Мудрый Юрист

Юридические дисциплины в неюридическом образовательном учреждении высшего профессионального образования *

<*> Kanakov L.A. Juridical disciplines in non-juridical educational institution of the higher professional education.

Канаков Леонид Алексеевич, доцент кафедры общественных наук филиала Государственного образовательного учреждения "Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности" в г. Омске.

В статье говорится о том, что требования ведущих юристов о сокращении или прекращении подготовки юристов и экономистов в "непрофильных вузах" не должны отрицательно отразиться на преподавании юридических дисциплин в неюридических государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: перепроизводство, преподавание, правоведение, правовой нигилизм.

The author of the article believes that demands of leading lawyers regarding reduction or termination of teaching lawyers and economists in non-profile institutions of higher education should not make negative effect on teaching of juridical disciplines in non-juridical state educational institutions of higher professional education.

Key words: over-production, teaching, legal science, legal nihilism.

В Российской Федерации среди проблем современного высшего профессионального образования возникла еще одна проблема. Это проблема "достаточной" подготовки юристов и экономистов. Аргументация различна, мнения прямо противоположны.

Однако, по нашему мнению, проблема перепроизводства юристов и экономистов (действительная или мнимая), все "за" и "против" не должны затрагивать преподавание правоведения (и других юридических дисциплин) в неюридических образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Такое мнение основывается на том, что юридическое образование в неюридических учебных заведениях высшего профессионального образования не способствует увеличению количества профессиональных юристов, т.к. "Правоведение" преподается в рамках цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ).

Конечно, преподавание права в любом высшем учебном заведении (вузе) преследует цель получения студентами правовых знаний и формирования у них определенных правовых навыков. Однако в неюридических вузах цель преподавания права (в рамках цикла ГСЭ) - это формирование у граждан надлежащего правового сознания, выработка привычки совершать поступки (действия) исходя из требований Закона, выработка привычки применять право в повседневной жизни и профессиональной (не юридической) деятельности.

Отсутствие у гражданина надлежащего правового сознания и достаточной правовой культуры порождает правонарушения, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на всех без исключения общественных отношениях - экономике, политике, морали и т.д.

Под влиянием правового нигилизма отношение к правам человека, обязанности гражданина, отношение к труду, деньгам приобретает иное, чем это необходимо, значение, а требование Основного Закона Российской Федерации - Конституции России - о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, не получает своего практического применения. В результате соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина не находят поддержки ни у государства (читай - у чиновников), ни у самих граждан.

В условиях кризисного развития общества отсутствие четкого правосознания сказывается на росте числа преступлений и правонарушений, падает дисциплина труда, мораль становится предметом насмешек. Правовые нормы, основанные на общечеловеческих ценностях, становятся ничем.

Правовой фетишизм приводит к другой крайности: посредством закона урегулировать "все и вся", принятием "нужного" закона - решить любую (в т.ч. сиюминутную) проблему. При этом необоснованно и широко применяются приемы юридической техники (правовые презумпции и правовые фикции), которые выдаются за законотворчество. Соответственно, в таких случаях право в расчет не принимается, все сводится к необходимости (запретить, удалить, закрыть и т.д.).

В предыдущих публикациях на тему преподавания юридических дисциплин в неюридических образовательных учреждениях высшего профессионального образования говорилось о том, что подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием предусматривает получение основ конкретных правовых (юридических) знаний в объеме государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Особо подчеркивалось, что требования государственного образовательного стандарта - это обязательные условия получения высшего профессионального образования и гарантия качества получаемых знаний.

Как отмечается в официальных (доступных) документах Министерства образования и науки Российской Федерации, в России исторически сложилась система высшего профессионального образования, состоящая из двух образовательных подсистем: непрерывная - "специалитет" и ступенчатая - "бакалавриат" и "магистрат".

Существующие Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, предусматривающие получение уровня образования "Специалист", предусматривают преподавание цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), который должен включать в себя базовые гуманитарные дисциплины. Плохо то, что в числе обязательных для преподавания дисциплин юридические (правовые) учебные дисциплины не предусмотрены. Однако рекомендовано осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе.

В более современных образовательных стандартах высшего профессионального образования также предусмотрен цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ). Рекомендовано осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе.

В образовательных стандартах высшего профессионального образования, предусматривающих получение уровня образования "магистр", также предусмотрен цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ).

Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования предоставлено право осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе.

Преподавание юридических дисциплин в неюридических образовательных учреждениях высшего профессионального образования - необходимое условие получения надлежащего правового сознания и достаточной правовой культуры как условие успешного решения специалистом своих профессиональных задач.

В ряду гуманитарных учебных дисциплин "Правоведение" должно занимать достаточное по времени и необходимое по обеспечению место. "Правоведение" необходимо для формирования позитивного отношения к правопорядку, выработки привычки к правовому поведению, устранения пренебрежительного отношения к праву, устранения правового нигилизма и правового фетишизма.

Изучение основ права, основ законодательства, занятия по практическому применению права на основе конкретных жизненных примеров, выполнение письменных работ (курсовые, контрольные, тесты, рефераты и т.д.), применение новейших компьютерных информационно-справочных систем - это направления совершенствования правовой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.