Мудрый Юрист

Рецензия на монографию: борисова м.м., дудко и.г. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации *

<*> Борисова М.М., Дудко И.Г. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации. М.: Юрлитинформ, 2011. 264 с.

Романовский Георгий Борисович, профессор кафедры "Государственно-правовые дисциплины" Пензенского государственного университета, доктор юридических наук.

В статье представлена рецензия на монографическое исследование "Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации" (М.М. Борисова, И.Г. Дудко). Рассмотрены основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Федерации, обстоятельно исследованы атрибутивные признаки субъекта Российской Федерации, представлен критический анализ современного законодательства, а также практики его применения (в частности, Конституционным Судом России).

Ключевые слова: федерализм; субъект Федерации; конституционно-правовой статус.

Review of monograph: Borisov M.M., Dudko I.G. Constitutional-law status of the subject of the Russian Federation. M.: Yurlitinform, 2011. 264 p.

G.B. Romanovskij

In the article the review of monographic research "Constitutionally-legal status the subject of the Russian Federation" (is presented M.M. Borisova, I.G. Dudko). Basic elements constitutionally-legal status subjects of federation are considered, in details researched attributive at-sign the subject of the Russian Federation, the critical analysis from the legislation, and also practice of its application (in particular, the Constitutional Court of Russia) is presented.

Key words: federalism; the subject of Federation; constitutionally-legal status.

Одной из важнейших проблем современной российской государственности является укрепление и развитие федеративных начал. Без четко выстроенной модели взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов невозможно устойчивое развитие Федерации, а это, в свою очередь, предполагает определенность статусов участников федеративных отношений.

Актуальность изучения вопросов правового статуса субъектов Российской Федерации обусловлена рядом причин: противоречивостью и незавершенностью конституционных положений, определяющих статус субъекта РФ; расхождениями между конституционной моделью и реальной практикой; динамизмом изменения федеративных отношений. Все это обусловливает актуальность монографии М.М. Борисовой и И.Г. Дудко, которая является концептуальным исследованием одного из наиболее дискуссионных институтов современного российского конституционного права. Следует отметить, что работа содержит ряд новых интересных идей, теоретических положений и практических рекомендаций.

В отечественной юридической литературе существуют работы, посвященные изучению статуса субъекта РФ. Однако эти работы нацелены либо на изучение конкретных субъектов Российской Федерации, либо вида субъектов РФ, иногда групп субъектов РФ (например, республик). Эта методологическая односторонность преодолевается в рецензируемой монографии. Мы разделяем позицию авторов о единстве конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Представляется, что концептуальное решение проблемы статуса субъекта РФ может быть найдено только в результате комплексного исследования.

Монография состоит из трех глав, в которых логически последовательно исследуются проблемы теоретической модели, нормативного выражения и практики реализации статуса субъекта Российской Федерации.

Первая глава начинается с рассмотрения теории "статуса". Авторы исследуют вопрос как с позиции общей теории, так и в контексте конституционных постулатов "правового статуса". Следует согласиться с авторами в том, что категория "статус" наряду с общими составляющими имеет "наполнение" с учетом отраслевой специфики, а также особенностей отдельных правовых институтов. Конкретная содержательная характеристика зависит в первую очередь от особенностей того или иного субъекта права.

Раскрывая специфику статуса субъекта РФ, авторы обращаются к положениям Конституции Российской Федерации, широко используют решения Конституционного Суда РФ, действующее федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ. Весьма убедительно звучит вывод авторов о том, что наиболее точным и адекватным выражением правового положения субъекта РФ выступает категория "конституционно-правовой статус", при этом нормативное определение правового положения субъекта Федерации не ограничивается исключительно конституционными нормами.

Говоря о структуре конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, авторы справедливо указывают, что она должна исходить как из конституционной природы данных субъектов публичного права и, следовательно, выделять особенные, принадлежащие исключительно им свойства, так и специфики правовой регламентации их правового положения в системе публичного правового общения. Предложенная в монографии структура статуса субъекта РФ логична и включает: принципы конституционно-правового статуса; атрибутивные признаки субъекта РФ; права и обязанности субъекта РФ; гарантии прав субъекта РФ; ответственность субъекта Российской Федерации.

Особый, мало изученный в конституционном праве вопрос об изменении статуса субъекта РФ стал предметом исследования во втором параграфе первой главы. О том, что изменение статуса субъекта РФ не имеет завершенного нормативного регулирования, свидетельствуют и содержательно разные федеральные конституционные законы об объединении областей (края) с автономными округами, и разнообразная практика их реализации. Наряду с обзором сложившихся в отечественной литературе позиций авторы предлагают собственное решение проблемы.

Во второй главе монографии обстоятельно исследуются атрибутивные признаки субъекта Российской Федерации. Прежде всего, рассматривается вопрос организации государственной власти субъектов РФ. Анализируя региональную систему государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную) как в нормативном, так и практическом аспектах, авторы приходят к закономерному выводу о возрастании уровня централизации. Критически оценивая процесс нивелирования модели государственной власти субъектов РФ, М.М. Борисова и И.Г. Дудко выдвигают ряд конкретных предложений, которые, несомненно, заслуживают рассмотрения депутатским корпусом законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Последующие параграфы указанной главы посвящены вопросам правового регулирования предметов ведения субъектов РФ и предметов совместного с Российской Федерацией ведения, построения законодательства субъектов РФ, официальной символики субъектов РФ, нормирования территориальных вопросов. Каждый из параграфов содержит анализ законодательства, особенностей региональной практики и авторские предложения, направленные на совершенствование правового регулирования.

Из общего анализа атрибутивных признаков выделяется проблема государственного языка республик в составе Российской Федерации. Такой подход вполне объясним. Регулирование государственного языка - преференция исключительно республик. Это то, что, пожалуй, отличает их сегодня от всех иных субъектов РФ, но вместе с тем затрагивает интересы различных участников федеративных отношений. Авторы взяли на себя смелость рассмотреть данную проблему с позиции прагматической, в ракурсе практического применения.

Завершает монографию глава, посвященная проблемам гарантий и ответственности субъектов Российской Федерации. Категория "гарантии прав субъектов РФ" не получила нормативного закрепления, вследствие этого она является исключительно доктринальной. На основе толкования Конституции Российской Федерации и действующего законодательства, авторы встраивают систему гарантий, направленную на обеспечение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В работе констатируется, что наиболее действенный механизм обеспечения гарантий реализации статуса членов Федерации сложился в деятельности Конституционного Суда РФ; его решения служат правовым ориентиром как для совершенствования законодательства, так и для формирования позитивной конституционной практики.

Обсуждая вопросы конституционно-правовой ответственности субъектов РФ, авторы монографии справедливо полагают, что ее установление обусловлено необходимостью обеспечения государственного и правового единства страны. В настоящее время институт конституционной ответственности субъектов РФ (органов государственной власти) получил активное развитие в федеральном законодательстве. В работе рассмотрены меры конституционной ответственности, практика ее осуществления, опыт зарубежных федераций. Авторы подчеркивают, что применение мер конституционной ответственности должно сопровождаться четким закреплением процедур, решение проблем при помощи федерального вмешательства, чрезвычайных методов может привести к обратному результату, дезорганизации федеративных отношений.

Полагаю, рецензируемая монография будет с интересом воспринята не только научной юридической средой, но и практиками (депутатами, государственными служащими и др.) и, несомненно, послужит развитию отечественной доктрины федерализма.