Мудрый Юрист

Что ждет впереди? О правах лиц, освобождаемых из мест лишения свободы

Анна Гармаш, докторант ВНИИ МВД России, г. Москва.

Дмитрий Косихин, газета "ЭЖ-Юрист".

Социальная реабилитация и адаптация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, - одна из важнейших задач государства. Как исправительные учреждения готовят заключенных к этому непростому этапу их жизни? Что нужно знать самим заключенным, чтобы адаптация прошла легче?

Проблемы начинаются после освобождения

Социальная адаптация - это сложный процесс, который включает в себя совокупность мер политического, социально-экономического, научного и организационно-управленческого характера, направленных на решение комплексных задач в сфере проведения мероприятий по подготовке заключенных к социализации в современном обществе и обеспечению реализации социальных гарантий лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Осуществление этих мер направлено прежде всего на уменьшение количества повторных преступлений среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

По статистике, ранее судимыми лицами совершается более 40% преступлений. Причинами сложившейся ситуации в первую очередь являются отсутствие жилья и трудности регистрации по месту жительства, сложности с трудоустройством, утрата документов, удостоверяющих личность, иных документов. Жизнь в местах лишения свободы строго регламентирована, и это не позволяет осужденным самостоятельно решать многие повседневные вопросы. Освободившись, каждый из них вынужден самостоятельно восстанавливать имевшийся до осуждения стереотип поведения.

То есть проблемы осужденных граждан не заканчиваются после освобождения, наоборот, они только начинаются, и это связано в значительной степени с недостаточностью правового регулирования на уровне РФ. А ведь социальная адаптация освободившихся граждан невозможна без оказания им помощи со стороны государственных органов и общественных организаций.

Нельзя сказать, что никакой работы в этом направлении не проводится. Так, по данным Минюста России, в системе исполнения наказаний вопросами социальной помощи осужденным постоянно занимаются более 1,5 тыс. социальных работников учреждений. Они занимаются подготовкой осужденных к жизни на свободе, взаимодействуют с представителями органов местного самоуправления, правоохранительными органами, службами занятости и социальной защиты населения при решении вопросов получения осужденными пособий, пенсий, документов, дающих право на льготы <1>.

<1> Северин Н. Социальная помощь и реабилитация осужденных в системе исполнения наказаний России (http://prisonlife.ru).

Многие субъекты РФ приняли свои законы и положения, направленные на решение проблем социальной адаптации бывших заключенных. Так, программы социальной реабилитации действуют в Республике Башкортостан, Тамбовской, Вологодской, Архангельской, Белгородской, Свердловской, Нижегородской областях, Красноярском крае. Для реализации стратегических целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р) требуется достижение социального согласия, содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижение социального неравенства. Меры, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания в России общества равных возможностей.

Для этого, в свою очередь, требуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для различных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы для всех, в том числе для социально уязвимых категорий населения.

Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируется ст. 180 УИК РФ. Более детально порядок подготовки осужденных к освобождению определяет Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 13.01.2006 N 2 (с изм. от 08.09.2006).

Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, начинается не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока заключения и включает в себя:

За шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а при освобождении по иным основаниям - в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы местного самоуправления и органы федеральной службы занятости по избранному осужденным месту жительства высылаются письма с уведомлением о его освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях.

В орган внутренних дел по избранному осужденным месту жительства направляются запросы о возможности проживания по указанному адресу.

На основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желании трудоустроиться администрация исправительного учреждения обязана направить запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.

В отношении осужденных, не имевших до заключения под стражу постоянного места жительства и работы, а также отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания родственников (при отсутствии родственников - по месту их осуждения или расположения исправительного учреждения).

В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.

В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства освобождаемый ставится об этом в известность и с его согласия принимаются меры к положительному решению этих вопросов в других местностях.

В некоторых случаях осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

Важные документы

За 30 дней до окончания срока отбывания наказания, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам, вторые приобщаются к личным делам осужденных.

При освобождении из мест лишения свободы осужденному, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдается соответствующее письмо в службу занятости, на предприятие или в организацию. Кроме указанных выше документов, выдаются:

В графе "следует к месту жительства" справки об освобождении указывается наименование населенного пункта, района, края, области, республики, куда выезжает освобождаемый.

Особенно важно отметить, что освобождаемый сам указывает тот населенный пункт, в который он выезжает. Если населенный пункт будет назван им неточно, впоследствии ему будет очень сложно обосноваться (реализовать свое право на жилище) в том населенном пункте, в котором он действительно желал бы постоянно проживать.

Корешки справок об освобождении хранятся в исправительном учреждении, из которого освобожден гражданин, в течение одного года, после чего уничтожаются в установленном порядке. В случае утраты справки об освобождении администрация исправительного учреждения может выдать ее дубликат, но только по запросу органа внутренних дел, куда освобожденному следует обратиться с соответствующим ходатайством-заявлением, приложив к нему две свои фотографии формата 3 x 4 см.

Множество вопросов и трудностей возникает, когда в личном деле осужденного отсутствует паспорт или документ, его заменяющий.

В этом случае согласно п. 60 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина <2>, паспорта оформляются и выдаются территориальными структурными подразделениями ФМС России, расположенными на территории нахождения исправительного учреждения.

<2> Утв. Приказом МВД России от 28.12.2006 N 1105.

Оформление паспорта осуществляется на основании представленных администрациями этих учреждений запросов по форме N 23П с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П и двух личных фотографий освобождаемых лиц. Оформленный паспорт приобщается к личному делу осужденного и вручается гражданину при освобождении.

Серьезной проблемой при этом может стать отсутствие денег на лицевом счете освобождаемого, но если он не работал по независящим от него причинам, то паспорт оформляется бесплатно (Постановление Правительства РФ от 20.05.1999 N 542 "О расходовании средств, поступивших в федеральный бюджет от взимания платы за выдаваемые паспорта").

Если утерян паспорт...

Тема паспортизации лиц, заключенных под стражу, по-прежнему остается актуальной. Исправительное учреждение должно позаботиться о получении, розыске (если он имелся) паспорта еще до освобождения. Бывшему осужденному, прибывшему к месту жительства без паспорта, на его получение потребуется какое-то время и деньги. Вместе с тем довольно часто заключенные выходят на свободу без паспорта, что является дополнительным фактором роста рецидивной преступности - ведь человек без статуса нигде не значится, у него ничего нет, ему нечего терять, и часто от безысходности он снова совершает преступление.

Причин, по которым исправительное учреждение не восстановило гражданину паспорт, несколько:

Основными же причинами являются слабая межведомственная координация, инертность надзорных органов, отсутствие порядка в документировании людей, поступающих в исправительные учреждения, несмотря на то что российское законодательство вроде бы все предусмотрело для подготовки к освобождению, к оказанию содействия в возвращении граждан, отбывающих наказание, в общество.

Освобождение без паспорта означает, что человек лишается возможности пользоваться основными гражданскими правами: получить медицинскую помощь, встать на учет в службу занятости и получать пособия, устроиться на официальную работу на общих основаниях, с социальными гарантиями и пенсионным страхованием, вступить в брак, а также участвовать в выборах и т.д.

В случае если освобождение все-таки состоялось без паспорта, восстанавливать его необходимо. Любой российский гражданин, достигший 14-летнего возраста, обязан иметь паспорт. Выдает паспорта территориальное структурное подразделение ФМС России по месту жительства граждан. Гражданам, не имеющим постоянного места жительства, выдача паспортов производится по месту их пребывания. Лица, не имеющие регистрации по месту жительства или по месту временного пребывания, могут обращаться для получения или замены паспортов в территориальные структурные подразделения ФМС России по месту фактического пребывания.

Для восстановления паспорта необходимо представить:

Также следует иметь в виду, что до оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается временное удостоверение личности.

Конечно, сказанное выше - это "как должно быть". На практике все гораздо сложнее.

По статистике, первые дни после освобождения - самый трудный период для бывших заключенных. Именно в это время становится ясно, что ждет человека впереди - еще один шанс начать новую жизнь или только срок между заключениями под стражу. Поэтому так важно обладать определенными правовыми знаниями, иметь представление о том, куда обратиться за помощью в восстановлении документов, в каких инстанциях ее могут оказать, как устроиться на работу, как общаться с представителями власти.