Мудрый Юрист

Становление юридической клиники в вузах России *

<*> Druzhinina A.V. Formation of juridical clinics in institutions of higher education of Russia.

Дружинина Анна Валентиновна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного университета туризма и сервиса (филиал в г. Сочи), кандидат юридических наук.

В статье говорится о проблемах функционирования в стране юридических клиник как одного из элементов обучения студента юридического вуза практическим навыкам. Приводятся не только современные аналитические материалы, но и дается исторический экскурс в дореволюционную Россию.

Ключевые слова: юридическая клиника, обучение, профессиональные навыки.

The article is devoted to the problems of functioning in the country of juridical clinics as one of elements of teaching a student of juridical institution of higher education of practice skills; presents not only contemporary analytical materials but also history of pre-revolutionary Russia.

Key words: juridical clinic, teaching, professional skills.

Популярным в настоящее время как в России, так и за рубежом способом формирования профессиональных навыков у студентов-юристов является юридическая клиника.

Д.И. Мейер одним из первых предложил организовать юридическую клинику в стенах Казанского университета. В работе "О значении практики в системе современного юридического образования" (1855 г.) он обосновывает необходимость клинической формы подготовки юристов. Д.И. Мейер проводил аналогию между правовой и медицинской подготовкой: "В самом деле, звание юриста, как и звание врача, практическое, и потому как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же" <1>.

<1> Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. С. 42.

Формой такой подготовки, по мнению Д.И. Мейера, должна стать юридическая клиника. Этот термин ученый использовал потому, что "клиника сама по себе означает применение знания к делу" <2>. Устройство клиники представлялось Д.И. Мейеру "весьма простым. Бедные люди, нуждающиеся в советах и помощи по каким-либо касающимся их в присутственных местах делам, обращаются по усмотрению своему к заведующему практикой, в присутствии его учеников сообщают надлежащий случай, который и подвергается обсуждению, результатом чего может быть, смотря по данным, какое-либо одобряемое наставником указание. По желанию советующегося тут же может быть для него безвозмездно сочинена нужная бумага - прошение, докладная записка, проект акта и т.д. Если дело таково, что интересант станет являться неоднократно, то оно может быть поручено одному из практикантов, так что на попечении каждого из них может остаться по одному делу или по несколько, разумеется, под руководством и ответственностью наставника. Практическая деятельность эта отнюдь не должна доходить до ходатайства по делу, несовместимого с назначением учебного заведения, почему строго исключаются всякие сношения с присутственными местами и действия, основанные на верящих письмах" <3>.

<2> Там же. С. 42.
<3> Там же. С. 44.

Д.И. Мейер организовал юридическую клинику на юридическом факультете Казанского университета. Он устраивал в университете консультации для посторонних лиц, которым давал юридические советы в присутствии студентов <4>. Н.Г. Чернышевский в "Современнике" оценил юридическую клинику как род занятий, "без сомнения, могущий принести самые прекрасные плоды" <5>.

<4> Юридическая консультация в Казанском университете // Журнал Министерства юстиции. 1861. N 7; Мулов П.А. О практическом юридическом образовании // Юридический вестник. 1860 - 1861. Вып. 17; Гольмстен А.Х. Участие представителей юридической науки в отправлении гражданского правосудия // Журнал Министерства юстиции. 1905. N 4. С. 122.
<5> Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М., 1949. Т. 2. С. 782 - 784.

В 1863 г. на четвертом съезде германских юристов Фолькмар предложил создать при юридических факультетах клиники. В клиниках, по его мнению, должны концентрироваться "образцы юридических актов и наглядные изображения предметов, с которыми имеют дело юридические понятия" <6>.

<6> Цит. по: Реформа юридического образования в Германии // Юридический вестник. 1889. N 4. С. 594.

Р. Иеринг отнесся к идее клинического обучения скептически. В работе "Scherz und Ernst in der Jurisprudenz" он достаточно иронично обрисовал "кабинеты и музеи, в которых студентам демонстрировались в натуральном виде субъекты и объекты правовых отношений: движимые и недвижимые вещи, главные вещи и принадлежности к ним. Лошадь с пороком, баран с ягненком, затем субъекты разного возраста и пола - мужчины и женщины, девицы и замужние, в числе последних одна в интересном положении..." <7>.

<7> Право. 1901. N 18. С. 922.

На рубеже XIX - XX вв. и в России, и в Германии в условиях роста внимания к практическому обучению юристов вновь вернулись к клинике.

В 1900 г. А. Люблинский на страницах "Журнала Министерства юстиции" выступил за создание на юридических факультетах аналогов медицинских клиник, где студенты получили бы возможность "прийти в непосредственное соприкосновение с нуждающимися в юридической помощи, чтобы уже в университете они смогли увидеть право в действии" <8>. Здесь студенты сталкивались бы с реальными ситуациями, "облеченными в кровь и плоть действительности". Соответственно, студенту предстояло из массы практических подробностей выделить имеющие значение для юридической квалификации дела. Кроме того, такие занятия давали бы студентам возможность более глубоко ознакомиться с судебной и административной практикой <9>.

<8> Люблинский А. Юридические клиники // Журнал Министерства юстиции. 1901. N 1. С. 177.
<9> Там же. С. 177.

Юридическая клиника должна была стать особым видом благотворительных учреждений для населения, нуждающегося в юридической помощи, но неплатежеспособного. Но этим социальное значение юридических клиник не ограничивалось. Они рассматривались еще и как способ борьбы с подпольной адвокатурой, весьма распространенной в дореволюционной России и оказывавшей некачественную юридическую помощь. Однако получить консультацию в клинике могли не все желающие: руководитель клиники должен был отбирать дела, и, следовательно, часть клиентов не попадала на прием, а направлялась к адвокатам. Отбор дел признавался необходимым в силу учебных целей юридической клиники, которые считались доминирующими. По этой причине принимались только те дела, консультировать по которым студенты были готовы.

Предусматривалось ограничить виды юридической помощи только консультированием и составлением различных бумаг, т.е. деятельность студентов-клиницистов не должна была выходить за стены вуза, и потому они не могли выступать в суде или других органах власти.

Осознание ответственности работы в юридической клинике выражалось в предложениях ввести строгие требования как к преподавателям, так и к студентам-клиницистам. Руководители-правоведы должны были одновременно быть и хорошими юристами-теоретиками, и практиками в наиболее важных областях частного и публичного права. Поскольку деятельность в качестве руководителей клиник должна была поглощать большую часть времени, исключалась возможность ее совмещения с другими занятиями, например, с адвокатской практикой.

Не меньше требований как морального, так и делового характера предъявлялось к студентам. Одно из важнейших касалось ответственности студентов и сохранения тайны всех сведений, доверенных клиентом. Работа в клинике требовала теоретической подготовки, поэтому к ней допускались студенты только старших курсов. А. Люблинский писал: "Ввиду той важности, какую клинические занятия представляют для всякого юриста-практика, их необходимо сделать обязательными для студентов" <10>. Правда, при этом оговаривалось, что не все студенты смогут постоянно работать с клиентами. В силу того, что прием ограничивался, студенты подразделялись на клиницистов, которые имели дело непосредственно с "просителями", и слушателей, присутствовавших при объяснениях профессора и клиницистов, но не работавших с клиентами.

<10> Там же. С. 177.

Позднее была признана необходимой специализация юридических клиник по отдельным отраслям права. По мнению сторонников этой идеи, она позволяет осуществлять отбор опытных преподавателей и способствует повышению качества работы студентов <11>.

<11> Так, еще в 1901 г. профессор Казанского университета Колотинский предлагал организовать силами студентов бесплатные консультации по несложным делам из сферы ведения мировых судов. См.: Янжул И.И. Роль и значение практических занятий в современном юридическом образовании Западной Европы // Журнал Министерства народного просвещения. 1901. N 11. С. 68.

В настоящее время юридические клиники действуют во многих российских и зарубежных вузах, что лишний раз подчеркивает их значимость для науки и практики.