Мудрый Юрист

Высокий суд австралии: история и юрисдикция *

<*> Vakhtinskaya E.M. Higher court of Australia: history and jurisdiction.

Вахтинская Елена Михайловна, аспирантка кафедры судебной власти и организации правосудия Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

В ходе конституционной реформы английского гражданского процесса 2005 г. за основу был принят опыт Высокого суда Австралии, что подтверждает высокий уровень правовой культуры и развития законодательства этой страны. Высокий суд Австралии имеет безупречную репутацию как в самой Австралии, так и за ее пределами. В рамках данной статьи кратко рассматривается история создания Высокого суда, а также основные направления его деятельности.

Ключевые слова: прецедентное право, Высокий суд Австралии, Конституция Австралийского Союза, апелляционное производство, иностранный опыт, Республика Науру.

In the course of the reformation of the English Civil Procedure in 2005 the practical experience of the High Court of Australia has been adopted which evidences the high level of legal culture and development of law of this country. The reputation of Australian High Court is unimpeachable both in Australia and abroad. In this article it is briefly elaborated on the history of the creation of the High Court and the main aspects of its jurisdiction.

Key words: common law, High Court of Australia, Commonwealth of Australia Constitution Act, appellate, foreign experience, Republic of Nauru.

Австралия относится к странам общего права с федеративным устройством, что обусловливает существование как федеральной судебной системы, так и судебной системы штатов и территорий. Высшей судебной инстанцией страны выступает Высокий суд Австралии (High Court), решения Пленума являются окончательными и не могут быть обжалованы.

На федеральном уровне помимо Высокого суда действует целый ряд судебных инстанций: Федеральный суд (Federal Court), который рассматривает гражданские и уголовные дела как по первой инстанции, так и в апелляционном порядке; Федеральный суд магистратов (Federal Magistrates Court), учрежденный в 1999 г. с целью снижения нагрузки на Федеральный суд и Семейный суд Австралии (Family Court of Australia), вследствие чего юрисдикция суда была сформирована за счет дел, ранее рассматриваемых этими судами, - дел из семейных правоотношений, дел о банкротстве, дел по правам человека, миграционных вопросов и др. Отличительной же особенностью является то, что Федеральный суд магистратов занимается рассмотрением простых дел и разрешением наименее сложных вопросов.

На федеральном уровне действуют два специализированных суда: ранее упомянутый Семейный суд Австралии, созданный в 1976 г., а также вновь воссозданный в 2010 г. Военный суд (Military Court of Australia).

Помимо судов общей юрисдикции и специализированных судов правосудие на федеральном уровне осуществляется в рамках системы трибуналов и комиссий, среди множества которых можно выделить: Административный трибунал (Administrative Appeal Tribunal), Австралийскую комиссию по индустриальным спорам (Australian Industrial Relations Commission), Комиссию по вопросам прав человека и предоставления равных возможностей (Human Rights and Equal Opportunity Commission), Миграционный трибунал (Migration Review Tribunal) и др.

Высшей судебной инстанцией в субъектах Австралийского Союза - штатах и территориях - выступает соответствующий Верховный суд штата или территории (Supreme Court). В юрисдикцию данных судов входит рассмотрение гражданских и уголовных дел как по первой инстанции, так и в апелляционном порядке. Нижестоящими судами штатов и территорий по отношению к Верховному суду выступают окружные суды (District Courts) или суды районов (County Courts), а на нижней ступени судебной иерархии находятся суды магистратов (Magistrates) или местные суды (Local Courts), дела в которых рассматриваются магистратом или мировым судьей.

На уровне штатов существует целый ряд специализированных судебных органов, так, например, в Новом Южном Вэйлсе действует Суд по вопросам землепользования и окружающей среды (Land and Environment Court) <1>, в штате Южная Австралия - Суд по вопросам окружающей среды, природных ресурсов и их освоения (Environment, Resources and Development Court), в штате Виктория - Суд по делам несовершеннолетних (Children's Court) и др.

<1> United Nations Environment Program. URL: http:// www.unep.org/ dec/ onlinemanual/ Enforcement/ InstitutionalFrameworks/ EstablishEffectiveCourts/ Resource/ tabid/ 1059/ Default.aspx.

Исторические вехи создания и деятельности Высокого суда

Высокий суд Австралии (далее - Суд или Высокий суд) создан на основании статьи 71 Конституции Австралийского Союза (далее - Конституция), принятой в 1901 г., однако фактически первый состав суда был сформирован в 1903 г. после принятия Закона о судебной власти (Judiciary Act 1903). Закон действует до сих пор, устанавливая среди прочего и юрисдикцию Высокого суда, первое заседание которого состоялось в Мельбурне 6 октября 1903 г. в составе трех судей.

Статья 71 Конституции устанавливает, что число судей Высокого суда должно быть не менее двух. В настоящее время Суд представлен председателем и шестью судьями, назначаемыми генерал-губернатором. Статья 6 Закона о Высоком суде Австралии (The High Court of Australia Act 1979) требует, чтобы федеральный министр юстиции до назначения на должность судьи советовался с министрами юстиции австралийских штатов; на практике же консультации относительно кандидатур судей проходят неформально с практикующими юристами штатов и территорий.

До 1977 г. судьи назначались пожизненно, однако в тот год был принят закон, устанавливающий, что судьям Высокого суда необходимо выйти на пенсию по достижении ими 70 лет, впоследствии соответствующие поправки были внесены и в Конституцию. В действующей редакции Конституция не предусматривает иных требований к кандидатам на пост судей Высокого суда. Такие требования установлены в Законе о Высоком суде 1979 г. Так, кандидаты должны быть из числа судей федеральных судов, судов штатов и территорий или юристами, практикующими в Высоком суде или Верховном суде штата или территории не менее пяти лет <2>.

<2> Evans, Simon. Appointment of Justices. In Blackshield, Tony, Coper, Michael & Williams, George. The Oxford Companion to the High Court of Australia. South Melbourne, Victoria: Oxford University Press, 2001.

Судья может быть отстранен от должности досрочно по решению Генерал-губернатора с одобрения Сената и Палаты представителей в случае признания его недееспособным или за поведение, порочащее честь судьи.

Первоначально судебные заседания были выездными, дела рассматривались непосредственно на территории штатов, где возник спор. В период Великой депрессии эта практика была прекращена с целью сокращения издержек на содержание суда. Начиная с 1989 г. Высокий суд время от времени заслушивает ходатайства об апелляции посредством видеоконференций с Брисбаном, Аделаидой и Пертом <3>.

<3> URL: http://www.hcourt.gov.au/ about/history

В период Второй мировой войны Суд рассматривал дела о пределах использования вооруженных сил Австралийского Союза, о законности федеральной компетенции и компетенции штатов. Например, в 1948 г. было принято одно из основополагающих для правовой системы Австралии решений, в котором Суд указал, что право национализации банков выходит за рамки компетенции Австралийского Союза и является незаконным <4>.

<4> URL: http:// www.hcourt.gov.au/ assets/ education/ to_be_called_ the_high_court_ of_australia.pdf

В 1960-х годах количество дел, рассматриваемых по первой и апелляционным инстанциям, значительно увеличилось, что усложнило работу Суда. Иными словами, необходимость учреждения дополнительного судебного органа была продиктована практическими соображениями, поэтому в 1976 г. был принят Закон о Федеральном суде (Federal Court of Australia Act), учреждающий Федеральный суд Австралии. Юрисдикция суда была сформирована за счет дел, рассматриваемых ранее Высоким судом, Промышленным судом (Australian Industrial Court), а также Федеральным судом по делам о банкротстве (Federal Court of Bankruptcy). В настоящее время юрисдикцию Федерального суда определяют более чем 150 актов законодательства <5>.

<5> URL: http:// www.fedcourt.gov.au/ aboutct/ aboutct.html; Including Judiciary Act 1903, Corporations Act 2001, Administrative Decisions (Judicial Review) Act 1977, etc.

В 1979 г. Высокому суду было предоставлено право самостоятельно управлять собственными делами и решать вопросы внутреннего устройства, в частности о квалификации и порядке назначения служащих суда, осуществлении внутренней казначейской функции и др.

Юрисдикция Высокого суда

В юрисдикции Высокого суда можно выделить апелляционное производство и рассмотрение дел по первой инстанции, в рамках которого следует особо отметить судебный контроль за актами федерального парламента и парламента штатов и территорий, а также вопросы касательно применения и толкования Конституции. Поскольку в Австралии отсутствует Конституционный суд, вопросы соответствия законов и иных актов государственной власти Конституции Австралийского Союза, а также ее толкования входят в юрисдикцию Высокого суда.

Круг дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, определяется статьей 75 Конституции, которая устанавливает, что на рассмотрение Высокого суда выносятся споры:

(i) возникающие из международных соглашений;

(ii) относящиеся к консулам или иным представителям других стран;

(iii) в которых Австралийский Союз или лицо, подающее иск или выступающее в качестве ответчика от имени Австралийского Союза, является стороной дела;

(iv) между штатами, между резидентами различных штатов или же между штатом и резидентом другого штата;

(v) по которым требуется вынесение судебного приказа или принятие запретительной меры в отношении должностного лица Австралийского Союза.

Статья 76 Конституции устанавливает право Парламента на издание законов, расширяющих юрисдикцию Высокого суда в отношении вопросов, возникающих:

(i) из применения и толкования Конституции;

(ii) из применения законов, принятых Парламентом;

(iii) в рамках морской и адмиралтейской юрисдикций;

(iv) из одного и того же спора, разрешаемого на основании законов различных штатов.

Что касается полномочий в области конституционного правосудия, то статья 35 Закона о судебной власти 1903 г. дополнительно закрепляет полномочия суда на рассмотрение дел, возникающих из применения и толкования Конституции. Данная норма была введена, поскольку на практике было высказано недовольство тем, что полномочия Суда в области конституционного правосудия включены в статью 76 "Дополнительная юрисдикция по первой инстанции".

Высокий суд также выступает и апелляционной инстанцией по делам, возникающим из уголовного, гражданского, налогового, корпоративного, страхового, торгового права и др. В соответствии со статьей 73 Конституции Высокий суд рассматривает апелляции на решения верховных судов штатов, федеральных судов, судов, осуществляющих федеральную юрисдикцию, а также на решения, вынесенные судьями Высокого суда по первой инстанции.

Следует отметить, что допускается подача апелляционной жалобы на решения Межгосударственной комиссии, но только касательно вопросов применения права, и решения Высокого суда в таких случаях являются окончательными.

Статья 73, однако, устанавливает, что апелляционное производство допускается с учетом предписаний и ограничений, установленных Парламентом. Так, в статье 35A Закона о судебной власти 1903 г. указывается, что к апелляционному рассмотрению принимаются дела, в которых вопрос применения права представляет общественную значимость, дела, по которым решения в нижестоящих судах или в рамках одного суда кардинально различались (нарушение единообразия практики), а также дела, решения по которым необходимы в интересах дальнейшего отправления правосудия.

На практике же право на подачу апелляционной жалобы в Высокий суд не предоставляется автоматически, сторона, желающая обратиться за апелляционным обжалованием в ходатайстве о принятии апелляционной жалобы к рассмотрению (так называемом special leave application), обязана убедить Суд в необходимости рассмотрения данного дела.

Отмечается, что количество дел, рассматриваемых в апелляционной инстанции, т.е. количество ходатайств, которые были удовлетворены, существенно снизилось за последние годы. Так, например, за сентябрь 2011 г. было подано всего 28 ходатайств о принятии апелляционных жалоб, только 12 из которых были удовлетворены, в том числе две жалобы будут рассмотрены расширенным составом суда <6>. Огромная часть рассматриваемых гражданских дел приходится на споры, возникающие из причинения вреда и нарушения договорных обязательств <7>.

<6> URL: http:// www.hcourt.gov.au/ registry/ special- leave- applications- results- 2011
<7> URL: http://www.hcourt.gov.au/ assets/ education/ to_be_called_ the_high_court_ of_australia.pdf

Говоря о коллегиальном и единоличном судопроизводстве, следует отметить, что апелляционные жалобы на решения верховных судов штатов и территорий, Федерального суда Австралии, а также Семейного суда должны рассматриваться коллегиальным составом при участии не менее трех судей.

Дела, связанные с толкованием Конституции, дела, в которых решается вопрос об изменении сложившейся практики или позиции самого Суда, а также затрагивающие принципы права, имеющие особое общественное значение, рассматриваются, как правило, полным составом суда, т.е. всеми семью судьями.

Возможно в некоторых случаях и единоличное рассмотрение дел Высоким судом, преимущественно это дела, в которых оспариваются процессуальные аспекты. В год это порядка 200 дел.

Решение суда принимается большинством голосов, однако каждый судья также публикуют собственное мнение по делу. Применительно к Высокому суду следует отметить, что судья, рассматривающий дело единолично, не связан решением, принятым другим судьей единолично, однако обязан следовать решению, принятому коллегиально (с участием двух или более судей). Суд также не связан собственными решениями, принятыми ранее <8>.

<8> URL: http://www.alpn.edu.au/ court-hierarchy

По общему правилу, установленному в статье 77A Закона "О судебной власти" 1903 г., дела рассматривает судья (или судьи) без участия присяжных заседателей, однако статья 77B предусматривает право суда на привлечение присяжных заседателей как в первой, так и в апелляционной инстанциях.

Решения Высокого суда являются окончательными и обязательны для всех судов Австралии. В прошлом решения могли быть обжалованы в Судебный комитет при Тайном совете английского монарха, однако впоследствии, после принятия ряда законов <9>, данная практика прекратилась, и возможность апелляции стала весьма условной. Так, статья 74 Конституции предусматривает, что в случае спора относительно пределов конституционных полномочий Австралийского Союза и любого штата или штатов или же относительно пределов конституционных полномочий двух или более штатов дело по инициативе Высокого суда может быть передано в Судебный комитет Тайного совета. Однако в настоящее время после проведенной конституционной реформы в Великобритании, создания Верховного суда Соединенного Королевства и упразднения Судебного комитета Тайного совета речь можно вести об обращении именно в Верховный суд Соединенного Королевства.

<9> Privy Council (Limitation of Appeals) Act 1968, Privy Council (Appeals from the High Court) Act 1975 and Australian Act 1986.

Австралия как страна общего права особую роль в системе источников права отводит прецедентам, и правотворческая функция в данном случае также возложена на Высокий суд Австралийского Союза. Являясь высшей судебной инстанцией, он обеспечивает единообразие судебной практики, задавая тон отправлению правосудия в Австралийском Союзе, а также является авторитетным судебным органом для зарубежных судов.

Так, в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Науру и Правительством Австралийского Союза 1976 г. гражданские и уголовные дела могут быть переданы Верховным судом Республики Науру для апелляционного производства в Высокий суд Австралии <10>.

<10> Agreement between the Government of Australia and the Government of the Republic of Nauru relating to appeals to the High court of Australia from the Supreme court of Nauru 1976. URL: http:// www.austlii.edu.au/ au/ legis/ cth/ consol_act/ ncaa1976254/ sch1.html.

Однако статья 2 данного Соглашения устанавливает круг вопросов, дела по которым не могут быть переданы на рассмотрение австралийского Высокого суда. Так, ни при каких обстоятельствах нельзя передать вопросы, затрагивающие применение и толкование Конституции, решение вопросов об отставке членов парламента, и др. Перечень является открытым и утверждается парламентом Республики Науру.

Реформирование Высокого суда - взгляд изнутри

В Высоком суде есть и свои проблемы, которые, правда, могут показаться скорее забавными, нежели насущными. Так, в своей речи в ноябре 2008 г. судья Высокого суда Австралии, председатель Австралийской комиссии по вопросам реформирования правовой системы, заслуженный юрист Майкл Кирби отмечал, что репортажи из зала судебных заседаний Высокого суда ужасны, что интересный сюжет бывает, только если в судебном решении есть что-то смешное или, наоборот, шокирующее. Судья приводил в пример репортажи в средствах массовой информации в Соединенном Королевстве, США, Канаде, которые представлялись ему более успешными, подробными и точными. В связи с этим Высокому суду Австралии рекомендуется пересмотреть отношения со средствами массовой информации и привлекать высококвалифицированных журналистов для освещения заседаний. Основным аргументом в пользу такой реформы служит тот факт, что решения суда представляют интерес для широкого круга лиц, они затрагивают общечеловеческие ценности, а также вопросы, порождающие острые разногласия в обществе.

Майкл Кирби также указывает на необходимость обмена опытом с иностранными судьями посредством посещения ежегодных судейских конференций, собраний, ссылаясь на успешный опыт Соединенного Королевства, Канады, Новой Зеландии и Южной Африки, судья рекомендует привлекать профессоров из университетов и практикующих юристов для чтения лекций судьям. А самой интересной инициативой является предложение открыть в здании суда магазин сувениров, посвященных истории и текущей деятельности Суда <11>.

<11> The Parliament of New South Wales. Inaugural Neville Wran lecture Reflections on law reform and the High court of Australia. 13 November 2008. P. 41. URL: http:// www.hcourt.gov.au/ assets/ publications/ speeches/ former-justices/ kirbyj/ kirbyj_13nov08.pdf.

Следует отметить, что процесс реформирования и совершенствования правовой системы в Австралии - явление постоянное, которое затрагивает как целые отрасли права, так и отдельные государственные органы. Не все инициативы воплощаются в жизнь, но именно эта активная жизненная позиция позволяет Австралийскому Союзу оставаться страной с одним из самых развитых законодательств в мире, страной с одним из самых высоких уровней жизни.