Мудрый Юрист

Налогу на прибыль - особое внимание

В ходе семинаров, проводимых газетой "ЭЖ-Юрист", у участников возникает множество вопросов. Конечно, подробно ответить на все лектор не успевает. Но наши клиенты могут быть уверены: ни одна из ситуаций не останется без разъяснения. В этом номере эксперты Центра юридической поддержки ответили на вопросы, которые участники семинара указали в своих анкетах.

Можно ли относить на затраты ежемесячные расходы на охрану имущества по договору с ЧОП? Имущество - это товар, который мы реализуем (грузовая техника), расположено на арендуемом земельном участке.

Расходы на охрану имущества признаются прочими расходами организации для целей налогообложения прибыли согласно подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Никаких ограничений для их признания НК РФ не предусматривает. Однако при заключении договора на охранные услуги с ЧОП надо обратить внимание на наличие лицензии. Организация, не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять охранную деятельность.

По мнению Минфина, при заключении договора с ЧОП, не имеющим соответствующей лицензии, расходы на данные услуги учесть при исчислении налога на прибыль нельзя, они считаются необоснованными и, соответственно, не учитываются при налогообложении прибыли (письмо от 06.10.2009 N 03-03-06/2/188).

Судебная практика поддерживает налогоплательщиков.

Решения судов основаны на том, что положениями подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ право налогоплательщика отнести в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, расходы на оплату услуг охранной деятельности не ставится в зависимость от наличия лицензии у организации, оказывающей эти услуги (Постановления ФАС ЦО от 28.10.2008 N А62-1486/2007, ФАС СЗО от 01.12.2006 N А52-1227/2006/2, от 10.08.2007 N А42-3793/2006).

Статьей 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" обязанность получения лицензии возложена на организацию, которая в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг. Отсутствие у стороны договора лицензии на право заниматься видом деятельности, подлежащей лицензированию, предполагает наступление негативных последствий для лица, у которого такая лицензия отсутствует, а не для заказчика услуг и не является основанием для исключения произведенных заказчиком затрат из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Вывод один: если организация заключила договор на оказание услуг по охране с ЧОП без лицензии, то свои права на уменьшение доходов ей придется отстаивать в суде.

Во избежание непризнания налоговыми органами затрат на охрану имущества экономически обоснованными и документально подтвержденными необходим договор с ЧОП в письменной форме с указанием вида и содержания оказываемых услуг, срока их оказания, стоимости услуг или порядка ее определения, объекта охраны, номера и даты выдачи лицензии. При этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством РФ.

На оказанные услуги нужно составить акт, который должен быть оформлен в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В акте приема-передачи под охрану имущества указать адрес места нахождения охраняемого имущества.

Частные охранные предприятия могут оказывать услуги по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов, имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении, доверительном управлении (за исключением объектов и имущества, подлежащих госохране, перечень которых утверждается Правительством РФ).

Что касается охраны товара, находящегося на арендуемой территории, то если расходы, связанные с оплатой услуг охраны имущества, соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, а договором аренды не предусмотрена оплата арендодателю услуг по охране данной территории и имущества арендатора, то указанные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли (письмо УФНС по г. Москве от 26.02.2009 N 16-15/017006).

Как обезопасить себя при отнесении на уменьшение прибыли расходов за простои автотранспорта по договору на транспортно-экспедиторское обслуживание? Простои возникают на таможне - при декларировании товара таможенные органы требуют представить дополнительные документы.

Право на предъявление к перевозчикам претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договоры перевозки, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам грузов, предоставлению транспортных средств для перевозок грузов. Порядок оформления претензий устанавливается Правилами перевозок грузов.

В несвоевременной погрузке, разгрузке, утрате или порче груза всегда есть виновные лица. В зависимости от того, кто виноват - грузоотправитель или перевозчик, решается вопрос об ответственности, о взыскании штрафа. Более сложная ситуация - это простой автотранспорта. В этом случае достаточно сложно определить виновного. Простой всегда связан с недополученной прибылью, а также сопряжен с налоговыми рисками.

Простой автотранспорта может возникнуть как по вине грузоотправителя, так и по вине грузополучателя на таможне при отсутствии каких-то документов, предусмотренных таможенными, санитарными правилами, а также ввиду незаконных действий должностных лиц.

Для минимизации риска по налогу на прибыль за простой автомобильного транспорта на таможне организации следует получить от грузополучателя (грузоотправителя) необходимые сопроводительные документы, а при заключении договора предусмотреть все существенные условия.

Так, при рассмотрении дела, связанного с простоем на таможне по вине ответчика в связи с невозможностью пройти таможенное оформление из-за недостаточности представленных ответчиком документов, несоответствия перевозимого товара имеющимся у истца документам по стоимости, весу и месту отправления, суд отказал в удовлетворении иска в связи с непредставлением экспедитором доказательств обращения в таможенные органы и отказа в таможенном оформлении в связи с наличием неточности в представленных документах, а также отсутствием достаточных доказательств наличия вины клиента в простое груза и несении экспедитором расходов по хранению груза (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 N А56-51903/2009).

В другом случае суд, установив факт предоставления клиентом экспедитору недостоверной информации о грузе, удовлетворил требования о взыскании с клиента убытков, неустойки и штрафа. В соответствии со ст. 804 ГК РФ клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п. 1 ст. 804 ГК РФ (Постановление ФАС МО от 22.09.2010 N КГ-А40/10767-10).

Как видим, неустойки и штрафы из-за простоев транспорта возникают из договорных обязательств сторон, и признание их или непризнание решается сторонами в суде. Они могут быть приняты в целях налогообложения по налогу на прибыль без каких-либо рисков либо не приняты - в случае отрицательного для экспедитора решения суда.

Что касается простоя транспорта по вине должностных лиц, то исключить риски в уменьшение налоговой базы от штрафов и неустоек не представляется возможным.

Доказать вред, нанесенный должностным лицом, возможно через суд. Иск о возмещении вреда, причиненного государственным органом (его должностным лицом), подлежит рассмотрению по месту его нахождения.

Так, действия должностного лица привели к тому, что железная дорога удержала в безакцептном порядке тариф за простой вагонов с перевозчика и начислила экспедитору штраф за задержку вагонов. ВАС РФ взыскал с РФ заявленные истцом суммы, поскольку сотрудники таможенного органа ненадлежащим образом исполнили должностные обязанности, установленные Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров (утв. Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.11.2003 N 1356) что, в частности, было подтверждено материалами служебной проверки (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145).

Российская организация продает товар казахской организации - лизинговой компании. По договору купли-продажи грузополучатель (лизингополучатель) - организация, зарегистрированная в РФ. Получается, что товар не заезжает на территорию ТС. В этой ситуации ставка НДС 0% или 18%?

В соответствии с п. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС. При исчислении НДС при операциях между членами ТС следует руководствоваться Соглашением от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", протоколами от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" и "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе".

Согласно ст. 2 Соглашения ст. 1 Протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта. Пунктом 2 ст. 1 названного Протокола определен перечень документов, представляемых в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС (письмо Минфина России от 05.08.2011 N 03-07-13/01-32).

Чтобы при реализации товара - предмета лизинга российская организация могла применить нулевую ставку, должен быть фактический вывоз товара с территории одного государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС. В рассматриваемом случае не осуществляются экспорт и импорт товаров в ТС, поэтому Соглашение и названный Протокол не применяются.

Объектом налогообложения по НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (подп. 1 и 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Местом реализации товаров признается территория РФ, если товар находится на территории РФ, не отгружается и не транспортируется либо если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ (ст. 147 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации товар в момент начала отгрузки не вывозится с территории государства - члена ТС (Российская Федерация), поэтому у российской организации при реализации возникает объект налогообложения НДС по ставке 18%.

Открывается международное движение с обособленными подразделениями в России и Казахстане. Какую отчетность должен представлять Казахстан основному подразделению в Москве?

Ведение бухучета должно обеспечивать формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

Деятельность общественных объединений регулируется ГК РФ, Федеральными законами от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных организациях", от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и др. Одна из организационно-правовых форм, в которых могут создаваться общественные объединения, - общественное движение. Общественное объединение, образованное в РФ, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно структурное подразделение (ст. 47 Закона N 82-ФЗ).

Для общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности, устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности, состоящей из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о целевом использовании полученных средств. Она представляется только один раз в год по итогам отчетного года (п. 2 ст. 13, п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и об изменениях в финансовом положении (п. 6, п. 7 ПБУ 4/99 N 43н). Для выполнения этих требований нужно разработать способы ведения бухучета, учитывая особенности деятельности: наличие у международного движения подразделения в Казахстане, которое применяет законодательство страны нахождения.

Возможны следующие варианты организации бухгалтерского учета.

  1. Бухгалтерский учет ведется в головном офисе. Из подразделения передаются первичные документы (оригиналы или их копии) с переводом на русский язык, все бухгалтерские записи, регистры и включаются в единую базу.
  2. Бухгалтерский учет ведется в подразделении. Итоговая информация (бухгалтерская отчетность с перечнем показателей, расшифровки, пояснения по формам, разработанным организацией) передается в головной офис. Состав отчетности подразделения организация определяет самостоятельно. Представленные данные головная организация включает в бухгалтерскую отчетность организации.

Для правильного формирования бухгалтерской отчетности организации, имеющей подразделения, рекомендуем опираться на принципы, изложенные в п. 3 Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112).

Записи в регистрах бухгалтерского учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, и бухгалтерская отчетность производятся в рублях, и когда деятельность организации осуществляется на территории РФ, и когда за ее пределами. Но если законодательство страны - места ведения организацией своей деятельности за пределами РФ требует составления отчетности в иной валюте, бухгалтерская отчетность составляется также в этой иностранной валюте (п. 20 ПБУ 3/2006 N 154н).

Итак, организация, имеющая в своем составе подразделение, действующее на территории иностранного государства, самостоятельно определяет и разрабатывает порядок ведения бухучета, организационно-распорядительные документы (внутренние положения, инструкции и т.п.), формы отчетности и порядок представления отчетной документации в головную организацию для формирования единой отчетности по организации. Способы ведения учета, документооборот, рабочий план счетов, отчетные формы организация устанавливает и раскрывает в учетной политике, которая утверждается приказом руководителя.

Материал подготовили

эксперты Центра юридической

поддержки "ЭЖ-Юрист"