Мудрый Юрист

Мировые судьи: XIX - XXI в.

Институт мировых судей в нашей стране является тем звеном судебной системы, который представляет собой судебный орган, являющийся началом движения и дальнейшего развития мировой юстиции в России, позволяющий испытывать на себе большинство обращений граждан нашей страны, действующий по принципам и нормам позитивного права.

В.В. Ярков указывает: "Судебную систему России конца XIX в. составляли система местных и система общих судов. Система местных судов состояла из мировых участковых судей, почетных мировых судей и съезда мировых судей. Систему общих судов составляли окружной суд, судебные палаты и Сенат. Участковый мировой судья являлся низшим звеном системы местных судов, действовал единолично на территории своего судебного участка. Он избирался сроком на три года и разрешал отнесенные законом к его компетенции споры по первой инстанции. В отличие от мирового судьи почетный мировой судья не имел постоянного участка, не получал жалованья за свою работу, но имел такие же полномочия по рассмотрению дел. Почетные мировые судьи заменяли участковых мировых судей на время их отсутствия, а также могли рассматривать дела в случае добровольного обращения к ним сторон. Несколько судебных участков в совокупности составляли мировой округ. Собрание участковых и почетных мировых судей каждого округа именовалось съездом мировых судей и являлось высшей мировой инстанцией. Этот судебный орган рассматривал в качестве второй (апелляционной) инстанции гражданские и уголовные дела, действовал коллегиально в составе не менее трех судей. С целью обеспечения доступности правосудия производство у мирового судьи освобождалось от сборов, установленных для системы общих судов. Если к мировому судье приходили обе тяжущиеся стороны, то он мог немедленно приступить к рассмотрению спора, без предварительной процедуры предъявления иска, вызова сторон и т.д. Особенности судебного разбирательства у мирового судьи касались и круга участников процесса. Так, в мировых судах не допускалось участие в процессе третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора. Ограниченным было участие и третьих лиц без самостоятельных требований. Они могли быть допущены к рассмотрению дела только в суде первой инстанции. Мировые суды были упразднены 12 июня 1889 г., когда, за исключением столиц и некоторых крупных городов, местная юстиция была заменена на судебно-административные установления. В 1912 г. мировой суд был снова возрожден, но ненадолго. Окончательно мировая юстиция была упразднена Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. N 1" <1>.

<1> Ярков В.В. Гражданский процесс: Учебник. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. 400 с.; СПС "КонсультантПлюс".

Е.В. Чесноков отмечает, что "создание мировых судов как судов первой инстанции, действующих в составе единоличного судьи, было предусмотрено концепцией судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР и одобренной Верховным Советом РСФСР в Постановлении от 24 октября 1991 г. N 1801-1. В соответствии с указанной концепцией к компетенции мировых судей предполагалось отнести не только материалы об административных правонарушениях и дела об уголовных проступках, дела частного обвинения и вопросы, связанные с исполнением приговоров, но и малозначительные гражданские дела, а также судебный контроль за следствием. Но чтобы претворить в жизнь эту концепцию, необходимо было активизировать законотворческий процесс, а он развивался медленно, сопровождаясь острыми дискуссиями. Принятый 31 декабря 1996 г. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" ограничился лишь установлением общих положений относительно мировых судей:

<2> Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации": одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996 (в ред. от 05.04.2005) // Рос. газета. 1997. 6 янв. N 3.
<3> Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации": принят ГД ФС РФ 11.11.1998 (в ред. от 22.07.2008) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 51. Ст. 6270.
<4> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ: принят ГД ФС РФ 20.12.2001 (в ред. от 30.12.2008) // Рос. газета. 2001. 31 дек. N 256.
<5> Чесноков Е.В. Об институте мировых судей в России // Законодательство. 2007. N 4; СПС "Гарант".

Как верно заметил В.В. Дорошков, "мировой судья является носителем судебной власти. Он наделяется полномочиями осуществлять правосудие, исполняя свои обязанности на профессиональной основе, выступать от имени судебной власти. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях, где наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности. Мировой судья независим и подчиняется только Конституции РФ и закону. Этими же нормативными актами устанавливаются гарантии его независимости. Мировой судья вправе принимать судебные решения, обязательные для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц. Неисполнение постановления мирового судьи, а равно иное проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Все судьи в Российской Федерации, в том числе мировой судья, обладают единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией. В юридической литературе отмечается, что наряду с правосудием судебная власть осуществляет:

  1. судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.);
  2. толкование правовых норм;
  3. удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим и т.д.);
  4. ограничение конституционной и иной правоспособности граждан (признание гражданина недееспособным и пр.);
  5. судебный надзор за решением судов и др.

Влияние законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации на институт мировых судей является весьма существенным, хотя судьи независимы при осуществлении правосудия. Это влияние обусловлено тем, что особенности полномочий и компетенции мирового судьи могут определяться не только федеральными законами, но и законами субъектов Федерации в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами. Эти пределы определяются действующим федеральным законодательством. В частности, создание и упразднение должностей мировых судей, порядок их назначения на должность, деятельность мировых судей, срок полномочий устанавливается законами субъектов Федерации" <6>.

<6> Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М.: НОРМА, 2004. С. 7, 9.

О плодотворной и качественной работе мировых судей свидетельствуют данные статистики: на примере работы мировых судей Иркутской области рассмотрим основные показатели работы мировых судей Иркутской области за 12 месяцев 2010 г.

 Рассмотрено   
дел:
 12        
месяцев
2009 г.
 12        
месяцев
2010 г.
 уголовных     
дел
 10788     
  10980    
 гражданских   
дел
 212397    
  211698   
 дел об админи-
стративных
правонарушения
 73222     
  71442    

Число уголовных дел, поступивших на рассмотрение мировым судьям за 12 месяцев 2010 г., составило 10691, что на 226 дел больше по сравнению с количеством уголовных дел, поступивших за 12 месяцев 2009 г. Уголовных дел, рассмотренных мировыми судьями Иркутской области за 12 месяцев 2010 г., на 192 меньше по сравнению с количеством уголовных дел, рассмотренных за 12 месяцев 2009 г. Рассмотрено с вынесением приговора 5459, или 49,72% от общего числа оконченных производством уголовных дел, за аналогичный период 2009 г. рассмотрено с вынесением приговора 4989, или 46,24%.

Прекращено производством 5206 уголовных дел, или 47,41% от числа оконченных производством уголовных дел (в I полугодии 2009 г. - 5313 дел, или 49,25%) <7>.

<7> URL: mirsud.irkobl.ru/ sites/ mirsud/ subdivisions/ obshaia%20informacia/ statistika/ stat12_10.php.

Представленные статистические данные свидетельствуют об оправданности создания мировых судей в Российской Федерации. Мировые судьи - необходимое звено в судебной системе, без которого судебная система просто не выдержала бы потока всех обращений граждан. Мировая юстиция в нашей стране - необходимый и обязательный элемент судебной системы РФ, который важен и значим для государства и ценен для общества.