Мудрый Юрист

Рецензия на учебно-методический комплекс и.в. Понкина, а.а. Соловьева, р.д. Гребнева, а.и. Понкиной "спортивное право" *

<*> Понкин И.В., Соловьев А.А., Гребнев Р.Д., Понкина А.И. Учебно-методический комплекс "Спортивное право": образовательная программа магистерской подготовки по направлению 030900 "Юриспруденция". М.: Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России, 2011. 584 с. Тираж 300 экз.

Дугенец Александр Сергеевич, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Review of educational-methods complex of I.V. Ponkin, A.A. Solov'yov, R.D. Grebnev, A.I. Ponkina "Sport Law"

A.S. Dugenets

Актуальность данного издания сложно переоценить в условиях, когда Россия столь нуждается в высококвалифицированных юристах, специализирующихся на спортивном праве, в условиях масштабной подготовки к крупным международным спортивным мероприятиям, грядущим в самые ближайшие годы. Но такие юристы сегодня нигде в России не готовятся. Фактически единственная существующая сегодня экспертная площадка, в недрах которой рождаются планы по созданию отечественной научной и научно-педагогической школы спортивного права, это Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. Именно эта Комиссия причастна к ведущим к постепенному успеху попыткам Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина ввести у себя бакалавриат и магистратуру по спортивному праву, именно эта Комиссия указана на внутренней обложке рецензируемого издания, предназначенного для введения магистратуры по спортивному праву, как было заявлено, на юридическом факультете Российского университета дружбы народов.

Внимательный анализ представленного учебно-методического комплекса, предназначенного для учебно-методического обеспечения образовательной программы магистерской подготовки по направлению 030900 "Юриспруденция" со специализацией по спортивному праву и включающего развернутый учебный план указанной образовательной программы, а также программы конкретных 15 учебных курсов, входящих в состав магистерской программы, позволяет очень высоко оценить качество представленного учебно-методического пособия.

На очень высоком научном и учебно-методическом уровне выстроена сама логика всей магистерской образовательной программы, прекрасно продумана, сбалансирована ее структура. Самый взыскательный анализ не выявляет "флюсов" - избыточных и маловостребованных тем курсов и тем занятий, все прекрасно совмещено между собой и продумано с точки зрения актуальности и востребованности потребителями - как будущими студентами, так и работодателями, к которым позже эти студенты, став выпускниками и получив дипломы (но главное - компетенции, знания, умения и навыки), пойдут работать.

Действительно впечатляют блестяще подобранные под каждую тему занятия списки рекомендуемой литературы, актов и документов. Это не слепое копирование для каждой темы одного и того же списка и не скупое предложение первых попавшихся по интернет-поиску библиографических наименований, "каким-то боком" (едва ли поймешь - каким) относящихся к теме. Нет. Здесь, очевидно, имеет место скрупулезный многомесячный труд по каждому из пятнадцати предложенных в составе магистерской программы курсов, обусловивший уникальные и адекватные списки, ориентируясь на которые возможно не только студенту блестяще подготовиться к занятию, но и преподавателю будет не стыдно подготовить свою лекцию или свое выступление на практическом занятии.

Весьма важным видится то, что это именно авторский курс, основанный на научных публикациях его авторов, прежде всего - на уникальном массиве комментированных переводов, подготовленных А.А. Соловьевым самостоятельно или в соавторстве с И.В. Понкиным по законодательству Франции, Испании, Бразилии, Италии, США, Испании и др. стран. Немаловажно, что авторы приступили к подготовке своего курса, досконально изучив опыт преподавания спортивного права за рубежом, их (Понкина и Соловьева) книга "Преподавание спортивного права за рубежом" (М., 2010) уже вызвала серьезный интерес.

Вообще, неформальность предлагаемой магистерской программы, ее полное и педантичное соответствие принятому недавно ФГОС высшего профессионального образования по направлению "Юриспруденция" (магистратура), буквально сквозящий из каждого сегмента уникальный авторский характер этой программы, ее существенная ориентированность на глубокое включение обучающихся на протяжении всех двух лет обучения в магистратуре, громадная библиографическая обеспеченность, детальная роспись содержания каждого занятия, будь то лекция или практическое занятие, очень грамотно выстроенные и четко просматривающиеся междисциплинарные связи в рамках программы, - все это придает рецензируемому учебно-методическому труду очень высокую ценность.

Из недостатков считаем возможным отметить то, что в рецензируемый сборник, к нашему сожалению, вошли не все программы заявленных в учебном плане учебных курсов в рамках магистерской программы. Несколько расстроил также отказ авторов дать непосредственно в сборнике ряд заявленных ими и, очевидно, разработанных учебно-методических материалов, вызывающих особо острый интерес. Среди таковых - упомянутые в программах учебных курсов, но не представленные (так и сказано в сборнике - "не приводятся") в сборнике Положение о балльно-рейтинговой системе оценки и учета успеваемости по магистерской программе "Спортивное право", Методические указания по подготовке курсовых проектов по магистерской программе "Спортивное право" и Методические рекомендации, описывающие условия, этапы и формы осуществления самостоятельной работы обучающихся в рамках образовательной программы магистерской подготовки "Спортивное право" и требования, предъявляемые к такой самостоятельной работе обучающихся.

В целом рецензируемый труд оставил очень хорошее впечатление.