Мудрый Юрист

Выборы-2011. Результат предопределен

Никита Грудинин, аспирант кафедры конституционного и административного права РГСУ, г. Москва.

Парламентские выборы - одно из самых значимых событий в политической жизни любого государства. От их результатов во многом зависит то, какой будет наша жизнь. Именно по этой причине, отдавая свой голос той или иной партии на выборах в Государственную Думу РФ 4 декабря 2011 года, мы хотим быть уверены, что наш голос не будет потерян. Однако не каждый избиратель посвящен в тонкости процедуры распределения депутатских мандатов. Оказывается, повлиять на этот процесс возможно, если использовать определенные преимущества и недостатки избирательной системы.

Институт народного представительства

Часть 2 ст. 3 Конституции РФ констатирует, что народ в России осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и местного самоуправления (представительная демократия).

Представительная демократия - система, при которой народ передает полномочия по управлению делами государства своим представителям. На практике это реализуется путем использования института народного представительства, успешно применяемого во многих зарубежных странах. Основным преимуществом народного представительства является передача функций по управлению делами государства со стороны народа своим представителям, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, а основным недостатком - риск неадекватного представительства интересов народа его представителями вследствие противоречий между народной волей, интересами государства и самих народных представителей.

Эффективность функционирования института народного представительства напрямую зависит от порядка формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления. В современных российских условиях ключевым является вопрос о порядке формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет, порядок выборов депутатов устанавливается соответствующим федеральным законом (ст. 96 Конституции РФ). Как известно, процесс установления и реализации определенного порядка выборов в каждой стране включает в себя наряду с общими демократическими принципами международных стандартов свои национальные, уникальные черты. Это сочетание общего и специфического находит реальное отражение в различных моделях проведения выборов и методиках определения результатов волеизъявления народа, которые принято именовать избирательными системами.

Суть пропорциональной системы

Согласно Федеральному закону от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 25.07.2011) с 7 декабря 2006 года депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, то есть по пропорциональной избирательной системе.

Необходимо подчеркнуть, что в Российской Федерации применяется наиболее простая разновидность пропорциональной избирательной системы - списочная. Это обстоятельство предполагает, что выдвигают кандидатов в депутаты Госдумы политические партии, имеющие право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий. Однако при этом указанные лица не могут составлять более 50% от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. Общее число кандидатов в федеральном списке не может превышать 600 человек.

В свою очередь, федеральный список кандидатов состоит из общефедеральной части, в которую может быть включено не более 10 человек, и региональных групп кандидатов, число которых не может составлять менее 80.

Согласно ст. ст. 82, 82.1, 83 Закона N 51-ФЗ к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, преодоление 7-процентного барьера гарантирует партии как минимум 31 депутатский мандат в Госдуме.

Плюсы и минусы

Оценивая эффективность функционирования пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы, необходимо отметить следующее.

Во-первых, пропорциональная избирательная система содействует повышению степени представительства политических партий в общенациональном представительном органе, способствует усилению их роли в обществе, что способствует повышению политической культуры граждан РФ.

Во-вторых, она устраняет самый существенный недостаток мажоритарной избирательной системы - значительную потерю голосов избирателей, а также достаточно адекватно отражает волеизъявление граждан. В этом состоит ее бесспорное преимущество, все плюсы которого российскому обществу еще только предстоит осознать.

Однако в своем сегодняшнем виде пропорциональная избирательная система, применяемая на выборах депутатов Госдумы, не лишена и существенных недостатков, отдаляющих институт народного представительства от того смысла, который был заложен в него одноименной теорией, и лишающих институт свободных выборов своей подлинно демократической природы и предназначения. Данное обстоятельство в определенной степени затрудняет реализацию принципа народного суверенитета, отдаляет Россию от общепризнанных стандартов демократического правового государства. Среди существенных недостатков пропорциональной избирательной системы, по нашему мнению, на первом месте находится неоправданно высокий заградительный барьер.

Как уже было отмечено, в соответствии с действующим законодательством, для того чтобы быть допущенным к итоговому распределению мандатов на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва, федеральный список кандидатов должен был преодолеть 7-процентный барьер, тогда как на выборах депутатов Государственной Думы предыдущих созывов применялся 5-процентный барьер.

Считаем увеличение заградительного барьера до 7% неоправданным и напрямую приводящим к сокращению представительства небольших политических партий, а следовательно, и их избирателей в Государственной Думе. Преодолеть столь высокий барьер могут только крупные партии, обладающие достаточным финансированием и постоянно находящиеся на виду у избирателей.

Итогом этого является частичное искажение реального волеизъявления граждан: партия получает поддержку определенной части избирателей, но не проходит в Государственную Думу. Получается, что существующая сегодня модель пропорциональной избирательной системы полностью не решает проблему потери голосов избирателей, за что так часто и справедливо критикуется мажоритарная избирательная система.

Снижение 7-процентного барьера

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2009 N 94-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительности избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации" на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва 4 декабря 2011 года размер заградительного барьера будет носить уже не абсолютный характер: партии, набравшие от 5 до 7% голосов, смогут рассчитывать на 1 - 2 депутатских мандата.

По заявлениям авторов новации, она направлена на повышение представительства партий и их избирателей в Государственной Думе. Поспорить с этим трудно, ибо поправка действительно гарантирует партиям, преодолевшим 5-процентный барьер, право быть представленными в Думе.

Но право быть представленными в Думе (распространяющееся не только на политические партии, но и на граждан России) и право на реальное участие в политической жизни государства - это разные понятия. Их смешение недопустимо, вот почему эта поправка не способна полностью решить существующую проблему представительства в Государственной Думе всех имеющихся политических партий в стране. Более того, данная поправка может оказаться и вовсе неработающей, поскольку опыт избирательной кампании 2007 года свидетельствует о том, что ни одна из партий, не допущенных к итоговому распределению мандатов, не преодолела 5-процентный барьер.

Если посмотреть на эту поправку с другой стороны, можно прийти к выводу о том, что она и вовсе нарушает принцип равного представительства избирателей в Государственной Думе, а следовательно, противоречит самой сути пропорциональной избирательной системы.

Так, по этим правилам партия, преодолевшая 7-процентный барьер, получает примерно 31 мандат. При этом партия, набравшая 6,9%, - два, а партия, заручившаяся поддержкой 5,9% голосов избирателей, - всего один мандат. По нашему глубокому убеждению, такой подход не может считаться оптимальным решением существующей проблемы.

Наиболее целесообразным решением проблемы повышения представительства интересов избирателей в Государственной Думе, на наш взгляд, должно стать последовательное движение по пути снижения заградительного барьера. Принимая во внимание то обстоятельство, что количество партий в Российской Федерации в настоящее время сократилось до семи, в будущем можно было бы задуматься о снижении заградительного барьера до 3%. Пропорциональная избирательная система в таком виде стала бы более гибкой, а Государственная Дума отражала бы практически весь спектр политических взглядов граждан России.

Технология "паровозов"

Еще одним недостатком пропорциональной системы является широкое применение политическими партиями технологии "паровозов" партийных списков.

Ее суть состоит в том, что государственные чиновники, региональные лидеры возглавляют на выборах региональные группы партийных списков, часть мест в списках кандидатов резервируется за артистами, спортсменами и лицами, хорошо узнаваемыми и пользующимися широкой поддержкой у избирателей. Избиратели голосуют за данную партию (ориентируясь при этом на конкретные, знакомые им лица), а после выборов чиновники и региональные лидеры, как правило, отказываются от своих депутатских мандатов, которые, в свою очередь, передаются другим кандидатам внутри данного партийного списка. Получается, что избиратель оказывается не у дел: его интересы представляют уже совсем другие депутаты. Нам представляется, что использование технологии "паровозов" должно быть законодательно запрещено: отказ депутата от полученного им мандата должен означать перевод последнего в категорию вакантного до очередных выборов.

Не менее значимый недостаток пропорциональной избирательной системы - отмена института избирательных блоков, затрудняющая создание не только самих блоков, но и в конечном итоге новых политических партий. Опыт государственно-политического развития зарубежных стран свидетельствует о том, что политические партии и избирательные блоки являются универсальным институтом, связывающим государство и его граждан, обеспечивают представительство различных социальных интересов в государственных институтах, выражающих волю избирателей относительно политического курса и социально-экономического развития страны. Возвращение избирательных блоков - это достаточно эффективный способ развития партийной системы России, повышения политической культуры российского общества.

Требуется реформирование

Считается, что пропорциональная избирательная система способствует упорядочению и большей эффективности работы политических партий, их укрупнению и дальнейшей централизации. Однако современная российская действительность говорит об обратном: с момента введения пропорциональной системы партии в нашей стране так и не стали центром принятия важнейших политических решений.

Оценивая в целом современное состояние пропорциональной избирательной системы, применяемой на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, необходимо акцентировать внимание на том обстоятельстве, что в своем сегодняшнем виде пропорциональная система не способна полностью решить проблему повышения представительства различных политических интересов многонационального народа России в общефедеральном представительном органе государственной власти.

Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод, что доминирующее положение одной политической партии в Государственной Думе сохранится и после выборов 4 декабря 2011 года. Первопричиной этого, по нашему субъективному мнению, является применение пропорциональной избирательной системы, искусственно приведенной к определенному виду.

Достижение задачи повышения представительства разнообразных политических интересов граждан России в стенах Государственной Думы станет возможным лишь после доработки избирательного законодательства, регулирующего порядок выборов депутатов Госдумы. Не исключено, что в недалеком будущем элементы мажоритарной избирательной системы будут возвращены в избирательное законодательство РФ.

Представляется, что уже сегодня реформирование пропорциональной избирательной системы должно проходить по нескольким направлениям, главными из которых на текущий момент должны стать три. Первое - снижение заградительного барьера, используемого на выборах депутатов, второе - запрет использования технологии "паровозов" партийных списков, третье - дальнейшая либерализация законодательных требований, предъявляемых к созданию политических партий, и возвращение института избирательных блоков в федеральный избирательный процесс.

По всей вероятности, решать эти задачи будет Государственная Дума шестого созыва, персональный состав которой зависит от волеизъявления каждого гражданина России 4 декабря 2011 года.