Мудрый Юрист

Основания возникновения правоотношений по строительству и модернизации энергетических объектов

Романова Виктория Валерьевна, соискатель кафедры коммерческого права СПбГУ, партнер российско-британской юридической фирмы "Мусин, Ибрагимов и партнеры", кандидат юридических наук.

В настоящей статье автор проводит правовой анализ различных оснований возникновения правоотношений по строительству и модернизации энергетических объектов, выявляет специфику юридического состава с учетом изменений в действующем законодательстве.

Ключевые слова: основания возникновения гражданских прав и обязанностей, договор, акт государственного органа, акт саморегулируемой организации, юридический состав, смешанный договор.

Grounds for rise of legal relationships in construction and modernization of power engineering objects

V.V. Romanova

In this article the author makes legal analysis of different grounds for rise of legal relations in construction and modernization of power engineering objects, shows up peculiarity of judicial composition in connection with changes of current legislation.

Key words: grounds for rise of civil rights and duties, contract, act of state agency, act of self-regulating organization, legal composition, mixed contract.

При рассмотрении вопроса об особенностях отношений по строительству и модернизации энергетических объектов необходимо остановиться на вопросе о том, что договор не является единственным основанием возникновения правоотношения по строительству и модернизации энергетических объектов, так как для возникновения соответствующих гражданских прав и обязанностей необходима совокупность различных оснований, т.е. юридический состав, в который, как справедливо отмечает Е.А. Суханов, могут входить в различных комбинациях как действия, так и события <1>.

<1> Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. С. 338.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации <2> гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В данном пункте предусмотрены девять оснований гражданских прав и обязанностей, среди которых договор и иные сделки, предусмотренные законом, а также договор и иные сделки, не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; судебное решение, установившее гражданские права и обязанности. Из первого абзаца данного пункта и подп. 8 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что перечень действий не является исчерпывающим.

<2> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Юридические факты были предметом правовых исследований таких ученых, как М.М. Агарков, С.И. Вильнянский, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, Ю.К. Толстой, Е.А. Суханов, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Н.Д. Егоров и др. <3>. В правовых исследованиях обосновываются различные классификации юридических фактов, приводятся подробные обоснования изложенных позиций.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

<3> Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. 1; Вильнянский С.И. Лекции по советскому гражданскому праву. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та. 1958; Иоффе О.С. Правоотношения по советскому гражданскому праву. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории "хозяйственного" права. 3-е изд., испр. М.: Статут, 2009; Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1958; Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та. 1959; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стереотип. М.: Статут, 2008; Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010; Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2009.

Как верно отмечает М.М. Агарков, чаще всего отношение возникает, изменяется или прекращается не в результате единичного факта, а в результате совокупности фактов <4>. О.С. Иоффе, классифицируя юридические факты с точки зрения влияния, которое они оказывают на динамику правоотношения, обращает внимание на их подразделение на факты правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие <5>. О.А. Красавчиков, исследуя вопрос о юридических фактах, делает вывод о том, что под юридическим составом следует понимать совокупность юридических фактов, необходимую для наступления юридических последствий, предписанных нормой права, при этом элементом юридического состава является юридический факт, а элементом юридического факта будет всякое явление, составляющее данное событие или действие <6>. Ю.К. Толстой, рассматривая вопрос о том, вызывает ли правовые последствия наступившая часть юридического состава до наступления остальной его части, подчеркивает, что наступление части юридического состава лишь тогда вызывает действительные правовые последствия, когда одним из элементов состава является правоотношение <7>.

<4> Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. 1. М.: АО "Центр ЮрИнфроР", 2002. С. 305.
<5> Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории "хозяйственного права". 3-е изд., испр. М.: Статут, 2009. С. 636.
<6> Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1958. С. 67.
<7> Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1959. С. 17.

Необходимо отметить, что для возникновения отношений по строительству и модернизации энергетических объектов будет недостаточно заключения договора подряда любыми лицами, изъявившими такое желание, а будет необходимо наступление совокупности различных юридических фактов.

Так, например, в ситуации, когда строительство энергетических объектов предполагается осуществлять субъектами электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство с долей в уставном капитале не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, когда мощность создаваемого генерирующего объекта превышает 50 МВт, когда проектный номинальный класс напряжения создаваемых или модернизируемых объектов составляет 220 кВ и выше, когда финансирование строительства полностью или частично осуществляется из федерального бюджета в соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", должны соблюдаться требования, установленные Правительством Российской Федерации в отношении инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" утверждены Критерии отнесения субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций; Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики <8>. Для утверждения инвестиционной программы субъект электроэнергетики представляет в Министерство энергетики Российской Федерации определенный перечень документов, в том числе графики строительства объектов электросетевого хозяйства и генерирующих объектов, планируемые объемы финансирования, план финансирования и др. Данная программа представляется по определенной форме и предусматривает контрольные этапы реализации инвестиционного проекта, одним из которых является заключение договора с генеральным подрядчиком (ЕРС, ЕРСМ) или договоров с основными подрядчиками, затем заключение договоров поставки энергетического оборудования, договоров на реализацию схемы выдачи мощности, а также предусматривает своевременное предоставление отчетности об исполнении инвестиционной программы <9>. Инвестиционная программа в зависимости от соответствия установленным критериям утверждается Приказом Министерства энергетики Российской Федерации либо органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом одного такого акта уполномоченного государственного органа недостаточно для возникновения отношений по строительству и модернизации энергетических объектов. Таким образом, соответствующие приказы Министерства энергетики Российской Федерации об утверждении инвестиционных программ <10> являются одним из элементов юридического состава и, как верно отмечается Ю.К. Толстым, создают возможность движения правоотношения в будущем <11>, и уже в совокупности с договором на строительство энергетического объекта, договорами поставки энергетического оборудования, договорами хранения, другими договорами, разрешением на строительство, согласованием технических условий образуют юридический состав, наличие которого, необходимо для возникновения правоотношения <12>.

<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" // Российская газета. 2010. 9 февраля.
<9> Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 114 "Об утверждении формы инвестиционной программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 30.
<10> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" // Российская газета. 2010. 9 февраля. В частности, Приказом Министерства энергетики от 12 ноября 2010 г. N 547 утверждена инвестиционная программа ОАО ФСК ЕЭС на 2010 - 2014 годы. URL: www.fsk-ees.ru; Приказом Министерства энергетики от 20 декабря 2010 г. N 614 утверждена инвестиционная программа ОАО "МРСК Урала". URL: www.mrsk-ural.ru.
<11> Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1959. С. 16 - 17.
<12> Следует отметить при этом, что в Приказе Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 114 в разделе "Контрольные этапы реализации инвестиционного проекта для генерирующих компаний" (приложение N 3.2 к данному Приказу) к событиям отнесены выбор земельного участка, заключение договора, разработка и утверждение технико-экономического обоснования. Возможно, речь идет о неточности формулировки, поскольку в данном случае описаны определенные действия, а к событиям относятся обстоятельства, протекающие независимо от воли человека.

Рассматривая вопрос о видах оснований гражданских правоотношений, Н.Д. Егоров также справедливо обращает внимание на то, что законодатель не случайно предусмотрел неисчерпывающий перечень фактов, так как нельзя на много лет вперед предусмотреть в законе все возможные юридические факты, которые потребуются для нормального функционирования экономики страны <13>. Данный довод подтверждается на практике. Правовой анализ норм главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации показывает появление среди элементов сложного юридического состава, являющегося основанием возникновения отношений по строительству, модернизации энергетических объектов, таких фактов, как акты саморегулирующих организаций, членами которых являются лица, осуществляющие строительство. Соответствующие саморегулируемые организации выдают свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Саморегулируемые организации вправе принимать решения о приостановлении и прекращении действия свидетельств о допуске к работам за несоблюдение требований технических регламентов, требований свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования <14>. Таким образом, перечисленные акты саморегулируемых организаций также являются юридическими фактами (основаниями) возникновения, изменения, прекращения гражданского правоотношения.

<13> Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2009. С. 106.
<14> Градостроительный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2004. 30 декабря.

К основаниям возникновения гражданских правоотношений по строительству и модернизации энергетических объектов относятся акты Министерства энергетики Российской Федерации об утверждении инвестиционных программ субъектов электроэнергетики; акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) <15>, в частности разрешение на применение технических устройств на опасном производственном объекте, заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации; разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки <16>; акты саморегулируемых организаций, членами которых являются лица, осуществляющие строительство энергетических объектов; договор на строительство и (или) модернизацию энергетических объектов и другие. При этом если Приказ Министерства энергетики Российской Федерации об утверждении инвестиционной программы относится к основаниям правообразующим, то акт саморегулируемой организации о прекращении действия свидетельства о допуске к работам по строительству относится уже к прямо противоположным основаниям, направленным на прекращение правоотношения; промежуточным основанием (например, влияющим на изменение срока выполнения работ по договору на строительство, модернизацию энергетических объектов) может быть акт саморегулируемой организации о приостановлении действия свидетельства о допуске к работам на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на шестьдесят календарных дней. Приведенные основания возникновения гражданских правоотношений наглядно демонстрируют также и динамику гражданских правоотношений, находящихся, как верно определяет В.Ф. Попондопуло, в постоянном развитии <17>.

<15> В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, данная федеральная служба является органом государственного энергетического, строительного надзора, уполномоченным органом в области промышленной безопасности // Российская газета. 2004. 11 августа.
<16> Указанное разрешение и заключение о соответствии Ростехнадзор выдает в соответствии с п. 5.3.3.2, п. 5.3.15 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 // Российская газета. 2004. 11 августа. Разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановок Ростехнадзор выдает в соответствии с п. 14 Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. N 212 "Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 21.
<17> Попондопуло В.Ф. Динамика обязательственного правоотношения и гражданско-правовая ответственность: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук. Л., 1981. С. 6.

Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей по строительству, модернизации энергетических объектов является договор на строительство и модернизацию энергетических объектов, по которому подрядчик должен построить по заданию заказчика определенный энергетический объект либо выполнить работы по модернизации существующего объекта, а заказчик должен создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Как верно отмечают М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, договор составляет ступень в классификации юридических фактов <18>. Особенности объекта строительства, специфические требования к сторонам договора, сложный характер работ заслуживают внимательного изучения и анализа.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

<18> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стереотип. М.: Статут, 2008. С. 17.