), который должен был руководить 2 - 4 постоянными бригадами численностью 50 - 100 чел. 15 - 20% десятников разрешалось назначать из заключенных, имеющих техническое образование и отличившихся ударной работой на производстве <13>.

<13> Об улучшении организации труда в лагерях и укреплении авторитета десятника: приказание по ГУЛАГ от 16.09.1939 N 345.

На количественный и качественный состав осужденных сильно повлияла война. В 1941 - 1943 гг. было досрочно освобождено свыше 570 тыс. чел., в 1941 - 1945 гг. умерло свыше 1 млн. заключенных, более 20% составляли больные.

Возникший недостаток заключенных частично компенсировался использованием так называемого мобилизационного контингента - 400 тыс. чел. советских граждан национальностей стран, воюющих с СССР (немцев, финнов, румын). Часть из них содержалась в лагерях наравне с осужденными. В последний период войны и после ее окончания в лагерях содержалось значительное количество военнопленных.

Послевоенные годы характеризуются широким использованием заключенных в десятках наркоматов, что говорит о том, что привлечение осужденных к труду находилось вне правового поля, а пенитенциарные цели государства состояли в их наиболее дешевом экономическом использовании.

Данный период, по мнению некоторых исследователей, характеризуется признаками кризиса экономики МВД, ухудшением оперативной обстановки в местах лишения свободы (волнения в лагерях и лагерный бандитизм), снижением производительности труда, сокращением доли осужденных, привлекаемых на производство <14>.

<14> История сталинского ГУЛАГа. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. С. 35 - 37.

Свидетельством о готовности к постепенному отказу от традиционных форм организации лагерной экономики являлась поддержка МВД компаний досрочного освобождения заключенных с последующим прикреплением их к определенным предприятиям в качестве вольнонаемных рабочих. Так, в сентябре 1950 г. на строительстве Волго-Донского канала работало 20,9 тыс. вольнонаемных и 52,8 тыс. заключенных <15>.

<15> Там же.

Смерть И. Сталина, назначение Л. Берии новым министром объединенного МГБ и МВД, передача из МВД в ведение хозяйственных министерств всех строительных и промышленных предприятий привели к тому, что сметная стоимость всех строительных работ МВД была сокращена со 105 до 19 млрд. руб., амнистировано 40% (1 млн.) осужденных, лагеря и колонии, кроме особых лагерей, были переданы из МВД в Министерство юстиции. Таким образом, 1953 г. можно считать завершающим годом рассматриваемого периода.

Результаты проведенного анализа показывают, что на пенитенциарное производство начала 50-х годов важное влияние оказывали два обстоятельства: во-первых, уменьшение количества рабочих рук и рост в лагерях удельного веса уголовников-рецидивистов, во-вторых, изменение экономической роли МВД, которое теперь выступало в качестве поставщика рабочей силы и зависело от потребностей хозяйственных ведомств, которым в большей степени требовались вольнонаемные, а не заключенные.

Проблемы с трудоустройством заключенных заставляли принимать управленческие решения, связанные с реорганизацией существующей системы лагерей, путем реформирования их в исправительно-трудовые колонии, имеющие собственные производства.

Задуманная реформа стала проводиться в 1956 г. и совпала с очередным (IV) периодом развития пенитенциарного производства, непосредственно связанного с целями исправления и профилактики пенитенциарной преступности осужденных. Он приходится на середину 50-х годов - начало 90-х годов XX в.

Из ведения МВД хозяйственным министерствам передавались последние значительные хозяйственные подразделения (Главное управление специального строительства, Главное управление лесной промышленности и др.). Один из символов сталинской эпохи - ГУЛАГ - прекращал свое существование.

25.10.1956 выходит Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС "О мероприятиях по улучшению работы МВД СССР", в котором, в частности, предусматривалась замена лагерей колониями, организованными на базе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где осужденные могли бы получать рабочую квалификацию.

На основе этого руководство УИС решало задачу завершения создания и дальнейшего развития собственной производственной базы. В интересах этого организационная структура производства исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) полностью копировалась с аналогичных производств аналогичных секторов народного хозяйства. Многие предприятия ИТУ вступали в контрагентские отношения с крупными предприятиями-смежниками. В результате сложилось два основных направления собственного производства - производственная деятельность, которая планировалась централизованно, на основе народнохозяйственных планов, и производство, работающее в кооперации с предприятиями отраслевых министерств.

Вскоре стало ясно, что отсутствие необходимых ресурсов не дает возможности реформирования. МВД стало требовать возвращения части утраченных хозяйственных объектов и добилось решения об отсрочке ликвидации лагерей <16>.

<16> Письмо Министра внутренних дел СССР Н.П. Дудорова Председателю Совета Министров СССР Н.А. Булганину о передаче в состав МВД СССР из других министерств Главного управления специального строительства, Дальстроя и строительных организаций в районе Воркуты от 24.05.1957 N 759/д; О трудовом использовании заключенных: Докладная записка Комиссии ЦК КПСС в ЦК КПСС от 24.08.1957 N ОС-330.

Нельзя не согласиться с мнением М. Деткова о том, что в советских исполнительно-трудовых учреждениях на протяжении длительного периода велся поиск наиболее оптимальных форм официальной среды осужденных, с тем чтобы наиболее эффективно использовать предусмотренные законом формы, методы и средства психолого-педагогического воздействия на личность.

В качестве наиболее удачной формы организации среды осужденных был признан отряд, история которого в советское время начинается с создания строительного отряда в Дмитлаге ОГПУ в соответствии с Приказом от 15.02.1934. Однако его настоящее рождение, становление и развитие предопределялись изданием Приказа МВД СССР от 14.06.1957 N 0375 об утверждении Временного положения о начальнике отряда <17>.

<17> Детков М. Отряд осужденных как основное организационное звено в структуре исправительного учреждения // Преступление и наказание. 2003. N 11. С. 65.

Важными организационно-управленческими этапами развития уголовно-исполнительной системы являлись Приказы МВД СССР N 370 1971 г. и N 320 1982 г., Приказ МВД РФ от 31 мая 1993 г., которые последовательно закрепляли принципы формирования отрядной системы ИУ. В частности, в Приказе МВД СССР N 370 1971 г. отмечалось, что стабильность отрядного звена определялась работой в одну смену и на одном производственном участке. Приказ МВД СССР N 320 1982 г. подчеркивал, что в основу формирования отряда закладывается принцип педагогической, режимной и производственной целесообразности. Приказ МВД РФ от 31 мая 1993 г. в очередной раз подтверждал, что отряд является основным организационным звеном в структуре исправительного учреждения.

В конце 70-х - начале 80-х годов XX в. в условиях пенитенциарного производства ведется активный поиск передовых форм привлечения осужденных к труду, проводятся экономические эксперименты: внедряется бригадная форма организации труда; создаются укрупненные промышленные предприятия, производственные объединения и т.д. <18>. Появляются работы, посвященные вопросам исправления осужденных к лишению свободы в процессе воспитательного и трудового воздействия на них.

<18> Торопчинов А.Г. Особенности организации управления производством исправительно-трудовых учреждений: Конспект лекции. Домодедово, 1980; Лесничий Ю.Н., Теленков В.А., Торопчинов А.Г. Опыт работы укрупненных предприятий УВД Волгоградского и Горьковского облисполкомов. М.: ВИПК МВД СССР, 1980.

Отличительными чертами данного периода являются: развитие законодательной базы, регламентирующей производственную деятельность ИТУ <19>, свертывание традиционной сельскохозяйственной деятельности, создание в 1957 г. фактически новой отрядной системы, которая использовалась и в производственной деятельности, введение общеобразовательного и профессионального обучения осужденных, введение в штат ИТУ должности инженера по производственно-техническому обучению осужденных.

<19> О мерах по трудовому использованию осужденных: Приказ МВД СССР N 642 1957 г.; Об утверждении Положения об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 сентября 1961 г.; Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г.

Вступление УИС в рыночную экономику (начало 90-х годов XX в.), вызвавшее значительное ухудшение работы исправительных учреждений по всем направлениям, включая производственное, можно рассматривать как начало очередного (V) периода развития пенитенциарного производства.

Переход к рынку в условиях разрыва экономических и хозяйственных связей, конверсия оборонных отраслей промышленности крайне негативно отразились на деятельности предприятий исправительных учреждений ГУИН Минюста России. В начале 90-х годов были прерваны практически все экономические связи учреждений УИС с отраслевыми предприятиями. Резко сократился выпуск продукции по кооперации. С введением таможенных границ были утрачены связи с поставщиками сырья и комплектующих материалов из стран СНГ. Сократились рынки сбыта готовой продукции.

Поставки готовой продукции стали осуществляться не по фондам Госснаба СССР, а в условиях свободных рыночных отношений. Практически в два раза уменьшилось финансирование УИС. Значительная часть собственных оборотных средств предприятий была отвлечена на содержание осужденных. Эти обстоятельства привели к резкому спаду производственно-хозяйственной деятельности УИС.

Приведем только несколько показателей, характеризующих состояние производственного комплекса УИС в 1995 г. Количество неработающих из-за непредоставления работы осужденных составляло 180 тыс. чел., более 200 предприятий на начало года были убыточными, только за первый квартал было отвлечено из производственной деятельности 93 млрд. руб., просроченная задолженность по заработной плате работникам предприятий ИУ составляла более 36 млрд. руб., 44% произведенной системой продукции, в т.ч. из-за низкой конкурентоспособности, не могло быть реализовано <20>.

<20> Об активизации производственно-хозяйственной деятельности в уголовно-исполнительной системе: Приказ Министерства внутренних дел России от 23 июня 1995 г. N 242.

Указанные обстоятельства в 1993 - 2004 гг. привели к уменьшению количества предприятий в УИС более чем на 10%, полуторакратному уменьшению вывода осужденных на оплачиваемые работы и другим не менее значимым для промышленного комплекса отрицательным последствиям.

Необходимо отметить, что данный период характеризуется снижением внимания государства к уголовно-исполнительной системе в целом и упадком промышленного комплекса УИС в частности.

В этот же период появляется задолженность уголовно-исполнительной системы перед государством - понятие, которого прежде никогда не существовало. Еще одной особенностью данного периода, интересной для нашего исследования, стало формирование и развитие правовых основ организации производственной деятельности уголовно-исполнительной системы, которые действуют в настоящее время.

Речь идет прежде всего о принятии в 1993 г. Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в 1997 г. - нового Уголовно-исполнительного кодекса.

Необходимо отметить вначале создание, а затем законодательное отнесение государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы к коммерческим организациям, функционирующим в целях извлечения прибыли, что углубило конфликт экономического и правового начал привлечения осужденных к труду.

Окончанием данного, равно как и началом нынешнего (VI), периода можно считать 2004 г., в феврале которого была учреждена Федеральная служба исполнения наказаний, а Главное управление исполнения наказаний упразднено.

Содержанием последнего периода, который еще ждет своих исследователей, являлся процесс реформирования государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы в центры трудовой адаптации осужденных, дальнейшее изменение уголовно-исполнительного законодательства и поиск форм привлечения осужденных к труду, наиболее соответствующих меняющейся парадигме.