Мудрый Юрист

Основные характеристики правовых функций государства *

<*> Khvan D.A. Fundamental characteristics of legal functions of the state.

Хван Дмитрий Андреевич, соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

В статье анализируются основные правовые функции государства, рассматривается проблема их эффективности в решении стоящих перед современным государством задач.

Ключевые слова: функция государства, неправовые функции государства, правовые функции государства, правообеспечительная функция государства, правосудная функция государства.

The article examines the basic legal functions of the state, the problem of their effectiveness in solving problems of the modern state.

Key words: function of the state, non-legal functions of the state, the legal functions of the state, law-enforcement function of the state, function of doing justice of the state.

Современное общество идет по пути усложнения, и с усложнением социальной структуры потребность в правовой дифференциации власти, без которой государственность немыслима, также возрастает. Современное государство все больше испытывает потребность в развитой правовой системе, которая бы сводила к минимуму вмешательство властных структур в социальное управление, делала бы его предсказуемым, содержала бы готовые, шаблонные решения проблем и социальных конфликтов. Такая правовая система формируется при непосредственном участии государства, и ее эффективность напрямую зависит от эффективности осуществления государством его правовых функций.

Правовые функции государства образуют систему, которая характеризуется определенной структурой, включающей два основных уровня. Первый уровень представлен тремя системообразующими функциями, содержание которых полностью исчерпывает все иные правовые измерения деятельности государства. Второй уровень представлен конкретизирующими, производными правовыми функциями государства.

Для системы правовых функций государства системообразующими являются правоустанавливающая, правовоспроизводящая и правообеспечительная функции. Производными правовыми функциями государства выступают правозащитная, правоохранительная, правосудная, законотворческая, регламентирующая функции, а также функция самоограничения. Все эти функции образуют некую связь, и эта связь, в принципе, может быть раскрыта через три системообразующие функции. Все остальные правовые функции государства могут быть представлены как формы реализации трех системообразующих функций.

Рассмотрим системообразующие функции более подробно. Г. Харт писал, что норма признания, норма изменения и норма суда лежат в основе любой правовой системы и без, например, нормы признания в обществе можно говорить об обычаях, о действующих обыкновениях и ряде других социальных правил, но не о праве как таковом <1>. Здесь напрашивается пусть и не полная, но аналогия с выделяемыми нами тремя системообразующими правовыми функциями.

<1> См.: Харт Г.Л.А. Понятие права. СПб., 2007. С. 104 - 114.

Правоустанавливающая функция предполагает действия государства, связанные с официальным признанием тех или иных нормативных установлений, принципов и индивидуальных прав как общеобязательных. Однако не следует понимать эту функцию просто как создание некой совокупности произвольных правил. Через установление правовых норм государство должно ориентироваться на степень их легитимности. В противном случае, если государство будет узаконивать произвол, можно говорить о создании неправовых законов и о дисфункции государства.

Правовоспроизводящая функция предполагает действия государственного аппарата по воспроизводству признанных в качестве правовых норм принципов и индивидуальных прав. Она также допускает возможность изменения нормативных установлений, их корректировку, разрешение существующих коллизий. Г. Харт справедливо полагает, что возможность все предписать через нормы закона существенно ограничивается возможностями языка, который имеет "открытую структуру" и сообщает эту "открытую структуру" самой норме <2>. Это делает норму в некоторых случаях не вполне определенной. Соответственно, для государства важно не просто установить систему правовых норм, но и организовать воспроизводство каждой такой нормы во множестве различных случаев, сообразуясь со смыслом и целью установленной правовой нормы.

<2> Харт Г.Л.А. Указ. соч. С. 131 - 132.

Правообеспечительная функция также представляется важной для государства. Обеспечить правом означает придать деятельности государства некие правовые формы и использовать правовые механизмы. Правообеспечение есть способность решить с помощью права стоящие перед государством задачи. Так, задача суда, если она решается через право, выражается в правосудной функции, а задача защиты, обеспечиваемая правом, превращается в правозащиту.

Вышеназванные функции реализуются через формы, которые выступают в качестве системы производных правовых функций. Рассмотрим эти формы подробнее.

  1. Правозащитная функция направлена на обеспечение безопасности и ведет к достижению состояния безопасности через устранение реальной или возможной опасности.

Правоустанавливающая функция реализуется через правозащиту в том случае, если речь идет об индивидуальных правах или правовых принципах. Так, Конституция Российской Федерации, провозглашая человека высшей ценностью (ст. 2 Конституции России), возлагает на государство обязанность защищать его права и свободы <3>. Результатом этой защищенности является безопасность индивида и его прав. Это безопасность, гарантированная государством.

<3> Конституция Российской Федерации: к 15-летию принятия Основного Закона: Текст. Комментарии. М., 2009. С. 19.

Правовоспроизводство реализуется через тиражирование правозащиты в конкретных ситуациях. В любых жизненных обстоятельствах права человека должны быть защищены. Создавая условия для того, чтобы человек мог реализовать свои права, не опасаясь их лишиться, государство стимулирует социально полезную активность индивида.

Правообеспечение реализуется через правозащиту в том плане, что обеспечивает возможность реализации конкретных прав через обеспечение их соответствующими обязанностями (это также связано и с правоустанавливающей функцией).

Таким образом, правозащита гарантирует защищенность людей от произвола, в том числе государственного произвола, и в этом аспекте данная функция связана с самоограничением государства <4>.

<4> См.: Жувенель Б. де. Власть: естественная история ее возрастания. М., 2011. С. 415.
  1. Правоохранительная функция отлична от правозащитной прежде всего по результату. В качестве результата ее реализации предстает общественный (в широком смысле) порядок, а не безопасность, как в случае с правозащитной функцией. Через правоохранительную функцию государство обеспечивает порядок, понимаемый как некое устойчивое состояние политически организованного общества. Правоохрана ведет к воспроизводству порядка.

Путем правоохраны реализуется правоустанавливающая функция государства. Устанавливая определенные нормы, государство провозглашает их публичный общеобязательный характер. И сам этот факт обеспечивает охраняемый государством правовой порядок.

Правовоспроизводящая функция также реализуется путем правоохраны. Для воспроизводства права в каждой ситуации необходимо предупреждать и ограничивать произвол различных субъектов права, интересам которых не всегда соответствуют правовые установления. Соответственно, защита права выступает как важная гарантия его воспроизводства в социальной практике.

Правообеспечение также немыслимо без правоохраны. Обеспечить правом означает снабдить реально функционирующими правовыми механизмами, основанными не на силе субъектов правоотношений, а на представлении о праве, о должном, нормальном. Реальность действия такого механизма подкрепляет защита со стороны государства установленных правовых норм.

Общим для правозащитной и правоохранительной функций является то, что через эти функции реализуется прежде всего правообеспечительная функция государства.

  1. Правосудная функция государства представляет собой пример решения посредством права (правовых форм и механизмов) задачи суда. Действительно, несмотря на то, что суд - это категория, которая чаще всего изначально связывается с правом, это не вполне точно. Рассудить можно и по произволу, а не по праву, а также исходя из политических соображений, примером чему служит политическая юстиция, с которой мы сталкивались как в истории, так и в ряде современных государств <5>. Таким образом, если эта задача (задача суда) реализуется через право, то она выражается как раз в рассматриваемой правосудной функции <6>. Суд превращается в правосудие также через правовой механизм самоограничения.
<5> Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М., 2004. С. 33 - 69.
<6> Проблему суда и правосудия в обществе достаточно интересно рассматривают французские авторы (см.: Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. М., 2004; Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 529 - 567; Жувенель Б. де. Власть: естественная история ее возрастания. М., 2011. С. 413 - 419).

Правоустанавливающая функция реализуется посредством правосудия в том случае, если мы говорим об установлении индивидуального права, или о решении суда, которое становится прецедентом. Это особенно ярко видно в судебной практике стран англо-американской правовой семьи.

Правовоспроизводящая функция также выражается через правосудную функцию. Суд как орган правоприменения в каждом своем решении обязан воспроизводить право, причем понимаемое в самом широком смысле как правовые нормы, принципы и стратегии <7>. Об этом пишет известный американский исследователь Р. Дворкин. Он, в частности, категорически отрицает позитивистскую теорию "собственного усмотрения" судьи и предполагает, что правосудие всегда имеет своей основой право, даже если это право сформулировано не в качестве четкой нормы, а в качестве принципа или стратегии, которые являются хоть и менее четкими ориентирами, но при этом не менее обязательными <8>.

<7> Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004. С. 45.
<8> Там же. С. 105 - 108.

Правообеспечительное значение правосудной функции государства также велико. Оптимально реализуемая правосудная функция государства гарантирует воспроизводство права, предлагая судебные средства его обеспечения. Сама возможность искового требования, возможность прибегнуть к судебным средствам разрешения конфликта, обеспечения своего права или требований правовых норм придает общественным отношениям стабильность и создает ощущение их справедливости.

  1. Законотворческая функция государства теснейшим образом связана с функциями самоограничения и регламентации. Мысль о нетождественности правоустановления и законотворчества не нова. Она, например, выражена в концепции "правового закона" и допущении "неправового законодательства" у В.С. Нерсесянца <9>. Именно поэтому весьма негативно к правовой системе, основанной на законодательстве, относился Б. Леони, считая, что законодательство есть насилие большинства <10>. Ф. фон Хайек также указывает на то, что законодательное собрание, которое занято проблемами организации общества, взваливает на себя непосильную и неблагодарную задачу <11>. Таким образом, говоря о законодательной функции как о правовой, мы должны указать на то, что она является правовой в той степени, в какой посредством законодательства устанавливается именно право, т.е. легитимные нормативные положения.
<9> Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 34.
<10> Леони Б. Свобода и закон. М., 2008. С. 24.
<11> Хайек Ф.А. фон. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М., 2006. С. 163.

Мы должны констатировать, что через законодательную функцию государства в основном реализуется правоустанавливающая функция государства. Особенно это справедливо для современных государств романо-германской правовой семьи. Однако для того, чтобы в законах действительно устанавливалось право, законы не должны вести к изменениям, они должны сохранять изменения - закреплять положительный правовой опыт <12>. Именно такие законы устанавливают право.

<12> Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. М., 2011. С. 310.
  1. Регламентирующая функция государства теснейшим образом связана с функцией самоограничения и с законотворческой функцией. По сути, она отличается от законотворческой функции тем, что в идеале направлена на само государство, точнее - на государственный аппарат. Кроме того, регламентация - более "мягкий" инструмент социально-правового нормирования в сравнении с законотворчеством. В отличие от законотворчества, где реализуется в основном правоустанавливающая функция, через функцию регламентации в равной мере реализуются также и правовоспроизводящая функция (так как именно потребностью в воспроизводстве права зачастую вызвана регламентация определенных общественных отношений), и правообеспечивающая функция. Последняя предстает здесь как обеспечение закона для его реального функционирования необходимыми подзаконными актами. И этот вопрос принципиален, так как только через регламентацию реализовать правоустанавливающую функцию невозможно. Такого рода попытки ведут к дисфункциональности государства, к потере данной функцией правового качества.

Однако, говоря о регламентации, мы, как и в случае с функцией законотворчества, и в случае с правосудной функцией должны понимать, что только тогда регламентирующая функция выступает как правовая функция государства, когда регламентация направлена прежде всего на сам государственный аппарат и связана с самоограничением.

  1. Функция самоограничения имеет особое значение, и, несмотря на то, что она не выделяется как системообразующая (ввиду того, что самоограничение предполагает реализацию в правовых формах, т.е. самоограничение также служит формой реализации базовых правовых функций государства - правоустановления, правовоспроизводства и правообеспечения), она представляется в системе правовых функций как чуть ли не наиболее важная. Государство при этом само себя должно ограничивать, обеспечивая решение задач определения самоидентичности, консолидированности, стабильности через рассматриваемую функцию. Самоограничиваясь, государство сохраняет среду своего существования. Даже суд превращается в правосудие посредством самоограничения.

Правоустанавливающая функция реализуется через самоограничение, так как легитимное право распространяется и на государство, а современное государство может ограничивать себя только правом.

Правовоспроизводящая функция в своих конкретных проявлениях также связана с воспроизводством самоограничения государства. То же можно сказать и о правообеспечительной функции, где самоограничение выступает важным механизмом правообеспечения.

Правовые функции государства, как уже было отмечено, образуют систему. В рамках данной системы одну функцию можно определять через другую. Например, суд превращается в правосудие через самоограничение, а правосудие предполагает не только обеспечение спокойствия, но и является формой обеспечения права. В этом смысле функция самоограничения наиболее очевидно связана со всеми другими правовыми функциями. При этом через какую-либо одну из производных функций нельзя понять системообразующие функции, характеризующие роль государства в поддержании правовой системы общества.