Мудрый Юрист

Развитие института упрощенного производства в арбитражном процессе *

<*> Strelkova I.I. Development of institute of simplified proceedings in arbitrazh procedure.

Стрелкова Ирина Ивановна, доцент кафедры права факультета экономики и права ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова", кандидат юридических наук.

Статья посвящена обсуждению актуальных вопросов упрощенного производства в арбитражном процессе, его значения и перспектив развития.

Ключевые слова: арбитражный процесс, упрощенное производство, сокращенные сроки, обжалование решения.

Article is devoted discussion of pressing questions of the simplified proceeding in arbitration process, its value and prospects of development.

Key words: arbitration process, simplified proceeding, reduced terms, decision appeal.

Действующий АПК РФ 2002 г. ввел в арбитражный процесс новый процессуальный институт - порядок упрощенного производства. Дело может быть рассмотрено в таком порядке, если требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму. Дела упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня поступления искового заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения. При рассмотрении дела судебное заседание проводится без вызова сторон, судом исследуются только письменные доказательства, а также отзыв, объяснения по существу заявленных требований, представленные в письменной форме, другие документы. Имеет существенные особенности и порядок обжалования решения, принятого при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства <1>.

<1> Глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В то же время упрощенное производство нельзя назвать абсолютно новым для российского права институтом. Дореволюционному российскому процессу известно деление производств на обыкновенные, сокращенные и чрезвычайные. Сокращенное производство отличалось от обыкновенного более короткими сроками рассмотрения дела и имело место, в частности, при рассмотрении споров по долгам за взятые товары, вещный и личный наем; об исполнении договоров и обязательств и некоторых других дел. Сокращенное производство применялось и по всем торговым делам при их рассмотрении общими судами в отсутствие коммерческих судов. Вопрос о применении сокращенного производства решался судом с учетом мнения сторон и оценки судом сложности конкретного дела <2>. Таким образом, можно говорить об определенной правовой традиции, так как мнение сторон имеет решающее значение и для применения упрощенного порядка рассмотрения дела в современном арбитражном процессе. Дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства только при отсутствии возражений сторон против рассмотрения дела в таком порядке либо возражений ответчика по существу спора.

<2> Фурсов Д.А. Предмет, система и основные принципы арбитражного процессуального права (проблемы теории и практики). М.: Инфра-М, 1999. С. 277.

Почти десятилетний опыт применения института упрощенного производства позволяет сделать определенные выводы относительно его целесообразности. В этой связи нельзя не вспомнить слова И.Е. Энгельмана о том, что "правильный процесс должен ограничиться предоставлением сторонам возможности к удостоверению материального права самыми простыми средствами" <3>. Кроме того, для экономической сферы важны и сроки разрешения спорных дел. Неслучайно до преобразования системы арбитражей в государственные арбитражные суды авторы, исследовавшие принципы арбитражного процесса (А.А. Добровольский, В.Ф. Тараненко, Т.Е. Абова и др.), включали в их число принцип быстроты и оперативности арбитражного производства <4>. Называют оперативность рассмотрения дела в числе принципов арбитражного процесса и исследователи деятельности арбитражных судов <5>. Поэтому введение в арбитражный процесс производства, которое позволяет создать условия для рассмотрения несложных дел в сокращенные сроки и в рамках более простой процедуры, представляется вполне обоснованным.

<3> Энгельман И.Е. Курс русского гражданского судопроизводства. 3-е изд. Учебника русского гражданского судопроизводства, испр. и доп. Юрьев, 1912. С. 66.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Арбитражный процесс" (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2007 (3-е издание, исправленное и дополненное).

<4> Арбитражный процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Спарк, 1997. С. 25; Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. Понятие, основные принципы. М.: Наука, 1985. С. 123; Тараненко В.Ф. Принципы арбитражного процесса / Отв. ред. М.С. Шакарян. М.: ВЮЗИ, 1988. С. 64 - 66 и др.
<5> См., например: Анохин В.С. Эффективность правосудия в сфере экономики: состояние и перспективы улучшения // Российская юстиция. 2010. N 2. С. 32 - 37.

За время действия АПК РФ 2002 г. институт упрощенного производства уже был подвергнут определенной модернизации. Так, в первоначальной редакции АПК РФ было предусмотрено, что решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, в арбитражный суд апелляционной инстанции. В период действия АПК РФ на практике возник вопрос о возможности дальнейшего движения дела. В этой связи в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 января 2005 г. N 89 последовало разъяснение о том, что решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть не только обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, но также может быть пересмотрено на общих основаниях в суде кассационной инстанции, в надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам <6>.

<6> Вестник ВАС РФ. 2005. N 3.

В действующей редакции АПК РФ наряду с апелляционным обжалованием решения прямо предусмотрена также возможность кассационного обжалования, но при соблюдении определенных условий. Если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, но только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ <7>.

<7> См.: часть 4 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ.

Учитывая указанные ограничения, касающиеся обжалования решения по делу, особое значение приобретает положение о праве арбитражного суда рассмотреть дело в порядке упрощенного производства исключительно при отсутствии возражений сторон. Стороны имеют возможность осмыслить возможные риски и влиять на выбор наиболее приемлемой для них судебной процедуры. Именно в этом видится одно из существенных преимуществ данного института для участников арбитражного процесса перед правилами приказного производства, действующими в гражданском процессе.

Ценность внедрения в арбитражный процесс упрощенного производства может быть подтверждена и статистическими данными о работе арбитражных судов в период с 2002 по 2005 гг. Если в 2002 г. в указанном порядке рассмотрено 16 139 дел, то в 2003 г. количество таких дел составило уже 67272 дела и по сравнению с предыдущим 2002 г. увеличилось на 51133 дела (316,8%). В 2004 г. рассмотрено 175554 дела (увеличение на 108282 дела, или на 160,9%). В следующем 2005 г. в порядке упрощенного производства было рассмотрено на 12689 дел, или на 7,2%, больше (всего 188243 дела) <8>.

<8> Судебно-арбитражная статистика // Вестник ВАС РФ. 2006. N 5.

В 2006 г. ситуация изменилась, и количество рассмотренных в порядке упрощенного производства дел стало ежегодно сокращаться. В 2006 г. было рассмотрено 73119 дел, или 6,7% от общего количества рассмотренных арбитражными судами дел, что на 61,2% меньше, чем в 2005 г. По сообщениям председателей арбитражных судов, это связано с сокращением количества дел о взыскании обязательных платежей и санкций, по которым, как правило, применялась процедура упрощенного производства <9>.

<9> Статистические показатели о работе арбитражных судов Российской Федерации за 2006 год // Вестник ВАС РФ. 2007. N 4.

В 2007 г. в порядке упрощенного производства рассмотрено 36485 дел, или 4,0% <10>, в 2008 году - 30139 дел, или 3,1% от общего количества рассмотренных дел <11>. Если в 2009 г. в среднем 2% дел было рассмотрено арбитражными судами первой инстанции в порядке упрощенного производства, то в 2010 г. - только 8506 дел, или 0,7% от общего количества <12>. Таким образом, за пять лет количество дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, сократилось с 73119 (6,7% от общего количества) до 8506 дел (0,7%), т.е. почти в десять раз. Очевидно, что институт упрощенного производства мало востребован, нуждается в серьезных исследованиях и дальнейшем усовершенствовании.

<10> Статистические показатели о работе арбитражных судов Российской Федерации за 2007 год // Вестник ВАС РФ. 2008. N 4.
<11> Письмо ВАС РФ "Аналитическая записка к статистическому отчету о работе судов Российской Федерации в 2008 году" // Вестник ВАС РФ. 2009. N 5.
<12> Фоков А.П. Об итогах деятельности арбитражных судов Российской Федерации в 2010 г. и о перспективах развития электронного правосудия // Российский судья. 2011. N 6. С. 2 - 7.

Причиной сокращения числа дел, рассматриваемых по упрощенной процедуре, называется нежелание арбитражных судов применять эту процедуру в существующем виде. Это связано в первую очередь с наличием у сторон права в любой момент заявить возражения против ее применения, причем заявитель не обязан эти возражения мотивировать, и возможность заявить возражения не ограничена сроком. Кроме того, судьи вынуждены рассмотреть дело в более короткий по сравнению с общим срок <13>. В этой связи Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 11 апреля 2011 г. внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, направленный на изменение института упрощенного производства.

<13> Бодрягина О. Судебный экспресс (интервью с А.А. Смолой) // Юридическая газета. 2011. N 17. С. 1 - 3.

Законопроектом предлагается значительное расширение круга дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства: в таком порядке будут рассматриваться дела при цене иска, не превышающей 300 тыс. рублей для юридических лиц и 100 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей, а также ряд других дел. Кроме того, независимо от цены иска законопроектом предусмотрено рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по требованиям, подтвержденным представленными истцом документами и не оспариваемым ответчиком. По волеизъявлению сторон возможен переход к упрощенному порядку и при рассмотрении иных категорий дел.

Рассмотрение дела предполагается осуществлять без вызова сторон и с активным использованием электронного документооборота, что, без сомнения, будет способствовать процессуальной экономии. Однако не все содержащиеся в законопроекте предложения вызывают однозначно оптимистичные ожидания. Так, срок рассмотрения дела предлагается увеличить до двух месяцев. Решение по делу будет подлежать немедленному исполнению, а срок на апелляционное обжалование - сокращен до 10 дней. В апелляционной инстанции дело будет рассматриваться судьей единолично, и дополнительные доказательства по данной категории дел арбитражным судом апелляционной инстанции приниматься не будут. Сохраняется возможность кассационного обжалования решения только по безусловным основаниям <14>.

<14> Проект Федерального закона N 528836-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства" (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // СПС "КонсультантПлюс".

И главное: при наличии столь существенных особенностей производства и обжалования решений законопроектом исключается механизм, который предусмотрен в действующей редакции АПК РФ, а именно - возможность для сторон заявить возражения против применения упрощенного порядка рассмотрения дела. В результате можно ожидать, что применение упрощенного производства неизбежно расширится. Насколько при этом повысится востребованность данного института у участников спора, когда дела будут рассматриваться в порядке упрощенного производства по волеизъявлению сторон, покажет правоприменительная практика. Остается надеяться, что столь существенное, концептуальное изменение упрощенного производства будет способствовать не только ускорению процесса, но также повышению доступности правосудия, ведь именно таким образом авторами законопроекта сформулирована цель предлагаемых изменений <15>.

<15> Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства" // СПС "КонсультантПлюс".