Мудрый Юрист

В России появится новый профессиональный участник рынка ценных бумаг - центральный депозитарий

И.В. КЕРЕНСКИЙ

7 декабря Президент РФ подписал Федеральный закон N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" (далее - Закон). Закон позволит одному из депозитариев получить статус центрального депозитария - нового участника рынка ценных бумаг. В Российской Федерации может быть зарегистрирован только один центральный депозитарий. К нему будут предъявляться повышенные требования по сравнению с обычными депозитариями, однако у него будет и своя исключительная функция - только центральный депозитарий может становиться номинальным держателем некоторых видов ценных бумаг.

Одновременно с Законом был подписан Федеральный закон от 07.12.2011 N 415-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии" (далее - Закон о внесении изменений). Наиболее многочисленные изменения будут внесены в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг).

Требования к центральному депозитарию

Центральным депозитарием может стать только акционерное общество, которое является небанковской кредитной организацией, имеет лицензию на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг и осуществляет функции расчетного депозитария не менее трех лет на момент подачи заявления. Закон устанавливает и требования к акционерам центрального депозитария: ими могут быть только определенные виды профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, организаторы торговли и клиринговые организации. Иные лица могут быть акционерами, только если это закреплено в уставе центрального депозитария.

Размер собственных средств центрального депозитария не должен быть меньше 4 млрд. руб. По действующим нормам минимальный показатель достаточности собственных средств для различных видов депозитариев различен и варьируется от 60 до 250 млн. руб.

Законом предусмотрено создание в центральном депозитарии особого органа управления - комитета пользователей услуг центрального депозитария. В данный комитет должны входить представители депонентов центрального депозитария, количество таких представителей должно быть не меньше трех четвертей от общего числа участников комитета. Порядок его формирования будет определяться ФСФР России. Комитет пользователей услуг центрального депозитария не является органом управления, однако должен осуществлять контроль за принятием наиболее важных внутренних документов центрального депозитария: условий осуществления депозитарной деятельности, правил управления рисками и т.д. Полный перечень документов, подлежащих согласованию с комитетом, указан в ч. 2 ст. 9 Закона. Если комитет не одобрит представленный документ, то для его принятия потребуется не менее двух третей голосов членов совета директоров (наблюдательного совета).

Закон устанавливает требования к высшим руководителям центрального депозитария и правила контроля ФСФР России за его деятельностью (ст. 5 Закона).

Решение о присвоении депозитарию статуса центрального депозитария будет принимать ФСФР России в течение четырех месяцев с момента подачи заявки вместе с необходимым пакетом документов. Отметим, что в Законе не содержится указания на то, по каким критериям ФСФР России будет проводить отбор среди нескольких заявок, поданных одновременно (либо в сравнительно близкие сроки), если все заявки будут соответствовать установленным в Законе требованиям.

Деятельность центрального депозитария

Центральный депозитарий сможет осуществлять депозитарную деятельность, в том числе деятельность расчетного депозитария, в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, однако его деятельность имеет некоторые особенности, указанные в Законе. Наиболее существенно появление центрального депозитария изменит правила ведения счетов номинальных держателей ценных бумаг, записи о которых вносятся в следующие реестры:

Центральный депозитарий в течение года после своей регистрации обязан совершить действия, необходимые для открытия лицевых счетов номинального держателя во всех вышеперечисленных реестрах, после чего лица, осуществляющие ведение таких реестров, не вправе открывать каким-либо другим субъектам эти лицевые счета. Они обязаны открывать лицевые счета номинального держателя центрального депозитария по его требованию.

Лицевые счета иных номинальных держателей, которые были открыты в реестрах по ранее действовавшим правилам, будут сохранены и после того, как центральному депозитарию будет открыт счет номинального держателя. Однако на них нельзя будет зачислять ценные бумаги, за исключением случаев зачисления ценных бумаг в связи с конвертацией или размещением акций путем их распределения среди акционеров.

Таким образом, в Российской Федерации только центральный депозитарий сможет быть номинальным держателем ценных бумаг в перечисленных выше реестрах, а иные участники рынка ценных бумаг должны будут обращаться к нему напрямую. Следовательно, станет невозможна практика, при которой между лицевым счетом номинального держателя и владельцем ценных бумаг создается цепочка из нескольких номинальных держателей, что затрудняет выявление владельца (в том числе и для контролирующих органов). Для прочих реестров, не предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 24 Закона, сохраняется возможность открывать счета номинальных держателей не только для центрального депозитария.

Центральный депозитарий сможет открывать счета депо владельцев ценных бумаг широкой категории лиц: профессиональным участникам рынка ценных бумаг, Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, Банку России и др. (ч. 1 ст. 25 Закона). Лица, не указанные в этом перечне, вправе открыть счет депо владельцев ценных бумаг у центрального депозитария, если они предоставят профессиональному участнику рынка ценных бумаг полномочия по подаче поручений на проведение операции по соответствующему счету депо.

В отношении иностранных номинальных держателей Закон устанавливает определенные ограничения. Открыть счет депо номинального держателя центральный депозитарий сможет только некоторым категориям иностранных организаций, перечисленным в Законе (ч. 4 ст. 25 Закона). К ним относятся организации, являющиеся международными централизованными системами учета прав на ценные бумаги и (или) расчетов по ценным бумагам, центральными депозитариями других государств и (или) осуществляющие расчеты по ценным бумагам по результатам торгов на иностранных фондовых биржах или иных регулируемых рынках, либо организации, осуществляющие клиринг по результатам таких торгов.

Поправки к Закону о рынке ценных бумаг

Как было указано выше, одновременно с Законом подписан и Закон о внесении изменений.

Наиболее существенные поправки внесены в Закон о рынке ценных бумаг, в ту его часть, которая регулирует порядок ведения реестров владельцев ценных бумаг и деятельность номинальных держателей.

Закон о внесении изменений установил, что номинальным держателем может быть только депозитарий, брокеры больше не смогут становиться номинальными держателями. Однако при этом в Законе о внесении изменений не указано, что должно произойти со счетами номинальных держателей, открытых брокерам на момент вступления Закона о внесении изменений в силу.

Устанавливается право регистратора привлекать для выполнения части своих функций трансфер-агентов. Трансфер-агентами могут быть иные регистраторы, депозитарии или брокеры, которые будут выполнять за регистратора действия по приему документов, необходимых для совершения операций в реестре, и передавать выписки по лицевым счетам, уведомления и иную предоставленную регистратором информацию из реестра. Также часть полномочий трансфер-агентов сможет исполнять эмитент, поручивший ведение реестра регистратору, если это предусмотрено договором на ведение реестра.

Выписка по лицевому счету предоставляется регистратором в течение трех дней, а не пяти, как было раньше. Требования к содержанию выписок по лицевому счету теперь будут регулироваться подзаконными нормативными актами, а из Закона о рынке ценных бумаг будут исключены. Если реестр передавался от одного держателя другому, то новый держатель реестра несет ответственность за полноту и достоверность только тех сведений, которые содержатся в реестре за период после передачи реестра от предыдущего держателя. В случае предоставления информации, внесенной предыдущим держателем реестра, новый держатель будет отвечать только за соответствие информации данным, полученным от предыдущего держателя при передаче реестра.

Закон вступает в силу поэтапно. Большая часть его положений вступит в силу 1 января 2012 г., за исключением положений, касающихся взаимоотношений центрального депозитария с иностранными номинальными держателями. 1 июля 2012 г. вступит в силу норма, определяющая лиц, которым центральный депозитарий открывает счета депо иностранного номинального держателя. 1 января 2013 г. вступит в силу правило, по которому центральный депозитарий не вправе совершать действия, направленные на зачисление на счета депо номинального держателя, открытые ему в депозитарии, или на счета для учета прав на ценные бумаги лица, действующего в интересах других лиц, открытые центральному депозитарию в иностранной организации, ценных бумаг, учет прав на которые осуществляется в реестре на лицевом счете номинального держателя центрального депозитария либо в отношении которых центральный депозитарий осуществляет обязательное централизованное хранение.

Закон о внесении изменений вступает в силу 1 июля 2012 г., а отдельные его положения - 1 января 2013 г.

Документы:

Федеральный закон от 07.12.2011 N 414-ФЗ "О центральном депозитарии".

Федеральный закон от 07.12.2011 N 415-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии".