Мудрый Юрист

Проблемы преподавания учебной дисциплины "конкурентное право"

Петров Дмитрий Анатольевич, доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

Конкурентное право как наука и учебная дисциплина представляет значительный теоретический и практический интерес. Нормы антимонопольного законодательства подвержены изменению, сложны в понимании, что часто является причиной споров и требует дополнительного толкования. Обучая теории конкурентного права, необходимо выявлять коллизии в правовом регулировании, широко использовать материалы судебной практики. Эффективным является преподавание с использованием интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: конкуренция, антимонопольное регулирование, преподавание.

Problems of teaching discipline "Competition Law

D.A. Petrov

The competitive right as the science and academic discipline represents considerable theoretical and practical interest. Norms of the antimonopoly legislation are subject to change, are difficult in understanding that often is at the bottom of disputes and demands additional interpretation. Training theories of the competitive right, it is necessary to reveal collisions in legal regulation, widely to use judiciary practice materials. Teaching with use of interactive methods of training is effective.

Key words: competition, antimonopoly regulation, teaching.

Трансформируя образовательные стандарты высшей школы в области юриспруденции, научное сообщество не может не обсуждать вопрос о совершенствовании методики преподавания юридических дисциплин, одной из которых является "Конкурентное право".

Политика в области конкуренции (конкурентная политика) является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предпринимателей и уровень жизни граждан Российской Федерации, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны. Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах <1>.

<1> Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р // Собрание законодательства РФ. 2009. N 22. Ст. 2736.

Ключевым инструментом конкурентной политики является антимонопольное регулирование, обеспечивающее непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждающее их возникновение, изучение которого является важным для каждого юриста. Именно поэтому редкий курс учебной дисциплины бакалавриата "Коммерческое (предпринимательское) право" <2> обходится без темы, посвященной изучению проблем антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

<2> Представлена такая тема и в учебной дисциплине "Коммерческое право", преподаваемой на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. См.: Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Проспект. 2009. Т. 1. С. 354 - 376; Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма. 2008. С. 319 - 345.

Вместе с тем задачей учебной дисциплины "Коммерческое (предпринимательское) право" является изучение всех видов и типов отношений с участием предпринимателя, в связи с чем рассмотрение вопросов антимонопольного регулирования здесь не может иметь исчерпывающего характера. Но учитывая важность рассматриваемого сегмента регулирования, для магистров, обучающихся на кафедре коммерческого права на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, в качестве обязательной преподается учебная дисциплина "Конкурентное право".

Не случайно преподавание указанной дисциплины студентам юридических факультетов традиционно ведется в магистратуре, так как ее изучение возможно только после изучения блока базовых частноправовых дисциплин - гражданского права, коммерческого права, арбитражного процесса, формирующих у студентов твердое понимание закономерностей регулирования частноправовых отношений.

Предметом любой науки являются объективные закономерности действительности. Конкурентное право как научная юридическая дисциплина направлена на изучение закономерностей формирования и развития конкурентных отношений в современной рыночной экономике, складывающихся под воздействием норм антимонопольного законодательства <3>, состав которого определяется ст. 2 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <4> (далее - Закон о защите конкуренции). Именно состав антимонопольного законодательства должен определять содержание курса "Конкурентное право".

<3> Вместе с тем довольно распространенной является точка зрения о необходимости использовать терминов "законодательство о защите конкуренции" или "конкурентное законодательство", что должно подчеркивать основную идею этого законодательства - защиту конкуренции. Однако принципиальные различия здесь усматриваются с трудом.
<4> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.

"Конкурентное право" как учебная юридическая дисциплина не может быть тождественной научной теории в силу ряда причин. Во-первых, в учебном курсе, ограниченном определенным количеством учебного времени, невозможно изложить всю совокупность теоретических и эмпирических знаний, полученных в результате научных исследований.

Во-вторых, цели учебного процесса и научного поиска различаются, поскольку подавляющая часть выпускников будет ориентирована на практическую работу, а не научную деятельность, подготовку к осуществлению которой следует проводить в рамках аспирантуры. Целью изучения учебной дисциплины "Конкурентное право" является совершенствование профессионального уровня подготовки юристов в сфере защиты конкуренции, углубленное изучение антимонопольного законодательства и практики его применения, научных взглядов. В результате студенты должны знать теоретические и практические проблемы конкурентного права, обладать навыками аналитической работы, уметь толковать и применять антимонопольное законодательство, составлять письменные документы юридического содержания, на основе чего будут развиты их умения по применению изучаемых в рамках учебной дисциплины норм к конкретным ситуациям (на примере судебных споров), по аргументации в процессе принятия решений (в т.ч. с учетом возможных последствий), анализу нестандартных практических ситуаций и выработке различных вариантов решений.

В-третьих, состав антимонопольного законодательства существенным образом отличается от законодательства, оказывающего влияние на формирование конкурентной среды, что не может не оказывать определенного влияния на определение круга изучаемых в рамках учебной дисциплины вопросов с учетом отводимого учебного времени и целей учебного процесса.

Помимо Закона о защите конкуренции, на формирование конкурентной среды оказывают непосредственное влияние, в частности, следующие Законы: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <5>; Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <6>; Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <7>; Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <8>; Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <9>; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <10>; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" <11>; Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <12>.

<5> Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
<6> Собрание законодательства РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.
<7> Собрание законодательства РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
<8> Собрание законодательства РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.
<9> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
<10> Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
<11> Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.
<12> Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4571.

Эти законы не имеют цели установления мер по защите конкуренции либо мер по предупреждению или пресечению антиконкурентного поведения. В то же время отмеченная выше непосредственность их влияния на формирование конкурентной среды заключается в прямом воздействии на правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, основу которого составляют конкуренция и разумное недискриминационное доминирование хозяйствующих субъектов.

Вряд ли перечень такого рода законов может быть исчерпывающим и все они скрупулезно могут быть изучены в рамках учебной дисциплины "Конкурентное право", в связи с чем представляется нерациональным выделение специальных тем (а следовательно, и учебного времени), зачастую предусматривающих повторное изучение тех групп отношений, которые были изучены студентами ранее в рамках других учебных дисциплин <13>. Например, изучение отношений в сферах государственного регулирования ценообразования, правового обеспечения качества товаров, государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, лицензирования, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, рекламы и др. являются традиционными для учебной дисциплины "Коммерческое (предпринимательское) право". Тем не менее изучать "Конкурентное право" без опоры на знания по указанным видам отношений невозможно.

<13> См., например: Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. М.В. Запольского. М.: Российская академия правосудия; Статут, 2010. С. 302 - 321, 363 - 379, 403 - 412; Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: Учеб. пособие. М.: Статут, 2010. С. 288 - 289.

Кроме того, существует целый ряд законов, дополняющих устанавливаемые Законом о защите конкуренции меры по предупреждению или пресечению антиконкурентного поведения, при изучении которых эти дополнительные меры и необходимо освещать. К таким Законам следует отнести, в частности: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <14>, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <15>, Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <16>.

<14> Собрание законодательства РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
<15> Собрание законодательства РФ. 2010. N 1. Ст. 2.
<16> Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1667.

В-четвертых, одной из задач, решаемых при разработке содержания и логики изложения учебного материала, является построение курса на проблемной основе. Сбалансированность конкурентной среды рыночной экономики достигается за счет разумного сочетания, с одной стороны, конкуренции как самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов на основе саморегуляции, а с другой - допущения наличия монополий при условии соблюдения ими недискриминационных правил. Но при таком законодательно предопределенном подходе неминуемо проявляют себя присущие этой системе противоречия, устранение которых составляет задачу государственного регулирования. Подобная диалектичность должна найти отражение в учебном процессе, а присущая такому подходу проблемность повысит эффективность обучения.

Традиционный подход к обучению, от которого полностью отказываться не имеет смысла, имеет объяснительно-иллюстративный характер и структурно выражается в триаде "восприятие - запоминание - воспроизведение". Такой подход к обучению, предполагая активную роль преподавателя и пассивную студента, позволяет сформировать устойчивые знания, умения и навыки у студента при значительных затратах учебного времени.

Для оптимизации познавательного процесса необходима активная мыслительная деятельность учащегося, достигаемая путем применения интерактивных методов обучения, создания проблемных ситуаций и условий, при которых студенты будут вынуждены искать пути их решения.

Указанные причины в совокупности с объемом отводимого учебным планом учебного времени обусловили структуру учебной дисциплины "Конкурентное право", преподаваемой на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы: во-первых, классические лекционные методы в объеме 6 часов; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинаров в объеме 16 часов; в-третьих, активная форма работы студентов под руководством преподавателя (интерактивные занятия) в объеме 10 часов; в-четвертых, самостоятельная работа - 62 часа.

С учетом этого времени учебную дисциплину "Конкурентное право" предлагается структурировать на шесть блоков (шесть тем), каждый из которых предполагает проведение лекций (с использованием презентаций), а также в зависимости от характера содержания - интерактивных занятий и семинаров, выделение времени для самостоятельной работы студентов по подготовке к занятиям. Учебное время для проведения лекций в каждой теме является одинаковым и составляет 1 аудиторный час; учебное время, отводимое для проведения иных видов занятий и организации самостоятельной работы, различается в зависимости от темы.

Распределение учебного времени по темам представлено в таблице.

 Тема 
 Лекции 
 Инте-   
рактивные
занятия
 Семинары 
 Самостоя- 
тельная
работа
студентов
  1   
    1   
    -    
    -     
     -     
  2   
    1   
    2    
    -     
     8     
  3   
    1   
    -    
    4     
     4     
  4   
    1   
    2    
    4     
    12     
  5   
    1   
    -    
    4     
    14     
  6   
    1   
    6    
    4     
    24     

Несложно заметить, что изучение первых двух тем (первая часть курса), содержательно имеющих теоретический характер, основано на осознанном восприятии и запоминании материала студентами, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала. Поэтому здесь доля интерактивных занятий и семинаров минимальна.

Оставшиеся темы (вторая часть курса) предопределяют использование иных, более сложных уровней <17> усвоения знаний и способов познавательной деятельности. Здесь сосредоточена основная часть интерактивных занятий и семинаров, требующих значительного времени для подготовки и, соответственно, самостоятельной работы студентов. Именно здесь освещаются правоприменительные аспекты антимонопольного регулирования, от студентов требуется не только осознанное восприятие и запоминание теоретического материала, но и применение знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации, а также творческое применение знаний и способов деятельности.

<17> Об уровнях усвоения знаний и способах познавательной деятельности см.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Наука, 1993. С. 567.

Вторая часть курса направлена главным образом на выработку умений: применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики; аргументировать принятые решения, в том числе с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений; анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений; квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; проводить экспертизу правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; объяснить действие норм права их адресатам. Кроме того, по результатам изучения у студентов формируются навыки: составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов; устных выступлений по правовым вопросам, в том числе в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом; составления экспертных заключений; консультирования субъектов по правовым вопросам.

Краткое содержание курса "Конкурентное право" может быть представлено следующим образом:

  1. Тема N 1 "Конкуренция и конкурентные отношения" посвящена: рассмотрению понятия конкурентного права, определению его места в системе права; антимонопольному законодательству; выявлению правового содержания основных понятий, используемых в контексте заявленной темы, определению товара и товарного рынка для целей антимонопольного регулирования, правовым основам анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке; выявлению особенностей правового положения участников конкурентных отношений, характеристике поведенческих моделей хозяйствующих субъектов; освещению основ антимонопольного регулирования в зарубежных странах и в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.
  2. В рамках темы N 2 "Монополии. Доминирующее положение на рынке" определяются понятие и виды монополий, основания их возникновения и правовые основы функционирования; уделяется внимание понятию доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) и особенностям определения доминирующего положения финансовых и кредитных организаций, субъектов естественных монополий (с точки зрения определения продуктовых границ товарного рынка); рассматривается правовое значение, порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Для закрепления полученных знаний представляется целесообразным на этой стадии проведение интерактивных занятий в форме диспута (устного научного спора в аудитории между лицами, имеющими разные точки зрения по какой-либо проблеме), групповой дискуссии (спора между различными заранее определенными группами, каждая из которых отстаивает свою точку зрения). Успешное проведение занятия зависит от подготовки студентов. Поэтому представляется важным заранее определить не только тему спора (например, "Коллективное доминирование: понятие, признаки, практика применения"), но и поставить вопросы для обсуждения, определить нормативно-правовые и правоприменительные акты, подлежащие обсуждению, обязательную к изучению научную и учебную литературу, поручить студентам подготовить экспертное заключение по указанным вопросам с приложением к нему в виде отдельного документа обобщения судебной практики (в целях последующего контроля за самостоятельной работой студентов).

  1. В теме N 3 "Государственное регулирование в сфере защиты конкуренции" предполагается осветить проблемы и направления антимонопольного государственного регулирования, понятие и цели конкурентной политики государства, рассмотреть вопросы прямого участия государства в конкурентных отношениях и основы осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства (с детальным анализом функций и полномочий ФАС России).

По этой теме возможно проведение семинара <18>, на котором закрепление теоретических знаний будет осуществляться в ходе решения задач и разбора практических ситуаций. В ходе предшествующей семинару самостоятельной работы студенты должны проанализировать указанные в тексте задач ситуации и вырабатывать различные варианты решений; подготовить указанные в задании к задачам документы или подготовить заключение, в котором аргументированно отразить принятые решения с учетом возможных правовых последствий и потенциальной их эффективности для бизнеса; подготовить устные выступления по вопросам задачи с целью аргументации и отстаивания своей точки зрения в устной полемике, ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом.

<18> Такая же методика должна быть использована при проведении семинаров по иным темам.
  1. Тема N 4 "Запреты на действия (бездействие), осуществляемые в целях ограничения, недопущения или устранения конкуренции" посвящена изучению квалифицирующих признаков запретов на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, на ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, на недобросовестную конкуренцию, на использование публичной компетенции в целях ограничения, недопущения или устранения конкуренции, а также освещению антимонопольных требований к торгам.

Основная часть судебной практики и административной практики ФАС России связана с выявлением и пресечением действий (бездействий), нарушающих указанные запреты. Проблемой здесь видится отсутствие в законодательстве четких границ между нарушением и допустимым осуществлением гражданских прав и обязанностей, в связи с чем изучение критериев квалификации поведения в качестве неправомерного приходится осуществлять на основе обобщения существующей практики. Это, в свою очередь, влечет большие временные затраты и на подготовку к занятиям, и на само проведение занятий, в ходе которых анализируются критерии квалификации правонарушений.

Учитывая это, помимо семинара, планируется проведение интерактивного занятия в форме заслушивания подготовленных студентами (или небольшими группами студентов) выступлений (до 10 мин. каждое), сопровождаемых презентациями по вопросам практического применения запретов на действия (бездействие), осуществляемых в целях ограничения, недопущения или устранения конкуренции. Вопросы определяются преподавателем заблаговременно с учетом складывающейся к моменту проведения занятия судебной практики.

В ходе самостоятельной работы по подготовке к интерактивному занятию (до 8 часов) студенты должны проанализировать сложившуюся по заданному вопросу судебную практику, выявить основные нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами; систематизировать выявленные нарушения и указать их признаки; привести реквизиты проанализированных судебных актов; подготовить в письменном виде текст выступления с презентацией; подготовиться к устному выступлению по заданному вопросу.

  1. В рамках темы N 5 "Меры предупреждения антиконкурентного поведения" предполагается осветить проблемы отбора финансовых организаций для оказания определенных услуг, порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, предоставления государственных или муниципальных преференций, осуществления государственного контроля за экономической концентрацией и ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны допустимыми в соответствии с законом.

По этой теме возможно проведение семинара с решением задач и разбора практических ситуаций, самостоятельной работы студентов по подготовке к семинару, самостоятельного изучения студентами в часы самостоятельной работы ряда вопросов с последующим контролем.

  1. В теме N 6 "Осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и ответственность за его нарушение" предполагается осветить процессуальные вопросы деятельности ФАС России как контролирующего и административно-юрисдикционного органа, право антимонопольных органов на информацию, основания и порядок проведения проверок антимонопольным органом и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, виды и основания ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, меры антимонопольного реагирования на антиконкурентное поведение.

Данная тема завершает изучение учебной дисциплины "Конкурентное право", в силу чего помимо семинара по теме представляется необходимым проведение интерактивного занятия в форме ролевой игры (с имитацией на первом этапе разбирательства дела о нарушении антимонопольного законодательства в антимонопольном органе, на втором - судебного разбирательства в арбитражном суде). Важным здесь является не только поиск правильного решения, но и подготовка всех процессуальных документов, для чего требуется значительное время и для проведения игры, и для подготовки к ее осуществлению.

В заключении хотелось бы отметить, что конкурентное право как наука и учебная дисциплина представляет значительный теоретический и практический интерес, имея в своем активе ряд достаточно сложных, не решенных в доктрине и правоприменительной практике проблем и пробелов в правовом регулировании. Отсутствие в законе необходимых положений или невозможность их законодательного разрешения, противоречия правовых норм приводят к невозможности полноценного регулирования сферы конкурентных отношений.

Обучая теории конкурентного права, преподаватель должен выявлять коллизии в правовом регулировании, широко использовать материалы судебной практики при обосновании высказываемых правовых позиций, поскольку зачастую устанавливаемые антимонопольным законодательством запреты имеют общий характер, а допустимые пределы поведения хозяйствующих субъектов могут быть установлены путем системного толкования как нормативных правовых актов, так и обычаев делового оборота.

Особую роль приобретает судебная практика, поскольку нормы антимонопольного законодательства подвержены изменению, сложны в понимании, что часто является причиной споров и требует дополнительного толкования. Представляется полезным в ситуациях обнаружения пробелов и коллизий предлагать студентам формулировать предложения законодателю по их устранению.

Поэтому преподавание должно осуществляться на высоком теоретическом уровне и связи теории конкурентного права с практикой его применения, доступности восприятия учебного материала, оптимальном использовании времени и методов обучения, систематичности и последовательности обучения, обучения с направляемой преподавателем систематической самостоятельной работой студентов.