Мудрый Юрист

Законны ли действия следователя?

Наталья Шаповалова, газета "ЭЖ-Юрист".

Дмитрий Косихин, газета "ЭЖ-Юрист".

Алексей Косимов, газета "ЭЖ-Юрист".

Степан Асрянц, газета "ЭЖ-Юрист".

Анна Качкова, газета "ЭЖ-Юрист".

Меня задержали и доставили в орган дознания 01.11.2011 в 22:30, протокол о задержании был составлен в 10 часов 02.11.2011. Следователь возбудил уголовное дело 02.11.2011 в 9 часов. Он же составлял протокол задержания, осуществлял предварительное расследование, участвовал как дежурный следователь в оперативно-розыскных мероприятиях (брал объяснения с задержанных совместно со мною лиц). Протокол об административном задержании не составлялся. Какие мои права были нарушены? Кому жаловаться на незаконные действия следователя?

О.Потапченко, г. Нижний Новгород

Согласно ч. 1 ст. 92 УПК РФ протокол задержания составляется в срок не более трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю. Однако срок доставления в законе не определен.

Несомненно, следователь должен стремиться доставить задержанного в орган дознания в как можно более короткий срок. Но перед ним, скорее всего, стояли неотложные задачи: осмотр места происшествия, получение объяснений от присутствующих при задержании лиц, - и он был обязан их своевременно разрешить.

Из вопроса неясно, в какое время гражданин был задержан и в какое доставлен в орган дознания. Если в 22:30 его доставили в орган дознания, то следователем нарушены требования УПК РФ. Если же это время фактического задержания, а в орган дознания он был доставлен в промежуток времени между 7:00 и 10:00, то следователь нормы ч. 1 ст. 92 УПК РФ не нарушил.

Заметим, что следователь должен отражать в протоколе время составления протокола и время фактического задержания, а вот время доставления лица в орган предварительного расследования он нигде фиксировать не обязан.

Возбудив уголовное дело, следователь принимает его к производству. Он же должен оформить протокол задержания и произвести предварительное расследование.

Очень часто, и в этом нет ничего незаконного, следователи в дни их дежурства выезжают на место происшествия, осуществляют деятельность, предусмотренную ч. 1 ст. 144 УПК РФ, - проверку сообщения о преступлении.

Что касается составления протокола об административном задержании, то в описанной ситуации оснований для этого могло и не быть. Совершение же преступления (подозрение в совершении преступления) не является основанием для административного задержания лица.

Следует знать, что вне зависимости от того, правомерны или нет действия (бездействие) следователя, каждый гражданин имеет право их обжаловать.

Надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования осуществляет прокурор того района (города, области), который обслуживает ОВД. Ведомственный контроль за деятельностью следователя осуществляет начальник следственного отдела - руководитель следственного органа. Все вышестоящие руководители следственных органов также имеют властные полномочия в отношении нижестоящего следователя. Следовательно, жалоба на следователя может быть направлена и им.

Кроме того, гражданин имеет право обжаловать действия (бездействие) государственных органов (должностных лиц) уполномоченному по правам человека в РФ, если ранее обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Он вправе сделать это не позднее года со дня нарушения своих прав и свобод или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении (ст. ст. 16, 17 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").