Мудрый Юрист

Государственное регулирование цен на детское питание и изделия медицинского назначения: коллизии позиций высших судебных органов

Щур Д.Л., генеральный директор Агентства стратегических инициатив (ООО), кандидат экономических наук.

Для компенсации ограничений ряда свобод торговой деятельности Законом о торговле были введены гарантии защиты прав и законных интересов хозяйствующих в сфере торговли субъектов. Одна из них - закрепление правила о том, что государственное регулирование цен на товары может вводиться только федеральными законами.

Она дала предпринимателям основу для инициации процесса пересмотра в судебном порядке ранее принятых и не отмененных в связи с принятием Закона подзаконных нормативных правовых актов.

Ключевые слова: суд, цены, арбитражный суд, торговые надбавки, оптовые надбавки, розничные надбавки, государственное регулирование, продукты детского питания, изделия медицинского назначения.

Несмотря на постановку еще в 2002 году Президентом РФ В. Путиным задачи по четкому разделению компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции во избежание дискредитации судебной системы в связи с принятием по одному и тому же спору в разных судах прямо противоположных решений <1>, принятия во исполнение данного поручения новых Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражные суды и суды общей юрисдикции продолжают принимать противоположные решения. Особенно выразительно несовпадение взглядов и логики высших судебных органов Российской Федерации - Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - по делам об оспаривании одних и тех же нормативных правовых актов (статья 245 Гражданского процессуального кодекса РФ, пункт 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

<1> Послание Президента Российской Федерации 2002 года Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" // РГ. 19.04.2002. N 71.

Принятый в конце 2009 года Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации <1> (далее - Закон о торговле, Закон), статьей 8 которого закреплены права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, стал юридической основой для переоценки подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли, принятых с момента провозглашения свободы торговой деятельности.

<1> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; 28.11.2011. N 48. Ст. 6728.

Если в июле 2010 года Верховный Суд РФ своим решением от 06.07.2010 N ГКПИ10-498 <1> удовлетворил заявление общества с ограниченной ответственностью о признании недействующим абзаца девятого Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239, в части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на изделия медицинского назначения, то в октябре 2011 года Высший Арбитражный Суд РФ своим решением от 27.10.2011 N ВАС-11752/11 <2>, напротив, оставил без удовлетворения схожее заявление общества с ограниченной ответственностью "ПепсиКо Холдингс" о признании недействующим абзаца третьего названного Перечня в части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права вводить государственное регулирование надбавок на детское питание.

<1> Судебные акты // http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=301682.
<2> Информация по делам Высшего Арбитражного Суда РФ // http:// assys.arbc.ru/ bras/ filepage.asp7id_doc= ea58685a-fc8d-4e6c-9abc-3c3423d9a5e4&filename= ea58685a-fc8d-4e6c-9abc-3c3423d9a5e4.pdf.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" было закреплено новое правило установления цен на товары. Несмотря на то что данное правило базируется на норме пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ и, на первый взгляд, воспроизводит существующую с 1994 года норму, его новизна принципиальна и существенна. Для наглядности различий сравним обе нормы (табл. 1).

Таблица 1

Пункт 1 статьи 424
Гражданского кодекса РФ
Часть 4 статьи 8
Закона о торговле
В предусмотренных законом  
случаях применяются цены
(тарифы, расценки, ставки
и т.п.), устанавливаемые
или регулируемые
уполномоченными на то
государственными органами
и (или) органами местного
самоуправления
В случае, если            
федеральными законами
предусмотрено
государственное регули-
рование цен на отдельные
виды товаров, торговых
надбавок (наценок) к ценам
на них, в том числе
установление их предельных
(максимального и (или)
минимального) уровней
органами государственной
власти), цены на такие
товары, торговые надбавки
(наценки) к ценам на них
устанавливаются в
соответствии с указанными
федеральными законами, а
также принимаемыми в
соответствии с ними
нормативными правовыми
актами данных органов
государственной власти и
(или) нормативными
правовыми актами органов
местного самоуправления

Если из первой нормы следует, что в законах должны определяться случаи, когда применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, то из второй - что государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти) возможно только, если оно предусмотрено федеральными законами. Таким образом, с 01.02.2010 была внесена юридическая ясность в вопрос о том, какими актами может вводиться государственное регулирование цен - только федеральными законами.

На этом выводе основывают свои позиции и арбитражные суды, и суды общей юрисдикции. Однако в остальном судебная логика основывается на разных аргументах.

------------------------------------¬ ------------------------------------¬
¦ ВЕРХОВНЫЙ СУД ¦ ¦ ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ¦
¦ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ¦ ¦ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Дело N ГКПИ10-498 ¦ ¦ N ВАС-11752/11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ РЕШЕНИЕ ¦ ¦ РЕШЕНИЕ ¦
¦ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ¦ ¦ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ г. Москва 6 июля 2010 г.¦ ¦ г. Москва 27 октября 2011¦
¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------ L------------------------------------
Заявитель: ¦ Заявитель:
ООО "ПепсиКо Холдингс" ¦ ООО "Визум"
¦
Содержание заявления: ¦ Содержание заявления:
о признании¦ о признании
не соответствующим Закону о торговле ¦недействующим абзаца девятого
и недействующим абзаца третьего¦Перечня услуг транспортных,
Перечня услуг транспортных,¦снабженческо-сбытовых и торговых
снабженческо-сбытовых и торговых¦организаций, по которым органам
организаций, по которым органам¦исполнительной власти субъектов
исполнительной власти субъектов¦Российской Федерации предоставляется
Российской Федерации предоставляется¦право вводить государственное
право вводить государственное¦регулирование тарифов и надбавок,
регулирование тарифов и надбавок,¦утвержденного Постановлением
утвержденного Постановлением¦Правительства РФ от 07.03.1995 N 239
Правительства РФ от 07.03.1995 ¦"О мерах по упорядочению
N 239 "О мерах по упорядочению¦государственного регулирования цен
государственного регулирования цен¦(тарифов)".
(тарифов)". ¦
¦
Содержание оспариваемой нормы: ¦ Содержание оспариваемой нормы:
наделение¦ наделение
органов исполнительной власти¦ органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации правом¦субъектов Российской Федерации
устанавливать торговые надбавки к¦правом устанавливать предельные
ценам на продукты детского питания¦оптовые и предельные розничные
(включая пищевые концентраты). ¦надбавки к ценам на лекарственные
¦средства, не включенные в перечень
¦жизненно необходимых и важнейших
¦лекарственных средств, и изделия
¦медицинского назначения.
¦
Аргументы заявителя: ¦ Аргументы заявителя:
органы исполнительной власти¦ органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в¦субъектов Российской Федерации,
соответствии с абзацем третьим¦устанавливая предельные надбавки на
Перечня, утвержденного Постановлением¦изделия медицинского назначения,
Правительства РФ N 239, устанавливают¦нарушают право на свободу
торговые надбавки к ценам на продукты¦предпринимательской деятельности.
детского питания (включая пищевые¦ Поскольку федеральный закон,
концентраты), чем вводят¦предусматривающий государственное
дополнительные ограничения в области¦регулирование цен и торговых
ценообразования на указанные продукты¦надбавок на изделия медицинского
и препятствуют осуществлению¦назначения, не принят, абзац девятый
обществом предпринимательской¦Перечня не соответствует
деятельности, в частности, в сфере¦действующему законодательству,
реализации соков. ¦является недействующим и нарушает
Поскольку федеральный закон,¦право заявителя свободно определять
предусматривающий государственное¦цену реализуемых продуктов детского
регулирование цен и торговых надбавок¦питания.
на продукты детского питания,¦
отсутствует, абзац третий Перечня не¦
соответствует действующему¦
законодательству, является¦
недействующим и нарушает право¦
заявителя свободно определять цену¦
реализуемых продуктов детского¦
питания. ¦
¦
Позиция органов власти, прокуратуры:¦ Позиция органов власти, прокуратуры:
Минздравсоцразвития России¦ прокурор
полагало отказать в удовлетворении¦ Генеральной прокуратуры РФ полагал
заявления, так как: Постановление¦ заявление удовлетворить, так как
Правительства РФ N 239 принято в¦ абзац девятый Перечня,
пределах полномочий Правительства РФ,¦утвержденного Постановлением
является действующим и не нарушает¦Правительства РФ N 239 в части
прав производителей и продавцов¦изделий медицинского назначения,
детского питания; введение¦противоречит гражданскому
исполнительными органами субъекта¦законодательству.
Российской Федерации торговых¦ Позиции Минздравсоцразвития
надбавок к ценам на продукты детского¦России, Минэкономразвития России
питания (включая пищевые концентраты)¦отсутствовали.
обусловлено обеспечением¦
государственной гарантии¦
предоставления беременным женщинам,¦
кормящим матерям и детям возможности¦
приобретения и употребления продуктов¦
питания по приемлемым ценам; указало¦
на возможность приведения нормативных¦
правовых актов, принятых до¦
вступления в силу Закона о торговле,¦
в соответствие с указанным Законом в¦
рамках законотворческого процесса. ¦
¦
Минэкономразвития России¦
полагало возможным рассмотреть вопрос¦
о внесении изменений в¦
Постановление Правительства РФ N 239¦
в целях его приведения в соответствие¦
с нормами Закона о торговле ¦
¦
Позиция Минпромторга России:¦ Позиция Минпромторга России:
отсутствовала.¦ отсутствовала.
¦
Логика Суда: ¦Логика Суда:
Постановление¦ Постановление
Правительства РФ N 239 ¦N 239 принято Правительством РФ
издано во исполнение Указа ¦во исполнение Указа Президента
Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О¦Российской Федерации от 28.02.1995
мерах по упорядочению¦N 221 "О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен¦государственного регулирования цен
(тарифов)", которым Правительству РФ¦(тарифов)", которым Правительству
поручено определять с учетом норм,¦РФ поручено определять с учетом
установленных законодательными актами¦норм, установленных
Российской Федерации, и утверждать¦законодательными актами Российской
перечни продукции¦Федерации, и утверждать перечни
производственно-технического ¦продукции
назначения, товаров народного¦производственно-технического
потребления и услуг, цены (тарифы) на¦назначения, товаров народного
которые на внутреннем рынке¦потребления и услуг, цены (тарифы)
Российской Федерации подлежат¦на которые на внутреннем рынке
государственному регулированию¦Российской Федерации подлежат
Правительством РФ, федеральными¦государственному регулированию
органами исполнительной власти и¦Правительством РФ, федеральными
органами исполнительной власти¦органами исполнительной власти и
субъектов Российской Федерации;¦субъектов Российской Федерации.
устанавливать порядок¦ Гражданский кодекс РФ в статье
государственного регулирования цен¦424 устанавливает, что исполнение
(тарифов) на продукцию¦договора оплачивается по цене,
производственно-технического ¦установленной соглашением сторон. В
назначения, товары народного¦предусмотренных законом случаях
потребления и услуги. ¦применяются цены (тарифы, расценки,
Названным Постановлением N 239¦ставки и т.п.), устанавливаемые или
утвержден Перечень, в соответствии с¦регулируемые уполномоченными на то
которым право на введение¦государственными органами и (или)
государственного регулирования¦органами местного самоуправления
торговых надбавок к ценам, в¦(пункт 1).
частности на продукты детского¦Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3
питания (включая пищевые¦Федерального закона от 06.10.1999
концентраты), предоставлено органам¦N 184-ФЗ "Об общих принципах
исполнительной власти субъектов¦организации законодательных
Российской Федерации. ¦(представительных) и исполнительных
Таким образом, Постановление N¦органов государственной власти
239 принято Правительством РФ в¦субъектов Российской Федерации"
соответствии с законодательно¦закреплено право органов
закрепленными полномочиями¦исполнительной власти субъектов
государственного органа. ¦Российской Федерации устанавливать
Принятие в 1995 году нормативного¦подлежащие государственному
акта, дающего право органам¦регулированию цены (тарифы).
исполнительной власти субъектов¦ Статьей 8 Федерального закона
Российской Федерации вводить¦от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах
государственное регулирование¦государственного регулирования
торговых надбавок к ценам, в том¦торговой деятельности в Российской
числе на продукты детского питания,¦Федерации", вступившего в силу с
было обусловлено необходимостью¦01.02.2010, хозяйствующим
обеспечения государственной гарантии¦субъектам, осуществляющим торговую
предоставления беременным женщинам,¦деятельность, при организации
кормящим матерям и детям возможности¦торговой деятельности и ее
приобретения и употребления в пищу¦осуществлении предоставлено право
продуктов питания по приемлемым ценам¦самостоятельно определять цены на
путем установления дополнительного¦продаваемые товары (пункт 8 часть 2).
ограничения в ценообразовании на¦В случае, если федеральными
товары в этом сегменте рынка. Так, в¦законами предусмотрено
соответствии со статьей 23 Основ¦государственное регулирование цен
законодательства Российской Федерации¦на отдельные виды товаров, торговых
об охране здоровья граждан от¦надбавок (наценок) к ценам на них
22.07.1993 N 5487-1 государство¦(в том числе установление их
гарантировало беременным женщинам,¦предельных (максимального и (или)
кормящим матерям, а также детям в¦минимального) уровней органами
возрасте до 3 лет полноценное¦государственной власти), цены на
питание, в том числе в случае¦такие товары, торговые надбавки
необходимости обеспечение их¦(наценки) к ценам на них
продуктами через специальные пункты¦устанавливаются в
питания и магазины по заключению¦соответствии с указанными
врачей. ¦федеральными законами, а также
¦принимаемыми в соответствии с ними
¦нормативными правовыми актами данных
Согласно пункту 8 части 2 статьи 8¦органов государственной власти и
Закона о торговле хозяйствующие¦(или) нормативными правовыми актами
субъекты, осуществляющие торговую¦органов местного самоуправления
деятельность, при организации¦(часть 4).
торговой деятельности и ее¦ Из приведенных правовых норм
осуществлении, за исключением¦следует, что государственное
установленных данным Законом, другими¦регулирование цен и торговых надбавок
федеральными законами случаев,¦(наценок) к ценам возможно только на
самостоятельно определяют цены на¦основании федерального закона.
продаваемые товары. В силу¦Оспариваемая правовая норма, в части
части 4 статьи 8 Закона в случае,¦предоставления органам
если федеральными законами¦государственной власти права
предусмотрено государственное¦устанавливать предельные оптовые и
регулирование цен на отдельные виды¦предельные розничные надбавки на
товаров, торговых надбавок (наценок)¦изделия медицинского назначения,
к ценам на них (в том числе¦противоречит вышеприведенным
установление их предельных¦законоположениям, поскольку
(максимального и (или) минимального¦отсутствует федеральный закон,
уровней органами государственной¦предусматривающий государственное
власти), цены на такие товары,¦регулирование торговых надбавок
торговые надбавки (наценки) к ценам¦(наценок) к ценам на изделия
на них устанавливаются в соответствии¦медицинского назначения.
с указанными федеральными законами, а¦
также принимаемыми в соответствии с¦
ними нормативными правовыми актами¦
данных органов государственной власти¦
и (или) нормативными правовыми актами¦
органов местного самоуправления. ¦
Закон о торговле является частью¦
гражданского законодательства и в¦
силу части 1 статьи 4 Гражданского¦
кодекса РФ не имеет обратной силы и¦
применяется к отношениям, возникшим¦
после введения его в действие.¦
Согласно статье 22 Закон о торговле¦
вступил в законную силу с 01.02.2010.¦
Его заключительные положения не¦
содержат норм о признании утратившими¦
силу или не подлежащих применению¦
каких-либо нормативных правовых¦
актов, изданных до введения его в¦
действие. ¦
В настоящее время федеральный¦
закон, устанавливающий порядок¦
государственного регулирования цен на¦
отдельные виды товаров, торговых¦
надбавок (наценок) к ценам на них (в¦
том числе установление их предельных¦
(максимального и (или) минимального)¦
уровней), не принят. ¦
Постановление N 239 в¦
установленном порядке также не¦
признано утратившим силу. При¦
указанных обстоятельствах изданный до¦
введения в действие Закона о торговле¦
нормативный акт Правительства РФ по¦
вопросам, которые согласно закону¦
могут регулироваться только¦
федеральными законами, действует¦
впредь до принятия соответствующих¦
законов. ¦
С учетом изложенного, основания¦
для признания абзаца третьего Перечня¦
услуг транспортных,¦
снабженческо-сбытовых и торговых¦
организаций, утвержденного¦
Постановлением Правительства РФ N¦
239, не соответствующим Закону о¦
торговле и недействующим,¦
отсутствуют. ¦
ВАС РФ полагает, что вопросы¦
регулирования тарифов и надбавок, о¦
которых возник спор, должен быть¦
урегулирован на законодательном¦
уровне, но не в судебном порядке.¦
¦
Решение Суда: ¦Решение Суда:
оставить без удовлетворения¦ удовлетворить
заявление ООО "ПепсиКо Холдингс" о¦ заявление ООО "Визум". Признать
признании не соответствующим Закону о¦недействующим со дня вступления
торговле и недействующим¦решения в законную силу абзац девятый
абзаца третьего Перечня услуг¦Перечня услуг транспортных,
транспортных, снабженческо-сбытовых¦снабженческо-сбытовых и торговых
и торговых организаций, по которым¦организаций, по которым органам
органам исполнительной власти¦исполнительной власти субъектов
субъектов Российской Федерации¦Российской Федерации
предоставляется право вводить¦предоставляется право вводить
государственное регулирование тарифов¦государственное регулирование тарифов
и надбавок, утвержденного¦и надбавок, утвержденного
Постановлением Правительства РФ¦Постановлением Правительства РФ от
от 07.03.1995 N 239 "О мерах по¦07.03.1995 N 239, в части
упорядочению государственного¦предоставления органам исполнительной
регулирования цен (тарифов)",¦власти субъектов Российской Федерации
предусматривающего право органов¦права устанавливать предельные
исполнительной власти субъектов¦оптовые и предельные розничные
Российской Федерации устанавливать¦надбавки к ценам на изделия
торговые надбавки к ценам на¦медицинского назначения.
продукты детского питания¦
(включая пищевые концентраты). ¦

Таким образом, высшие судебные органы по нормам одного и того же нормативного правового акта приняли разные решения, оценив право на установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации торговых надбавок на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) соответствующим актам высшей юридической силы гражданского законодательства, а право на установление теми же органами предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на изделия медицинского назначения - не соответствующим.

Обращение в августе 2011 года ООО "ПепсиКо Холдингс" в Высший Арбитражный Суд РФ при наличии положительного решения Верховного Суда РФ по тому же нормативному правовому акту (о признании недействующим его в соответствующей части), на наш взгляд, является стратегической ошибкой <1>. Сейчас же обращение общества в Верховный Суд РФ с таким же заявлением при наличии соответствующего решения Высшего Арбитражного Суда РФ представляется малоперспективным. Что, впрочем, не исключает обращение в Верховный Суд РФ другого заявителя с аналогичным заявлением, однако с более подготовленной позицией, в том числе с контраргументами относительно законодательного закрепления права органов власти субъектов Российской Федерации на государственное регулирование цен на продукты детского питания, предусмотренного статьей 52 нового Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступившей в силу с 01.01.2012.

<1> Согласно информации о судебном деле N ВАС-11752/11 заявление о пересмотре решения ВАС РФ в порядке надзора не поступало (http:// www.arbitr.ru/ index.asp?id_sec= 386&id_ac= 1&s= 0&a= 1&id= 21806839-5b8b-4066-8c3f-aa4ccaff7542).