Мудрый Юрист

Проблема определения и дифференциации функций государства *

<*> Hwan D.A. The problem of defining and differentiating functions of the state.

Хван Дмитрий Андреевич, соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

В статье исследуется формирование категории "функция государства" в современной юридической теории и определяется основание для разграничения правовых и неправовых функций государства.

Ключевые слова: функция государства, задачи государства, неправовые функции государства, правовые функции государства, сущность государства, функциональная характеристика государства.

This article explores the formation of the category "function of the state" in contemporary legal theory and is the basis for distinguishing between legal and non-legal functions of the state.

Key words: function of the state, the tasks of the state, non-legal functions of the state, the legal functions of the state, a state entity, functional characterization of the state.

Функциональная характеристика государства занимает важное место в современной теории государства и права. Центральным для этой характеристики является понятие функции государства. Категория "функция" понимается как "отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого" <1>. Здесь мы видим рецепцию математического понимания функции. В социологии функцию понимают как "роль, которую определенный социальный институт (или частный социальный процесс) выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов" <2>, или как "зависимость, которая наблюдается между различными социальными процессами в рамках данной общественной системы" <3>. Функция определяется зачастую и как "деятельность, обязанность, работа; назначение", как "зависимая переменная величина, т.е. величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой аргументом", как "специфическая работа органа и вообще деятельность или отправления организма" <4>, как обозначение действия над количествами и как отправление членами тела своих действий <5>. Совершенно ясно, что в основе каждого понимания лежит представление о функции как о зависимости двух величин. Применительно к нашему предмету одной из таких величин выступает государство, или государственный способ организации общества.

<1> Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 751.
<2> Там же.
<3> Там же.
<4> Словарь иностранных слов. М., 1949. С. 706.
<5> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1980. С. 539. Т. 4.

Применительно к правовой теории государства функциональный подход обладает определенной спецификой. Функциональный анализ государства и права в юридической теории зачастую являет собой пример попытки компенсировать условность социальной и, в частности, юридической науки, т.е. обосновать некие законы социального развития, некие зависимости, которые должны иметь место в объективной реальности. Однако применительно к социальной сфере можно говорить о том, что здесь законы имеют не абсолютный характер и выступают в ином качестве - в качестве закономерности, имеющей вероятностный характер. В этом плане В.П. Малахов отмечает: "В своих законах природа и общество едины. В социальном мире, однако, законы непрерывно дробятся, поэтому они превращаются в тенденции (закономерности). Дробление же законов есть методологический принцип, позволяющий понимать социальный мир как мир творения человеком из необходимого" <6>. Соответственно, специфика функционального подхода здесь должна заключаться в понимании функции как зависимости, допускающей различные отклонения. В связи с этим и вводится, например, понятие дисфункции.

<6> Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. М., 2011. С. 307.

Понятие "функция" характеризует характер соотношения системы - в данном случае государства - со средой, в которой она существует. Это соотношение определяется природой и сущностью системы и, кроме всего прочего, - особенностями среды. Не следует также забывать, что, когда мы поднимаем вопрос о функциональной характеристике государства, речь идет именно о системе функций. Поэтому недостаточно создать перечень функций государства, необходимо вместе с этим указать на наличие или отсутствие связей между ними и на характер этих связей.

Таким образом, принципиальным становится понимание природы и сущности государства. Государство выступает как особая система политической организации общества для решения самых разнообразных задач, а именно как государственнический инструментарий. Говоря о специфике этого инструментария, следует назвать такие его отличительные черты, как тотальность (в рамках определенного политико-социального пространства), приоритет публичного интереса, универсальность (государство - это инструмент для решения любых задач, а вот сама его эффективность решения задач может меняться в зависимости от социальных условий) и т.д.

Возникает еще один вопрос: если государство - универсальный инструмент общесоциальной организации при помощи власти, то что лежит в основе этой организации? Полагаем, в ее основе, прежде всего, лежат механизмы организации политического общества, основанные на трансляции властной воли иерархией управленцев, и ее манифестация в качестве силы суверенной власти. Кроме того, речь должна идти о нормативной правовой системе организации политического общества, основанной на правовой дифференциации власти, консервации политической воли в законодательстве и создании системы предсказуемых социальных отношений, что обеспечивает их воспроизводство в стабильном режиме. Что касается первого положения, то оно не вызывает сомнений. В отношении же второго следует отметить, что ни одно государство (особенно в современном его понимании) не обходилось без права и правовых инструментов. И несмотря на то что в государствах разного исторического и культурного типа правовой инструментарий используется неодинаково, он всегда существует и всегда необходим.

Государство в своей основе представляет собой также способ организации политического общества посредством дифференциации политической власти, а эта дифференциация и обеспечивается правом. В.М. Курицын отмечал, что любое государство, едва возникнув, пытается найти свое правовое отражение в Конституции <7>. Также совершенно справедливым можно назвать мнение о том, что юридическое право и государство возникают одновременно, и одно без другого немыслимо.

<7> См.: Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М., 2004. С. 103.

Понимая государство как определенную организацию, мы можем констатировать его организационную природу. Если вопрос о природе государства - это вопрос о его изначальном назначении, обусловившем социальную потребность в государственной организации жизни и решении социальных задач, то вопрос о сущности государства, по сути, является вопросом о том, что собой представляет конкретное государство или конкретная категория (исторический или культурный тип) государств. В определенном смысле сущность государства есть функция его природы в условиях специфической социальной среды, обусловливающей специфические социальные потребности. Значит, можно говорить о различной сущности государств, например, восточного и западного типа в условиях единства их природы.

Организационная природа государства выражается либо правовым, либо неправовым способом. Надо отметить, что здесь существуют определенные различия культурного плана. Так, западные государства образовывались в условиях большей актуализированности правового способа выражения организационной природы государства, а восточные государства - в условиях большей актуализированности неправового способа выражения организационной природы государства.

В этом плане можно сказать, что восточное государство представляет собой универсальный инструмент для решения задач, без решения которых общество не может выжить. Это, как правило, задачи, не направленные на само общество, а связанные, например, с проведением ирригационных работ или решением задач подобного рода. Здесь организационная природа государства проявляется самым непосредственным образом, и можно говорить о политико-правовой сущности такого государства. В этом отношении правовые формы выражения его природы оказываются вторичными, но вовсе не исключаются. Дело в том, что правовые формы существенны, прежде всего, для ориентированности государства на решение проблем, порожденных не "внешними" потребностями общества, задаваемыми средой его обитания, а внутренними проблемами самого общества, задаваемыми распределением и дифференциацией власти.

Для государств западного типа именно этот круг "внутренних" задач является основным. С усложнением социальной структуры современных обществ мы видим определенный "дрейф" современных государств в сторону западного типа государственности. Сущность государства западного типа - политико-правовая, и правовые формы организации такого государства весьма существенны и наиболее эффективны в решении "внутренних" задач.

Итак, мы можем констатировать, что функция государства есть категория правовой теории государства, определяющая характер связи цели деятельности политической организации общества с государственническим способом ее достижения. Функции государства являются выражением его организационной природы и политической сущности.

Исходя из вышесказанного о правовых и неправовых формах организации общества, следует различать правовые и неправовые функции государства. Однако прежде всего необходимо обосновать необходимость такой дифференциации и предположить, что из нее может следовать. На наш взгляд, такое различение полезно и необходимо, во-первых, в силу того, что оно дает ключ к пониманию роли государства в современном обществе; во-вторых, вследствие того, что оно позволяет делать выводы о том, целесообразно или нецелесообразно государству решать стоящие перед обществом задачи правовыми средствами; в-третьих, это позволяет выявить значение и пределы возможностей юридического права в решении актуальных для общества задач; в-четвертых, такой подход дает возможность осуществить конструктивный анализ типов государств, основываясь на их функциональной характеристике; в-пятых, дифференциация правовых и неправовых функций государства способна лечь в основу новой концепции дисфункций современного государства; в-шестых, она позволяет также внести вклад в теорию правового государства и более очевидно указывает на закономерности связи права и государства; наконец, в-седьмых, анализ правовых и неправовых функций государства дает возможность делать определенные заключения относительно закономерностей дальнейшего развития государства, правовой политики государства, а также правовых трансформаций.

Исходя из вышеприведенного определения категории "функция государства", принципиальным вопросом является определение задач, которые решаются государством. Иными словами, следует определить зависимость действий государства от характера задач, которые предполагает решить общество через государственную организацию.

Здесь следует определить, правовые или неправовые формы лучше подходят для решения определенного круга задач. Причем есть ряд задач, которые возникают исходя из потребностей лишь современного общества, а есть ряд задач, которые присущи любому государству по его природе. Сегодня есть задачи "планетарного" характера, которые никогда государству не были присущи ранее, а есть задачи, которые любое государство решает непрерывно, вне зависимости от исторического и культурного типа. И все эти задачи государство может решать правовыми или неправовыми способами. Так, как уже отмечалось, что государства западного типа тяготеют к правовой форме решения задач, а государства восточного типа - к неправовой. Несомненно, определение целей (задач) государства вообще и конкретного государства в частности является одной из центральных в функциональном анализе государства. Г. Еллинек в этом отношении справедливо отмечал, что государство есть целевое единство, оно имеет определенную разумом цель; "в противном случае государство представляло бы только огромный дом для умалишенных" <8>.

<8> Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 239 - 240.

Следует сказать, что государство всегда решает такие задачи, как охрана и защита общества и человека, обеспечение социальной стабильности, суд, консолидация, самовоспроизводство.

Не все задачи имеют одинаковое значение для государств разных исторических и культурных типов. Так, например, воспроизводство государственной политической власти (в ее институциональных формах) для первоначального государства наименее актуально, и актуализируется, главным образом, сегодня.

Для правовых государств - государств западного типа - принципиально важной является правовая форма, а правовые функции выступают как основные. Напротив, для политизированных государств - государств восточного типа - более характерны неправовые формы. Политизированные государства более динамичны, ситуативны, но при этом произвольны в плане решения указанных задач.

Следует говорить не просто о правовых и неправовых функциях государства, а об их системах. И поскольку мы говорим о двух системах, логично предположить их структурный анализ.

В этой структуре можно выделить системообразующие и производные функции. Так, для системы правовых функций государства системообразующими являются правоустанавливающая, правовоспроизводящая, правообеспечительная функции, а производными правовыми функциями государства выступают правозащитная, правоохранительная, правосудная, законотворческая, регламентирующая функции и функция самоограничения.

В системе неправовых функций государства системообразующей выступает организационно-политическая функция. Производные неправовые функции государства многообразны, но наиболее существенные из них - идеологическая, экономическая, экологическая, финансовая функция государства и др.

Перечень неправовых функций является открытым. Именно производные неправовые функции зачастую пополняют совокупность функций государства и часто имеют произвольную направленность. Так, государство может выражать свою организационную природу в любой сфере: в семье, в здравоохранении, образовании, спортивных играх, в борьбе с паразитами и т.д. Границы здесь устанавливаются в соответствии с текущими потребностями конкретного общества.