Мудрый Юрист

Взаимовлияние теоретического знания и прикладной науки в процессе обеспечения интересов безопасности личности, общества и государства (по материалам международной научно-практической конференции "пенитенциарная безопасность в механизме обеспечения национальной безопасности" (самара, 24 - 25 июня 2011 года)) *

<*> Romashov R.A., Galusin A.F., Motin O.A. Interaction of theoretical knowledge and applied science in the process of ensuring interests of safety of person, society and state.

Ромашов Р.А., начальник Самарского юридического института ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Галузин А.Ф., заместитель прокурора Самарской области, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный работник прокуратуры России.

Мотин О.А., старший научный сотрудник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Самарского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.

Прогресс науки определяется трудами

ее ученых и ценностью их открытий.

Л.Пастер

За последние годы в современной юриспруденции наметилась отчетливая тенденция практической направленности большинства теоретических исследований проблем права. В настоящее время возникающие угрозы безопасности в самых различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства заставляют ученых ориентировать свои работы на достижение конкретных, востребованных практикой результатов. Действительно, исключительно научные мероприятия уходят в прошлое, и современные юристы проявляют интерес только к конференциям, в работе которых участвуют специалисты-практики в различных областях юридической деятельности.

Чтобы привлечь таких специалистов к участию в работе конференции, необходимо заинтересовать их актуальной проблематикой, отразив в наименовании темы наиболее значимые правовые вопросы. Одним из таких, бесспорно, прикладных аспектов российской и зарубежной юриспруденции является проблема пенитенциарной безопасности и ее роли в механизме обеспечения национальной безопасности. В этой связи тема прошедшей в Самарском юридическом институте ФСИН России 24 - 25 июня 2011 года Международной научно-практической конференции "Пенитенциарная безопасность в механизме обеспечения национальной безопасности" является актуальной и значимой в контексте реформирования уголовно-исполнительной системы России.

Указанная конференция проводилась Самарским юридическим институтом ФСИН России совместно с Институтом права Самарского государственного экономического университета, Самарским региональным отделением Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", Прокуратурой Самарской области и Международной российско-украинской общественной организацией "Фонд "Диалог-мир". В ее работе приняли участие российские и зарубежные ученые, специалисты в области конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного, административного права и процесса, теории и истории права, политологии, экономики, представители судебных и правоохранительных органов, правозащитных организаций.

В качестве основных направлений работы конференции были предложены тезисы - государство, право, безопасность: соотношение понятий; пенитенциарная безопасность как юридическое и социальное явление; соотношение пенитенциарной и национальной безопасности; пенитенциарная опасность: понятие, формы, содержание; система пенитенциарной безопасности как очевидная реакция государства на возникающие социальные опасности; проблемы государственной безопасности: метаморфозы восприятия в истории политико-правовой и социально-культурной мысли; реализация уголовной политики государства в контексте политогенеза; понимание природы пенитенциарной безопасности в современной России и зарубежных странах; государственно-правовой механизм обеспечения пенитенциарной безопасности: причинно-следственные связи; пенитенциарная безопасность как объект сравнительного правоведения; правовая регламентация норм, обеспечивающих пенитенциарную безопасность в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном праве; особенности реализации уголовно-правовой политики Российской Федерации в сфере пенитенциарной безопасности; механизм межгосударственного сотрудничества в области обеспечения пенитенциарной безопасности; пенитенциарная безопасность в контексте реформы уголовно-исполнительной системы современной России; уголовный процесс, криминалистика и оперативно-розыскная деятельность: актуальные вопросы обеспечения пенитенциарной и национальной безопасности; профессиональные требования к сотрудникам уголовно-исполнительной системы: исторический и сравнительно-правовой анализ; профессиональная компетентность сотрудников правоохранительных органов как фактор обеспечения пенитенциарной безопасности; психолого-педагогические проблемы обеспечения безопасности в пенитенциарной системе России; исследование проблем пенитенциарной безопасности в истории и философии; отражение проблем пенитенциарной безопасности в культуре и искусстве России и зарубежных стран; влияние на пенитенциарную безопасность феномена криминальной субкультуры в литературе, музыке, живописи и кинематографии; влияние современных средств массовой информации на состояние пенитенциарной безопасности; реорганизация отрядной формы содержания осужденных как условие повышения пенитенциарной безопасности; законодательство России и зарубежных стран в сфере обеспечения безопасности: сравнительный анализ и перспективы совершенствования; российская и зарубежные уголовно-исполнительные системы: развитие и перспективы сотрудничества в сфере пенитенциарной безопасности; реформирование уголовно-исполнительной системы России с учетом специфики пенитенциарных систем различных государств.

Лейтмотив пленарного заседания на тему "Пенитенциарная безопасность: состояние, проблемы и перспективы" определялся докладами начальника Самарского юридического института ФСИН России доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации генерал-майора внутренней службы Р.А. Ромашова и заместителя прокурора Самарской области кандидата юридических наук, профессора, заслуженного работника прокуратуры России, старшего советника юстиции А.Ф. Галузина.

В частности, профессором Р.А. Ромашовым было предложено феномен безопасности рассматривать в двух аспектах: как отсутствие опасности (в этом смысле целью является исключение угроз и вызовов, образующих опасность, из числа факторов влияния) и как адекватную реакцию на возникающую опасность, готовность и способность к осуществлению деятельности по противодействию ей. В первом случае безопасность представляется как противоположность опасности, во втором - как ее следствие. В таком понимании безопасность и опасность выступают как детерминирующие феномены, рассматривать которые в отрыве друг от друга бессмысленно. При этом опасность является первичной категорией, а безопасность - производной. Говорить о безопасности начинают только тогда, когда фактор, рассматриваемый в качестве опасности, начинает представлять реальную угрозу для конкретного субъекта. Пример: мы рассматриваем информацию о природной катастрофе в Японии либо о террористическом акте на Ближнем Востоке не как реальную угрозу, а как некий негативный информационный сюжет, не несущий в себе угрозы для нашей жизнедеятельности, а потому не представляющий опасности. Вывод: в реальной жизни опасностью считается то, что несет в себе реальную угрозу для субъекта, ассоциирующего себя с опасной средой.

Продолжая анализ пенитенциарной безопасности в контексте пенитенциарной опасности и с учетом того, что безопасность есть следствие опасности, Р.А. Ромашов предлагает определиться с тем, что такое пенитенциарная опасность. Опасность - совокупность факторов, в комплексе образующих агрессивную среду, способную при определенных обстоятельствах причинить вред правам и законным интересам индивидуальных и коллективных субъектов. Пенитенциарная опасность - совокупность вредоносных угроз, исходящих от пенитенциарной среды. Пенитенциарная опасность носит как внутрисистемный, так и межсистемный характер. Внутрисистемные угрозы обусловливают опасность по отношению к лицам, непосредственно находящимся в пенитенциарной среде и выступающим в качестве ее системных элементов. К этим лицам относятся как осужденные и сотрудники УИС, так и те, кто оказался в пенитенциарном учреждении в силу решения задач разового характера (родственники и близкие осужденных, сотрудники полиции, прокуратуры и адвокатуры, священнослужители, журналисты, представители общественных организаций и др.). В области межсистемных отношений в качестве источника пенитенциарной опасности следует рассматривать саму пенитенциарную систему, деятельность которой представляет угрозу для законопослушного общества.

Пенитенциарная опасность носит объективный характер и существует до тех пор, пока существует преступность, то есть вечно. Следовательно, не имеет смысла говорить о ликвидации данного вида опасности. Пенитенциарная безопасность представляет собой комплекс институциональных и процессуальных мер, направленных на выявление и противодействие пенитенциарной опасности. С учетом того что пенитенциарная среда, являясь составным элементом социальной среды, воспринимает и определенным образом отражает процессы социального развития, которые трансформируются в угрозы, образующие пенитенциарную опасность.

Вместе с тем можно выделить направления пенитенциарной безопасности, в той или иной степени представленные на всех этапах развития пенитенциарной среды. Такими направлениями являются: внутренняя безопасность - система средств и методов, обеспечивающих эффективное противодействие вредоносным угрозам в отношении осужденных, сотрудников учреждений исполнения наказаний; внешняя безопасность - система средств и методов, обеспечивающих противодействие угрозам, исходящим от самой пенитенциарной системы. В этой связи Р.А. Ромашов формулирует серьезную проблему: в настоящее время в России на уровне индивидуального и коллективного сознания пенитенциарная среда ассоциируется с враждебной, что влечет за собой безусловный приоритет в инструментарии пенитенциарной безопасности мер силового характера, реализующихся в рамках конфликтных отношений. И далее он предлагает вывод: переход к парадигме общецивилизационной культуры, основанной на диалоговых формах общения представителей различных социальных групп в контексте пенитенциарной безопасности, предполагает внедрение в практику уголовно-исполнительной системы инновационных средств и методов социального партнерства, обеспечивающих, с одной стороны, создание комплекса стимулов, побуждающих осужденного к исправлению, а с другой - ужесточение режима отбытия наказания в отношении лиц, избравших для себя антисоциальный, противоправный тип поведения.

В свою очередь, заместитель прокурора Самарской области А.Ф. Галузин указывает, что безопасность общества обеспечивается в том числе системой исполнения уголовных наказаний - УИС. В свою очередь, УИС порождает опасности для общества и государства, которые являются предметом пенитенциарной безопасности.

Далее А.Ф. Галузин отмечает, что в исследовании проблем исполнения и отбывания уголовных наказаний складывается "пенитенциарный подход", формирующий тенденцию трансформации уголовно-исполнительной доктрины в пенитенциарную. В рамках такого подхода сосуществуют представления об уголовно-исполнительном и пенитенциарном праве, системах учреждений и органов, функциях, деятельности, безопасности. В формировании "пенитенциарного подхода" важно определение сущности, структуры и содержания пенитенциарного права и процесса в теории, законодательстве, практике исполнения и отбывания содержания под стражей и уголовных наказаний, обеспечения безопасности с учетом положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Пенитенциарная безопасность личности, общества, государства от порождаемых УИС опасностей в уголовно-исполнительном и пенитенциарном (покаянном, исправительном) процессах является обособленным видом безопасности, состоящим из взаимосвязанных уровней (режимов) безопасности уголовно-исполнительного процесса (режимов содержания под стражей и исполнения уголовных наказаний) и безопасности пенитенциарного процесса (режимов мотивирования и стимулирования покаяния, исправления, ресоциализации осужденных). Пенитенциарная безопасность обеспечивает защищенность субъектов пенитенциарных отношений от вредоносных угроз, обусловленных функционированием УИС, образующих относительно самостоятельную по сфере, источникам возникновения и характеру вредоносности ее направленности совокупность опасностей, позволяющую выделять пенитенциарную безопасность как самостоятельный вид национальной безопасности, отличный от безопасности УИС как одной из государственных систем.

На приглашение к участию в данной конференции откликнулись более ста тридцати отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области юриспруденции, представителей общественных организаций, территориальных органов ФСИН России, а также различных органов власти из почти четверти всех субъектов Российской Федерации. В истории Самарского юридического института ФСИН России данное мероприятие оказалось одним из самых масштабных по географии его участников. Всего в работе конференции приняли очное и заочное участие 18 докторов наук, 71 кандидат наук, 13 сотрудников практических органов, представляющих 20 субъектов Российской Федерации, а также три государства ближнего зарубежья - Украину, Казахстан и Беларусь.

Проявили пристальное внимание к конференции и к развитию взаимодействия науки с практической деятельностью, приняв в ней непосредственное участие, заместитель начальника ГУФСИН по Самарской области полковник внутренней службы В.М. Дорош; уполномоченный по правам человека в Самарской области, кандидат исторических наук И.А. Скупова; судья Верховного Суда Российской Федерации (в отставке), доктор юридических наук, доцент Н.А. Колоколов; советник отдела анализа и обобщения практики Конституционного Суда России, кандидат юридических наук, доцент О.П. Егоршина; начальник отдела по надзору за исполнением уголовных наказаний прокуратуры Самарской области Н.Н. Черняков; председатель правления Самарской региональной общественной организации правовой помощи и просвещения "Гражданская позиция", председатель секции по правам человека Общественного совета при Самарской губернской Думе И.Н. Кочуева.

Межотраслевой характер темы конференции позволил в рамках пленарного заседания в течение двух дней обсудить более тридцати докладов, связанных с различными аспектами понимания, обеспечения и значения пенитенциарной безопасности.

Среди наиболее запомнившихся и тесно связанных с проблемами практической деятельности следует выделить выступление с приветственным словом заместителя начальника ГУФСИН России по Самарской области полковника внутренней службы В.М. Дороша, в котором он назвал профилактику наркотизма осужденных средством обеспечения пенитенциарной безопасности. В контексте темы конференции решение проблемы наркотизма осужденных действительно представляется важнейшим условием обеспечения пенитенциарной безопасности, т.к. на сегодняшний день наибольшее количество преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях УИС России, связано с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. В качестве путей решения обозначенной проблемы с учетом уже имеющегося опыта ГУФСИН России по Самарской области был предложен комплекс мероприятий: от совершенствования технических мер охраны исправительных учреждений до изменения социально-правовых основ исправительного воздействия на осужденных.

С познавательным докладом выступил доктор юридических наук, профессор А.А. Тарасов. В его выступлении были затронуты проблемы российской пенитенциарной системы в решениях Европейского суда по правам человека, в частности, проанализированы те решения, в которых действия (бездействие) должностных лиц Российской Федерации были признаны противоречащими Европейской конвенции по правам человека, Европейским пенитенциарным правилам и иным международно-правовым актам в сфере обеспечения прав человека. При этом в выступлении подвергалась сомнению степень судейского усмотрения в процессе установления юридически значимых обстоятельств при вынесении Европейским судом по правам человека решений. В связи с этим участниками конференции был в целом одобрен основной вывод по итогам доклада о необходимости учета интересов Российской Федерации в процессе исполнения решений указанной судебной инстанции.

Активную дискуссию вызвал доклад уполномоченного по правам человека в Самарской области И.А. Скуповой "Пенитенциарная система и общество: стереотипы сознания как препятствия в обеспечении безопасности". Особое внимание автор обратил на то, что диапазон общественных оценок включает крайне противоречивые суждения, нередко основанные на незнании, предубеждениях и стереотипах. Часть людей убеждены, что учреждения Федеральной службы исполнения наказаний России по-прежнему представляют собой исключительно островки ГУЛАГа. Другая крайность проявляется в агрессивном недовольстве по поводу затрат на улучшение условий содержания осужденных, тогда как не все малоимущие законопослушные граждане могут рассчитывать на объемные меры социальной поддержки. К группе стереотипов, бытующих в обществе по отношению к пенитенциарной системе, омбудсмен отнесла следующие из них.

Стереотип 1. Осужденным помогать не надо: "Раз человек совершил преступление против общества, то общество ему помогать не должно. Как раз такое отношение и порождает порочный круг: человек совершил преступление - общество его осудило и отказалось от него". Поэтому человек, даже если он имел потенциал к исправлению, ощущая пренебрежительное отношение к своим проблемам, становится все более агрессивным по отношению к обществу, которое решило о нем "забыть". "К сожалению, агрессия порождает только агрессию. Нам необходимо быть выше этого и относиться к правам любого человека как к ценности", - отметила И.А. Скупова.

Стереотип 2. "Назначение" виновных среди осужденных - это нормально: он все равно уже осужден, он уже сидит, так какая ему разница, сколько сидеть: 15 или 17 лет? Омбудсмен пояснила, что подчас правоохранительные органы предпочитают не разбираться в деталях и не искать реальных виновных в том или ином происшествии, а просто "назначать" их из числа осужденных, на которых это легче всего можно возложить. Отношение к осужденным как к "лагерной пыли" рождает укоренение самых тяжких провокаций и не ведет к исправлению.

Стереотип 3. Осужденные, которые пишут жалобы, - сутяжники и бездельники: "Делать им нечего целыми днями, вот они и развлекаются, строча письма во все инстанции". По мнению уполномоченного по правам человека, то, что кажется "мелкой неприятностью" для человека "по эту сторону решетки" или лиц, облеченных властью над "сидельцами", может оказаться действительно гнетущим фактором для осужденных. Особенности человеческой психики таковы, что осужденные довольно быстро "забывают" про собственные преступления, но чрезвычайно остро воспринимают любую несправедливость, допускаемую по отношению к ним. Мы же понимаем, что "самые мелкие несправедливости вызывают самые большие обиды", отметила омбудсмен.

Стереотип 4. Нечего все разъяснять осужденным, бессмысленно с ними разговаривать: "Нечего тратить свое время на "разжевывание" информации - это бессмысленная болтовня, которая не повлечет никакого результата". И.А. Скупова уверена, что разговаривать надо. Во-первых, со стороны осужденного бесконечные жалобы и просьбы что-то объяснить - это попытка привлечь к себе человеческое внимание. А формальные отписки зарождают у человека обиду и озлобленность. А во-вторых, разговоры, убеждения, прояснение позиций - это очень действенные инструменты для человека, который умеет ими пользоваться.

Стереотип 5. Если жалоба необоснованна, то незачем ею заниматься. "Оснований для мер реагирования не усматривается..."; "в результате проведенной проверки нарушения не выявлены..." - эти формулировки означают, как правило, что после подготовки такого ответа о письме осужденного забудут. Как полагает самарский омбудсмен, необоснованные жалобы - самые опасные, т.к. они свидетельствуют о каком-то скрытом дефекте системы, который еще не проявился в реальности. Именно поэтому с таким человеком надо работать особенно внимательно.

Завершая свое выступление, уполномоченный по правам человека отметила, что "стереотипы - это важная часть сознания общества. Поэтому для того, чтобы их разрушить, нужна постоянная работа с личным составом колоний, а также с людьми, находящимися по ту сторону забора с колючей проволокой".

Живой интерес и позитивную дискуссию вызвали доклады доктора юридических наук, профессора В.В. Болговой "Пенитенциарная безопасность, публичный интерес и правовая политика"; кандидата экономических наук, профессора, докторанта ИГП РАН, президента Международной российско-украинской общественной организации "Фонд "Диалог-Мир" Г.Н. Муртазаевой (г. Киев, Украина) "Механизм обеспечения пенитенциарной безопасности в контексте пенитенциарной системы Королевства Норвегия"; кандидата юридических наук, доцента К.П. Краковского "Суд на страже государственной безопасности: преисподняя судебного ведомства (историко-правовой взгляд)" и других исследователей.

Второй день конференции открывало выступление доктора юридических наук, судьи Верховного Суда РФ (в отставке) Н.А. Колоколова на тему "Принципы организации пенитенциарной системы России и Норвегии: общее и особенное". В связи с указанной темой доклада интересным представляется мнение известнейшего криминолога Нильса Кристи, который в ответ на вопрос, чем тюрьма в Норвегии отличается от таковой в России, сказал: "Принципиальных отличий нет и быть не может, поскольку тюрьма есть тюрьма, и этим все сказано" <1>.

<1> Колоколов Н.А. В гостях у Нильса Кристи // Юридическая газета. 2011. 20 июля. URL: http://www.yur-gazeta.ru/article.php?n=280.

Таким образом, общим в принципах организации пенитенциарных систем России и Норвегии является то, что:

Что касается формальных отличий, то их предостаточно. Тюрьмы бывают комфортными и не очень, в них может содержаться масса народу или всего дюжина заключенных. Костяк осужденных в одних странах - свои граждане (Россия), в других - иностранцы (Норвегия, Кипр). Срок наказания истекает, после этого как у освобожденного, так и у общества возникают новые проблемы. Решать их мы пока не научились. Если соотнести число реальных преступлений с количеством осужденных к реальному наказанию, то разница достигает двух порядков. Значит, тюремная система заглатывает ровно столько, сколько в состоянии переварить, на остальные преступления общество просто закрывает глаза... Вывод прост: человечество решает свои проблемы не только военным путем, но еще и с помощью мирных переговоров. Война и мир - парные категории, друг без друга немыслимы. На смену тотальной войне с преступностью неизбежно придет мир <2>.

<2> Там же. Подробнее о проблемах, связанных с переизбытком репрессивности при решении вопроса о заключении под стражу, см.: Избрание меры пресечения судом / Под ред. Н.А. Колоколова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Активное обсуждение вызвал доклад доктора юридических наук, профессора А.А. Павлушиной и кандидата юридических наук, доцента В.А. Пономаренкова "Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности в инородной социокультурной среде". В нем было отмечено, что важным условием эффективности предварительного расследования является налаженное взаимодействие оперативно-розыскных, следственных, иных правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков в различных социокультурных общностях проживающих на территории России.

Это обстоятельство становится особенно важным при производстве по делам, совершаемым представителями определенных социально-культурных общностей, поскольку специфика национальных обычаев и традиций, социальной среды проживания, а также других элементов социально-культурной идентификации, во многом обусловливающих совершение преступлений, заставляет искать все новые и эффективные методы борьбы с данным видом преступности и тем самым обусловливает необходимость взаимодействия всех органов, осуществляющих борьбу с преступностью.

В процессе оперативно-розыскной деятельности необходимо учитывать социально-факторные особенности разрабатываемой преступной среды:

Трудности в раскрытии преступлений, совершенных "цыганскими" и "кавказскими" этническими преступными группами, заключаются в том, что:

Указанные обстоятельства наряду с языковым барьером значительно повышают жизнеспособность таких криминальных структур, сопротивляемость внешнему воздействию как со стороны правоохранительных органов, так и других конкурирующих преступных группировок.

Особенности осуществления противодействия незаконному обороту наркотических средств заставляют в борьбе с ними использовать прежде всего негласные методы ОРД. Практика показывает, что конфиденциальное сотрудничество с оперативными аппаратами возможно и в замкнутой социально-культурной среде, но с учетом некоторых особенностей. В борьбе с преступными группами, сформированными по этническому признаку, необходимо сочетать традиционные криминалистические методы с методами разведки, глубокого проникновения в среду преступников, а для этого необходимо знать и учитывать особенности этнического своеобразия разрабатываемых лиц (групп), совершающих преступные действия. В связи с этим уместно использовать аналитические, оперативные и этносоциальные возможности воздействия на преступные проявления в едином комплексе.

В качестве основного вывода по докладу А.А. Павлушиной и В.А. Пономаренковым был предложен алгоритм воздействия на криминальные проявления членов этнических преступных групп в виде трех основных частей:

Запомнились участникам конференции доклады-презентации кандидата юридических наук Ю.Ю. Ветютнева "Паноптикон" Бентама: проект идеальной тюрьмы", который был основан на работе Джереми Бентама 1791 года и наглядно продемонстрировал, что "все новое - это хорошо забытое старое", и других исследователей.

В целом на конференции было представлено много актуальных и интересных докладов, содержащих ценные идеи и предложения как теоретического, так и практического характера. Конечно, в рамках настоящей статьи невозможно осветить все доклады, представляющие практический интерес, поэтому все заинтересовавшиеся темой конференции и докладами ее участников могут ознакомиться с текстами всех выступлений и авторскими выводами в сборнике материалов конференции.

Таким образом, в ходе конференции были рассмотрены различные исторические, теоретические и практические аспекты, касающиеся пенитенциарной безопасности и систем исполнения наказаний России и зарубежных стран.

Особое внимание при этом было уделено проблемам, касающимся реформирования уголовно-исполнительной системы России, поиску способов повышения эффективности ее функционирования. В этих целях были обсуждены различные стороны современной уголовно-исполнительной политики в России и странах ближнего и дальнего зарубежья. Пристальное внимание было обращено на проблему гуманизации уголовно-исполнительного законодательства в Российской Федерации и за рубежом.

В ходе конференции также было уделено внимание вопросам организации деятельности пенитенциарных учреждений, их функциональному назначению и определению места в системе государственных органов на современном этапе развития российского общества. Не остались без внимания и различные аспекты борьбы с пенитенциарной коррупцией, являющейся разновидностью коррупционных проявлений, совершаемых должностными лицами правоохранительных органов России. Также были рассмотрены различные психолого-педагогические аспекты наказания, исправления и перевоспитания осужденных, методы организации исправительного процесса пенитенциарной системы как одной из главных целей уголовного наказания в России и зарубежных странах.

Следует отметить, что вышеуказанные вопросы обсуждались с учетом особенностей социально-культурной среды, в которой в настоящий момент функционирует уголовно-исполнительная система России. Считаем, что обсуждение комплекса вышеуказанных вопросов с представителями различных учебных заведений, организаций и органов власти, принявшими участие в этом мероприятии, способствовало развитию и укреплению межвузовских, межведомственных и международных связей, а результаты конференции будут востребованы при проведении научных исследований, касающихся вопросов изучения опыта в области оптимизации деятельности уголовно-исполнительной системы; обеспечения соответствия уголовно-исполнительной системы международным стандартам и потребностям общественного развития; обеспечения пенитенциарной безопасности с точки зрения правовой и социальной защищенности персонала в соответствии с международными стандартами; совершенствования законодательства в сфере исполнения наказания и нормативно-правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы современной России.