Мудрый Юрист

Основы инвестиционного права Российской Федерации (лекция в рамках учебного курса "предпринимательское право")

Белицкая А.В., доцент кафедры предпринимательского права факультета права НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук.

План лекции

  1. Генезис, современное состояние и перспективы инвестиционного законодательства.
  2. Понятие и виды инвестиций, инвестиционной деятельности, субъектов инвестиционной деятельности.
  3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
  4. Правовые формы инвестиционной деятельности.

Основные понятия

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок, основанное на объединении вкладов и распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно значимых задач, осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля.

Инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные федеральным законом.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - не являющийся юридическим лицом, обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией (пай).

Договор инвестиционного товарищества - договор, по которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли.

Совместная инвестиционная деятельность - осуществляемая товарищами совместно на основании договора инвестиционного товарищества деятельность по приобретению и (или) отчуждению не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств.

Хозяйственное партнерство - коммерческая организация, созданная двумя или более лицами для осуществления любых видов деятельности, не противоречащих целям, определенным ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством, которая не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг и в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, не отвечающие по обязательствам партнерства и несущие риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Концессионное соглашение - это соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Соглашение о разделе продукции (СРП) - договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в СРП, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами СРП в соответствии с положениями Федерального закона.

Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Лекция

  1. Генезис, современное состояние и перспективы инвестиционного законодательства.

1.1. Появление инвестиционных отношений связано с зарождением и установлением капиталистического способа производства. В эпоху первоначального развития капитализма предприниматель (купец, промышленник) выступал в качестве единоличного деятеля <1>, позже появились объединения инвесторов в организационно-правовой форме societas, известной еще римскому праву. Каждый из членов societas нес неограниченную ответственность по его обязательствам, и инвестор не мог заранее оценить инвестиционный риск от вложения капитала <2>. В XII в. появилась новая модификация societas - compagnia, главным преимуществом которой была возможность инвестора управлять инвестиционным риском, выбирая ту или иную форму размещения капитала, при этом размер дохода зависел от формы участия, т.е. от степени риска инвестора <3>. Для морской торговли использовались формы прямого инвестирования капитала compagnia и colleganza, которые позволяли инвестору управлять рисками, связанными с размещением капитала.

<1> Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец, 2003. С. 13.
<2> Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 47.
<3> Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец, 2003. С. 17 - 19.

Возникновение акционерных обществ дало возможность развития портфельного инвестирования. Первые крупные акционерные общества возникали с целью совершения крупных торговых операций и торговых морских перевозок. Одним из таких обществ была акционерная компания Южных морей, созданная в Великобритании в 1711 г. с целью перевозки и продажи черных рабов, но фактически занимавшаяся финансовыми спекуляциями. Так, в 1720 г. компания получила право обмена своих акций на государственные долговые обязательства, находящиеся в руках частных лиц <4>. Отметим, что старейший из сохранившихся в мире сертификат акции был выпущен Объединенной Восточно-Индийской компанией в 1606 г. <5>.

<4> URL: http:// works.tarefer.ru/ 28/ 100025/ index.html#.
<5> Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995. С. 69.

В России также достаточно активно происходила инвестиционная деятельность в корпоративной форме во все периоды исторического развития. Первой акционерной компанией была созданная в 1757 г. Российская в Константинополе торгующая компания, капитал которой состоял из долей, именуемых акциями. Права акционеров удостоверялись билетом и могли быть свободно отчуждены (при этом на покупателя переходили не только права, но и обязанности по внесению дополнительных взносов). В дальнейшем были созданы и другие акционерные компании: Акционерный эмиссионный банк (1762), Российско-Американская компания (1798) <6>. Интересно отметить, что и СССР использовал смешанные предприятия как форму международного экономического сотрудничества за рубежом, выступая в качестве экспортера капитала и инвестора <7>. В настоящее время инвестиции могут осуществляться путем покупки акций (долей участия), путем покупки активов компании, покупки предприятия как имущественного комплекса, а также в других организационно-правовых формах. В настоящее время приняты законы в отношении двух новых форм инвестиционной деятельности: Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" <8> и Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" <9>.

<6> URL: http:// www.grandars.ru/ college/ ekonomika-firmy/ ao-v-rossii.html.
<7> Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 63.
<8> Российская газета. N 278. 2011. 9 декабря.
<9> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7013.

1.2. Первые концессии появились в начале XVII в. в Великобритании и Франции и были связаны с кризисом государственного финансирования. В Европе сложились две альтернативные модели взаимоотношений между государством и бизнесом - "британская" и "французская". В Великобритании государство практически полностью передавало предпринимателям право решать, каким образом осуществлять инвестиционный проект, и оставляло за собой лишь право выдавать частным лицам официальные разрешения на строительство. Во Франции государство практически полностью оставило за собой контроль над развитием инфраструктуры. Первая концессия во Франции была предоставлена в 1554 г. Адаму де Крапонну на сооружение и эксплуатацию канала. В 1882 г. был заключен 15-летний контракт с братьями Перрье на поставку воды.

Первая концессия в России была предоставлена в 1555 г. английской компании, которой разрешалось искать железную руду и построить для ее обработки завод. Одна из первых иностранных высокотехнологичных концессий была выдана на строительство и эксплуатацию телеграфных линий Российской империи до 1867 г. Концессии играли заметную роль в развитии многих отраслей экономики и в первые годы советской власти. По замыслу В.И. Ленина практическая цель новой экономической политики состояла в получении концессий. В 1920 г. СНК РСФСР принял Декрет "Об общих экономических и юридических условиях концессий", положивший начало советской концессионной политике и практике. С 1921 по 1929 г. было создано 2200 концессий с участием иностранных компаний. Изначально концессии в Советской России предназначались исключительно для привлечения в страну иностранного частного капитала, однако после появления Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 12 апреля 1923 г. "О порядке сдачи губернскими (областными) исполнительными комитетами концессий на коммунальные предприятия" появилось такое понятие, как "внутренняя концессия", которая могла быть предоставлена гражданину СССР. С окончанием нэпа концессионный механизм в силу политической конъюнктуры утратил свое значение. Только недавно в Российской Федерации было решено возродить такую форму инвестиционной деятельности, как концессии, и был принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <10>.

<10> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.

1.3. Происхождение концепции соглашения о разделе продукции восходит к Горному праву Нидерландов, принятому в 1899 г. и скорректированному в 1919 г. Индонезия была первой нефтепроизводящей страной, в которой в 1960 г. стало широко применяться СРП как юридический инструмент, разрешающий зарубежным нефтяным предприятиям заниматься производством нефти на ее территории. Следующей страной, которая приняла концепцию СРП, был Египет. В 1970 г. было заключено типично индонезийское по своему стилю СРП между Египетской общей нефтяной корпорацией и японской компанией. В 1971 г. простая форма раздела производства появилась в Перу. В Президентском декрете от 22 декабря 1972 г. "О содействии проведению нефтяных поисково-разведочных работ и нефтепроизводству в Филиппинах" были опубликованы новые условия для заключения контрактов по техническому обслуживания в Филиппинах. В Малайзии основы для принятия концепции СРП заложил Акт о разработке нефтяных месторождений, вступивший в силу 1 октября 1974 г. В 1982 г. Китай пригласил зарубежные нефтяные предприятия участвовать в разработке Китайской части континентального шельфа на основе СРП. Многие другие развивающиеся страны, открывая доступ на свою территорию зарубежным нефтяным компаниям для ведения поисково-разведочных работ, пришли к решению принять концепцию раздела производства как средство привлечения последних к сотрудничеству. Начиная с 1990-х годов их примеру стала следовать Российская Федерация, и был принят Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <11>.

<11> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.

1.4. История инвестиционных фондов началась более 150 лет назад, когда голландским королем Вильямом I в 1822 г. был создан первый инвестиционный фонд, который давал возможность осуществлять инвестиции посредством займов иностранным государствам. Одним из самых старых трастов считается "The Foreign & Colonial Investment Trest", который был открыт в 1868 г. в Лондоне и работает до сих пор. В США первый взаимный фонд был создан в 1924 г. и назывался Massachusetts Investor/Trust. Однако в то время взаимные фонды очень тяжело приобретали доверие инвесторов. В 1939 г. в Америке был принят первый закон о трасте, а спустя еще год - закон об инвестициях. Большая часть инвесторов обратила свое внимание на инвестиционные фонды лишь в конце 1970 - 1980-х годах.

История ПИФов в России началась 26 июля 1995 г. с появления Указа Президента N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации", в котором определялся порядок создания и функционирования нового инвестиционного института. В дальнейшем создание нормативной базы проводила Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (в настоящее время ФСФР России), которая разработала пакет постановлений по регулированию процесса создания и функционирования ПИФов. ПИФы впервые появились на российском рынке в ноябре 1996 г. как альтернатива чековым инвестиционным фондам, которые к тому времени показали свою нежизнеспособность. Сначала был принят Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <12>, а затем и Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <13>.

<12> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.
<13> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.

1.5. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 г. до н.э. Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности", написанном около 350 г. до н.э. Но лизинг был известен задолго до того: в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э., были упоминания о лизинге. Римская империя также не осталась в стороне: нормы о лизинге нашли свое отражение в Институциях Юстиниана.

Введение в экономический лексикон термина "лизинг" (от англ. to lease - брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании "Белл", руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией "United States Leasing Corporation". В Европе первая лизинговая компания - "Deutsche lising GMbH" появилась в 1962 г. в Дюссельдорфе.

В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, оборудование, самолеты, ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита <14>. Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г. в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. N 270 "О плане счетов бухгалтерского учета", в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа Правительство РФ приняло Постановление N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", которым было утверждено Временное положение о лизинге. Затем был принят Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" <15>.

<14> URL: http://slc-leasing.ru/istoriya.
<15> СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394.

1.6. В современном понимании государственно-частное партнерство (ГЧП) появилось в Великобритании. В 1992 г. правительство Джона Мейджора объявило о новой концепции управления государственной собственностью - инициативе частного финансирования, основная идея которой заключалась в том, чтобы передать в рамках соглашений о партнерстве функции финансирования строительства, а также эксплуатации, реконструкции и управления государственными объектами производственной и социальной инфраструктуры частному бизнесу. Объектами частной финансовой инициативы могли выступать объекты инфраструктуры (включая автомобильные и железные дороги), школы, больницы и даже тюрьмы. Именно с этого момента ведет свое начало ГЧП в классическом его понимании. В настоящее время закон о ГЧП в России на федеральном уровне не принят, хотя специальные законы есть в субъектах Российской Федерации <16>.

<16> Например, Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 (в ред. от 10.04.2008) "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2007. N 2.

1.7. В целом в отношении инвестиционного законодательства на современном этапе стоит отметить, что оно носит разрозненный и фрагментарный характер. Нормы часто дублируют друг друга, а иногда не соотносятся между собой. Инвестиционное право состоит на сегодняшний день минимум из 12 основных федеральных законов. Нельзя не согласиться с авторитетными специалистами Н.Г. Дорониной и Н.Г. Семилютиной, которые высказываются о том, что в целях совершенствования законодательства об инвестициях и улучшения инвестиционного климата было бы желательно осуществить консолидацию законов, действующих в сфере регулирования инвестиционной деятельности в России <17>. В этот закон могли бы войти законы относительно инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, иностранных инвестиций, ограничения иностранных инвестиций в стратегические общества, концессионных соглашений, соглашений о разделе продукции, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных товариществ, особых экономических зон, лизинга <18>. Издание единого закона путем консолидации вышеназванных законов помогло бы более эффективной правоприменительной практике.

<17> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
<18> Точные названия законов см. в списке основных нормативных актов в конце лекции.
  1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности.

2.1. Актуальность изучения и разработки правового регулирования инвестиционной деятельности объясняется многими учеными однобоко как необходимость формирования основы для привлечения иностранных инвестиций (А.Я. Болюх, А.О. Шахов, В.В. Силкин <19>, Н.Н. Вознесенская <20>, Д.К. Лабин <21>, А.В. Пушкин <22>, Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина <23>). Между тем задача правового регулирования инвестиционной деятельности состоит в адекватном правовом регулировании любой инвестиционной деятельности, будь то с иностранным участием или без него силами отечественных предпринимателей, с учетом особенностей в отношении иностранных инвесторов и инвестиций.

<19> Болюх А.Я, Шахов А.О., Силкин В.В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2006. 264 с.
<20> Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России. М.: Волтерс Клувер, 2011. 312 с.
<21> Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. М.: Волтерс Клувер, 2008. 315 с.
<22> Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: Юрист, 2007. 192 с.
<23> Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М.: Финстатинформ, 1993. 124 с.

В переводе с латинского языка слово "инвестиции" означает "вложения". В экономическом понимании инвестиция означает вложение капитала в целях его увеличения в будущем. При этом увеличение капитала должно компенсировать инвестору отказ от потребления средств, имеющихся в настоящее время, риск и инфляционные потери <24>.

<24> Кузнецов Б.Т. Инвестиции. М.: Юнити, 2010. С. 8.

Согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <25> (далее - Закон об инвестиционной деятельности), инвестиции определяются как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 Закона об инвестиционной деятельности). Тот факт, что по российскому законодательству "полезный эффект" от инвестиций может быть получен не только в денежной форме, вовсе не означает, что под инвестициями надо понимать любые вложения, в том числе социального типа. Благотворительные взносы, пожертвования и иные вложения, не направленные на получение дохода от деятельности лица, принимающего имущество, не могут квалифицироваться как инвестиции <26>.

<25> Собрание законодательства РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
<26> Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. 313 с.

Инвестиционная деятельность является, по сути, предпринимательской деятельностью. Она соответствует всем сущностным признакам предпринимательской деятельности - является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое извлечение прибыли. Осуществление разовых инвестиций нельзя отнести к инвестиционной деятельности, так как само слово "деятельность" предполагает некоторую систематичность. Наличие государственной регистрации инвестора также не обязательно. Как отмечают Е.П. Губин и П.Г. Лахно, государственная регистрация - важный момент становления статуса предпринимателя, но она не является сущностным признаком предпринимательской деятельности <27>. Так как инвестиционная деятельность является предпринимательской, мы рассматриваем инвестиционное право в системе предпринимательского права как его подотрасль.

<27> Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. 2-е изд. М.: Норма-Инфра-М, 2010. С. 34.

2.2. Инвестиционную деятельность по субъекту инвестирования можно классифицировать как государственное (муниципальное) инвестирование, частное инвестирование и государственно-частное партнерство. В основе государственного (муниципального) инвестирования лежат бюджетные инвестиции, которые представляют собой бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Частная инвестиционная деятельность представляет собой вложение частных инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Под государственно-частным партнерством понимается юридически оформленное на определенный срок, основанное на объединении вкладов и распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно значимых задач, осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля.

Инвестиции можно классифицировать по различным критериям: организационным формам, объектам инвестиционной деятельности, характеру участия в инвестировании, видам собственности на ресурсы. По субъектам инвестирования можно разделить инвестиции на профессиональные и индивидуальные, а также иностранные инвестиции, отечественные инвестиции и смешанные инвестиции. По форме собственности можно выделить государственные, муниципальные, частные и смешанные. По периоду инвестирования - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции. С экономической точки зрения по отношению к объекту вложения выделяют внутренние и внешние инвестиции, а также реальные и финансовые инвестиции. По характеру участия инвестора в инвестиционном процессе существует разделение инвестиций на прямые и портфельные. Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора во вложении капитала в конкретный объект инвестирования с целью участия в управлении предприятием, будь то приобретение реальных активов либо вложение капитала в уставные фонды организации, они направлены на обеспечение будущих финансовых интересов инвестора, а не только на получение дохода. Портфельные инвестиции представляют собой средства, вложенные в финансовые активы с целью извлечения дохода (в форме прироста рыночной стоимости инвестиционных объектов, дивидендов, процентов, других денежных выплат) и диверсификации рисков и, как правило, являются вложениями в приобретение принадлежащих различным эмитентам ценных бумаг, других активов <28>. Отметим, что с точки зрения Закона об иностранных инвестициях прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории ее иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

<28> Пиняскина О.В. О правовой природе инвестиционной деятельности // Банковское право. 2010. N 2. С. 15 - 22.

Исходя из организационных форм, выделяют такие типы инвестиций, как инвестиционный проект и инвестиционный портфель. Первый тип инвестиций означает наличие определенного объекта инвестиционной деятельности и реализации, как правило, одной формы инвестиций <29>. В Законе об инвестиционной деятельности инвестиционный проект определяется как обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Инвестиционный проект с момента своего появления до момента окончания или ликвидации проходит ряд определенных этапов, которые в совокупности называются жизненным циклом проекта. Жизненный цикл проекта может быть разделен на три основные стадии: предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную <30>. Формирование инвестиционного портфеля, т.е. вложение средств в акции нескольких компаний, обеспечивает распределение (диверсификацию) риска <31>.

<29> См.: Терехова Е.В. Финансово-правовые аспекты современного управления инвестициями // Финансовое право. 2008. N 8. С. 26 - 27.
<30> См.: Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. М., 2006. С. 125.
<31> См.: Трапезников В.А. Инвестиционные фонды как форма коллективного инвестирования // Законодательство и экономика. 2006. N 1. С. 56 - 62.

2.3. Субъектами инвестиционных отношений являются лица, которые являются носителями определенного объема прав и обязанностей в сфере инвестиционной деятельности, в частности инвесторы - собственники средств (инвестиций в любой форме), вложенных в создание, расширение или модернизацию производства материальных (товаров и услуг) и духовных благ, а также в инфраструктуру. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение инвестиций (собственных, заемных или привлеченных средств) и обеспечивающий их целевое использование в соответствии с законодательством Российской Федерации. По Закону об инвестиционной деятельности вложению подлежат собственные и привлеченные средства (вероятно, заемные средства законодатель отнес к привлеченным). Между тем по Закону о соглашениях о разделе продукции до сих пор под инвесторами понимаются лица, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья. По нашему мнению, нельзя смешивать понятия "привлеченные средства" и "заемные средства". Привлеченные средства в инвестиционном проекте - это средства других инвесторов, которые привлекаются, в частности, через размещение акций на фондовом рынке, создание инвестиционных фондов и привлечение пайщиков, создание совместных предприятий в форме, например, инвестиционных товариществ. Заемные средства - это средства сторонних лиц, предоставленные предприятию на долгосрочной основе, например банковские кредиты и облигационные займы.

Инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида: индивидуальные, корпоративные и институционные инвесторы. Индивидуальные инвесторы (физические лица) производят инвестирование от своего имени и из собственных средств независимо друг от друга. Корпоративные инвесторы (организации) в качестве своей основной цели имеют осуществление производственной либо иной предпринимательской деятельности, и основная часть их инвестиций направляется на самофинансирование. В качестве источников инвестирования для таких инвесторов могут выступать как собственные, так и привлеченные денежные средства. Институционные инвесторы (страховые компании, депозитарные учреждения, инвестиционные компании, профессиональные участники фондового рынка) представляют собой финансовых посредников, которые в качестве основной своей функции формируют свой капитал за счет средств вкладчиков и размещают их главным образом в ценные бумаги. Для осуществления своей профессиональной деятельности они должны в некоторых случаях иметь лицензию.

К инвесторам по российскому законодательству могут относиться: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические лица, юридические лица, созданные на основании договора совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, иностранные государства и международные организации; также допускается возможность объединения средств различными инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Субъектами инвестиционной деятельности помимо инвестора могут быть заказчик, подрядчик и пользователь объекта инвестиционной деятельности.

Заказчиком может быть сам инвестор или другое лицо, уполномоченное инвестором осуществить реализацию инвестиционного проекта. Заказчик, не являющийся инвестором, может по договору наделяться правами владения, пользования и распоряжения инвестициями; при этом он не должен вмешиваться в предпринимательскую и/или иную деятельность субъектов инвестиционной деятельности, если иное не установлено договором. Подрядчик - лицо, выполняющее работы по договору подряда и/или государственному контракту, заключаемому с заказчиком. Пользователь объекта инвестиционной деятельности - лицо, для которого создается объект инвестиционной деятельности.

  1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Государство всегда заинтересовано в привлечении инвестиций, как отечественных, так и иностранных. В этой связи перед ним стоит задача создать благоприятный инвестиционный климат, предоставляя инвесторам определенную защиту и гарантии, а иногда прямую государственную поддержку. Вместе с тем в каждом отдельном временном периоде государство выделяет те или иные приоритетные направления развития экономики и с помощью различных средств государственного регулирования поощряет частные инвестиции в те или иные направления. В настоящее время государство особенно заинтересовано в привлечении инвестиций в инфраструктуру и в инновации.

Эффективность функционирования рыночного механизма во многом зависит от методов государственного регулирования экономики. Государственное регулирование опирается на использование прямых и косвенных методов воздействия. Прямой метод реализуется посредством административно-правового императивного регулирования. Косвенный метод не подразумевает прямого участия государства и осуществляется с использованием рыночных механизмов и частноправовых средств.

Нормативно-правовое регулирование является основой государственного регулирования в области инвестиций, и в этой связи мы говорим о правовых средствах регулирования. Как отмечалось нами ранее, инвестиционная деятельность является предпринимательской, а особенность предпринимательской деятельности заключается в том, что она представляет собой сферу взаимодействия частных и публичных интересов, в связи с чем ее регулирование осуществляется с использованием публично-правовых и частноправовых средств <32>. Среди правовых средств в инвестиционной деятельности имеют значение договор (концессионное соглашение, соглашение о разделе продукции), субъективные права и юридические обязанности субъектов инвестиционной деятельности, юридическая ответственность, гарантии и другие. При этом сложно однозначно определить характер этих правовых средств, отнеся их к частноправовым или публично-правовым. Отметим, что в отношении инвестиционной политики необходима общая и единая концепция, которая будет базироваться на основных принципах изменения и регулирования рисков инвестиций. С точки зрения инвесторов основными факторами, влияющими на инвестиционный климат, являются законодательно закрепленные гарантии инвесторов, обеспечивающие стабильность и неизменность правил ведения бизнеса, а также льготы и преференции <33>. Так, к иностранным инвестициям может применяться так называемая дедушкина (стабилизационная) оговорка - т.е. применение нормативного акта, действующего на момент начала финансирования проекта, в течение определенного периода времени, в случае принятия нового нормативного акта, ухудшающего положение иностранного инвестора. Стабилизационная оговорка относится также к сторонам по СРП. Мы полагаем, что она должна относиться к инвесторам в любых проектах государственно-частного партнерства.

<32> См.: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005. С. 173.
<33> См.: Терехова Е.В. Финансово-правовые аспекты современного управления инвестициями // Финансовое право. 2008. N 8. С. 26 - 27.

Государство использует также организационные средства в регулировании инвестиционной деятельности. Государственное регулирующее воздействие во многом заключается в создании институциональной среды для ее осуществления. Так, Внешэкономбанк отбирает и финансирует крупные инвестиционные проекты на принципах государственно-частного партнерства под низкий процент.

Среди административных средств регулирования инвестиционной деятельности выделим регламентацию процедуры выбора инвестора согласно прозрачной, объективной и недискриминационной системе отбора, предполагающей справедливое и беспристрастное отношение ко всем участникам при проведении конкурса. Конкурсная процедура является обязательным условием для выбора инвестора по концессионным соглашениям, СРП, аренде публичного имущества. Среди административных средств государственного регулирования назовем также регистрацию, лицензирование и ликвидацию субъектов инвестиционной деятельности. Так, юридические лица с иностранным участием, так же как и другие российские коммерческие организации, создаются в явочно-нормативном порядке с предоставлением дополнительно выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе доказательства юридического статуса (п. "г" ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") <34>. Для предоставления участка недр в пользование инвестору необходимо получить лицензию (ст. 4 Закона о соглашениях о разделе продукции). Лицензируемой является также деятельность, например, по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) <35>, по железнодорожным перевозкам <36>, медицинской деятельности <37> и др.

<34> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.
<35> Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 117 "О лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)" // СЗ РФ. 2007. N 9. Ст. 1099.
<36> Постановление Правительства РФ от 15 марта 2006 г. N 134 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте" // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1305.
<37> Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" // СЗ РФ. 2007. N 5. Ст. 656.

К административным средствам государственного регулирования инвестиционной деятельности относятся запреты и ограничения <38>. Запреты и ограничения в государственном регулировании должны использоваться лишь тогда, когда иные средства государственного регулирования не могут быть использованы, и только с целью обеспечения интересов государства и общества. Так, в Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <39> выделяются 42 отрасли, участие иностранных инвестиций в которых подпадает под особый контроль государства. В отношении хозяйственных обществ, осуществляющих стратегические виды деятельности, предусмотрен специальный разрешительный порядок получения согласования, а также специальная процедура уведомления о сделках. В ст. 2.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <40> говорится об участках недр федерального значения, перечень которых определяется государством, для которых предусмотрены запреты и ограничения. В некоторых сферах экономической деятельности устанавливается запрет на иностранное участие. Например, согласно ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <41> отдельные районы континентального шельфа могут быть объявлены закрытыми для проведения иностранными государствами и юридическими лицами иностранных государств морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке и разработке минеральных ресурсов и рыболовству. В качестве примера применения запрета при осуществлении государственного регулирования инвестиционной деятельности можно также привести запрет на изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения и запрет на передачу концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение (ст. 3 Закона о концессионных соглашениях).

<38> См.: Тихомиров Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. 2000. N 5. С. 6.
<39> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.
<40> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
<41> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

Экономическими средствами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются планирование и прогнозирование. Посредством планирования определяются государственные приоритеты для обеспечения комплексного экономического развития Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований. Плановая деятельность ведется в территориальном и отраслевом аспектах в форме планов-программ экономического и социального развития, преимущественно рекомендательного характера. Среди экономических средств также отметим ценовое регулирование. Экономическими средствами государственного регулирования являются способы поддержки инвестиционной деятельности и ее стимулирования. Во многих случаях государство выступает как орган, содействующий или поощряющий предпринимателей. Так, в западных странах распространена система государственных субсидий (грантов) для финансирования важнейших фундаментальных исследований, поощрение инвестиций путем предоставления государственных гарантий частным кредитам <42>. Поощрительный метод регулирования позволяет побуждать субъекты хозяйствования к совершению полезных действий путем создания их заинтересованности в получении дополнительных благ. В этой связи уместно упомянуть, что наряду с государственным регулированием применяется такой способ государственного воздействия, как государственная поддержка различных отраслей экономики, регионов, видов инвестиционной деятельности, отдельных юридических лиц. Как указывает Ю.А. Тихомиров, назначение данного способа целевое и ситуационное, позволяющее государству системой мер облегчить развитие определенных сфер и деятельность в их пределах в тот или иной период времени <43>.

<42> См.: Белов А.П. Государство и частное предпринимательство // Право и экономика. 1998. N 2. С. 12 - 19.
<43> См.: Тихомиров Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. 2000. N 5. С. 3 - 6.

Налоговое регулирование является одним из наиболее эффективных экономических средств государственного регулирования инвестиционной деятельности. Налоговые льготы выступают важнейшим инструментом налогового регулирования <44>, и через регулирующую функцию налогообложения государство приводит в действие механизмы стимулирования либо дестимулирования инвестиционной деятельности. Отметим, что помимо налоговых льгот средствами налогового регулирования являются налоговый режим, а также размер налоговых ставок и их дифференциация и предоставление льготного налогового кредита. В настоящее время в России практически не урегулированными остаются вопросы налогообложения в сфере инвестиций. Было бы правильно предоставить частным инвесторам налоговые льготы и преференции в социально значимых инвестиционных проектах. Еще одним экономическим средством государственного регулирования инвестиционной деятельности является бюджетное регулирование.

<44> См.: Карасев М. Налоговые льготы и иные инструменты налоговой политики: правовые аспекты // Финансовое право. 2004. N 5. С. 24 - 29.

Помимо рассмотренных средств государственного регулирования существуют и иные формы: государственный контроль за инвестиционными проектами, обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, выполнение правил санитарно-гигиенической, противопожарной и иной безопасности и т.д. <45>.

<45> См.: Хакулов М.Х. О государственном регулировании предпринимательской деятельности // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал. 2007. N 7. С. 21 - 25.
  1. Правовые формы инвестиционной деятельности.

К основным формам инвестиционной деятельности в Российской Федерации относятся: концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, лизинговая деятельность, коллективное инвестирование в форме акционерных и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные товарищества, хозяйственные партнерства, инвестиции в ценные бумаги, покупка "бизнеса" и другие. Особым режимом инвестирования является режим особых экономических зон. Определения перечисленных выше понятий даны в начале настоящей лекции. Подробный анализ каждой из правовых форм инвестиционной деятельности будет сделан в отдельной лекции.

Основные нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. от 17.06.2010) // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
  2. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в ред. от 30.12.2008) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005.
  3. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ (в ред. от 29.04.2008) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
  4. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" // СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.
  5. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2009) // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.
  6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в ред. от 02.07.2010) // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.
  7. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (в ред. от 19.05.2010) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.
  8. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) "О негосударственных пенсионных фондах" // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.
  9. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ (в ред. от 25.11.2009) "Об инвестиционных фондах" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.
  10. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" (в ред. от 25.12.2009) // СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.
  11. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"// СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394.
  12. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" // Российская газета. N 278. 2011. 9 декабря.
  13. Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7013.
  14. Приказ ФСФР РФ от 20 мая 2008 г. N 08-19/пз-н (в ред. от 29.12.2009) "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 30.

Рекомендуемая литература Основная

  1. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М.: Волтерс Клувер, 2007. 248 с.
  2. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец-издат, 2003. 272 с.
  3. Майфат А. Особенности инвестирования в предпринимательскую деятельность: вопросы теории и правоприменения. Екатеринбург: ООО "РИК Реал", 2001. 188 с.
  4. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Дополнительная

  1. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. М.: Статут, 2012. 191 с.
  2. Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России. М.: Волтерс Клувер, 2011.
  3. Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. 2-е изд.: Учебник. М.: Эксмо, 2009.
  4. Галов В.В., Зинченко С.А., Ломидзе О.Г. Концессионное соглашение - правовая форма взаимодействия бизнеса и государства // Закон. Февраль, 2007. С. 65 - 72.
  5. Зайцев О.Р. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом. М.: Статут, 2007. 507 с.
  6. Лисица В.Н. О создании и прекращении существования особых экономических зон в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2010. N 4. С. 46 - 51.
  7. Рат И. Соглашения о разделе продукции: анализ правового регулирования отношений в сфере реализации в Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер, 2008. 288 с.
  8. Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. 2003. N 2. С. 14 - 24.