Мудрый Юрист

Двойные стандарты в сфере частной юридической практики - почва для коррупции, и укрепление адвокатуры, как института гражданского общества, для преодоления сложившегося дуализма (тезисы выступления к заседанию рабочей группы президиума совета при президенте РФ по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества 21 ноября 2010 г.)

Семеняко Е.В., президент ФПА РФ.

1. Адвокатура - институт гражданского общества. Факторы, тормозящие ее развитие

1.1. Одной из острейших проблем современной России, таящей угрозу общенационального масштаба, является коррупция.

Федеральный закон "О противодействии коррупции" определяет место и роль институтов гражданского общества, контроль гражданского общества в системном противостоянии этому опасному явлению, которое является тормозом в развитии государства и общества.

Объявленный руководством страны курс на преодоление всеобщей отсталости России предполагает модернизацию всего уклада нашей жизни.

В числе необходимых условий реализации этого стратегического плана названы: развитие гражданского общества, совершенствование законодательства и государственного управления, правоохранительной и судебной систем <1>.

<1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. N 214(5038). 2009. URL: http://www.rg.ru/sujet/3955.html.

1.2. Развитие гражданского общества невозможно представить без совершенствования, развития и укрепления всех его институтов, в том числе адвокатуры.

Адвокатура как институт гражданского общества является сообществом адвокатов, на которое государством возложена функция оказания на профессиональной основе квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Осуществление адвокатурой публичной функции по защите частного интереса предполагает обязательное участие адвоката в оказании гражданам квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, и в защите граждан в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

Ежегодно адвокаты выполняют до одного миллиона поручений и оказывают бесплатную юридическую помощь 150 - 200 тысячам малоимущих граждан. До 40 тысяч адвокатов участвуют в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, обеспечивая отправление правосудия по 80% уголовных дел, расследуемых правоохранительными органами и рассматриваемых судами.

За последние 10 лет российская адвокатура упрочила свои позиции и авторитет в обществе и в государстве, укрепилась организационно и значительно пополнила свои ряды. По состоянию на 1 января 2011 г. численность адвокатуры составила 65 111 действующих адвокатов и 2877 адвокатов с приостановленным статусом.

Однако по сравнению с адвокатскими сообществами современных демократических государств она продолжает оставаться малочисленной. Например, корпорация адвокатов США насчитывает более 500 тысяч человек, т.е. почти в 10 раз больше при соотношении населения США и России примерно 2:1.

В Великобритании численность населения в 3 раза меньше, чем в России, но количество адвокатов составляет около 30 тысяч барристеров и солиситоров.

1.3. Государственное управление в сфере оказания квалифицированной юридической помощи характеризуется двойными стандартами.

Дуализм управления проявляется в следующем.

С одной стороны, сформирована государственная политика в сфере адвокатуры, и она управляется государством через Министерство юстиции Российской Федерации, которое осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры.

С другой стороны, наблюдается отсутствие государственного влияния на формирование рынка юридических услуг и его правовое регулирование, полная либерализация допуска в сферу оказания квалифицированной юридической помощи любых лиц, желающих оказывать ее на профессиональной основе.

Из действующего российского регулирования вытекает, что в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого юридического бизнеса, соответствующие регулятивные функции должны осуществлять Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Однако последние реально никогда не обеспечивали, не обеспечивают и не намереваются обеспечивать правовое регулирование предпринимательской юридической деятельности, ее соответствие профессиональным стандартам и этическим нормам.

Очевидно, что система государственного управления в сфере частной юридической практики нуждается в совершенствовании. Представляется, что функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в этой сфере в силу ее специфики должны быть сосредоточены в одних руках.

1.4. Законодательная неурегулированность российского рынка юридических услуг и ограничение организационно-правовых форм адвокатской деятельности явились тормозом в развитии отечественной частной юридической практики.

Они не способствуют эффективному развитию и росту престижа отечественных адвокатуры и юридического бизнеса, повышению роли российских юристов и самой России на международном уровне.

Неоправданное ограничение организационно-правовых форм адвокатской деятельности уже давно препятствуют объединению адвокатов и юристов-предпринимателей в единую корпорацию.

1.5. Осуществляемое в России совершенствование правоохранительной и судебной систем не затрагивает связанных с ними проблем института представительства.

Адвокатура - элемент современного правосудия. А оно в идеале состоит из независимого судьи, государственного обвинителя и независимого адвоката.

Судебные органы неоднократно выражали озабоченность тем, что судьям при рассмотрении дел приходится сталкиваться с неквалифицированным представительством. В пользу введения адвокатского судебного представительства косвенно говорит и зарубежный опыт. К примеру, доступ в суды юристам без соответствующей лицензии закрыт в США. В Германии такие специалисты могут представительствовать в суде только по делам с ценой иска до 5 тысяч евро. Несколько лет назад простых юристов перестали пускать на пороги судов Франции. В настоящее время по этому же пути идет Швейцария.

В России же установилась система, при которой в области гражданского, арбитражного, административного и отчасти конституционного судопроизводства представительство вправе осуществлять практически неограниченный круг лиц, как обладающих, так и не обладающих необходимыми познаниями и опытом в области права.

Таким образом, право на квалифицированную юридическую помощь и право на справедливое судебное разбирательство в Российской Федерации остаются декларативными правами, не обеспеченными четким законодательным регулированием.

Данная проблема касается не только судебного представительства, но и представительства интересов граждан в правоохранительных органах, органах государственной власти и органах местного самоуправления.

1.6. Несовершенство законодательного регулирования и дуализм государственного управления в сфере оказания квалифицированной юридической помощи тормозят развитие адвокатуры как института гражданского общества. Теряется смысл приобретения статуса адвоката в условиях свободной частной юридической практики, которую на профессиональной основе может оказывать любой желающий.

Кроме того, подобная ситуация способствует разрастанию коррупционной среды: не имея должных знаний, опыта и не неся обязанности соблюдать требования закона и профессиональной этики, такие лица могут быть склонны к использованию внеправовых средств для достижения "нужного решения", не рискуя понести при этом профессиональную ответственность.

2. Коррупциогенные факторы в сфере частной юридической практики

2.1. По данным, опубликованным в средствах массовой информации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации привлекли к уголовной ответственности в 2010 г. 48 адвокатов, в том числе 35 адвокатов за совершение коррупционных преступлений <1>.

<1> URL: http:// www.stopcrime.ru/ investigations/ 95/ 4963.html.

2.2. В числе коррупциогенных факторов в адвокатской деятельности правоохранительные органы и практикующие адвокаты чаще всего называют:

<1> Демешин Д.В., заместитель прокурора Ростовской области. Соблюдение антикоррупционного законодательства при осуществлении адвокатской деятельности // Сборник материалов научно-практической конференции на тему "Роль институтов гражданского общества в противодействии коррупции", 30 июня 2011 г., г. Ростов-на-Дону (организаторы: Администрация Ростовской области, ФПА РФ, Главное управление МЮ РФ по Ростовской области, АП Ростовской области). С. 10.<1> Там же. С. 11.<1> Галоганов А.П. Вопросы дисциплинарной практики в российской адвокатуре // Там же. С. 23.<1> Демешин Д.В. Соблюдение антикоррупционного законодательства... С. 11.<1> Резник Г.М. Коррупция как бизнес и стиль жизни // Там же. С. 18 - 19.<1> Плотников И.В., адвокат АП Ростовской области. Адвокатура и коррупция: элементы соотношения // Там же. С. 52 - 53.

2.3. Состояние коррупционной преступности среди юристов (не адвокатов), частнопрактикующих в качестве индивидуальных предпринимателей либо в составе отечественных юридических фирм и международных юридических компаний в России неизвестно в силу указанных выше недостатков государственного управления и правового регулирования.

Учет и анализ коррупционной преступности в сфере частной юридической практики отсутствует.

В то же время информация о преступлениях, совершаемых частнопрактикующими юристами и юридическими фирмами, регулярно появляется в средствах массовой информации, на информационных правовых сайтах в Интернете.

По данным Росстата, объем платных правовых услуг населению, оказанных на внутреннем российском рынке отечественными юристами-предпринимателями и юридическими фирмами, в 2008 г. составил 102 млрд. руб. <1>

<1> Объем платных услуг населению по видам услуг (динамические таблицы) // сайт Федеральной службы государственной статистики (http:// www.gks.ru/ scripts/ db_inet/ dbinet.cgi?pl= 1812003).

Импорт юридических услуг в Россию международными юридическими компаниями в 2008 г. составил 454 637 долл. (13,6 млрд. руб.) <1>.

<1> На основе данных ЦБ РФ.

Традиционная адвокатура в денежном выражении зарабатывает, по разным оценкам, 5 - 10% от объема всего рынка платных юридических услуг <1>.

<1> Любимов Ю.С. Мы находимся в настолько запущенной стадии с исторической точки зрения, что необходимы не хирургические, а нейрохирургические движения // Интервью журналу "Секрет Фирмы". 2010. N 9(301).

Питательная среда для коррупционной преступности в сфере частной юридической практики вполне достаточная.

Ситуация усугубляется еще и тем, что эта сфера пополняются за счет слабо подготовленных юристов многочисленных учебных заведений, в том числе неюридического профиля, юристов, не реализовавших себя на государственной службе, работников правоохранительных, судебных и иных органов, уволенных по дискредитирующим основаниям, а также бывших адвокатов, чей статус прекращен в дисциплинарном порядке, и др.

Например, за период с 2003 по 2010 г. включительно статус адвоката прекращен по дискредитирующим основаниям 3333 адвокатам. Надо полагать, что все они продолжают заниматься частной юридической практикой на профессиональной основе.

3. Участие адвокатуры в противодействии коррупции

3.1. Борьба с коррупцией - непрофильная задача адвокатуры. Однако учитывая, что адвокатская корпорация является наиболее организованным и многочисленным институтом гражданского общества, о чем свидетельствуют некоторые исследования институтов гражданского общества <1>, она может использовать действующие механизмы участия общественных организаций в профилактике коррупции <2>.

<1> Сараев Н.В., сотрудник центра противодействия коррупции РЮИ РПА МЮ РФ. Роль и значение институтов гражданского общества в противодействии коррупции: криминологические аспекты // Сборник материалов научно-практической конференции на тему "Роль институтов гражданского общества в противодействии коррупции", 30.06.2011, г. Ростов-на-Дону.
<2> Там же.

К ним можно отнести:

4. Выводы

4.1. Адвокатура - один из инструментов гражданского общества в противодействии коррупции.

4.2. Дуализм правового регулирования в сфере частной юридической практики ослабляет институт адвокатуры, так как профессиональная деятельность юристов (не адвокатов) находится за пределами государственного регулирования, что создает свободный доступ к частной юридической практике всех желающих, а статус адвоката становится бессмысленным.

Двойные стандарты в сфере частной юридической практики - почва для коррупции.

4.3. Объединение всех субъектов частной юридической практики в единую адвокатскую корпорацию, распространение на них профессиональных и этических стандартов, корпоративной дисциплины должно быть положено в основу государственной политики по укреплению института адвокатуры. Оно существенно сузит коррупционную среду в сфере частной юридической практики.