Мудрый Юрист

Законодательное регулирование кооперации как принципиально новой формы хозяйствования во второй половине 1980-х гг. И ее значение в либерализации экономических отношений в СССР

Семенко Александр Борисович, соискатель кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета.

В статье рассматривается процесс возникновения и развития кооперации в годы перестройки, способствовавший созданию частных предприятий и предпринимательской деятельности уже в постсоветской капиталистической России.

Ключевые слова: экономика, кооперация, закон, акционерное общество, юридической лицо, стартовый капитал, методы хозяйствования.

In article is considered process of the origin and developments cooperation at years realignments, promoted creation private enterprise and business activity already in postsoviet capitalistic to the Russia.

Key words: economy, кооперация, law, join-stock company, juridical person, start capital, methods of the management.

Период перестройки, как известно, был довольно скоротечным - всего пять лет (1985 - 1991 гг.). Однако за это время советское общество изменилось коренным образом. И прежде всего это касается экономических отношений - произошел переход от сугубо социалистического типа экономики, основанной на государственной собственности на средства производства, к экономике рыночной, капиталистической, основанной на частной собственности как главном катализаторе экономического развития. Этот переход осуществлялся непросто, чрезвычайно противоречиво, поскольку советской правящей элите приходилось кардинально менять свои планы - в начале перестройки, т.е. весной 1985 г., они не выходили за пределы социалистической общественно-экономической формации. Однако по ходу перестройки планы пришлось менять и неоднократно, и в итоге власть вынуждена была признать возможность существования частной собственности в социалистическом обществе. Но в жизни такого сосуществования не получилось - СССР в 1991 г. распался.

В указанном переходе советского общества от социалистической экономики к капиталистической имелся ряд ключевых событий и явлений, которые, на наш взгляд, предопредели необратимость движения экономических перемен в сторону рыночных.

Одним из таких явлений было возрождение (после периода империи и НЭПа в СССР) кооперативного движения. Это произошло не сразу, а спустя почти три года после начала перестройки, когда прошел январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, ставший во многих отношениях поворотным, и прежде всего потому, что было заявлено о необходимости более радикальных мер преобразования экономики, чем те, которые предлагались и внедрялись ранее. Такой подход обосновывался тем, что ситуация в экономике продолжала ухудшаться, и вывести ее из кризиса можно было только за счет использования действенных стимулов экономической деятельности. Такой подход характеризовался отказом от государственной монополии на средства производства и попытками привлечь к хозяйственной деятельности широкие слои населения - трудящихся госпредприятий и кооператоров [1]. Начало этому процессу дал принятый в 1987 г. Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)" [2], который хотя и сохранял государственную (общенародную) собственность на средства производства, но одновременно и расширял возможности участия трудового коллектива в управлении предприятием и его собственностью.

В частности, в Законе содержались первые шаги по развитию основных направлений корпоративного законодательства: трудовой коллектив допускался к управлению предприятием и даже к доле в прибыли предприятия, участвуя в распределении "хозрасчетного дохода"; устанавливалась структура управления предприятием (руководитель, трудовой коллектив, совет трудового коллектива), а руководитель предприятия должен был выражать интересы как собственника (государства), так и трудового коллектива. Предприятие также могло выступать на рынке ценных бумаг и выпускать акции.

Этот Закон позволял предприятиям создавать совместные предприятия и объединения, в том числе в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Согласно ч. 3 ст. 21 Закона при предприятии в установленном порядке могли создаваться кооперативы. В Законе также содержалось указание на возможность реорганизации предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Однако порядок их проведения отсутствовал. Было лишь указание на то, что это осуществляется по решению органа, который уполномочен создавать соответствующее предприятие.

И вот в мае 1988 г. появляется Закон СССР "О кооперации в СССР" [3], ряд норм которого применяются и в настоящее время. Основанные на кооперативной форме собственности кооперативы были провозглашены наряду с государственными предприятиями (объединениями) основным звеном единого народнохозяйственного комплекса. В основании членства в кооперативе был личный труд его членов. Характерной являлась преамбула Закона о кооперации - она была для такого рода актов достаточно пространной.

В ней указывалось, в частности, что настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР определяет экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов на основе развития ленинских идей о кооперации применительно к современному этапу строительства социализма в СССР. Закон призван раскрыть огромные потенциальные возможности кооперации, возрастание ее роли в ускорении социально-экономического развития страны, усилить процесс демократизации хозяйственной жизни, придать новый импульс колхозному движению, создать условия для вовлечения в кооперативы широких слоев населения. Он направлен на всемерное использование кооперативных форм для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии, товарах народного потребления, жилище, разнообразной продукции производственно-технического назначения, работах и услугах. Закон устанавливает основные принципы развития кооперативной демократии, определяет отношения государства и кооперации, гарантирует свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывает широкий простор для инициативы и самоуправления, повышает ответственность членов кооператива за результаты своего труда. Закон гарантирует гражданам право добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него, участия в управлении всеми делами кооператива; самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооператива в принятии решений по выполнению его уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и на социальное обеспечение.

Как видно, здесь, равно как и в тексте самого закона, много слов о верности "ленинскому курсу" в процессе "строительства социализма". Власть будто бы оправдывает этим свое решение, идущее вразрез с теми принципами хозяйствования, которые применялись в СССР до этого, и речь идет прежде всего о свободе создания кооперативов разного вида и самостоятельном распределении доходов от его деятельности, которые не имели ограничений. К тому времени в СССР существовали формы кооперации (потребительская кооперация, колхозы и некоторые другие), но они были настолько зарегламентированы и опекаемы "сверху", что, по сути, мало чем отличались от обычных социалистических предприятий, поскольку от личной инициативы работников его материальное положение изменялось незначительно. И вот теперь закон допускал возможность легального появления состоятельных в материальном плане, то есть богатых людей.

В этом контексте ряд положений Закона, несмотря на "социалистическую риторику", содержал в себе "капиталистические элементы". Так, в ч. 5 ст. 1 указывалось: "Кооперация в СССР предоставляет членам кооперативов реальные возможности и материально заинтересовывает их в повышении эффективности хозяйствования на основе самостоятельной разработки и реализации кооперативами своих планов производства, распределения и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и осуществления других видов деятельности, а также в улучшении социальных условий жизни коллектива. Деятельность кооперативов, высокая производительность труда и система его оплаты призваны стимулировать развитие экономического соревнования, конкуренцию на рынке товаров, работ и услуг как между кооперативами, так и кооперативов с государственными предприятиями и организациями, способствовать всемерному повышению эффективности хозяйствования".

Кооперативы могли создаваться и действовать в сельском хозяйстве, в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и других отраслях производства и социально-культурной жизни. Кооперативы вправе были заниматься любыми видами деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик. Отдельными видами деятельности, определяемыми законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик, кооперативы вправе были заниматься только на основании лицензий. Порядок выдачи лицензий устанавливается Советом Министров СССР.

Законом предусматривалось существование двух основных типов кооперативов: производственные и потребительские. Определялось, что кооператив является организацией граждан СССР, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе принадлежащего ему на праве собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, а также материальной заинтересованности членов кооператива и наиболее полного сочетания их интересов с интересами коллектива и общества (ч. 1 ст. 5). Согласно ч. 1 ст. 7 собственностью кооператива являются принадлежащие ему средства производства и иное имущество, необходимые для осуществления уставных задач. Кооперативу могут принадлежать здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, продуктивный и рабочий скот, произведенная продукция, товары, денежные средства и иное имущество в соответствии с целями его деятельности.

При этом подчеркивалось, что "деятельность кооперативов основывается на личном трудовом участии их членов" (ч. 2 ст. 3 Закона о кооперации). Как нам представляется, по своей сути это было единственным сущностным фактором, отличающим кооператив от капиталистического частного предприятия.

Данный Закон был, по сути, первым актом корпоративного законодательства, содержащим детальное описание учредительных документов, порядок создания, структуру и компетенцию органов управления кооперативом, права и обязанности членов и т.п. В нем перечислялись особенности отдельных видов кооперативов (колхозы, кооперативы в сфере производства и услуг, потребительские кооперативы, кооперативы по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей своих членов, садоводческие и садово-огородные товарищества).

В соответствии со ст. 16 Закона о кооперации кооперативы вправе были на добровольных началах объединяться в союзы или объединения кооперативов, решение об образовании которых принималось на съездах, собраниях делегатов (уполномоченных) кооперативов. Подобные объединения кооперативов классифицировались по видам (отраслям) деятельности, в которой создаются объединения (в сельском хозяйстве, в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и других отраслях производства и социально-культурной жизни), а также по территории (в районах, областях (краях), автономных и союзных республиках и в стране в целом).

Деятельность союзов кооперативов регулировалась, помимо законодательства, его уставом. Интересным положением данного Закона является признание как за кооперативом отдельно, так и за союзом (объединением) кооперативов прав юридического лица. Перед союзами (объединениями) кооперативов стояли следующие задачи: 1) развитие кооперативной демократии, коллективное обсуждение наиболее важных вопросов деятельности кооперативов, обобщение опыта и выработка рекомендаций по наиболее полному использованию имеющихся резервов и возможностей, пропаганда кооперативного движения; 2) содействие улучшению специализации производства, координации деятельности кооперативов, организация кооперационных связей и материально-технического снабжения, переработки, хранения и сбыта продукции; 3) изучение состояния и перспектив развития рынка товаров (работ, услуг), на производстве и продаже которых специализируются кооперативы; 4) обеспечение защиты прав кооперативов и оказание им юридической помощи, представление их интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также в международных организациях; 5) оказание необходимого содействия кооперативам в совершенствовании производства, внедрении достижений научно-технического прогресса, рекламе их продукции (работ, услуг), подготовке и повышении квалификации кадров. По мнению В.А. Лаптева, с которым следует согласиться, принципиальным положением Закона о кооперации было то, что по решению съездов, собраний делегатов (уполномоченных) кооперативов на союзы (объединения) кооперативов могло быть возложено централизованное выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций, а также союз (объединение) мог осуществлять хозяйственную и иную деятельность с момента его государственной регистрации, что, безусловно, подтверждает то обстоятельство, что союзы (объединения) кооперативов были, по сути, предпринимательскими или коммерческими объединениями.

Таким образом, можно констатировать, что с изданием Закона СССР "О кооперации в СССР" развитие экономических отношений в "перестроечном" СССР вступило в принципиально новый этап, позволяющий использовать для производства товаров и оказания услуг методы хозяйствования, присущие рыночной экономике, за исключением обязанности членов кооператива принимать личное участие в работе кооператива. Именно благодаря кооперативам в СССР стали появляться богатые люди, накопившие тем самым стартовый капитал для создания частных предприятий и предпринимательской деятельности уже в постсоветской капиталистической России.

Литература

  1. Гутников О.В. Состояние и перспективы развития корпоративного законодательства в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2. С. 63.
  2. Там же. С. 63.
  3. Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" // Ведомости ВС СССР. 1988. N 22. Ст. 355.