Мудрый Юрист

Следственный комитет РФ подготовил проект федерального закона о мерах уголовно-правового характера в отношении юрлиц

А. ДЕНИСОВА

На официальном сайте Следственного комитета РФ размещен проект Федерального закона о мерах уголовно-правового характера в отношении юрлиц. Разработчики проекта предлагают дополнить Уголовный кодекс РФ институтом уголовно-правового воздействия на организации. К юрлицам, причастным к преступлениям, планируется применять такие меры, как предупреждение, штраф, лишение лицензий, льгот, права вести определенную деятельность или полный запрет на осуществление деятельности в России, а также принудительную ликвидацию. Соответствующие изменения планируется внести и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В настоящей статье рассмотрены отдельные положения проекта.

По поручению Президента РФ Следственный комитет РФ подготовил проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц" (далее - Проект). Разработчики Проекта предлагают дополнить Уголовный кодекс РФ институтом уголовно-правового воздействия в отношении организаций. К юрлицам, причастным к преступлениям, планируется применять такие меры, как предупреждение, штраф, лишение лицензий, льгот, права вести определенную деятельность или полный запрет на осуществление деятельности в России, а также принудительную ликвидацию. Соответствующие изменения планируется внести и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В настоящей статье рассмотрены отдельные положения проекта.

Проект направлен на противодействие участию юрлиц в преступной деятельности (так называемой корпоративной преступности). Авторы поправок к Уголовному кодексу РФ объясняют необходимость введения мер уголовно-правового воздействия в отношении организации ростом числа преступлений, совершаемых в интересах юрлиц или с их использованием. Помимо этого в пояснительной записке к Проекту указывается, что мировые стандарты борьбы с преступностью корпораций диктуют необходимость реформирования национального уголовного законодательства посредством установления ответственности организаций за причастность к преступлениям [1].

Проект определяет виды мер уголовно-правового характера в отношении юрлиц, основания их применения, круг субъектов, основания освобождения юрлица от уголовно-правового воздействия, сроки судимости, а также уголовно-процессуальную форму реализации указанных мер.

Напомним, что по действующему законодательству организации могут быть субъектами гражданско-правовой, налоговой либо административной ответственности. Согласно Уголовному кодексу РФ, основанному на доктрине личной виновной ответственности (ст. 5, 19 УК РФ), юрлица не могут подвергаться уголовному наказанию. В связи с таким подходом разработчики Проекта предлагают особую правовую конструкцию для привлечения организаций к уголовной ответственности. Так, способы уголовно-правового воздействия, применяемые к организациям, рассматриваются не как один из видов наказания, а как предусмотренные разд. VI УК РФ иные меры уголовно-правового характера. По сути, юрлицо не является субъектом преступления, однако в случае причастности к преступлению, совершенному физлицом, будет подвергнуто уголовно-правовому воздействию.

Отметим, что предложенное решение проблемы не ново и заимствовано из зарубежной практики борьбы с корпоративной преступностью. Так, иностранные государства используют два подхода к вопросу об уголовной ответственности корпораций:

  1. принцип квазиуголовной ответственности;
  2. принцип идентификации (отождествления).

Согласно первому подходу юридическое лицо формально не признается субъектом преступления, но к нему тем не менее могут применяться уголовные санкции, которые носят скорее уголовно-процессуальный характер (например, специальная конфискация). Такой подход применяется, в частности, в Австрии, Албании, Испании, Латвии, Мексике, Перу.

В соответствии с принципом идентификации (отождествления) субъективная сторона преступления, к которому причастна организация, выражена в виновном поведении ее руководителей или представителей. Иными словами, действие (бездействие) и психическое состояние корпорации отождествляются с действием (бездействием) и психическим состоянием ее руководителей. При этом уголовная ответственность юрлица за виновные действия физлиц наступает лишь в том случае, если указанные действия были совершены в пользу или во исполнение функций данной организации. Указанный принцип лег в основу уголовного законодательства таких стран, как Англия, США, и др. [2].

Однако предложенное в Проекте решение о применении к юрлицам мер уголовно-правового характера не снимает проблему, связанную с субъективной стороной преступления, ведь согласно действующему Уголовному кодексу РФ подобные меры применяются к лицу, совершившему преступление. Установление вины такого лица для признания наличия состава преступления в его деянии необходимо. Как отмечают специалисты, сочетать принципы вины и личной ответственности с невиновной и коллективной ответственностью юрлиц невозможно. Таким образом, чтобы привлекать организации к уголовной ответственности, потребуется разделение положений Уголовного кодекса РФ на две системы принципов и оснований уголовной ответственности и наказания [3]. Помимо кардинальных изменений материального права нововведения потребуют внесения соответствующих поправок в уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство.

Основания и условия применения к юрлицам мер уголовно-правового характера

Проектом предусматривается единственное основание для применения к юрлицам мер уголовно-правового характера - их причастность к преступлению. Организация признается причастной к преступлению, если лицо, выполняющее управленческие функции либо осуществляющее фактическое руководство организацией:

В соответствии с Проектом лицо, выполняющее управленческие функции в компании, - это единоличный исполнительный орган (руководитель), член коллегиального исполнительного органа, член совета директоров, а также иное физлицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. Лицо, осуществляющее фактическое руководство, - это физлицо, не занимающее должность в органе управления организации и не наделенное правом осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Однако такое лицо фактически принимает все важные решения в организации в силу его преобладающего участия в уставном капитале либо вследствие иных обстоятельств.

Юрлица, в отношении которых могут применяться меры уголовно-правового характера

Согласно Проекту за причастность к преступлениям меры уголовно-правового характера предлагается применять в отношении:

Из приведенного перечня видно, что мерам уголовно-правового характера могут подвергаться только юрлица, зарегистрированные в надлежащем порядке. Однако существуют организации без образования юридического лица, официально не зарегистрированные коллективные образования (например, преступные сообщества, террористические организации, общественные или религиозные объединения, деятельность которых носит экстремистский характер). Механизм уголовно-правового воздействия в отношении их деятельности Проектом не предусмотрен.

Меры уголовно-правового характера, применяемые в отношении юрлиц

Согласно Проекту организации, причастной к преступлению, суд может назначить одну или несколько следующих мер:

Предупреждение назначается организации, если ее причастность к преступлению небольшой или средней тяжести без причинения имущественного ущерба или возникновения такой угрозы выявлена впервые.

Штраф в отношении юрлиц предлагается в зависимости от исчисления разделять на три вида:

При уклонении организации, причастной к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, от уплаты штрафа данная мера может быть заменена судом на принудительную ликвидацию.

Лишение лицензии, квоты, преференций или льгот будет применяться в случае их использования для совершения преступлений, к которым причастна организация. Однако Проектом не предусмотрено внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который не предусматривает такого основания аннулирования или прекращения лицензии, как причастность организации к преступлению.

Лишение права вести определенную деятельность предполагает запрет юрлицу заниматься одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении или в связи с осуществлением которых было совершено преступление, сроком от года до пяти лет.

В отношении организаций, которые созданы за рубежом, но осуществляют в России деятельность, связанную исключительно с совершением или сокрытием преступления (его последствий), будет применяться запрет деятельности на территории РФ. Если такое юрлицо заключало сделки в противоправных целях на территории РФ, то суд вправе признать их недействительными и применить предусмотренные гражданским законодательством последствия недействительности ничтожной сделки.

Однако из Проекта неясно, как соотносится данное право суда с институтом гражданского иска в уголовном процессе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. При отсутствии такого лица вызывает сомнение возможность суда, рассматривающего уголовное дело, по собственной инициативе признавать сделки недействительными и применять последствия таких сделок, поскольку исходя из смысла п. 2 ст. 166 ГК РФ таким правом обладает суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Принудительную ликвидацию как исключительную меру уголовно-правового характера предполагается назначать следующим категориям юрлиц:

Если такие организации заключали сделки в противоправных целях, то суд вправе признать их недействительными и применить предусмотренные гражданским законодательством последствия недействительности ничтожной сделки.

Имущество ликвидированной компании, оставшееся после удержания обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, а также удовлетворения заявленных исковых требований, передается государству.

Освобождение юрлиц от мер уголовно-правового характера

Суд вправе освободить организацию, причастную к преступлению, от мер уголовно-правового характера при наличии одновременно следующих условий:

Как указывают авторы Проекта, в основном организации бывают причастны к экономическим и экологическим преступлениям. Большинство подобных деяний - преступления небольшой или средней тяжести, поэтому вероятность освобождения юрлиц от мер уголовно-правового характера велика. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности введения института уголовно-правового воздействия в отношении организаций.

Судимость юрлиц

Разработчики Проекта предлагают также ввести в отношении организаций институт судимости. Так, юрлицо, признанное причастным к преступлению, будет считаться судимым до момента погашения или снятия судимости.

Погашать судимость юрлиц предполагается в следующие сроки:

Согласно Проекту по ходатайству организации суд вправе снять с нее судимость по истечении половины такого срока, если в это время юрлицо:

Организация, освобожденная от мер уголовно-правового характера, считается несудимой, и все правовые последствия, связанные с наличием судимости, аннулируются.

Следует отметить, что предложенный авторами Проекта институт судимости юрлиц, причастных к преступлению, не согласуется с положениями данного документа о мерах уголовно-правового воздействия. Согласно действующему уголовному законодательству судимость - это правовое последствие, возникающее в связи с вынесением обвинительного приговора и назначением наказания. При назначении иных мер уголовно-правового характера судимость у лица не возникает. Получается, что если к юрлицам применяются меры уголовно-правового характера, а не наказание, то судимость у них возникнуть не может.

Таким образом, представляется, что отдельные положения Проекта о введении мер уголовно-правового характера в отношении юрлиц не согласуются с действующим Уголовным кодексом РФ. В связи с этим требуется дальнейшая доработка документа и обсуждение целесообразности введения института уголовно-правового воздействия на юрлиц в современной России.

Документ:

Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц" (текст документа размещен на официальном сайте Следственного комитета РФ http://www.sledcom.ru/discussions/?SID=1273).

[1] Ст. 18 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999). Ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ.

Ст. 26 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ.

Ст. 10 Конвенции против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Ратифицирована Федеральным законом от 26.04.2004 N 26-ФЗ.

[2] См., например: Додонов В. Ответственность юридических лиц в современном уголовном праве // Законность. 2006. N 4.

[3] См., например: Кузнецова Н.Ф. Цели и механизмы реформы Уголовного кодекса // Государство и право. 1992. N 6.