Мудрый Юрист

Обязанность по предоставлению доступа к информации при заключении договоров поставки: анализ правового регулирования

Кондакова А.А., заместитель главного редактора журнала "Торговое право".

Законом о торговле на торговые компании и поставщиков продовольственных товаров возложены обязанности по предоставлению доступа к информации, необходимой для принятия контрагентами решений о заключении договоров поставки. В статье анализируются нормы, устанавливающие такие обязанности, а также ответственность за их неисполнение.

Ключевые слова: цена, доступ, качество, информация, ассортимент, безопасность, комплектность, договор поставки, ответственность, коммерческая тайна, существенные условия.

Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <1> (далее - Закон, Закон о торговле) устанавливаются обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, обеспечивать доступ к информации при заключении договоров поставки.

<1> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; 28.11.2011. N 48. Ст. 6728.

Частью 1 статьи 9 Закона о торговле устанавливается, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Схожая обязанность, только в отношении хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, предусматривается частью 2 статьи 9 Закона: на него возлагается обязанность по обеспечению хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора. Более того, хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечить хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров. Соответствующая информация размещается на сайте хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

При реализации указанных норм на практике, как и ожидалось, у обеих групп хозяйствующих субъектов возникают определенные затруднения. В числе наиболее значимых аспектов, имеющих значение для правоприменительной практики, являются следующие:

  1. понятие "информация" и доступ к информации;
  2. соотношение режима коммерческой тайны и обязанности по предоставлению доступа к информации при заключении договоров поставки;
  3. существенные условия договора поставки;
  4. предоставление информации о качестве и безопасности продовольственных товаров;
  5. форма запроса на предоставление доступа к информации при заключении договоров поставки;
  6. последствия несоблюдения требований частей 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле.

Информация как объект правового регулирования

Для полноты анализа частей 1 и 2 статьи 9 Закона целесообразно рассмотреть отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, которая согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

<1> СЗ РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448; 25.07.2011. N 30 (ч. I). Ст. 4600.

В части 4 статьи 29 Конституции РФ устанавливается право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно статье 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на ряде принципов, в число которых входит принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

Соответственно весьма логичным представляется закрепление в частях 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле обязанности контрагентов обеспечивать доступ к информации при заключении договоров поставки в рамках упомянутого выше принципа и закрепленного Конституцией РФ права.

Вопрос соотношения подлежащей раскрытию в силу статьи 9 Закона информации о договорных практиках и информации, составляющей коммерческую тайну, представляется более сложным. Могут ли сведения, предоставление которых обязательно в силу частей 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле, быть отнесены к сведениям, составляющим коммерческую тайну?

Информация как коммерческая тайна

Как определено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <1>, коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 данного Федерального закона к информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), относятся:

<1> СЗ РФ. 09.08.2004. N 32. Ст. 3283; 18.07.2011. N 29. Ст. 4291.
  1. сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;
  2. сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Согласно статье 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;
  6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Поскольку на основании частей 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить доступ к информации при заключении договора поставки, то такие сведения с 01.02.2010 не могут являться информацией, составляющей коммерческую тайну.

Существенные условия договора поставки

На основании пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ <1> договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

<1> СЗ РФ. 29.01.1996. N 5. Ст. 410; 05.12.2011. N 49 (ч. I). Ст. 7041.

Частями 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле устанавливается, что хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить доступ к информации о существенных условиях договора поставки. В силу части второй пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

ФАС России попыталась разъяснить нормативные положения законодательства, применяемые в своей сфере, в методическом пособии для предпринимателей "Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности" <1> (далее - методическое пособие). Положения данного методического пособия не могут восприниматься как имеющие какое-либо юридическое значение, поскольку не имеют атрибутов правового акта. В силу принадлежности авторов пособия к разным ведомствам оно также не может рассматриваться как официальный комментарий или официальное толкование. Вместе с тем с его положениями предпринимателям все же следует ознакомиться, чтобы составить представление, как будет развиваться логика сотрудников ФАС России при рассмотрении споров относительно применения норм Закона о торговле в суде.

<1> Урюкина Е.В., Кузнецова Е.А., Кандрашин Я.А. и др. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности: Методическое пособие для предпринимателей. Федеральная антимонопольная служба // http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30325.html.

Наиболее спорным представляется положение абзаца четвертого раздела 5 методического пособия, в котором разъясняется, что существенными условиями договора поставки являются предмет договора, т.е. наименование и количество товара, его ассортимент и комплектность, срок поставки, а также любые другие условия, которые стороны сочтут существенными; прежде всего к таким дополнительным условиям договора, по поводу которого заключается соглашение, относится цена.

Ассортимент и комплектность товара

Следует отметить, что нормы Гражданского кодекса РФ не дают оснований для таких выводов. В частности, нельзя согласиться с тем, что существенным условием договора поставки является ассортимент и комплектность товара, поскольку ассортимент и комплектность товаров являются характеристиками предмета договора - товара. При отсутствии в договоре поставки условия об ассортименте и комплектности товара договор не может быть признан незаключенным.

Согласно пункту 2 статьи 468 Гражданского кодекса РФ если в договоре купли-продажи не определен ассортимент, в договоре не установлен порядок его определения, но из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте то продавец вправе передать покупателю товары в ассортименте исходя из потребностей покупателя, которые были известны продавцу на момент заключения договора, или отказаться от исполнения договора.

Условие о комплектности товара также является обычным, а не существенным в силу закона условием, что обосновывается положением пункта 2 статьи 478 Гражданского кодекса РФ. Соответственно в случае, когда договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Рассмотрев общие положения Гражданского кодекса РФ о договоре купли-продажи (в частности, статьи 454 и 455 Гражданского кодекса РФ), а также положения статьи 506 Гражданского кодекса РФ, которой устанавливается, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, существенными условиями договора поставки следует считать условия о товаре (наименование, количество, качество), а также срок (сроки) исполнения обязательств по поставке товара.

Однако следует заметить, что условие о сроке исполнения обязательств хоть и является существенным для договора поставки, но согласно пункту 1 статьи 457 Гражданского кодекса РФ и пункту 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" <1> в случаях, когда моменты заключения и исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при возникновении споров необходимо исходить из того, что срок поставки определяется по правилам, установленным статьей 314 Гражданского кодекса РФ. Согласно пункту 2 данной статьи в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

<1> Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.

Опираясь на нормы Гражданского кодекса РФ, сложно согласиться и с выводом о том, что к существенным условиям договора поставки относится такое дополнительное условие договора, как цена. Во-первых, оно потому и является дополнительным, поскольку не отнесено к существенным, и, следовательно, для признания его существенным необходимо обоюдное волеизъявление сторон. Во-вторых, рекомендация авторов методического пособия об отнесении цены на товар к существенным условиям договора поставки выглядит более или менее приемлемо в отношении поставщиков продовольственных товаров, но не торговых сетей. Отталкиваясь от логики авторов методического пособия, нормальным рыночным явлением следует считать установление цены на товар не производителем (поставщиком), который единственный располагает достоверной информацией о структуре цены, а покупателем (торговой сетью). При этом данное условие договора должно рассматриваться исключительно в совокупности с действительно существенным условием договора поставки - наименованием конкретного товара, но не с видовой или групповой характеристикой товара (например, мука, хлеб, пр.).

Включение сторонами договора цены товара в число существенных условий договора поставки сопряжено с рисками интерпретации такого рода информации, как публичной оферты, со всеми вытекающими из этого последствиями. С учетом отмеченного, а также того обстоятельства, что нормы частей 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле сформулированы диспозитивно, торговые сети на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предпочитают ограничиваться сообщениями о точных адресах, по которым поставщики могут запрашивать соответствующую информацию и которую обещается направить в 14-дневный срок со дня получения запроса.

Качество и безопасность товаров

Частью 2 статьи 9 Закона о торговле на хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, возложена обязанность помимо доступа к вышерассмотренной информации предоставить доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров.

На основании пункта 9 статьи 2 Закона продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Поскольку при анализе данного определения прослеживается аналогия с определением пищевых продуктов, сформулированным в статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <1> (это продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки), сформулируем перечень сведений о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров, основываясь на системном толковании норм статьи 9 Закона о торговле и Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

<1> СЗ РФ. 10.01.2000. N 2. Ст. 150; 25.07.2011. N 30 (ч. I). Ст. 4596.

Как следует из определений основных понятий законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, сформулированных в статье 1 названного Федерального закона, под качеством пищевых продуктов понимается совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования, а под безопасностью пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Согласно пункту 1 статьи 5 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны представлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

Поскольку в отношении потребительских товаров у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, возникает обязанность по предоставлению потребителям информации о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов (пункт 32 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 <1>), он имеет право запрашивать информацию о качестве и безопасности продовольственных товаров в соответствующем объеме. Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров должна содержать:

<1> СЗ РФ. 26.01.1998. N 4. Ст. 482; 02.02.2009. N 5. Ст. 622.

Следует также отметить, что Законом о торговле не предъявлены специальные требования к форме и содержанию запроса контрагентам. Это означает, что таковой составляется в свободной форме. Равно как и ответ на запрос также составляется в свободной форме, однако должен содержать ответы на вопросы в пределах, обозначенных частями 1 и 2 статьи 9 Закона.

Ответ, содержащий запрашиваемую информацию, должен быть дан в 14-дневный срок со дня получения запроса. Поскольку Законом не конкретизируется вид дней - рабочие либо календарные, то в соответствии с правилами деловой переписки данный срок должен исчисляться в календарных днях.

Ответственность

Подытоживая сказанное, обратим внимание хозяйствующих субъектов на то, что нарушение рассмотренных положений статьи 9 Закона о торговле является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях <1> (рис. 1 и 2).

<1> СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. I). Ст. 1; 05.12.2011. N 49 (ч. I). Ст. 7042.
------------------------------T------------------------------¬
¦ Административный штраф ¦Предприниматели ¦
¦Часть 1 ст. 14.41 КоАП РФ ¦от 20 тыс. до 40 тыс. рублей ¦
¦ Непредоставление +------------------------------+
¦хозяйствующим субъектом, ¦Должностные лица ¦
¦осуществляющим торговую ¦ от 20 тыс. до 40 тыс. рублей ¦
¦деятельность посредством +------------------------------+
¦организации торговой сети, ¦Юридические лица ¦
¦запрашиваемой контрагентом ¦от 300 тыс. до 500 тыс. рублей¦
¦информации об условиях отбора¦ ¦
¦контрагента для заключения ¦ ¦
¦ договора поставки ¦ ¦
¦продовольственных товаров, ¦ ¦
¦о существенных условиях ¦ ¦
¦такого договора ¦ ¦
L-----------------------------+-------------------------------

Рис. 1. Ответственность за непредоставление информации торговым оператором <1>

<1> Щур Д.Л.
------------------------------T------------------------------¬
¦ Административный штраф ¦Предприниматели ¦
¦Часть 2 ст. 14.41 КоАП РФ ¦от 20 тыс. до 40 тыс. рублей ¦
¦ Непредоставление +------------------------------+
¦хозяйствующим субъектом, ¦Должностные лица ¦
¦осуществляющим поставки ¦ от 20 тыс. до 40 тыс. рублей ¦
¦продовольственных товаров, +------------------------------+
¦запрашиваемой контрагентом ¦Юридические лица ¦
¦информации об условиях отбора¦от 300 тыс. до 500 тыс. рублей¦
¦контрагента для заключения ¦ ¦
¦ договора поставки ¦ ¦
¦продовольственных товаров, ¦ ¦
¦о существенных условиях ¦ ¦
¦такого договора и информации ¦ ¦
¦о качестве и безопасности ¦ ¦
¦поставляемых ¦ ¦
¦продовольственных товаров ¦ ¦
L-----------------------------+-------------------------------

Рис. 2. Ответственность за непредоставление информации поставщиком <1>

<1> Щур Д.Л.

В целом стоит отметить, что положения частей 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле воплотили последствия идеи "culpa in contrahendo" (от лат. - "вина при заключении договора"), то есть по сути института преддоговорной ответственности, который предлагается ввести Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 <1>.

<1> Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

Концепция определяет, что в целях предотвращения недобросовестного поведения на стадии переговоров о заключении договора в Гражданском кодексе РФ следует для отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, предусмотреть специальные правила о так называемой преддоговорной ответственности (culpa in contrahendo), ориентируясь на соответствующие правила ряда иностранных правопорядков (подпункт 7.7 пункта 7 раздела V).