Мудрый Юрист

Правовая доктрина о принципах региональной правовой политики

Сыротюк Майя Валерьевна, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Новороссийского филиала Кубанского государственного университета.

Статья посвящена анализу научных точек зрения о понятии и классификации принципов региональной правовой политики.

Ключевые слова: региональная правовая политика, принципы права.

Clause is devoted to the analysis of the scientific points of view about concept and classification of principles of regional legal policy.

Key words: the regional legal policy, principles of the right.

Принципы региональной правовой политики закладывают стержневые основы, на которых строится деятельность субъектов региональной правовой политики по ее формированию и осуществлению.

Принципы региональной правовой политики должны базироваться на общих принципах правовой политики, в отношении видов и количества которых не наблюдается единство мнений в юридической литературе.

Е.В. Куманин к принципам правовой политики относит:

  1. социальную обусловленность;
  2. научную обоснованность;
  3. устойчивость и предсказуемость;
  4. легитимность, демократическую сущность;
  5. гуманность и нравственность;
  6. справедливость;
  7. гласность, честность, открытость;
  8. сочетание интересов личности и государства;
  9. приоритетность прав человека;
  10. соответствие международным стандартам [2].

Н.В. Путило [3] считает, что принципы правовой политики производны от состояния политической системы общества, официально установленных правовых идеалов и практики их достижения, поэтому к их числу относит:

  1. связанность общими принципами права (справедливость, гуманность, обеспечение формального равенства и т.д.);
  2. научная обоснованность;
  3. соответствие принципам демократического общества;
  4. соответствие международным стандартам в области прав человека;
  5. реализм.

Ориентация правовой политики на принцип реализма означает отказ от идеологизированной, корпоративной оценки значения произошедших и происходящих в стране перемен для развития правовой системы.

Данный принцип правовой политики является с точки зрения А.В. Сергиева также очень важным, поскольку подразумевает требование принимать такие политико-правовые решения, которые соответствуют действительным (реальным) потребностям и возможностям общества и могут быть практически реализованы. Оценивая данный принцип, А.П. Мазуренко и Ю.А. Титенко [4] полагают, что никакой специфики правового содержания указанный принцип в себе не заключает, но не дают пояснения такому рассуждению. Несколько иначе представляет принцип реализма.

К.А. Струсь [5] к общим принципам правовой политики относит:

  1. социально-правовую обусловленность;
  2. социальную значимость;
  3. целенаправленность;
  4. научную обоснованность;
  5. комплексность;
  6. реалистичность и целесообразность;
  7. справедливость.

А.В. Дунаев [6], считая, что любая политика как системная, последовательная и целенаправленная деятельность должна строиться на системе определенных принципов, а правовая политика регионов должна базироваться на принципах построения и применения права, закрепленных Конституцией Российской Федерации, предлагает принципы высшей юридической силы и прямого действия Конституции Российской Федерации, верховенства закона, приоритет прав человека и гражданина. Вместе с тем обосновывает существование и других принципов - принципа федерализма (причем отмечает, что это принцип правотворческой политики), системности, научной обоснованности, предсказуемости и планомерности. Другие исследователи включают также принцип разделения властей [7], регионализм [8] и т.д.

Некоторые авторы пытаются классифицировать принципы правовой политики в зависимости от характера предъявляемых требований и делят их на две группы - правовые и неправовые. Общей чертой всех правовых принципов является то, что они выступают в качестве отправных, основополагающих идей правосознания и по отношению к правовой политике имеют характер исходных правовых требований. Указанные принципы, в свою очередь, распадаются на две подгруппы:

  1. принципы объективного права, т.е. те идеи правосознания, которые положены в основу правовой системы данного общества и обладают качеством официально признанных и гарантированных государством юридических требований;
  2. собственно принципы правосознания, т.е. те правовые идеи, которые не получили внешней позитивации в источниках действующего права.

Первым присущи все черты права как государственно-волевого регулятора общественных отношений: общеобязательность, формальная определенность и т.д. Данные принципы воплощают в себе важнейшие ценностные ориентиры конкретного общества и государства и выступают по отношению к политической и любой другой деятельности как обязательные государственно-правовые веления. Такое значение в современной России имеют, например, гуманизм, равноправие, демократизм, законность, политико-идеологический плюрализм, взаимная ответственность личности и государства и т.д.

Поскольку указанные принципы так или иначе опосредуются государством в процессе его правотворческой деятельности, то в этом смысле они являются выражением соответствующей правовой политики. Из этого положения было бы, однако, неправильно делать вывод, что в основе принципов права лежат какие-то особые принципы правовой политики. Речь идет лишь о том, что правовая политика обеспечивает объективацию ведущих идей правосознания в качестве исходных начал действующего права. Важнейшая задача правовой политики, следовательно, состоит в том, что в основу законотворческой и правоприменительной практики были положены именно те правовые идеи, которые выражают прогрессивную правовую идеологию и в целом адекватны правосознанию конкретного общества.

Что касается второй подгруппы правовых принципов, то они составляют важный элемент правовой культуры общества, тот духовный потенциал, за счет которого пополняется и содержательно обновляется официальная правовая идеология. Указанные принципы отражают широкий спектр представлений о праве, его природе и социальной ценности, в них проявляются особенности социального положения различных слоев (классов) общества, их потребности и интересы, а также своеобразие научной традиции, влияние различных философских, нравственных, религиозных концепций и др. Социально значимые идеи правосознания по мере созревания необходимых социально-экономических, политических и других предпосылок становятся составной частью действующего права и утверждаются в общественной практике авторитетом государства. Особое значение принципов правосознания как непосредственно действующих ценностно-нормативных основ правовой политики обнаруживается на переломных этапах развития общества, когда общество ищет нового уклада правовой жизни, отвечающего его материальным и духовным потребностям. В такой ситуации указанные принципы образуют ту ценностно-нормативную основу правовой политики, в соответствии с которой вносятся изменения в действующее законодательство и практику его применения.

Неправовые принципы - это руководящие идеи организационного характера. В них выражаются те, объективные по своей сути, требования, которые предъявляются к политической деятельности с точки зрения ее наиболее целесообразной организации. К ним можно отнести, например: экономичность, стабильность, планомерность, субординацию, координацию, научную обоснованность и т.д. В отличие от правовых принципов, которые выражают сущность правовой политики конкретного общества, ее базовые ценностные ориентиры, неправовые принципы не имеют такого значения. Воплощая обобщенные требования рациональной организации политической деятельности, они лишены качества социально-правовых доминант и в силу этого могут быть использованы в политической деятельности различных государств в качественно отличных социально-экономических, политических и других условиях.

Ю.А. Титенко предлагает к организационным принципам, выделяемым наряду с нравственными, относить федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничение в праве.

Как нам представляется, стимулы и ограничения являются правовыми средствами, поэтому относить их к принципам правовой политики нецелесообразно.

В этой связи неоправданное расширение перечня принципов правовой политики может привести к искусственному раздуванию основополагающих идей. Принципы правовой политики, и региональной в частности, должны отличаться фундаментальностью, целостностью, обоснованностью, единством как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности. Анализ же всех вышеизложенных принципов показал, что они больше относятся к правотворческой политике, являющейся видом правовой, а не в целом к правовой политике.

Литература

  1. Куманин Е.В. Взаимодействие правовой и политической систем // Правовая система социализма: понятие, структура, социальные связи / Отв. ред. А.В. Васильев. М., 1986. С. 143 - 144.
  2. Матузов Н.И. Российская правовая политика: вызовы и угрозы XXI века // Правовая политика России: теория и практика.
  3. Социология права: Учебник / Под ред. В.М. Сырых. М., 2004. С. 137 - 138.
  4. Мазуренко А.П., Титенко Ю.А. Правовая политика и правовое развитие общества. М., 2007. С. 16.
  5. Струсь К.А. Принципы правовой политики в сфере формирования гражданского общества // Российская юстиция. 2009. N 6.
  6. Дунаев А.В. Правовая политика субъектов Российской Федерации // Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / Под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2008. С. 38.
  7. Рудковский В.А. О принципах правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. N 4. С. 12 - 14.
  8. Титенко Ю.А. Основные принципы и приоритеты современной российской правовой политики // Новая правовая мысль. N 6. 2006. С. 12.