Мудрый Юрист

Особенности правового регулирования заработной платы лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях

Петров А.Я., доктор юридических наук профессор НИУ - ВШЭ и МГЮА им. О.Е. Кутафина рассматривает актуальные теоретические и практические вопросы правового регулирования оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В статье сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования заработной платы северян.

В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 22 августа 2004 г.) источником расходов на заработную плату являются:

Согласно статье 5 указанного выше Закона гарантии в области занятости населения, оплаты труда и т.д. регулируются Трудовым кодексом РФ, законодательством Российской Федерации о занятости населения. Данная статья Закона, а также его название вряд ли правильны, так как очевидно, что отношения по оплате труда, предоставлению отпусков, занятости населения в указанных районах и местностях нельзя относить к гарантиям.

Особенности правового регулирования заработной платы работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей - это прежде всего выплата районных коэффициентов и надбавок к заработной плате, что позволяет значительно повысить ее размер, поскольку цены на товары и в целом прожиточный минимум в этих районах выше, чем, например, в европейской части России.

В статье 315 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размеры районных коэффициентов и процентных надбавок могут устанавливаться федеральными законами (ст. 313 ТК РФ). Повышенные размеры этих выплат устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Районный коэффициент к заработной плате представляет собой показатель увеличения заработка в зависимости от природных климатических условий, в которых используется труд работников.

В статье 316 ТК РФ закреплено: размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов и муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств этих бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящим в состав субъекта муниципальным образованиям.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" предусмотрено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в этих местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций данным лицам, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживающих в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действующий на эту дату порядок их применения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 537 "О признании утратившими силу отдельных положений Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" Минтрудом России утверждено разъяснение от 11 сентября 1995 г. N 49 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)". В этом нормативном правовом акте предусмотрено, что коэффициенты, устанавливаемые к заработной плате, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Следовательно, заработная плата, подлежащая увеличению на установленный законодательством коэффициент, включает в себя надбавки, доплаты, премии, предусмотренные системой оплаты труда, вознаграждение по итогам работы за год и иные выплаты.

К сожалению, на практике нередко коэффициенты не начисляются на вознаграждение по итогам годовой работы и на надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В данном случае не учитывается, что подобные ограничения (установленные Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458) отменены Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 537.

Районный коэффициент устанавливается для каждого района и учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы работника, начисляется без ограничения ее максимального размера и применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения организации, в штате которого состоит работник.

В районах и местностях, где к заработной плате установлено несколько коэффициентов (например, еще районный коэффициент за работу в высокогорных местностях), они суммируются.

В соответствии со статьей 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Ее размер и порядок выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ для определения размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Представляются несколько нелогичными и не совсем уместными последние положения, закрепленные в статьях 316 и 317 ТК РФ. Какие суммы каких расходов имеются в виду?!

В отличие от районного коэффициента процентные надбавки представляют собой выплаты (элемент заработной платы) в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, работающих в тяжелых климатических условиях.

Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты определяется Правительством РФ. Кроме того, органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления также предоставлено право устанавливать размеры процентной надбавки для организаций, финансируемых из средств бюджетов субъектов и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера":

В разъяснении "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утв. Постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 г. N 49, процентные надбавки начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

В Инструкции "О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера", утв. Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 (в ред. Приказа Минтруда России от 11 июля 1991 г. N 77 и с изм. от 23 декабря 2004 г.) предусмотрено, что размер процентной надбавки устанавливается в зависимости от группы местности и непрерывного стажа работы.

Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если эти лица прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет (по состоянию на 31 декабря 2004 г.). Лицам в возрасте до 30 лет, вступившим в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г. и прожившим в указанных районах и местностях не менее года, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в ускоренном размере в соответствии с подпунктом "е" п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера".

Предельный размер заработной платы, к которой должны применяться процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законодательством не установлен, поэтому их начисление осуществляется на всю сумму фактического заработка независимо от ее величины.

Выплата процентных надбавок к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы работникам.

Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1993 г. установлен порядок исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера. Так, трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудового договора, за исключением увольнения за виновные действия.

При переходе на работу в другой район или местность (из числа указанных) работника, имеющего необходимый для получения этой надбавки к заработной плате стаж, перерасчет производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, в порядке, установленном по новому месту работы.

Согласно пункту 2 разъяснения Министерства труда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, Республики Хакасия" <1> трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате работникам предприятий, расположенных в указанных районах и местностях, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.

<1> Утверждено Постановлением Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37 (в ред. Постановления Минтруда России от 17 июня 2003 г. N 35, Приказов Минздравсоцразвития России от 26 мая 2006 г. N 392 и от 12 декабря 2006 г. N 838; с изм., внесенными решениями Верховного Суда РФ от 30 июня 2005 г. N ГКПИ 2005-727, от 7 июня 2006 г. N ГКПИ06-526).

Трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, не суммируется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

Представляется не совсем обоснованным, что в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 26 мая 2006 г. N 392 утратило силу следующее положение пункта 2 разъяснения Минтруда России: "Вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо иному наказанию, исключающему возможность продолжения этой работы". Целесообразно было бы в данном случае сохранить это положение, но, разумеется, в редакции пункта 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ ("осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу").

Полагаю нелогичным исключение из пункта 2 разъяснения Минтруда России такого основания расторжения трудового договора, как прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин (Приказ Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2006 г. N 838). И в этом случае следовало бы норму КЗоТ РФ привести в соответствие с подпунктом "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ("прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены))".

В то же время недопустимо в подзаконном нормативном акте формулировать основания расторжения трудового договора, не совсем соответствующие ТК РФ. Так, Минздравсоцразвития России не учтено, что согласно пункту 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ основаниями для увольнения являются:

Кроме того, не учтено, что пункт 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает несколько иную формулировку: "представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора".

Согласно пункту 3 разъяснения Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37 при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж, на работу на предприятие, расположенное в другом районе или местности (указанном в пункте 1 разъяснения), перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия в порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением следующих правил:

Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через год с момента перехода работника на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере, установленном для этих местностей;

Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через шесть месяцев с момента перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, в размере, установленном для этого района;

В таком же порядке определяется размер процентной надбавки для работника, переходящего с предприятия, расположенного в Чукотском автономном округе, в Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области <2>, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря), на работу на предприятие, расположенное в других районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и обратно;

<2> Ныне - Камчатский край.

Следующая очередная процентная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через шесть месяцев со дня перехода на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Если на момент перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, процентная надбавка заработана им не полностью и ее размер составляет менее 30%, время работы после начисления первой или второй надбавки пересчитывается из расчета год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия за три месяца работы в районах Крайнего Севера и за 6 месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При переходе работника, имеющего необходимый для получения надбавки стаж работы, с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к таковым, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним.

В соответствии с пунктом 4 разъяснения Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 7 при отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Исключение составляют работники, занятые на предприятиях, расположенных в указанных местностях, и имеющие ранее выслуженные надбавки за годы работы в этих местностях. В таких случаях с момента отнесения местности к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям этим работникам восстанавливаются ранее выслуженные надбавки.

Необходимо отметить: указанные в пункте 2 разъяснения Минтруда России нормы не соответствуют положениям ТК РФ. Из содержания статей 316 и 317 Кодекса следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам (премии и т.д.) за достижение определенных результатов работы, а к выплатам за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Кроме того, процентная надбавка не относится к гарантиям и компенсациям (ст. 164 ТК РФ). Это составная часть заработной платы за работу в особых климатических условиях. Очевидно, поэтому часть 3 ст. 285 ТК РФ закрепляет: лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

В данном аспекте трудно согласиться с позицией Верховного Суда РФ, в соответствии с которой процентная надбавка является составной частью оплаты труда, и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях.

В связи с этим, начиная с 23 декабря 2004 г., признано недействующим и не подлежащим применению положение, устанавливающее исключение из трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате периодов работы, если увольнение произошло за виновные действия (Определение Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596 и решение Верховного Суда РФ от 30 июня 2005 г. N ГКПИ 2005-727) <3>.

<3> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 8.

В соответствии с правовой позицией Кассационной коллегии Верховного Суда РФ ранее установленное правовое регулирование, которое связывает размер процентной надбавки с причинами увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит нормам ТК РФ.

Учитывая, что Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г., признающее недействующими сходные правовые предписания, вступило в законную силу с момента его оглашения, с этого же времени признаны недействующими подпункт "в" п. 27 Инструкции Минтруда России и подпункт "в" п. 2 разъяснения.

Ни Трудовой кодекс РФ, ни Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают основания, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.

Оспоренные положения Инструкции и разъяснения подменяют закрепленное в законе понятие "стаж работы" на "непрерывный стаж работы", что ограничивает право работника на вознаграждение за труд, снижает установленный на основании закона размер заработной платы на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий расторжению трудового договора с работником за виновные деяния.

Таким образом, фактически работник привлекается к не предусмотренной ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует статье 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда.

Пункт 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" устанавливает: трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате названной категории лиц, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральным законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (ст. 320 ТК РФ).

Библиография

Агафонова Г., Гусов К., Егорова О., Федин В. Судебная практика по трудовым спорам. М., 2010.

Гусов К.Н. Трудовое законодательство: Сборник документов. 9-е изд. М., 2011.

Саликова Н.М. Оплата труда в Российской Федерации. Правовое исследование. Екатеринбург, 2003.

Халдеева Н.В. Проблемы дифференциации в правовом регулировании труда работников Крайнего Севера (некоторые аспекты) // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2009.