Мудрый Юрист

Совершение неправомерных действий (бездействия) властными публичными субъектами как проблема государственного строительства правовых отношений государства и гражданина *

<*> Korotkova O.I. Commitment of illegal acts (failures to act) by powerful subjects - as a problem of state building of state and citizen.

Короткова О.И., помощник судьи Орловского областного суда, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Орловского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются незаконные действия (бездействие) органов государственной власти, уполномоченных в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами на примере судебной практики орловских судов общей юрисдикции.

Ключевые слова: органы государственной власти, земельные споры, действие (бездействие).

In article are considered illegal actions (inaction) of bodies of state authority, authorised in the field of management and disposal of land resources on an example of judicial practice of the courts of general jurisdiction.

Key words: state authorities, land disputes, action (inactivity).

Свойства права, присущие феномену правового государства, утверждаются во всех формах правоприменительной деятельности, но прежде всего в процессе деятельности органов государственной власти, при осуществлении ими своих полномочий.

Как указывает М.И. Абдуллаев, одним из центральных вопросов теории и практики государственного строительства является вопрос о взаимоотношениях государства и гражданина, обеспеченности прав и свобод личности <1>.

<1> См.: Абдуллаев М.И. Права человека и закон. СПб., 2004. С. 228.

При этом проблема строгого соблюдения конституционных прав граждан является одной из основных в процессе построения правового государства, которое основывается на принципе верховенства закона. Однако деятельность государственных органов не свободна от ошибок, а иногда и злоупотреблений <2>.

<2> См.: Карачев А.В. Особенности ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц государственных органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 1. С. 27 - 29.

Как известно, органы государственной власти - важнейшая часть государственного механизма, выравнивающая в первую очередь организаторскую роль государства в обществе. Поэтому органы государственной власти имеют такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Неисполнение органом государственной власти, должностным лицом, государственным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), относится к бездействию. К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

При этом важная роль в защите нарушенных прав и свобод граждан принадлежит судам общей юрисдикции, поскольку именно суды общей юрисдикции обеспечивают непосредственное действие конституционных прав граждан.

Так, например, П.А.А. обратился в суд с заявлением о признании решения Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области незаконным.

В обоснование заявления указывал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства, расположенный по смежеству с границей г. Мценска.

В связи с намерением использовать земельный участок для индивидуального жилищного строительства он обратился в администрацию г. Мценска Орловской области с заявлением о включении указанного земельного участка в границы г. Мценска Орловской области и изменении вида его разрешенного использования. Администрацией г. Мценска Орловской области подготовлено заключение о нецелесообразности включения земельного участка в границы городского округа Мценск Орловской области, и заявителю было предложено размежевать земельный участок на три части с различными видами разрешенного использования. При этом документы были направлены в Правительство Орловской области.

Письмом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области N 1240 от 24.09.2010 данное заявление с прилагаемыми документами было возвращено в администрацию г. Мценска без рассмотрения по мотиву непредставления полного пакета документов, необходимых для рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую, а именно отсутствия положительного заключения администрации г. Мценска Орловской области о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида его разрешенного использования. В связи с этим П.А.А. просил суд признать незаконным решение Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области о возврате без рассмотрения его заявления, обязать Департамент устранить допущенное нарушение его прав - в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу передать заявление с прилагаемым пакетом документов и заключением администрации г. Мценска Орловской области о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы городского округа Мценск Орловской области и изменения вида его разрешенного использования в Правительство Орловской области для рассмотрения по существу.

В ходе рассмотрения дела П.А.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ в связи с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица Правительства Орловской области дополнил заявленные требования и просил суд признать незаконным бездействие Правительства Орловской области по нерассмотрению его заявления, а также обязать Правительство Орловской области устранить допущенное нарушение его прав и свобод - в течение 15 дней со дня поступления от Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области его заявления с прилагаемыми документами и заключением администрации г. Мценска Орловской области о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта рассмотреть данное заявление по существу.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Статья 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" устанавливает, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" предусмотрено вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г.: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей части и ст. 4.1 Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Частями 1, 2, 4 ст. 4.1 указанного ФЗ установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 г., включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляют в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

Исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм права, специальными нормативными актами, регулирующими правоотношения по переводу земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности с изменением границ населенных пунктов, а также изменение на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, является законодательство РФ о градостроительной деятельности.

При рассмотрении спора судом было установлено, что П.А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства, расположенный по смежеству с границей г. Мценска, что подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права.

С целью использования данного участка для индивидуального жилищного строительства П.А.А. 28 декабря 2009 г. обратился в администрацию г. Мценска Орловской области с заявлением о включении этого земельного участка в границы г. Мценска Орловской области и изменении его разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства".

28 мая 2010 г. администрацией г. Мценска Орловской области было подготовлено Заключение N 1 о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы городского округа Мценск Орловской области и изменения его разрешенного использования, в котором указывалось, что включение всего земельного участка заявителя в границы городского округа с изменением вида разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства" повлечет изменение генерального плана, на котором указанный земельный участок разделен на три зоны. В связи с чем предлагалось земельный участок заявителя включить в границы городского округа Мценск Орловской области с изменением разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства": на "для индивидуального жилищного строительства", примерная площадь 20 000 кв. м; на "для делового, общественного и коммерческого назначения и объектов социального и коммунально-бытового назначения", примерная площадь 12 000 кв. м; на "земли общего пользования", примерная площадь 21 000 кв. м.

Второго июня 2010 г. заявление П.А.А. вместе с данным заключением и другими документами поступило на рассмотрение в Правительство Орловской области.

Тридцатого июня 2010 г. на имя главы администрации г. Мценска Орловской области заместителем руководителя Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области было направлено письмо N 1240 с разъяснением о необходимости с учетом вышеуказанного Заключения администрации г. Мценска предложить заявителю осуществить образование земельных участков путем раздела принадлежащего ему земельного участка для дальнейшего обращения в орган местного самоуправления по включению их в границу городской черты с разными видами разрешенного использования, которые упомянуты в заключении от 28 мая 2010 г.

Со ссылкой на непредставление в Правительство Орловской области надлежащего пакета документов письмом Департамента имущества, промышленности информатизации Орловской области от 24 сентября 2010 г. заявление П.А.А. было возвращено в администрацию г. Мценска без рассмотрения.

Согласно ч. 18 ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных ч. 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные ч. 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Таким образом, вышеуказанным Федеральным законом не допускается требовать представления от заинтересованного лица иных документов, за исключением предусмотренных ч. 4 ст. 4.1 Закона.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Так, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку обжалуемые действия (бездействие) Правительства Орловской области не соответствуют вышеуказанному Федеральному закону и нарушают права заявителя, то со стороны Правительства Орловской области имеется бездействие по нерассмотрению в установленном порядке заявления П.А.А.

В связи с этим решением Советского районного суда г. Орла от 16 декабря 2010 г. заявление П.А.А. о признании незаконным решения Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области и признании незаконным бездействия Правительства Орловской области было удовлетворено.

При этом судом было признано незаконным решение Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области о возврате без рассмотрения заявления П.А.А. о включении земельного участка в границы г. Мценска Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства", признано незаконным бездействие Правительства Орловской области по нерассмотрению заявления П.А.А. о включении земельного участка в границы г. Мценска Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства".

Суд обязал Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод П.А.А. - в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу передать указанное заявление с прилагаемыми документами и заключением администрации г. Мценска Орловской области о возможности и целесообразности включения земельного участка, общей площадью 53 000 кв. м, расположенного по смежеству с границей г. Мценска, в границы городского округа Мценск Орловской области и изменения вида его разрешенного использования в Правительство Орловской области для рассмотрения по существу; обязал Правительство Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод П.А.А. в течение 15 дней со дня поступления от Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области заявления П.А.А. с прилагаемыми документами и заключением администрации г. Мценска Орловской области о возможности и целесообразности включения земельного участка, расположенного по смежеству с границей г. Мценска, в границы населенного пункта, принять решение по вопросу о включении указанного земельного участка в границы г. Мценска Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства".

Второго февраля 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда решение Советского районного суда г. Орла от 16 декабря 2010 г. оставила без изменения, а кассационную жалобу Правительства Орловской области - без удовлетворения.

Также представляет интерес рассмотрение и применение действующего законодательства судом дела по заявлению В.И.Н. о признании незаконным бездействия органа государственной власти.

В обоснование заявленных требований было указано, что В.И.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1 327 295 кв. м.

В связи с намерением использования данного участка для индивидуального жилищного строительства 20.05.2010 В.И.Н. обратилась в администрацию городского поселения Знаменка Орловского района с заявлением о его включении в границы данного городского поселения, изменении вида его разрешенного использования, которое 2 июня 2010 г. вместе с поступившими документами было направлено в Правительство Орловской области для рассмотрения по существу.

Правительством Орловской области до 03.07.2010 решение о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида его разрешенного использования либо отказ в принятии такого решения не приняты.

В связи с этим просила суд признать незаконным бездействие Правительства Орловской области по нерассмотрению ее заявления, обязать Правительство устранить допущенное нарушение ее прав и свобод путем принятия в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу решения по вопросу о включении указанного земельного участка в границы городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного использования" на "индивидуальное жилищное строительство".

Решением Орловского районного суда Орловской области от 22 сентября 2010 г. в удовлетворении заявления В.И.Н. о признании незаконным бездействия Правительства Орловской области по нерассмотрению заявления В.И.Н. о включении земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1 327 295 кв. м, в границы городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного использования" на "индивидуальное жилищное строительство", и обязании Правительства Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод В.И.Н. - в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по вопросу о включении указанного земельного участка в границы городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для сельскохозяйственного использования" на "индивидуальное жилищное строительство" отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда, рассматривая кассационную жалобу Васиной И.Н., вывод суда первой инстанции сочла ошибочным.

При этом кассационной инстанцией было установлено, что В.И.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного вида использования: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1 327 295 кв. м.

Двадцатого мая 2010 г. В.И.Н. обратилась в администрацию городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области с заявлением о включении указанного земельного участка в границы городского поселения и изменении вида его разрешенного использования на "для индивидуального жилищного строительства".

28 мая 2010 г. администрацией городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области подготовлено заключение о возможности и целесообразности включения данного земельного участка в границы этого городского поселения, изменении вида его разрешенного использования, и 2 июня 2010 г. заявление В.И.Н. вместе с другими документами было направлено в Правительство Орловской области.

То обстоятельство, что 23.06.2010 на имя главы администрации городского поселения Знаменка Орловского района заместителем председателя Правительства Орловской области было направлено письмо с разъяснением о предоставлении необходимых дополнительных материалов, а именно заключения администрации Орловского района Орловской области о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, не оспаривалось никем в судебном заседании.

21.09.2010, в период рассмотрения заявления В.И.Н. судом первой инстанции, документы с заявлением о включении земельного участка в границы городского поселения Знаменка Орловского района и изменении его разрешенного использования были возвращены руководителем Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области В.И.Н. без рассмотрения по существу по аналогичным основаниям.

Суд кассационной инстанции при рассмотрении данного спора, вывод суда о правомерности действий Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области по возврату заявления В.И.Н. со всеми документами без рассмотрения по мотиву непредоставления заключения администрации Орловского района посчитал необоснованным, сославшись на ч. 1 ст. 254 ГПК, ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, ст. 1 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 25.12.2009) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", п. 4 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ, ч. 1, 2, 4, 18 ст. 4.1 и п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в ред. от 28.09.2010) "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ".

В связи с этим при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда судебная коллегия посчитала необходимым указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

При этом названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Поскольку обжалуемые действия (бездействие) Правительства Орловской области не соответствуют вышеуказанному Федеральному закону и нарушают права заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности заявленных требований В.И.Н.

Вместе с тем, учитывая, что юридически значимые обстоятельства по делу установлены полно, дополнительная проверка не требуется, а суд лишь неправильно применил нормы материального права, судебная коллегия посчитала возможным вынести новое решение об удовлетворении требований В.И.Н.

Так, 10 ноября 2010 г. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда решение Орловского районного суда Орловской области от 22 сентября 2010 г. отменила, заявление В.И.Н. удовлетворила.

Признала незаконным бездействие Правительства Орловской области по нерассмотрению заявления В.И.Н. о включении земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1 327 295 кв. м, в границы городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области и изменении вида его разрешенного использования на "индивидуальное жилищное строительство". Обязала Правительство Орловской области рассмотреть заявление В.И.Н. в течение месяца со дня вступления нового решения в законную силу и принять решение по вопросу о включении указанного земельного участка в границы городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области и изменении вида его разрешенного использования на "индивидуальное жилищное строительство" либо об отказе в этом.

Подводя итог изложенному, необходимо констатировать, что связь человека и государства воплощает идея правового государства.

При этом государство и политическая система должны строиться в соответствии с правами граждан и их защиты; руководствуясь принципом: "Государство есть инструмент закона".

Согласно концепции правового государства, не всякая возведенная в закон воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, а укрепляет и защищает их. Эта концепция предполагает утверждение в обществе и его политической системе такого политического качества, как уважение к закону, исходящее из рассмотрения его как основного, доминирующего фактора упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой более высокий уровень законотворчества, служащего следствием и компетентности законодателей, и максимального учета последствий того или иного правового акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы.

Вместе с тем проблема взаимосвязи гражданского общества и государства в современных условиях является одной из фундаментальных. От ее правильного понимания зависит решение многих задач в деле реформирования политической системы современной России <3>.

<3> См.: Саркисова Н.А. Государство в политической системе общества переходного периода // История государства и права. 2009. N 4.

Так, в настоящее время наиболее востребованным и одновременно самым сложным для применения оказался принцип правового государства.

Полномочия органов государственной власти должны осуществляться в строгом соответствии с принципом недопустимости злоупотребления правом.

Применение права - это государственно-властная деятельность управомоченных субъектов, носящая официальный юридический характер и направленная на реализацию права посредством издания официальных юридических актов - документов (правоприменительных актов), от совершенствования механизмов осуществления которых в значительной мере зависит эффективность всей правовой системы.

Публичная власть должна понимать, что игнорирование императивов принципа правового государства приводит к отдаленным, латентным и весьма опасным социальным последствиям, и прежде всего в жизнедеятельности общества должна руководствоваться доминирующим принципом разрешительного регулирования - "Запрещено все, что прямо не разрешено законом", поскольку игнорирование и отступление от которого влечет оценку таких действий (бездействий) как незаконных.

При этом законодательная работа, направленная на установление более жесткой ответственности за незаконные действия (бездействия) должностных лиц органов государственной власти, будет, бесспорно, способствовать укреплению гарантий прав граждан.

Список использованной литературы

  1. Абдуллаев М.И. Права человека и закон. СПб., 2004.
  2. Карачев А.В. Особенности ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц государственных органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 1.
  3. Саркисова Н.А. Государство в политической системе общества переходного периода // История государства и права. 2009. N 4.