Мудрый Юрист

Факторы, влияющие на эффективность деятельности мировых судей в практике рассмотрения дел об административных правонарушениях

Дятчина Е.В., аспирантка Московского гуманитарного университета.

Во все времена суды были заинтересованы в улучшении качества разрешения дел, несмотря на то что нет ни одного проекта, ни одной программы, направленных на исследование столь важного вопроса, как эффективность деятельности мировых судей, хотя институт мировой юстиции введен в нашей стране уже более 10 лет назад <1>. Важно пояснить, что подобное состояние исследования качества работы судов затрагивает не только мировых судей, но также и федеральные суды общей юрисдикции в целом.

<1> Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" // Собр. законодательства Российской Федерации. 1998. N 51. Ст. 6270.

Сложившееся в настоящее время в Российской Федерации звено мировой юстиции несет на себе основную нагрузку по разрешению мелких конфликтов, возникающих в обществе. Именно поэтому деятельность российской судебной системы должна быть направлена в первую очередь на повышение эффективности деятельности мировых судей. В особенности - в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях как важного элемента, определяющего отношения человека с государством.

Термин "эффективность" происходит от латинского слова "эффект" (effectus), т.е. "результат, следствие каких-либо причин, действий" <2>. Эффективный - дающий эффект, но не любой, а заранее намеченный, полезный, приводящий к нужным результатам; отсюда эффективность - это результативность целенаправленного действия <3>.

<2> См.: Большая советская энциклопедия. М., 1978. Т. 30. С. 323.
<3> См.: Там же.

Совершенствование эффективности правосудия - актуальная и злободневная проблема для всех звеньев судебной системы России, а в особенности для звена мировой юстиции в сфере административного судопроизводства, поскольку мировые суды позиционированы как наиболее приближенные к населению и, что не менее важно, на их долю выпадает рассмотрение наибольшего количества дел об административных правонарушениях. Нельзя забывать и о том, что административная юстиция регулирует особый порядок разрешения административно-правовых споров, обеспечивая баланс между властью и конкретным человеком, не допуская нарушений установленных государством норм и правил со стороны каждой личности и в то же время не допуская необоснованных притеснений со стороны государства. Поэтому в данной области в первую очередь необходимо искать пути ее совершенствования.

На эффективность правосудия оказывает влияние целая система факторов. Знание факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности мировых судей при рассмотрении ими дел об административных правонарушениях, умение определять влияние данных факторов на показатели эффективности позволят воздействовать на уровень указанных показателей, создавать основанный на букве закона механизм более четкого и грамотного рассмотрения дел, не ставя под сомнение профессионализм и компетенцию суда перед простыми гражданами и организациями в частности и перед государством в целом.

Словарь С.И. Ожегова трактует понятие фактора таким образом: фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении <4>. В Советском энциклопедическом словаре дано аналогичное разъяснение понятия фактор: фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты <5>. То есть факторы - это элементы, причины, воздействующие на определенный показатель или на целый ряд показателей.

<4> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. С. 692.
<5> Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 1401.

Факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности мировых судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях, целесообразно разделить на две составляющие части: факторы внешние, т.е. не зависящие от мирового судьи, и факторы внутренние, т.е. находящиеся в прямой зависимости от действий самого мирового судьи. Подобная градация факторов, конечно, является условной, поскольку в некоторых ситуациях эффективность деятельности мирового судьи может зависеть одновременно как от самого судьи, так и от ряда ситуаций, от него не зависящих.

Первым внешним фактором, влияющим на эффективность деятельности мирового судьи при рассмотрении дела об административном правонарушении, являются стабильность законодательства об административных правонарушениях и его соответствие уровню развития современного российского общества. Законодательство в сфере административных правонарушений в общем и в сфере назначаемых наказаний за совершенные правонарушения в частности должно быть справедливым и отвечать потребностям современного общества, должно учитывать местные особенности развития каждого без исключения региона; а наказания, назначаемые за совершение правонарушений, как минимум должны быть соразмерны причиненному ущербу, отвечать требованиям справедливости и неотвратимости.

Еще немаловажным в данном аспекте представляется стабильность законодательства об административных правонарушениях. Стабильность законодательства подразумевает под собой отсутствие необходимости в частом и порой нецелесообразном изменении норм закона в данной сфере при достаточно полном, четком и конкретном закреплении норм права в сфере административных правонарушений, когда эти нормы наиболее соответствуют уровню развития современного общества и удовлетворяют его моральные и материальные потребности, а также отражают вышеназванные аспекты на современном этапе построения взаимоотношений между государством в общем и каждым конкретным человеком в частности.

Изменения законодательства об административных правонарушениях должны происходить вместе с соответствующим развитием общества. При частом изменении указанных правовых норм нарушается нормальное развитие общественной жизни, нормальное функционирование взаимоотношений между человеком и государством, а также это вносит определенные трудности в деятельность мировых судей, вынужденных просчитывать использование той или иной статьи закона в зависимости от различных периодов, что приводит к существенной трате времени, а соответственно, может привести и к снижению качества работы.

Второй, и не менее важный, фактор, оказывающий влияние на эффективность деятельности мирового судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, - временной фактор. Время в работе суда - существенный элемент качества. Одним из наиболее важных критериев высокого качества является то, что дела рассматриваются в установленный законом срок, настолько быстро, насколько это возможно. Чтобы достичь качества в вопросе сроков рассмотрения дела, судья должен использовать эффективные методы управления делом. Судебный процесс должен быть распланирован детально и последовательно. Затягивание рассмотрения находящихся в производстве дел должно контролироваться; должен осуществляться надзор за сроками рассмотрения каждого административного дела. В то же время лицо, привлекаемое к административной ответственности, не должно быть лишено права на ознакомление с материалами дела, на приглашение адвоката для защиты своих интересов, что требует, соответственно, определенных временных затрат.

В связи с этим необходимо отметить некоторые существенные изменения законодательства, касающиеся сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судами. Данные изменения были приняты в 2010 году с учетом судебной практики, а также с учетом объективной необходимости и обстановки, сложившейся на сегодняшний день вокруг сроков рассмотрения таких дел и привлечения правонарушителей к ответственности. Указанные изменения, бесспорно, были необходимы, и в целом можно отметить их положительное влияние на практику рассмотрения административных дел мировыми судьями по следующим основаниям.

Часть 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с внесенными 30.04.2010 изменениями теперь звучит так: "1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения" <6>. До этих нововведений судьи руководствовались общим сроком в два месяца.

<6> Статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о повышении внимания со стороны государства к текущим проблемам, возникающим в процессе рассмотрения судами (мировыми судьями) дел об административных правонарушениях, и попыткам разрешить данные проблемы на законном основании, не затрагивая прав и законных интересов участников производства, в то же время давая суду возможность для более тщательного анализа и более конструктивной работы с каждым поступившим на рассмотрение делом. По нашему мнению, продление сроков рассмотрения дел оказывает исключительно положительное влияние, поскольку теперь мировые судьи могут более детально, без спешки изучать каждое дело, по необходимости откладывать судебное разбирательство, не переживая за пятнадцатидневный срок, который применялся до 30.04.2010. В то же время лица, привлекаемые к административной ответственности, на наш взгляд, смогут меньше злоупотреблять своими правами, поскольку трехмесячный срок до вынесения постановления затянуть гораздо тяжелее.

В то же время измененный срок не настолько большой, чтобы приводить к затягиванию рассмотрения дел самим судьей. Подобные изменения сроков никак не смогут привести к судебной волоките. Данный факт, безусловно, свидетельствует о правильном решении законодателя увеличить сроки до указанных пределов, что в конечном итоге окажет благоприятное влияние на повышение эффективности деятельности мировых судей при рассмотрении ими дел.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что указанный временной фактор можно отнести как к внешним факторам, поскольку установление сроков рассмотрения дел не зависит от мирового судьи - это прерогатива законодателя, так и к внутренним, поскольку соблюдение установленных законом сроков в работе целиком и полностью зависит исключительно от самого мирового судьи.

Еще одним важным как внутренним, так и внешним элементом, влияющим на качество работы судов в целом и на эффективность деятельности мировых судей при рассмотрении ими дел об административных правонарушениях в частности, являются компетентность и профессиональная подготовка работников суда. Это касается прежде всего самих мировых судей, а также сотрудников их аппаратов. Чтобы достичь качества в работе суда, его сотрудники должны быть хорошо подготовлены и у них всегда должна быть возможность продолжить обучение. Суды должны стремиться к постоянному диалогу по вопросам процесса, судебной практики, подготовки и оформления постановлений по делам об административных правонарушениях и по проблемам качества, возникающим в контексте работы суда. Обмен опытом среди судей должен также поддерживаться с помощью иных средств.

В сфере административного судопроизводства профессиональная деятельность мирового судьи и сотрудников его аппарата является тем социально-психологическим зеркалом, которое отражает наиболее актуальные проблемы правоотношений, складывающихся между различными категориями субъектов в данной области. Во-первых, это отношения между лицами, привлекаемыми к административной ответственности, с одной стороны, и государством (в лице соответствующих государственных контролирующих, правоохранительных и других органов) - с другой. Во-вторых, это отношения между лицами, участвующими в деле, другими участниками производства при рассмотрении мировым судьей дела об административном правонарушении. В-третьих, это отношения между мировым судом как органом, осуществляющим правосудие от имени государства, и лицами, участвующими в деле, а также другими участниками процесса.

В связи с этим мировой судья должен быть максимально объективен, беспристрастен, законопослушен, а также отвечать ряду других требований, предъявляемых к нему законодательными актами, и, что не менее важно, в своей профессиональной деятельности руководствоваться нормами Кодекса судейской этики <7>, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

<7> Кодекс судейской этики, утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Следующий фактор, относящийся к внутренним факторам, влияющим на эффективность деятельности мировых судей при рассмотрении ими дел об административных правонарушениях, - обращение с участниками производства по административному делу. Данный фактор можно рассматривать в качестве решающего фактора для выявления мнения общественности и средств массовой информации о мировых судах. Требование надлежащего обращения с участниками производства должно быть обязательным для всех, кто работает в суде. Это касается как самих мировых судей, так и сотрудников их аппаратов. Поведение судьи должно подчеркивать авторитет суда, но в то же время оно должно быть уважительным, вежливым, и судья обязан вести себя со сторонами соответствующим образом во всех отношениях. Доверие к работе суда требует, чтобы судьи вели себя в соответствии со статусом занимаемой ими должности и, к примеру, соблюдали требования дресс-кода. Важно, чтобы суды действовали безошибочно и информировали всех участников процесса о происходящих в деле неожиданных изменениях. В рассматриваемых делах внимание суда должно быть прежде всего направлено как на лицо, привлекаемое к административной ответственности, так и на потерпевшего, свидетелей и прочих участников производства. Статья 3 Кодекса судейской этики гласит: "Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия".

Следующий фактор, оказывающий влияние на эффективность деятельности мировых судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях, - это организация работы судебного участка при рассмотрении дел об административных правонарушениях. С момента поступления административного материала в судебный участок до окончания производства по данному делу деятельность судебного участка должна быть организована максимально эффективно и продуктивно.

В настоящее время мировой судья фактически выполняет обязанности председателя суда на своем судебном участке. Ежедневно мировой судья помимо отправления правосудия решает целый ряд организационных вопросов, разрешение которых занимает немало времени и сил (организация работы канцелярии и архива, прием граждан, издание приказов, решение кадровых вопросов по своему аппарату и т.д.). Если процессуальные аспекты деятельности мирового судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях отражены в рамках административного права, то непроцессуальные аспекты остаются вне его рамок.

Мировой судья несет ответственность за все происходящее на его участке, поэтому работа по приему, регистрации, рассмотрению и исполнению каждого дела об административном правонарушении должна быть организована качественно, профессионально и грамотно, в соответствии с Инструкцией по делопроизводству на судебном участке мирового судьи <8>. Мировой судья должен контролировать поступление в судебный участок и движение каждого конкретного административного дела.

<8> Например, в г. Москве Инструкция по делопроизводству утверждена Приказом начальника Управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы от 31 августа 2006 г. N 57.

Шестой фактор - внешний, оказывающий влияние на эффективность деятельности мировых судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях, - это материально-техническое обеспечение судебного участка.

Каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции <9>. Судам должны быть обеспечены адекватный вспомогательный персонал и оборудование, в особенности офисная техника и ресурсы, необходимые для обработки информации, с тем чтобы судьи могли работать эффективно и без ненадлежащих задержек <10>. Государство обязано обеспечивать судей средствами для надлежащего выполнения ими своих задач, и в частности для рассмотрения дел в разумные сроки <11>.

<9> Пункт 7 Резолюции Экономического и Социального Совета ООН 1989/60 от 24 мая 1989 г. "Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов" // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Пункт 1/d принципа 3 Рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 13 октября 1994 г. N R (94) 12 "О независимости, эффективности и роли судьи" // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Пункт 1.6 Европейской хартии о законе о статусе судей. Лиссабон, 10 июля 1998 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" установил, что работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации, а материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации <12>.

<12> Статьи 9, 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" // СПС "Гарант".

Мировой судья и его аппарат должны быть размещены в удобном для осуществления правосудия и доступном для населения судебного участка помещении, находящемся на территории соответствующего административно-территориального образования. Помещение мирового судьи и его аппарата должно быть обеспечено охраной, соответствовать санитарно-техническим нормам, нормам пожарной безопасности, иным требованиям, позволяющим обеспечивать осуществление правосудия, иметь зал судебного заседания, кабинеты для судьи, канцелярии, архива, участников судебного заседания, комнату для конвойной службы.

Подводя итоги освещения темы о факторах, влияющих на эффективность деятельности мировых судей при рассмотрении ими дел об административных правонарушениях, необходимо отметить результаты исследования данного вопроса в виде таблицы.

                Факторы, оказывающие влияние на эффективность            
деятельности мировых судей при рассмотрении
ими дел об административных правонарушениях
           Внутренние                
            Внешние            
 1 
Стабильность законодательства  
об административных
правонарушениях и его
соответствие уровню развития
современного российского
общества
 2 
Временной фактор                     
Временной фактор               
 3 
Компетентность и профессиональная    
подготовка мировых судей, а также
работников их аппаратов
Компетентность                 
и профессиональная подготовка
мировых судей, а также
работников их аппаратов
 4 
Обращение с участниками              
административного судопроизводства
 5 
Организация работы судебного         
участка при рассмотрении дел
об административных правонарушениях
 6 
Материально-техническое        
обеспечение судебного участка

Все вышеперечисленные факторы целесообразно разделить на две категории: внутренние, зависящие от самого мирового судьи, и внешние - от судьи не зависящие. Данное разделение, конечно, весьма условно, поскольку имеются факторы, которые можно отнести как к внешним, так и к внутренним.

Как усматривается из таблицы, внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности мировых судей, одинаковое количество. Таким образом, качество работы мирового судьи зависит как от него самого, так и от других, не зависящих от него, факторов в одинаковой степени.

Литература

  1. Большая советская энциклопедия. М., 1978. Т. 30. С. 323.
  2. Кодекс судейской этики, утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. С. 692.
  4. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 1401.
  5. Резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1989/60 от 24 мая 1989 г. "Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов" // СПС "КонсультантПлюс".
  6. Рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 13 октября 1994 г. N R (94) 12 "О независимости, эффективности и роли судьи" // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Хартия о законе о статусе судей. Лиссабон, 10 июля 1998 г. // СПС "КонсультантПлюс".