Мудрый Юрист

Особенности правового регулирования расчетов иностранных студентов с российскими вузами

Губарева А.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮА.

В статье рассматриваются проблемы платного образования и обусловленные этим процессом юридические особенности привлечения иностранных студентов для обучения в российских вузах, а также порядок осуществления расчетов за обучение. Все выводы основываются на анализе научных работ и судебной практики.

Ключевые слова: иностранная валюта, иностранные студенты, резиденты и нерезиденты, расчеты в иностранной валюте, валютные операции.

Peculiarities of legal regulation of foreign students' payments to Russian higher educational institutions

A.V. Gubareva

The article deals with the problems of education requiring payment resulting in legal peculiarities of foreign students involvement in Russian institutes of higher education and procedure of payment for this education. All the conclusions are based on the scientific studies analysis and court practice.

Key words: foreign currency, foreign students, residents and non-residents, payments in foreign currency, currency operations.

Реализация образовательных инновационных программ в Российской Федерации (далее по тексту - РФ) способствовала активизации процесса интернационализации образования. В результате была заложена основа для долгосрочного сотрудничества с зарубежными партнерами в образовательной и научно-исследовательской областях, оживились процессы научной и учебной миграции. В условиях конвергенции правовых систем современности и общности задач правового развития страны закономерно предлагают различные формы сотрудничества: это обмен не только знаниями, но и студентами. Взаимное международное сотрудничество, в свою очередь, привело к новой тенденции в образовательной среде - образовательной мобильности студентов.

Интернационализация образования означает процесс международной интеграции как в научной, так и в образовательной деятельности. Роль этого процесса велика, ибо он активизирует культурные контакты между странами и народами, расширяет взаимообмен достижениями в области образования, а также взаимообмен студентами. Интернационализация находит отражение в составе учащихся в вузе, в его контингенте. Одной из тенденций в деятельности вуза в настоящее время стало стремление к зачислению большого количества зарубежных студентов, что говорит о международной переориентации российских вузов на привлечение студентов-иностранцев. Вузы целенаправленно ведут подготовку специалистов в соответствии с долгосрочными договорами о социально-экономическом партнерстве с разными зарубежными вузами. Наряду с этим активно привлекают иностранных граждан для поступления именно в их учебные заведения. Число студентов, которые обучаются в интернациональной среде, растет из года в год.

Принятый 10 июля 1992 г. Закон РФ N 3266-1 "Об образовании" связывается с появлением проблемы платного образования. Наличие частного сектора в образовании обусловило многообразие научных точек зрения представителей различных отраслей права. Так возникла потребность в правовом оформлении отношений вуза и студента.

Борьба за потребителей образовательных услуг в условиях демографического кризиса, неограниченная коммерциализация вузов и связанное с этим неконтролируемое снижение доступности высшего образования обостряют проблему эффективности образования в ее социальном аспекте и в будущем могут привести к негативным социально-экономическим и социокультурным последствиям. Сторонники платного образования рассматривают его как важный канал социальной мобильности, как средство, расширяющее возможности получения образования, причем образования более качественного по сравнению с бесплатным. На другом полюсе - мнение о платном образовании как ограничителе доступа к образовательным благам в связи с отсутствием у отдельных социальных групп возможности финансировать обучение из своих текущих доходов и накоплений, как факторе усиления социальной несправедливости.

Правовая природа договора возмездного оказания образовательных услуг была рассмотрена рядом авторов. В настоящее время ученые не выработали однозначной позиции по вопросу об отраслевой принадлежности договора возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. Так, Ю.М. Федорова, исследуя представленные в литературе точки зрения, пришла к выводу о "гражданско-правовой принадлежности отношений из договора возмездного оказания образовательных услуг и об административно-правовой природе отношений, основывающихся на безвозмездных началах".

Появление новых форм взаимодействия способствовало развитию динамичных отношений между вузом и всеми заинтересованными лицами (иностранными студентами, иностранными вузами, организациями, предлагающими обучение за рубежом, и прочими). Определенной спецификой обладают договор возмездного оказания образовательных услуг, заключенный со студентом - иностранным лицом, и процедуры, опосредующие его заключение.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", образовательное учреждение, пригласившее иностранного гражданина в РФ в целях обучения, в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в данное образовательное учреждение направляет информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта РФ, ведающий вопросами образования. После этого иностранные студенты обязаны получить разрешение на временное проживание на территории РФ, которое подтверждает права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность (согласно ст. 2 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) "О правовом положении иностранных граждан в РФ". До получения вида на жительство в РФ иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание согласно п. 2 ст. 8 рассматриваемого Закона.

Помимо особенностей въезда в РФ для иностранных студентов устанавливается специальный правовой режим расчетов за обучение с российским вузом, содержание которого зависит от резидентности студента. В валютной сфере резидентность рассматривается как особый правовой статус лица, позволяющий дифференцировать правовой режим его деятельности при проведении валютных операций в целях возложения обязанностей и установления запретов, направленных на обеспечение публичных интересов в валютной сфере. Резидентность является публично-правовой категорией: "Относимость лица к резидентам означает не только и не столько его принадлежность к субъектам национального права и российской юрисдикции, но подчеркивает его особое положение в системе публично-правовых отношений, выражающееся в повышенной ответственности за надлежащее исполнение обязанностей, которым придана публичная значимость". Однако признание лица резидентом или нерезидентом имеет гражданско-правовой эффект. Установленные в зависимости от резидентности валютные ограничения могут повлечь признание заключенного вузом договора недействительным в части условия о расчетах (если договор заключен после введения ограничения) либо привести к прекращению обязательства по оплате образовательных услуг в связи с юридической невозможностью исполнения на основании ст. ст. 416, 417 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ), если ограничение введено после заключения договора. Правильное определение резидентности обеспечивает законность проведения валютной операции и позволяет в полной мере реализовать интересы вуза при соблюдении публичного интереса.

Критерии резидентности закреплены в п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). К резидентам относятся прежде всего лица, личным законом которых является российское право: граждане РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, их филиалы, представительства и иные подразделения, находящиеся за пределами территории РФ. Помимо частных лиц к резидентам относятся российские публичные образования: Российская Федерация, ее субъекты и муниципалитеты, а также федеральные органы государственной власти, представляющие РФ в международных отношениях: дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях. Перечень резидентов носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию. В отношении нерезидентов законодатель использовал остаточный принцип: к ним отнесены все лица, не являющиеся резидентами: граждане РФ, признаваемые постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие в РФ постоянно на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ; юридические лица и не являющиеся юридическими лицами организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, их филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения, находящиеся на территории РФ.

Детальная регламентация ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" признаков резидентности все-таки не исключает возникновения проблем на практике. Так, неоднозначно толкуется использованный законодателем в п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 1 рассматриваемого Закона термин "постоянное место жительства".

ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не раскрывает понятия места жительства. Другие нормативные акты, в частности Федеральный закон от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", определяют его как жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. На практике наличие соответствующего жилого помещения подтверждается фактом регистрации гражданина органами внутренних дел (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова). По мнению Н.Н. Косаренко, при определении постоянного места жительства физического лица для целей отнесения его к резидентам или нерезидентам следует использовать критерий, предусмотренный налоговым законодательством, - проживание в РФ не менее 183 дней в году. А.Н. Борисов, напротив, считает, что понятие налогового резидента не равнозначно понятию резидента, используемому для целей валютного регулирования, и используется только в целях законодательства о налогах и сборах. Аналогичной позиции придерживаются Н.В. Сапожников и Г.А. Корнийчук. Авторский коллектив учебника "Валютное право России" полагает, что в основе разделения хозяйствующих субъектов на резидентов и нерезидентов лежит общепризнанный в международном частном праве критерий оседлости; однако при определении постоянного места жительства авторы основываются на положениях Налогового кодекса РФ. А.М. Эрделевский признает, что постоянное место жительства не зависит от продолжительности проживания гражданина РФ в иностранном государстве, а связано с фактом наличия у него статуса постоянного жителя такого государства, доказательством чего является принятие консульским учреждением РФ в соответствующем иностранном государстве указанного гражданина РФ на консульский учет в качестве постоянного жителя такого государства; в отличие от граждан РФ, иностранные граждане и лица без гражданства предполагаются нерезидентами, если они не проживают постоянно на территории РФ на основании вида на жительство. Как следует из предписаний п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", резидентность физического лица зависит от того, признает ли его постоянно проживающим право того государства, на территории которого лицо находится. Поэтому для отнесения гражданина РФ, проживающего на территории иностранного государства, к нерезидентам необходимо установить, наделяет ли законодательство этого государства такого гражданина статусом постоянно проживающего. Валютное законодательство не устанавливает правовые основания для использования в качестве критерия резидентности количество дней нахождения на территории государства.

Другая проблема квалификации лица в качестве резидента или нерезидента обозначена А.И. Мурановым и связана с ответом на вопрос, достаточно ли для объявления российского гражданина постоянно проживающим в иностранном государстве того, что таковым его считает законодательство этого государства, даже если на самом деле этот гражданин на его территории постоянно или преимущественно не проживает, или российские государственные органы и банки не более чем принимают во внимание правила и документы иностранного государства о постоянном проживании в нем российского гражданина, а признавать его постоянно проживающим в таком государстве они должны только после того, как удостоверятся, что в России с точки зрения российского права он постоянно или преимущественно не проживает. Представляется, что буквальное толкование п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не дает оснований для наделения статусом резидента российского гражданина, признаваемого правом иностранного государства постоянно проживающим на его территории, даже в ситуации, когда по российским законам он рассматривается как постоянно проживающий в РФ. Между тем такой ответ на поставленный вопрос явно не соответствует целям и задачам валютного регулирования и, соответственно, может привести, с одной стороны, к необоснованному распространению режима валютных операций на платежи по обязательствам между таким гражданином и резидентом в рублях, а с другой стороны, к обходу запрета на совершение платежей в иностранной валюте по обязательствам между резидентами. Исключить подобные ситуации позволит изложение формулировки п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции: "...физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, при условии, что они в соответствии с российским законодательством не признаются постоянно проживающими на территории РФ".

В силу рассмотренных норм права в течение одного года до получения вида на жительство иностранный студент будет рассматриваться как нерезидент. После получения вида на жительство он будет признан резидентом. В соответствии с пп. "а" и "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" использование иностранной валюты в качестве средства платежа, производимого резидентом в пользу резидента, а также использование иностранной или национальной валюты в качестве средства платежа, производимого между резидентом и нерезидентом, являются валютной операцией. Следовательно, правильное определение резидентности иностранного студента важно для установления необходимости соблюдения вузами требований валютного законодательства к проведению валютных операций, связанных с получением платы за обучение.

В случае если иностранный студент является нерезидентом, получение платы за обучение квалифицируется как валютная операция, даже если в качестве средства платежа используются российские рубли. Следовательно, вузу при осуществлении платежей необходимо учитывать общее правило, установленное ч. 2 ст. 14 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", об обязательном осуществлении расчетов юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России. Пункт 8 ч. 1 ст. 1 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет уполномоченный банк как кредитную организацию, созданную в соответствии с законодательством РФ и имеющую право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующий на территории РФ в соответствии с лицензиями Банка России филиал кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, имеющий право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. М.М. Агарков в своей классической монографии "Основы банковского права", определяя понятие "банк", выводил его из трех присущих банковской деятельности функций: 1) собирания чужих денег; 2) оказания кредита; 3) содействия платежному обороту. М.Л. Коган, анализируя взаимоотношения банков с клиентами в начале 90-х гг., писал: "Предприятие и банк выступают как равноправные в юридическом смысле субъекты, права и обязанности которых определяются правовыми актами и, что особенно важно, договорами между ними". С другой стороны, в юридической литературе отмечаются особенности участия банков при расчетах по валютным операциям: "Правовое положение уполномоченных банков в валютных операциях имеет особенности: совершая валютные операции со своими клиентами, уполномоченные банки выступают не только как гражданско-правовые субъекты, но и как субъекты, наделенные властными полномочиями". Авторский коллектив учебника "Валютное право России" подчеркивает, что уполномоченные банки - это особые субъекты валютных правоотношений, совмещающие функции обычной коммерческой организации и специально возложенные на них контролирующие функции. Действительно, в валютной сфере банк приобретает не присущую коммерческой организации функцию осуществления государственного контроля. Более того, Г.А. Тосунян отмечает, что кредитные организации, обладающие лицензией на совершение валютных операций, являются основой функционирующей в России системы валютного контроля. Наделение уполномоченного банка статусом агента валютного контроля обусловлено тем, что он является обязательным участником расчетов, производит зачисление и списание валюты по счетам, аккумулирует всю информацию и документацию, касающиеся проводимой валютной операции. Таким образом, при проведении валютной операции между клиентом и уполномоченным банком складываются две различные группы правоотношений: гражданско-правовые отношения, возникающие на основании договора банковского счета, и административно-правовые отношения по осуществлению валютного контроля. Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 19 сентября 2000 г. N 1873/00, N 1874/00 и N 1875/00 указал, что, вступая с клиентами в сделки купли-продажи иностранной валюты, уполномоченные банки обеспечивают выполнение публично-правовых требований валютного законодательства о порядке их осуществления, поэтому в этих сделках они одновременно выступают и как сторона, и как агент валютного контроля, обязанный проверять соответствие валютных операций законодательству.

Помимо счетов, открытых в уполномоченных банках, расчеты могут осуществляться через счета, открытые вузом в банках за пределами территории РФ, при условии, что счет открыт в банке, расположенном на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Предварительное разрешение на открытие счета за пределами территории РФ не требуется, достаточно лишь уведомить налоговые органы по месту своего учета о его открытии в срок не позднее одного месяца со дня открытия.

Исключения из рассмотренного правила перечислены в ст. 14 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", их перечень носит закрытый характер. В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. В связи с тем что образовательные услуги оказываются населению, вуз вправе принимать плату за обучение от иностранных студентов наличной иностранной или российской валютой. Данный вывод подтверждается и в судебной практике. В частности, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к выводу, что действия вуза по приему от плательщика-иностранца денежных средств в качестве оплаты обучения подпадают под исключение, установленное абз. 3 ч. 2 ст. 14 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Постановления от 25 апреля 2008 г. по делу N А28-10296/2007-486/27 и по делу N А28-10297/2007-487/27).

Банковский счет студента-нерезидента, с которого осуществляется платеж за обучение в пользу вуза, может быть открыт на территории РФ только в уполномоченных банках независимо от валюты счета (ч. 1 ст. 13 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Кроме того, расчеты могут осуществляться через банковские счета, открытые студентом за пределами территории РФ.

В соответствии со ст. 9 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции между резидентами запрещены. Валютное законодательство содержит закрытый перечень исключений из указанного правила, к которым операции между вузом и студентом, касающиеся оплаты обучения, не относятся. Таким образом, в случае если иностранный студент признается резидентом, то вуз не вправе производить с ним расчеты в иностранной валюте, оплата обучения должна осуществляться в рублях по общим правилам, действующим в отношении расчетов в национальной денежной единице.

  1. Агарков М.М. Основы банковского права: Курс лекций // Учение о ценных бумагах: Науч. исслед. 2-е изд. М.: Бек, 1994. 349 с.
  2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2004. С. 240.
  3. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 53.
  4. Вострикова Л.Г. Валютное право: Учебное пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. С. 360.
  5. Демидова Н.И. Платное образование: аспект эффективности // Высшее образование в России. 2009. N 4. С. 118 - 119.
  6. Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. С. 320.
  7. Коган М.Л. Предприятие и банк: операции и сделки, права и обязанности. М.: ПТФ "Аркаюр", 1993. С. 175.
  8. Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) / Д.Г. Алексеева и др. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 336.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) Г.А. Корнийчука включен в информационный банк.

  1. Корнийчук Г.А. Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный). М.: ОСЬ-89, 2006. С. 208.
  2. Косаренко Н.Н. Валютное право: Курс лекций. М.: Флинта; МПСИ, 2006. С. 184.
  3. Муранов А.И. Российское валютное право: регулирование статуса и деятельности адвокатов. М.: Статут, 2006. С. 536.
  4. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004. С. 368.
  5. Федорова Ю.М. Договор возмездного оказания образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2010.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) А.М. Эрделевского включен в информационный банк.

  1. Эрделевский А.М. Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) // Хозяйство и право. Приложение. 2004. N 7. С. 64.