Мудрый Юрист

К вопросу о приостановлении административного судопроизводства: некоторые аспекты теории и практики

Куратов Андрей Александрович, мировой судья судебного участка N 21 Краснофлотского района г. Хабаровска.

Статья посвящена новой и неизвестной процессуальной норме для КоАП РФ: "приостановление административного судопроизводства". Описаны возможности применения такой нормы права вкупе с введением административного розыска. Описано влияние на эффективность судопроизводства при введении таких понятий, в частности, по делам, влекущим административный арест.

Ключевые слова: приостановление административного судопроизводства, административный розыск, административный арест, сроки рассмотрения административных дел, участие привлекаемого лица.

To the question of the suspension of the administrative proceedings: some aspects of the theory and practice

A.A. Kuratov

Article is devoted new and unknown norm for the Code of administrative offenses of the Russian Federation: "suspension of the administrative legal proceedings". Possibilities of application of such norm of the right together with introduction of administrative search. Are described Influence on efficiency of legal proceedings is outlined at introduction of such concepts in particular on the affairs attracting administrative arrest.

Key words: suspension of the administrative legal proceedings, administrative search, administrative arrest, terms of consideration of administrative affairs, participation of the involved person.

В КоАП РФ до настоящего времени не решен вопрос о законодательном закреплении понятий "административный розыск" и "приостановление производства по делу" с приостановлением срока административного судопроизводства и срока давности привлечения к ответственности. Как указал Пленум ВС РФ в п. 14 Постановления от 24 марта 2005 г. N 5, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким случаем является удовлетворение ходатайства привлекаемого лица о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу <1>.

<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Бюллетень ВС РФ. 2005. N 6.

Данный пробел законодательства с успехом применяется недобросовестными лицами, желающими уйти безнаказанно от административного наказания за истечением сроков давности привлечения к ответственности. Ярким примером могут служить составы правонарушений, предусматривающие наказание в виде административного ареста (например, ст. 6.8, 6.9, 7.27, 12.8, ч. 3, 12.26, ч. 2, 12.7, ч. 2, 17.3, 19.3, 20.1, 20.25 КоАП РФ). По данным составам ст. 25.1, ч. 3, КоАП РФ предусмотрено обязательное присутствие привлекаемого лица. Срок давности указанной категории дел составляет три месяца (ст. 4.5 КоАП РФ). Законом не предусмотрен порядок рассмотрения такого дела в отсутствие привлекаемого лица, вне зависимости от заявляемых им таких ходатайств. Ситуация усугубляется тем, что часто при составлении протокола об административном правонарушении привлекаемое лицо называет вымышленный адрес своего места жительства, что впоследствии приводит к невозможности обеспечения его явки, а также исполнению принудительного привода. Поскольку законом не предусмотрен розыск уклоняющихся от явки лиц, суд с целью рассмотрения дела исполняет функции по установлению местонахождения привлекаемых лиц. То есть на практике в современном административном судопроизводстве розыск фактически осуществляется самим судом, который направляет различные судебные запросы, в том числе в миграционную службу, РОВД, информационный центр УВД, отдел адресно-справочной службы, загс и т.д. На указанные действия, безусловно, необходимо время. При этом установленный в ст. 26.10 КоАП РФ незамедлительный порядок предоставления истребуемых сведений сам по себе не может заменить полноценного розыска, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности не приостанавливаются.

В научной среде справедливо появились мнения, что для предотвращения искусственного затягивания производства по делу возможно введение нормы о его приостановлении в случае уклонения привлекаемого лица от явки к судье или к должностному лицу, рассматривающему дело. При этом отмечалось, что приостановление производства не должно зависеть от причин неявки: они могут быть как уважительными (болезнь, командировка), так и неуважительными <2>. Некоторые ученые предлагают предусмотреть возможность приостановления срока давности привлечения к административной ответственности в случае передачи дела от одного органа юрисдикции к другому. При этом авторы, соглашаясь с недобросовестностью некоторых привлекаемых лиц, которые зачастую заявляют ходатайства об отложении рассмотрения дела под надуманными предлогами и таким способом препятствуют рассмотрению дела, приходят к выводу о невозможности рассмотрения в установленные сроки давности сложных дел, по которым требуется проведение экспертизы, либо из-за пребывания участников процесса на лечении. Высказывалось предложение о введении в КоАП РФ нормы, регламентирующей сроки приостановления срока давности привлечения к ответственности в случаях заболевания лица, привлекаемого к ответственности, или иных уважительных причин неявки в суд <3> в случае отложения разбирательства дела по ходатайству заинтересованного лица <4>. Имеется также мнение о необходимости приостановления срока давности на период нахождения дела на рассмотрении у субъекта административной юрисдикции в порядке главы 29 и главы 30 КоАП РФ <5>.

<2> См.: Соловьева А.К. Процессуальные проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях (по материалам судебной практики Санкт-Петербурга) // Административно-правовой статус гражданина / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2004. С. 232.
<3> См.: Москаленко С.С., Головко В.В. К вопросу о совершенствовании применения процессуальных сроков по делам об административных правонарушениях в области ДТП // Российская юстиция. 2006. N 10.
<4> См.: Зайцев И.А. Актуальные проблемы производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2010. N 3. С. 30 - 32.
<5> См.: Женетль С.З. О некоторых проблемах применения процессуальных сроков по делам, вытекающим из административных правоотношений // Юрист. 2005. N 7.

Также предлагалось введение приостановления производства по делу на определенный период, связанный с осуществлением процессуальных действий (розыск, привод, направление судом поручения либо наличие обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу (участие лица, привлекаемого к административной ответственности, в боевых действиях, невозможность рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве <6>)). Обоснованно принимается во внимание необходимость приостановления производства по делам, требующим проведения во исполнение требований ст. 2.8 КоАП РФ судебно-медицинской экспертизы вменяемости привлекаемого лица, почерковедческой экспертизы, что требует значительных временных затрат.

<6> См.: Малиновская Н.В. Практика рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.26 КоАП РФ // Российская юстиция. 2008. N 9.

Отсутствие норм в законе, предусматривающих возможность приостановления производства по делу, а также отсутствие норм, предусматривающих возможность административного розыска, приводит к тому, что при производстве административных дел постоянно присутствует угроза истечения сроков давности привлечения к ответственности вне зависимости от процессуальных особенностей рассматриваемого дела. На суды законом возложена обязанность рассмотреть дело в присутствии привлекаемого лица, однако реальный механизм установления места нахождения привлекаемого лица и его доставления в суд отсутствует.

При рассмотрении административного дела, предусматривающего наказание в виде административного ареста, нередко возникают ситуации, при которых привлекаемое лицо уклоняется от явки в суд или скрывается. Учитывая, что современные российские административно-процессуальные нормы не позволяют рассмотреть дело в отсутствие привлекаемого лица, а срок давности привлечения к ответственности ограничен, целесообразно, по мнению Е. Ламонова, принятие нормы, предусматривающей возможность приостановления производства по административному делу с приостановлением срока давности привлечения к административной ответственности, если лицо умышленно скрывается, уклоняется от явки в суд <7>. Следует согласиться, что полезность указанного нововведения будет достигнута только с возможностью применения административного розыска с приостановлением производства по делу и будет очевидна в ситуациях, когда санкция соответствующей нормы содержит административный арест либо административное выдворение за пределы России иностранного гражданина либо лица без гражданства <8>.

<7> См.: Ламонов Е. Протокол рассмотрения судьей дела об административном правонарушении // Российская юстиция. 2002. N 10. С. 15.
<8> См.: Цуканов Н.Н. О порядке исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2010. N 3.

Введение порядка заочного рассмотрения дела также не является выходом из сложившейся ситуации. При заочном рассмотрении дел, связанных с административным арестом, автоматически возникнет вопрос по исполнению такого постановления. Статья 32.8, ч. 1, КоАП РФ требует исполнения постановления судьи об административном аресте органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. По всей видимости, введение института приостановления производства по делу в связи с административным розыском привлекаемого лица может положительно повлиять на результаты рассмотренных дел. В полной мере будут реализованы задачи законодательства об административных правонарушениях по их предупреждению.

Необходимо отметить, что в КоАП РФ просматривается непоследовательность относительно порядка рассмотрения дел категории влекущих административный арест в части участия привлекаемого лица. Так, ст. 28.2, ч. 4.1, КоАП РФ предусмотрена возможность составления протокола по любым составам правонарушений в отсутствие привлекаемого лица, в случае его неявки и извещения в установленном порядке. При этом ст. 28.8, ч. 2, КоАП РФ требует направить протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Само же рассмотрение административного дела в суде требует обязательного участия привлекаемого лица. Таким образом, важнейшие стадии административного процесса: установление события правонарушения, личности привлекаемого, собирание и закрепление доказательств, оформление протокола, квалификация правонарушения, опрос свидетелей и т.д. - может проводиться в отсутствие привлекаемого лица и его защитника, которые, явившись в суд, оказываются в заведомо невыгодном процессуальном положении. По нашему мнению, данная практика опасна и может повлечь существенное нарушение конституционных прав граждан, когда по своей сути обвинительный материал составляется в отсутствии привлекаемого лица, который не может повлиять на его полноту и объективность.

К примеру, состав правонарушения по ст. 20.25, ч. 1, КоАП РФ (неуплата административного штрафа в установленный срок) является формальным. То есть по истечении установленного срока уплаты штрафа и при отсутствии сведений о его уплате уполномоченное должностное лицо вправе составить протокол в отсутствие привлекаемого лица и пропустив стадию установления личности в виде проверки его дееспособности, правоспособности, установления обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, иных обстоятельств (действия лица в состоянии крайней необходимости, смерть привлекаемого лица, наличие специального статуса), не выяснив иные существенные обстоятельства (к примеру, технические сбои, непредставление копии квитанции об уплате штрафа и т.д.), направить для рассмотрения протокол в суд.

Безусловно, существенно решить вопрос неявки привлекаемых лиц, следовательно, повысить эффективность судопроизводства, снизить издержки в виде осуществления привода, розыска возможно путем возложения обязанности на правоохранительные органы осуществлять доставление привлекаемых лиц в суд по делам, влекущим административный арест. При этом с целью исключения вероятности злоупотребления правом любого субъекта административной юрисдикции необходимо изъять из КоАП РФ норму, предусматривающую возможность составления протоколов и постановлений по таким категориям дел в отсутствие привлекаемого лица.

Вышеуказанные вопросы административного судопроизводства требуют скорейшего законодательного разрешения, поскольку выявляют несовершенство действующих административных процедур.

В заключение необходимо отметить, что в странах ближнего зарубежья давно и с успехом применяются на практике положения о приостановлении производства по делу; так, в ст. 69, ч. 4 - 1, Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях предусмотрено приостановление течения срока наложения административного взыскания с момента направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, исчисление этих сроков возобновляется в случаях возвращения дела для устранения недостатков <9>.

<9> См.: ст. 24 КоАП Республики Казахстан.

Административно-процессуальное законодательство Республики Беларусь значительно продвинулось в исследуемом вопросе. Так, в ст. 11.2, ч. 3, Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях имеется норма, предусматривающая производство по административному делу при назначении экспертизы - на срок проведения экспертизы; при утрате физическим лицом дееспособности - до назначения недееспособному лицу представителя; если привлекаемое лицо не может участвовать в рассмотрении дела по причине болезни либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие <10>.

<10> См.: Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (в редакции от 15.07.2010) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 17 января 2007 г. N 14.2/1291.