Мудрый Юрист

Обеспечение безопасности сферы туризма

Арахамия И.В., начальник Правового управления Федерального агентства по туризму.

Вопросы обеспечения безопасности туристов приобрели в последнее время особую актуальность. Эти вопросы постоянно находятся в центре внимания переговорного процесса высшего руководства страны с иностранными партнерами, в том числе при заключении международных договоров в области туризма.

Неслучайно законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относит вопросы обеспечения безопасности туризма к принципам государственного регулирования туристской деятельности, а также к ключевым функциям органов исполнительной власти в сфере туризма. Согласно законодательству Российской Федерации:

На законодательном уровне установлены права потребителя на безопасность услуги, и они включают в себя:

За оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, установлена уголовная ответственность (ст. 238 УК).

Туризм для Российской Федерации - это не просто свободные передвижения (путешествия) туристов, а сфера жизни и деятельности личности, общества и государства, которая выполняет важные социальные, экономические, культурно-экологические и иные функции.

Туристские поездки (путешествия) превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека, связанную с реализацией его конституционного права на отдых, свободу передвижений, а также иных прав и свобод при совершении путешествий.

В этих условиях вопросы обеспечения безопасности сферы туризма становятся насущной потребностью личности, общества и государства, поскольку опасности природного и техногенного характера (включая чрезвычайные ситуации) непрерывно сопровождают туристов во время их путешествий.

В ряде стран, лидирующих по объемам въезда российских туристов, все чаще возникают ситуации, требующие оперативного вмешательства со стороны как местных, так и российских властей. Активно проявляют себя также такие опасности, как: несчастные случаи, дорожно-транспортные и авиационные происшествия, хищения имущества туристов и насильственные действия в отношении их. Сферу туризма не обошли стороной и различные риски, связанные с распространением эпидемий и заболеваний в результате стремительного роста туристского обмена между странами.

Полномочия по информированию туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания возложены на Федеральное агентство по туризму (п. 5.3.2 Положения о Федеральном агентстве по туризму).

В мае 2008 г. вступил в силу соответствующий Административный регламент Ростуризма. Основной целью Административного регламента является своевременное обеспечение достоверной информацией об угрозах безопасности в России и за рубежом.

Информация, которая является основанием для предоставления государственной услуги по информированию туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания, поступает из компетентных органов и других организаций, которые поименованы в Регламенте, и включает в себя сведения о виде угроз безопасности, в том числе требующих немедленного чрезвычайного реагирования.

Административным регламентом установлены порядок и способы информирования туристов об угрозе безопасности, которые включают в себя:

Во время беспорядков в Египте в январе текущего года у Ростуризма в очередной раз появилась возможность реализовать свои полномочия в сфере безопасности туризма.

Так, на основании информационного обмена между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Ростуризмом в связи с ситуацией в Арабской Республике Египет было принято решение о создании при Ростуризме оперативного штаба и организации работы "горячей линии". Наряду с этим был издан Приказ от 29.01.2011 N 13 "О принятии неотложных мер в связи с ситуацией в Арабской Республике Египет", которым было рекомендовано туроператорам и турагентам:

Российским туристам, уже находящимся в Египте, было рекомендовано не покидать территорий гостиничных комплексов и иных мест временного пребывания.

Кроме того, Ростуризм выступил с заявлением о том, что данный Приказ является официальным подтверждением наличия в Египте угрозы безопасности туристов, в связи с чем, руководствуясь ст. 14 Закона об основах туристской деятельности, туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации турпродукта или изменения его условий. В заявлении Ростуризм выразил мнение о необходимости приостановления, отзыва либо снятия услуги с производства, если такая услуга причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя.

В период существования угрозы безопасности в Египте Ростуризмом ежедневно проводилась работа по координации возвращения российских туристов на Родину, давались разъяснения многочисленным туристам, их родственникам, в том числе путем размещения на сайте Ростуризма в сети Интернет информации о текущей ситуации в Египте, порядке и способах защиты прав и законных интересов туристов в связи с возникновением угрозы безопасности в этой стране.

Следует отметить, что Ростуризм в течение 2011 г. также неоднократно информировал туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в таких странах, как Сирия, Йемен, Тунис, Япония, Таиланд, и др.

В целях совершенствования государственного регулирования туристской деятельности, обеспечения гарантий защиты прав и законных интересов потребителей, повышения качества и безопасности туристских услуг с 1 июня 2007 г. впервые в России была введена система финансового обеспечения деятельности туроператоров. Также впервые сформирован Единый федеральный реестр туроператоров, функции по формированию и ведению которого возложены на Ростуризм на основании следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ст. 4, 4.1);

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 901 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму" (п. 5.3.1).

28 октября 2011 г. вступил в силу Приказ Минспорттуризма России, утвердивший Административный регламент по предоставлению Ростуризмом государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров. Административным регламентом установлен порядок предоставления Ростуризмом данной государственной услуги, а также предусмотрена возможность направления юридическим лицом (туроператором) заявления, в т.ч. в электронном виде (Приказ от 26.09.2011 N 1117).

В настоящее время в едином федеральном реестре туроператоров содержатся сведения о 4753 туроператорах (по состоянию на 18 октября 2011 г.).

    Общее    
количество
туроператоров
Внутренний
туризм
    Международный   
туризм
    Способы финансового   
обеспечения
Въездной
туризм
  Выездной 
туризм
       Размер финансового      
обеспечения, млн. руб.
Банковские
гарантии
    Договоры   
страхования
ответственности
туроператора
      0,5 
    10  
  30
60
100
     4753    
   1921   
   664  
2091
38
 39
    33    
      4720     

Структура реестра в зависимости от сферы туроператорской деятельности выглядит следующим образом.

Внутренний туризм - 1921 туроператор, или 42% от общего количества.

Международный выездной туризм - 2168 туроператоров, или 44% от общего количества.

Международный въездной туризм - 664 туроператора, или 14% от общего количества.

Единый федеральный реестр туроператоров находится в открытом доступе и еженедельно актуализируется Ростуризмом на его сайте в сети Интернет.

Гражданская ответственность туроператоров, сведения о которых содержатся в Реестре, перед туристами застрахована на общую сумму более 75 млрд. руб.

По данным страховых компаний, за период с 2008 г. по октябрь 2011 г. общий объем финансовых компенсаций, полученных туристами в связи с нарушением туроператорами обязательств по реализации туристского продукта, составил 124 208 301 руб.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации показывает, что на сегодняшний день система государственного управления безопасностью туризма требует дальнейшего развития, в т.ч. оптимизации структуры органов управления, уточнения их компетенции, увеличения бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение мероприятий в области обеспечения безопасности туризма и других решений.

В этой связи можно определить следующие основные направления совершенствования административно-правового обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации:

Необходимо также усиление административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области безопасности туризма и др.

В любом случае стратегической целью безопасности туризма является достижение в сфере туризма такого уровня защищенности, который позволит обеспечить оказание гражданам качественных, доступных и, что очень важно, безопасных услуг.

Планомерная деятельность в данном направлении будет способствовать укреплению законности и правопорядка на туристском рынке, формированию уважительного отношения к закону у всех участников, вовлеченных в процесс оказания туристских услуг.