Мудрый Юрист

Профилактика преступлений, совершаемых иностранцами в России

Мадоян Варужан Вагаршакович, аспирант кафедры уголовного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В статье рассматриваются состояние преступности иностранцев в постсоветской России, пути прогнозирования данного вида правонарушений и методы профилактики. В частности, сделан анализ действующих мер и внесены конкретные предложения по улучшению криминогенной ситуации среди иностранцев.

Ключевые слова: преступность, уровень преступности в России, преступность среди мигрантов, мигранты из СНГ.

In article is considered condition to criminality foreigner in постсоветской of the Russia, way of the forecasting given type of the offenses and methods of the preventive maintenance. In particular, is made analysis acting measures and are contributed concrete offers on improvement криминогенной situations amongst foreigner.

Key words: criminality, level to criminality in the Russia, criminality amongst migrants, migrants from C.I.S.

После распада Советского Союза в Российскую Федерацию в силу политической и экономической дестабилизации, возникновения на территории стран СНГ вооруженных конфликтов, "горячих точек", резкого падения уровня жизни хлынул огромный поток трудовых и политических мигрантов из стран СНГ. В связи с открытием границ и созданием свободного экономического пространства в России появились иностранные предприятия, которые стали причиной еще одного потока иностранных граждан в страну. В девяностые годы двадцатого столетия Россия стала одним из центров миграции людей из самых разных государств. На территории России проживают от 12 до 14 млн. иностранных граждан, из которых свыше 8,8 млн. не имеют легального статуса. Только в Санкт-Петербург ежегодно приезжает примерно 650 - 700 тысяч мигрантов, а уезжает около 150 - 200 тысяч. Остальные оседают в городе и области, и эта цифра с каждым годом растет [1].

Несмотря на старания многих охарактеризовать мигрантов как негативное явление, государство вынуждено принимать их, поскольку далеко не все мигранты ведут преступный образ жизни, как и не все россияне ведут праведный образ жизни, а большинство мигрантов приносят государству реальные доходы, заполняя брешь, которая образуется в России в связи с резким ухудшением процесса воспроизводства населения. Так, А.И. Долгова пишет: "До конца 1970-х миграция выступала преимущественно как позитивное явление, способствующее развитию и расширению производства, культурному обмену и т.д. В настоящее время, стимулируемая в ряде регионов политикой дискриминации русских и других национальностей, она приобрела характер вынужденных переселений. По данным Федеральной миграционной службы России, уже в середине 90-х гг. каждый четвертый мигрант является беженцем или вынужденным переселенцем. При этом большое число мигрантов прибывало на новое место жительства без официальной регистрации" [1]. И далее: "Значительные потоки мигрантов оказывают существенное влияние на криминологическую ситуацию соответствующих регионов, создают дополнительные трудности для оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов" [2]. В соответствии с этим текстом можно предположить, что русский, не имеющий никакого отношения к криминалу, вынужденный переселиться из Грузии в связи с ухудшением российско-грузинских отношений, на своей исторической родине сразу же становится уголовным элементом. Более того, ни в коем случае нельзя согласиться со следующим утверждением о том, что мигранты оказывают "заметное влияние на криминальную ситуацию в стране, в регионе". Доля преступлений, совершенных иностранцами в 2010 г., по данным МВД, составила всего 2,24% от всех совершенных преступлений на территории России [3].

Советские ученые объясняли преступность, как правило, пережитками прошлого в сознании людей, ненормальными личными отношениями в обществе, а некоторые западные криминологи вообще считают утверждения о причинной связи условными. Однако опыт внедрения криминологических рекомендаций в практическую деятельность государственных органов показал реальность установления причинных связей и условий, способствующих совершению преступлений. Современные криминологи определяют под криминогенными детерминантами комплекс отрицательных девиантных причин, совместное действие которых вызывает определенное следствие - совершение преступлений [4].

Противодействие преступности, как известно, имеет две формы: наказание (принудительное) и профилактика (воспитательная и т.п.).

В Российской Федерации к иностранцам применяются, как правило, административно-правовые меры, осуществляемые органами МВД и ФМС, меры социального контроля, общественной безопасности. По всем преступлениям, которые совершаются иностранцами, возбуждаются уголовные дела, аналогичные тем, которые возбуждаются в связи с преступлениями местных граждан, а преступники несут наказание в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации. Регулируются их пребывание, временное проживание (учет, временная регистрация и т.п.) в РФ. Интересно, что мало иностранцев требуют осуждения их по законам своего гражданства, что свидетельствует о том, что они больше связывают свое будущее с Россией, нежели со своей родиной.

При осуществлении общей профилактики преступлений меры социального контроля обеспечивают своеобразное информирование субъектов профилактики о причинах и условиях, способствующих преступлениям. Это достигается:

а) посредством наблюдения и проверки порядка функционирования тех сфер общественных отношений, где, как показывает имеющийся опыт, могут совершаться преступления (сфера хранения и учета материальных ценностей, общественного питания, торговли, распределения жилья и др.);

б) направлением сигналов в соответствующие органы (внесением представлений о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, и т.п.);

в) установлением определенного порядка функционирования в тех или иных сферах общественных отношений (введением предписаний, ограничений, правил по хранению и учету материальных ценностей, распределению товаров и их реализации, распределению жилья и т.п.) [5].

С другой стороны, в некоторых органах внутренних дел создаются специальные отделы по борьбе с иностранной преступностью, работа которых достаточно широко освещается в местной печати. Осуществляются и иные меры - административного характера: "С 1 июня 2009 г. введен в действие межведомственный план по противодействию незаконной миграции, нелегальной трудовой деятельности и преступности среди мигрантов на 2009 - 2011 гг. В настоящее время реализуется также комплекс дополнительных мер правового и организационного характера. В частности, недавно Государственная Дума расширила полномочия ФМС России. Теперь территориальные органы миграционной службы смогут использовать еще один серьезный инструмент - административное расследование. Раньше на сбор доказательной базы и составление протокола давалось лишь двое суток. По этим представлениям суды часто принимали решения не в пользу ФМС. К примеру, из 53 с лишним тысяч привлеченных к ответственности за незаконное использование иностранной рабочей силы лишь каждый третий работодатель понес наказание. Теперь на все дается месяц, а в некоторых случаях он может быть пролонгирован до полугода. В статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены соответствующие изменения. В Федеральном Собрании готовятся к рассмотрению законопроекты, которые направлены на совершенствование порядка депортации и административного выдворения иностранцев за пределы Российской Федерации. Прорабатывается вопрос об установлении особого порядка этой процедуры" [6].

В то же время, поскольку любое государство стремится прежде всего создать бесконфликтное общество и старается как можно меньше применять наказание, профилактика играет чуть ли не решающую роль в противодействии преступности.

Стремление к эффективной профилактике - цель не только сегодняшнего противодействия преступности. Профилактика применялась во всех государствах, в которых стояла проблема "вызова обществу со стороны преступности".

Для осуществления профилактических мер следует прежде всего изучить социальные и личностные проблемы приезжих. Это несколько вопросов, которые позволяют достаточно четко установить причины поведения лица: какими причинами (личными, социальными, экономическими, случайными) вызвана миграция, каковы ее цели, в какой ситуации находится мигрант в России, какова обстановка, в которой он проживает.

По цели приезда мигранты делятся на следующие группы: прибывшие с целью переезда на постоянное местожительства; прибывшие с целью заработать и вернуться обратно; прибывшие "случайно" (по воле случая). Криминологическая опасность наблюдается прежде всего у последних двух групп, хотя в процентном отношении они составляют всего 18% от всех мигрантов.

Исследования с целью ответа на два последних вопроса показывают, что приезжие, имеющие намерение остаться на постоянное место жительства, живут преимущественно в нормальных условиях, как правило, семейные, имеют среднее специальное, а чаще и высшее образование, покупают собственные квартиры. С 2005 по 2010 г. 67% прибывших в Санкт-Петербург на постоянное местожительства получили регистрацию. Преступность среди них довольно низкая - 13% от общего числа преступлений, совершенных иностранцами. И все преступления связаны с экономической деятельностью (незаконное предпринимательство, незаконное получение кредита, незаконное использование товарного знака и т.п.).

Мигранты, прибывшие с целью обогащения и возврата на родину, как правило, живут без семьи, в общежитиях или снимают квартиры группами, занимаются любым видом деятельности, который может приносить быстрый и высокий доход. Не случайно среди этой группы мигрантов высока экономическая преступность, в том числе и контрабанда, участие в незаконном обороте наркотических средств, незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, обман потребителей, коммерческий подкуп, мошенничество. Случаи бандитизма и убийств среди преступлений этих мигрантов составляет 4%.

Наиболее серьезную опасность представляют "случайные" приезжие. Согласно изученным нами уголовным делам, подавляющее большинство "случайных" мигрантов проживают в общежитиях, в заброшенных домах, в котельных и т.д., почти 80% из них "работают" группами. Среди них сосредоточена основная масса алкоголиков, бродяг, проституток, воров и др. деклассированных элементов. Только 12% составляют лица, оказавшиеся в данной ситуации действительно случайно - в связи со случайной потерей рабочего места, ограблением (большей частью со стороны случайных знакомых и т.д.), что вынудило временно перебраться в общежитие - с целью сэкономить на проживании, еде и т.д. "Формирование мотивов, в том числе имеющих криминологическое значение, в малой группе - семье, учебном или трудовом коллективе, неформальной группе - происходит путем усвоения личностью групповых ценностей. Те ценности, которые группа считает наиболее важными для своего существования, она безоговорочно навязывает всем членам и способна развить в них те черты, которые заставят их желать действовать так, как они должны действовать в данной группе" [7]. В связи с этим следует отметить, что почти во всех общежитиях Санкт-Петербурга, в которых проживают иностранцы, существует, наряду с официальными землячествами, товариществами и т.д., своя общага, которая нацелена на взаимопомощь, в определенных случаях служащая базой для создания криминальной группировки. Вообще, объединение на национальной почве в условиях иностранного окружения является общечеловеческим фактором. Так обстоят дела и с русскими, оказавшимися за рубежом. По сообщением "Российской газеты", в 2003 г. объединенная группа выходцев из СССР в Бруклине (район Нью-Йорка) посредством различных страховых махинаций выкрала у кампании "Стейт фарм" 48 млн. долларов. Большинство из виновных были врачи и юристы [8].

Экономические факторы, способствующие распространению преступности, требуют продолжительного движения вперед в деле повышения благосостояния народа. Однако профилактические меры следует принимать сейчас.

Прежде всего следует, на наш взгляд, при местных органах самоуправления, в местах, в которых дислоцировано много мигрантов, создавать отделы по работе с приезжими, в функции которых должны входить экономическое обустройство вновь прибывших, обеспечение их проживания, дифференциация их по профессиям, определение на работу, учебу и т.д., с целью безболезненной адаптации к местным условиям и с местным населением.

Современные российские криминологи предлагают создание специальных отделов в местной полиции для работы с мигрантами, а не отделы при администрации. Дело в том, что полиция имеет свои функции, в основном охранительные, карательные, в то время как местная администрации занимается регулированием и налаживанием общественной жизни. Полиция не может заменить администрацию, а администрация - полицию. Аналогично карательные меры не могут решить экономических проблем. Права и свободы личности должны быть соблюдены с тем, чтобы человек мог как можно раньше и проще влиться в общественную жизнь той общины, в которой он оказался. Местным органам власти следует также проводить юридическое воспитание мигрантов, вводить их в то правовое поле, которое они выбрали, вводить в круг юридических обязанностей, которыми регламентируется их профессиональная деятельность.

В еврейских общинах США прибывшим из бывшего СССР соотечественникам предоставляется информация о городском быте (что, где лучше купить, продать, где следует учить английский, какой профессии кому обучаться, как устроиться на работу и т.д.), оказывается финансовая помощь, снимается квартира и т.д., в связи с чем эмигрант быстро входит в новую жизнь и не занимается криминалом. Проект "Дом национальностей" (в Санкт-Петербурге СПб ГУ "Санкт-Петербургский Дом национальностей" был основан согласно распоряжению Правительства Санкт-Петербурга от 02.08.2005 N 1158. Летом 2005 г. он разместился в особняке на Моховой, 15 [9]) движется в этом направлении, однако видимых результатов еще нет.

Национальные общины, при соответствующем государственном финансировании, могли бы взять на себя некоторые функции по помощи соотечественникам в адаптации к местному быту, получении легальной регистрации, изучении языка, трудоустройстве. Ведь все-таки люди, приехавшие на чужбину, скорее всего, будут более доверительно относиться к таким же, как они, нежели представителям местной власти. Это облегчит весь процесс адаптации иностранца, легче будет вести учет по данным национальных общин, по количеству прибывших. Нужно сделать так, чтобы человеку было не только удобно, но и выгодно выбрать правомерное поведение.

Таким образом, подводя итоги, можно внести следующие предложения:

  1. Создание в центрах по изучению преступности (вообще) и планированию профилактических мер отделов по прогнозированию эмиграции в РФ. В их функции должно входить: сбор и анализ информации об эмигрантах, определение долгосрочных профилактических мер по безболезненной адаптации их в российское общество, выработка методик и создание специальных программ по работе с иностранцами.
  2. Передача местным органам самоуправления функций по работе с мигрантами, целью которых должна быть адаптация приезжих в местное общество. В населенных пунктах, в которых проживает много мигрантов, следует создать специальные отделы. Для того чтобы установить основные направления адаптации мигрантов в новое общество, работникам предлагаемых отделов следует "вжиться" в состояние мигранта, понять его тревоги и чаяния. В городах федерального значения разработать механизм передачи некоторых административных функций, связанных с иностранцами, национальным общинам.
  3. Проведение правового воспитания иностранцев в местах их "скученного" проживания. Под правовым воспитанием мы понимаем информирование их не только о правовых нормах российского общества, но и о традициях и обычаях совместного проживания в данном регионе.
  4. Разработка криминологического прогноза на ближайшее и отдаленное будущее. Такие прогнозы разрабатываются для отдельных регионов или всей страны. Наше предложение - включить в нее факторы, связанные с адаптацией мигрантов, - без двойных стандартов: одного для россиян, другого - для мигрантов. Прогнозирование, как известно, бывает краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное. Их применение зависит от криминальной ситуации и тенденций развития. Если криминологическая обстановка обостряется, нужны все перечисленные виды прогнозирования. Если она смягчается, то можно ограничиться краткосрочным прогнозированием. Для этого следует использовать следующие данные: вновь появившиеся или исчезнувшие детерминанты (изменение обстоятельств), классифицированная информация о местном населении или о прибывающих мигрантах, о криминологической обстановке в местах их постоянной регистрации (проживания до миграции), наиболее распространенных там преступлениях, об их обычаях, традициях, мотивах переселения, семейном положении, материальном достатке и т.д. Например, для жителя Афганистана разбой является не преступлением, а делом чести. Пушту, укравший козу у соседа или убивший его, пользуется большим уважением в своем коллективе. Он не вор и не разбойник. Наоборот, если бы он упустил удобный случай, он оказался бы трусом. Этот обычай существует и у некоторых народов Северного Кавказа, что отражено в поэме А.С. Пушкина "Тазит". В некоторых областях африканского континента до сих пор существует каннибализм. В 70-х гг. XX в. в этом был обвинен даже бывший президент Центральной Африканской Республики Жан-Бедель Бокасса.
  5. Существенное совершенствование работы полиции и прочих административных органов, связанных с регулированием порядка в общественных отношениях. Как пишет Я.И. Гилинский, "одна из активно развиваемых стратегий - Community policing. Ее суть - формирование и развитие партнерских отношений между полицией и общиной, ее институтами, организация соседского контроля. Важнейшая идеология - сервисное обслуживание населения полицией" [10]. По словам автора, сегодня человек не может чувствовать себя защищенным от общества (от краж, убийств и т.д.) и от полиции, в которой процветают взяточничество (в том числе вследствие смехотворно низкой зарплаты сотрудников МВД), пытки, сговор с криминальными элементами и т.д.

Литература

  1. URL: www.rf-agency.ru/ acn/ stat_ru.
  2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. С. 818 - 819.
  3. Там же. С. 819.
  4. URL: Сайт МВД РФ http:// mvd.ru/ presscenter/ statistics/ reports/ show_88233/.
  5. Филимонов О.В. Профилактика преступления и социальный контроль // Сб.: Правовые вопросы борьбы с преступностью на современном этапе. М.: Юр. лит., 1989. С. 76.
  6. Сайт ФМС РФ. http:// www.fms.gov.ru/ press/ publications/ news_detail.php?ID=29440.
  7. Криминальная мотивация / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. С. 63, 303.
  8. Сайт "Российской газеты". http:// www.rg.ru/ 2003/ 08/ 21/ PodstavavAmerikeporusski.html.
  9. Сайт СПб ГУ "Санкт-Петербургского Дома национальностей". http:// www.spbdn.ru/ main/ istspbdn/.
  10. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 450, 528.