Мудрый Юрист

Значение государственного кадастрового учета особо охраняемых природных территорий

Иванова Е.Н., начальник юридического отдела ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области.

В статье анализируется роль государственного кадастрового учета в системе мер по охране природы. Приводятся данные государственного кадастра недвижимости в отношении ряда особо охраняемых природных территорий. Предлагаются способы совершенствования процедуры учета особо охраняемых природных территорий для целей сохранения благоприятной окружающей среды.

Ключевые слова: государственный кадастровый учет, особо охраняемые природные территории, цели кадастрового учета земельных участков, государственная экологическая политика.

Importance of the state cadastre record of specially protected natural territories

E.N. Ivanova

The article examines the role of state cadastral registration in the system of measures for nature protection. There is an information form state immovable property cadastre concerning a number of specially protected areas. The ways to improve the accounting procedures of specially protected areas for saving of favourable environment are suggested.

Key words: state cadastral registration, specially protected areas, the aims of cadastral registration of land parcels, state ecological policy.

На наш взгляд, одним из факторов, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду, являются несовершенство процедуры учета и отсутствие сведений об особо охраняемых природных территориях, их границах, границах охранных зон в государственном кадастре недвижимости. Данный фактор считаем значимым потому, что особо охраняемые природные территории - это объекты с особым правовым режимом, представляющие исключительную ценность для поддержания благоприятных условий жизни на земле. В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" <1> под ними понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Нарушение охранного режима части особо охраняемой природной территории - пусть даже и на первый взгляд незначительной по площади - может безвозвратно повлечь утрату ею природоохранного назначения.

<1> См.: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

Вместе с тем границы ряда особо охраняемых природных территорий в государственном кадастре недвижимости остаются приблизительными, а право собственности на соответствующие земельные участки Российской Федерации не зарегистрированным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения о некоторых особо охраняемых природных территориях в государственном кадастре недвижимости отсутствуют вовсе. Нуждается в совершенствовании и технология учета особо охраняемых природных территорий в государственном кадастре недвижимости - должны ли они учитываться как территория или как земельные участки, из положений действующего законодательства не ясно. Вопрос о том, кто должен являться инициатором по отражению в государственном кадастре недвижимости охранных зон или округов с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, также не разрешен.

Подобное положение дел может:

а) провоцировать неправомерные действия по предоставлению органами местного самоуправления земельных участков гражданам или юридическим лицам внутри особо охраняемой природной территории как земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

б) провоцировать потребительское отношение землепользователей близрасположенных земельных участков к своим владениям ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости указания на обременение данных земельных участков особым режимом хозяйственной деятельности;

в) сделать возможным предоставление смежных земельных участков для целей, не связанных с осуществлением природоохранной деятельности, и более того - деятельности, способной нанести непоправимый экологический вред.

При том что на сегодняшний день механизм охраны особо охраняемых природных территорий и так нуждается в совершенствовании, данные территории зачастую лишены необходимых аншлагов и информационных щитов, неудовлетворительно осуществляется деятельность службы охраны по выявлению и пресечению экологических правонарушений, на территориях заповедников осуществляется незаконное строительство, выброс твердых бытовых отходов, выемка грунта, незаконная охота, выпас скота <2>, - вопросы государственного кадастрового учета еще более усугубляют ситуацию.

<2> См., например: Акт проверки деятельности ГУ "Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник" // URL: http://zapoved.ru/?act=docs_more&id=29; Акт проверки Государственного природного заказника федерального значения "Самурский" // URL: http://zapoved.ru/?act=docs_more&id=51; Акт проверки государственного природного заказника федерального значения "Тляратинский" // URL: http://zapoved.ru/?act=docs_more&id=52.

Приведем несколько примеров.

Государственный природный заповедник "Бастак". По данным Министерства природы и экологии Российской Федерации, имеет площадь 91 771 га. Площадь охранной зоны составляет 26 550 га <3>. На территории заповедника расположено: 3 вида грибов, 5 видов лишайников, 3 вида покрытосеменных, 1 вид беспозвоночных, 12 видов птиц, включенных в Красную книгу Российской Федерации <4>. В государственном кадастре недвижимости сведения о Государственном природном заповеднике "Бастак" отсутствуют <5>.

<3> URL: http://bastak.zapoved.ru.
<4> URL: http://bastak.zapoved.ru/oopt_rb/.
<5> См.: Уведомление ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Хабаровскому краю об отсутствии сведений в государственном кадастре недвижимости от 28 октября 2010 г. N 2700/211/10-0021, получено по запросу автора статьи.

Государственный природный биосферный заповедник "Черные земли". Биосферный резерват ЮНЕСКО. По данным Министерства природы и экологии Российской Федерации, имеет площадь 121 901 га <6>. На прилегающих к территориям заповедника участках земли и водного пространства Постановлением Совета министров Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч от 2 декабря 1991 г. N 272 создана охранная зона заповедника, а Постановлением Совета министров Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч от 9 декабря 1992 г. N 338 утверждено Положение об охранной зоне заповедника, которым установлен ограниченный режим природопользования на территории охранной зоны, площадь которой составляет 91,17 тысячи га <7>. На территории заповедника расположено 13 видов покрытосеменных, 12 видов птиц, 1 вид млекопитающих, включенных в Красную книгу Российской Федерации <8>.

<6> URL: http://chzemli.zapoved.ru.
<7> См.: Приказ МПР России от 16 мая 2003 г. N 429 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Государственный природный биосферный заповедник "Черные земли" // СПС "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".
<8> URL: http://chzemli.zapoved.ru/oopt_rb/.

Границы заповедника в государственном кадастре недвижимости уточнены и составляют 11 900 га. Однако из кадастрового плана территории видно <9>, что смежные земельные участки предназначены для эксплуатации нефтяных месторождений.

<9> См.: Кадастровый план территории от 20 октября 2010 г., выдан ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Калмыкия по запросу автора статьи.

Согласно п. 2.2 Постановления Госгортехнадзора России "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений" <10> при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения нефти, газа или теплоэнергетических вод, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Можно ли говорить о границах безопасного ведения горных работ, зонах охраны от вредного влияния горных разработок в случае, когда земельный участок заповедника и земельный участок, предназначенный для эксплуатации нефтяных месторождений, являются смежными? Сомнительно. Более того, никаких обременений и особых условий хозяйственной деятельности в отношении смежных землепользователей в государственном кадастре недвижимости не значится <11>.

<10> См.: Постановление Госгортехнадзора России от 11 сентября 1996 г. N 35 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений". Зарегистрировано в Минюсте России 9 октября 1996 г. N 1175 // БНА ФОИВ. 1996. N 9.
<11> См.: Кадастровый план территории от 20 октября 2010 г., выдан ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Калмыкия по запросу автора статьи.

Дарвинский государственный природный биосферный заповедник. Биосферный резерват ЮНЕСКО. Общая площадь, по данным Минприроды России, составляет 112 673 га, в том числе площадь акватории 45 454 га, площадь охранной зоны 41 623 га <12>. На территории заповедника расположено: 1 вид грибов, 1 вид лишайников, 3 вида покрытосеменных, 2 вида беспозвоночных, 18 видов птиц, включенных в Красную книгу Российской Федерации <13>. Границы Дарвинского государственного природного биосферного заповедника в государственном кадастре недвижимости отсутствуют <14>.

<12> URL: http://darvinsk.zapoved.ru.
<13> URL: http://darvinsk.zapoved.ru/oopt_rb/.
<14> См.: Кадастровая выписка о земельном участке от 22 октября 2010 г., выдана ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ярославской области по запросу автора статьи.

Обозначенные примеры - серьезный повод задуматься над тем, как же на самом деле используются особо охраняемые природные территории. Приняты ли государством исчерпывающие меры по их охране? Не утратят ли они своего предназначения в недалеком будущем?

На наш взгляд, при разработке государственной экологической политики вопросы совершенствования процедуры кадастрового учета особо охраняемых природных территорий нельзя обойти вниманием. Сегодня не принято говорить о государственном кадастре недвижимости с экологических позиций. Цели учета недвижимости в Федеральном законе "О государственном кадастре недвижимости" <15> обозначены ясно - обеспечить активный гражданский оборот. Вместе с тем, отвечая на вопрос, кому и для чего же нужен государственный кадастр недвижимости, убеждены, что он нужен не только частным землепользователям, но и государству, что он может не только считать и описывать с большей или меньшей достоверностью недвижимое имущество, но и решать другие, более масштабные задачи - охранять природу. Набор действенных средств охраны окружающей среды сегодня невелик: государственный экологический контроль малоэффективен, штат государственных инспекторов в области охраны окружающей среды чрезвычайно мал; институт нормирования воздействий на окружающую среду и расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду нуждается в совершенствовании. Поэтому поиск эффективных методов, способных положительным образом повлиять на экологическую обстановку, при разработке государственной экологической политики должен быть обширным и лежать не только в плоскости непосредственно природоохранных, но и смежных отношений. Только в том случае, если при разработке государственной экологической политики ничто не будет упущено из внимания, можно будет надеяться на ее успешную реализацию.

<15> См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.