Мудрый Юрист

Черный pr как способ рейдерского захвата

Дубровских Евгений Александрович, адвокат коллегии адвокатов "Республиканская юридическая защита".

Рецензент: Подольный Николай Александрович, заведующий кафедрой уголовного права, криминалистики и криминологии МГУ им. Н.П. Огарева, доктор юридических наук, доцент.

В статье раскрывается один из способов захвата бизнеса посредством черного PR, который подрывает имидж и деловую репутацию компании, тем самым приводит ее к уничтожению. Помимо теоретического исследования были рассмотрены стандартные примеры вышеназванного явления и показаны способы противодействия ему. Предложена типовая тактика поведения рейдера перед PR-захватом.

Ключевые слова: информация, информационная безопасность, слияние и поглощение, рейдерство, средства массовой информации, реклама, черный PR, PR-кампания, PR-акция, клевета.

Black PR as a means of corporate raid

E.A. Dubrovskikh

The article reveals one of methods of corporate raid by means of black PR which undermines image and business reputation of the company and leads it to elimination. Apart from theoretical substantiation the author considers standard examples of the said phenomenon and shows the means of counteraction thereof; proposes typical tactics of behavior of a raider before corporate raid.

Key words: information, informational security, merger and acquisition, corporate raid, Mass Media, advertising, black PR, PR-campaign, PR-action, slander.

Новая Россия столкнулась с явлением, прекрасно известным государствам с рыночной экономикой или стремящимся к ней, - с рейдерской деятельностью, другими словами, деятельностью по захвату бизнеса. Понятие "рейдерство" различается по смыслу его применения для России и западных стран. В России, как правило, под рейдерством понимается недружественное поглощение предприятия, собственности, которое осуществляется преступным путем - посредством мошеннических операций, подделки документов, вымогательства, силового захвата предприятия без правовых оснований. На Западе корпоративное рейдерство подразумевает законную практику недружественных слияний и поглощений предприятий <1>.

<1> Веселков К.В. Международный опыт противодействия рейдерским захватам // Российская юстиция. 2010. N 11. С. 5.

Бороться с рейдерством в России стали сравнительно недавно. Запущенность проблемы является следствием того, что на протяжении долгого времени государство относилось к ней как к спору хозяйствующих субъектов.

Захват предприятия рейдерами для бывшего владельца является следствием ряда его ошибочных действий и бездействия в отношении комплексной безопасности предприятия. В первую очередь, это нарушение информационной безопасности.

В корпоративном мире информация является самым дорогим товаром и могущественным оружием. Именно поэтому то, как компания собирает, организует и использует полученную информацию, во многом определяет, сможет ли она выйти победителем, успешно отразив рейдерскую атаку, либо окажется в ситуации, когда неожиданно для себя вдруг обнаружит, что бизнес ей больше не принадлежит <2>.

<2> Астахов П.А. Противодействие рейдерским захватам. М.: Эксмо, 2007. С. 17.

Нередко перед активной фазой агрессивного поглощения рейдеры проводят интенсивную информационную кампанию в прессе по дискредитации собственников и топ-менеджеров интересующего их предприятия. Местные и центральные СМИ неожиданно начинают проявлять повышенное внимание к обществу, появляются обличительные статьи о злоупотреблениях со стороны руководства и крупных акционеров, о невыполнении обществом договорных обязательств, предполагаемом банкротстве, критикуются методы управления и неэффективное использование имущества, описываются нарушения прав миноритарных акционеров, строятся пессимистические прогнозы относительно будущего предприятия. Информационная война не только отвлекает внимание и ресурсы "компании-цели" на организацию контрпропаганды, она может вызвать панику миноритарных акционеров, облегчив тем самым скупку акций.

Рейдеры используют любую информацию, как находящуюся в свободном доступе, так и добываемую иными путями. Полученная информация затем благополучно используется рейдерами для черной PR-кампании. Так, один из способов добычи нужных сведений: различные запросы от должностных лиц - депутатские запросы, адвокатские запросы, требования в рамках налоговых проверок, уголовных дел и т.п.

Перечисленные индикаторы являются наиболее характерными признаками начавшейся подготовки рейдерской атаки, а их появление сигнализирует еще и о том, что время для разработки эффективной системы безопасности у компании ограничено <3>.

<3> Там же. С. 24.

Вначале разберемся, что же такое черный PR как таковой. В зарубежной литературе этот термин встречается редко, и можно сказать, что термин "черный PR" - российское изобретение. И тем не менее за рубежом черный PR есть и развит, пожалуй, в большей степени, чем у нас. Все крупные компании мира практикуют черные PR-технологии. В современном капиталистическом мире, не умея вести PR-баталии, просто не выжить <4>.

<4> Вуйма А. Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. С. 6.

Причем, если у нас "заказные" статьи обычно не приносят ощутимого ущерба, т.к. видна их "заказанность", то там профессиональный черный PR способен достаточно быстро полностью разрушить бизнес. И там PR не менее эффективен, чем судебные процессы и агрессивная конкуренция.

По мнению автора книги "Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только" Антона Вуйма, "черный PR - это целенаправленное распространение негативной информации, касающейся какого-либо неодушевленного или одушевленного объекта" <5>. Целью такой деятельности может быть либо уничтожение бизнеса, либо подрыв деловых связей, либо что-то другое. В рассматриваемом случае - это рейдерский захват бизнеса.

<5> Вуйма А. Указ. соч.

Естественно, необходимо также учесть, что черный PR - это инструмент бизнеса. И в зависимости от того, в чьи руки он попадет, он также может приносить благо. Если, конечно, он попадет в руки честного предпринимателя, то он защищает его и его потребителей от недобросовестной конкуренции и произвола чиновников. Черный PR в его руках уничтожает некачественные продукты, слабый бизнес и позволяет добиться расцвета чего-то здорового и сильного. То есть всегда это борьба за что-то общественно полезное и благое. И, конечно, никто и никогда не скажет, что эта борьба за рынок и прием жесткой конкуренции. Снаружи все выглядит очень благородно. Впрочем, так оно и должно быть, ведь это настоящий PR. Очень серьезные компании за рубежом не брезгуют методами черного PR <6>.

<6> Там же. С. 6.

Итак, рассмотрим стандартные примеры черного PR как способа захвата бизнеса.

В первую очередь это черный PR в прессе, который основывается на обличительных статьях и комментариях, содержание которых может касаться плохого управления предприятием, неэффективного использования имущества, невыполнения договорных обязательств, нарушений прав работников и акционеров предприятия, предполагаемого банкротства и т.д.

Подрыв имиджа и репутации компании в данном случае является альтернативой жалобам и искам. Ведь некоторые компании так дорожат своей репутацией, что и оснований-то нет обратиться в соответствующие органы.

Крайне важным вопросом в черном PR является правильный выбор целевой аудитории. Атакуемый объект обычно окружен следующими аудиториями: его клиенты; его конкуренты; его компаньоны; государственные инстанции, с которыми объект взаимодействует; его персонал; его поставщики; жители, проживающие вблизи предприятия (слух о вредности производства) или каким-либо образом вынужденные с ним взаимодействовать; родственники сотрудников предприятия и т.д.

На самом деле если преследуется цель разрушения бизнеса конкурента, то можно атаковать любую из перечисленных целевых аудиторий или все вместе. Обычно атакуются цели, где рейдеры смогут с наименьшими затратами добиться наибольшего результата. Понять, какая отрасль будет атакована, если есть предпосылки, описанные выше, не сложно, достаточно проанализировать недостатки в информационной безопасности бизнеса.

Рейдеру совсем не обязательно сообщать ложные данные, всегда можно найти вполне правдивую информацию, касающуюся объекта, или создать таковую. Используя правдивую информацию, он добьется гораздо лучших результатов, нежели распространяя ложные данные. В черном PR базовый принцип: "не нужно ругать, а нужно лишь заставить сомневаться". Причем, чтобы вызвать сомнение, можно даже хвалить, а не ругать <7>.

<7> Вуйма А. Указ. соч. С. 6.

Распространенной ошибкой рейдеров является начало атаки на какую-то одну из аудиторий без анализа всех возможных атак. Чем массивнее по цели будет атака, тем, соответственно, продуктивнее будет захват.

Во-вторых, многочисленные жалобы в правоохранительные органы, обязательно с приданием этому общественного резонанса. Данный метод доводит объект до нужной кондиции только в одном случае: когда рейдер находит серьезный компромат на компанию или ее крупных совладельцев.

В-третьих, истинная находка для корпоративных разведчиков рейдерских структур - это участники уже имеющихся внутрифирменных конфликтов, в т.ч. и не слишком острых или даже уже прошедших. Они стараются стимулировать таких персон на развязывание конфликта. И тут все средства для них хороши: от денежных средств до совершенно безвозмездного обещания предметно наказать обидчиков, понятно, при условии поставки значимой компрометирующей информации или подписания данными лицами судебных доверенностей в пользу юристов-шантажистов.

Однако все же при таком многообразии вариантов атак стоит выделить самые эффективные. Наиболее болезненными для компании - объекта атаки являются иски о признании недействительными решений органов управления об образовании исполнительных органов, одобрении сделок и принятии устава и ключевых внутренних положений.

И хотя логика - "недействительно решение собрания об избрании генерального директора, следовательно, нелегитимный руководитель, а значит, незаконно все, что он успел сделать" - не так охотно признается судами, как раньше, точечные удары по сделкам бывают весьма результативными, особенно в период банкротства предприятия.

Придав всем вышеуказанным методам общественную огласку, как правило через СМИ, рейдеры получают полный комплект недовольств, начиная от поставщиков и покупателей, заканчивая надзорными и контролирующими организациями, в которых до настоящего времени сохранилась "палочная система" и которые готовы этим воспользоваться для выслуги и пополнения бюджета административными штрафами. Этот метод, пожалуй, в наименьшей степени имеет отношение к PR, но лоббирование административного ресурса часто используется для черного PR. В данном случае просто административные структуры настраиваются против какого-либо предприятия, и при помощи этих структур и происходит его уничтожение.

Имеющие связи в налоговой инспекции и других органах власти могут легко использоваться рейдерами. Это один из самых распространенных методов черного экономического PR в России.

Более того, большинство общественных организаций даже по своим названиям подразумевают борьбу за что-то или защиту чьих-то прав и тем самым представляют великолепный инструмент для черного PR. Вспомним их названия: общество защиты прав потребителей, общество защиты экологии, общество защиты прав женщин и т.п. Они просто созданы для черного PR. Многие такие ассоциации борются за что-то, как правило, информационными методами. Они довольно часто и являются орудием черного PR в руках рейдера.

Наиболее эффективный инструмент защиты в этом случае - предъявление иска о защите деловой репутации компании.

В реальной же практике часто приходится иметь дело с индивидуальными предпринимателями либо с фирмами-"однодневками", которые, как правило, такового имущества не имеют, либо в силу несовершенства действующего законодательства по исполнительному производству на него невозможно обратить взыскание. И только меры уголовно-правовой ответственности, санкции личного характера могут препятствовать распространению подобного рода нарушений <8>.

<8> Следь Ю.Г. Проблемы уголовно-правовой защиты от недобросовестной конкуренции // Юристъ. 2006. N 1. С. 7.

Однако в современной России не лучше обстоит дело и с уголовно-правовой защитой от недобросовестной конкуренции в форме "распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации". Расположение ст. 129 УК "Клевета" в гл. 17 "Преступления против свободы, чести и достоинства личности" не позволяет использовать ее в полной мере в качестве меры уголовной ответственности при защите деловой репутации юридического лица. В научной литературе неоднократно указывалось на огромный вред для добросовестных хозяйствующих субъектов при защите от черного PR и на неэффективность существующих мер гражданско-правовой и административной ответственности <9>. Хотя предусмотрена отсылка на уголовную ответственность в специальном законодательстве о рекламе и защите прав потребителей. В частности, в ст. 31 Закона "О рекламе" прямо указывается: "Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".

<9> Там же. С. 3.

В действительности защищаться от таких атак гораздо сложнее, чем нападать. В мировой практике существует много случаев, когда со сцены уходили блестящие компании лишь вследствие невозможности отбить информационную атаку, организованную их противниками. Для этого необходимо знать, каким же образом происходит PR-акция.

И в заключение в качестве вывода последовательно рассмотрим тактику и поведение рейдера перед началом "PR-нападения":

  1. Вначале определяется, на какую цель рейдер собирается направить свою атаку.
  2. Далее выявляется целевая аудитория людей, для которых предназначена эта информация.
  3. Находится необходимая для PR-кампании негативная информация.

Она обычно касается главных свойств атакуемого объекта. То есть нужно либо найти такую негативную информацию, либо заставить противника ее создать, либо рефреймировать белую информацию. Интересно, что найти реальную черную информацию, касающуюся многих предприятий России, очень легко. Российские предприятия не избалованы профессиональным черным PR, поэтому не готовятся к таким атакам и часто не заботятся о своей информационной безопасности. Многие предприятия в России имеют явно заметные дефекты и недоработки в системе бизнеса. Причем не важно, услуги это или какие-то продукты. У российских предприятий часто можно найти массу недоработок. Причем таких недоработок, которые они даже не пытаются исправить.

  1. Разрабатывается цепочка событий, из которых будет состоять PR-кампания. Разовая акция может быть очень результативной, но, как правило, для достижения серьезного эффекта нужно реализовать комплект из нескольких акций. Поэтому сразу же разрабатывается система последовательных событий: они могут состоять из одного главного и нескольких побочных, из последовательности однотипных событий, но в любом случае это комплекс событий, ориентированных на одну задачу.
  2. Непосредственно сам PR-ход как способ рейдерского нападения.