Мудрый Юрист

Местный суд как преемник мирового судьи

Одним из достижений судебной реформы в России в новейшее время принято считать "возрождение" мировой юстиции, проявившееся в учреждении в системе судов общей юрисдикции мировых судей. Однако обоснованность утверждения о том, что произошло именно восстановление некогда существовавшего в нашей стране института гражданского процессуального права, может быть подвергнута сомнению.

На основе сравнения первоначальных регламентов, регулировавших деятельность мировых судей в Англии, Франции и России <1>, можно выделить общие для судопроизводства всех национальных мировых судей черты. Характеристики института мировой юстиции возможно вывести из анализа правовой регламентации соответствующих отношений лишь в трех названных государствах. Это связано с тем, что рассматриваемый институт появился и получил развитие в большинстве других государств благодаря завоевательной и колонизаторской деятельности Англии и Франции (именно так произошло с США, Австралией, Канадой, Бельгией), т.е. он не возник там самостоятельно, а был привнесен в их правовую систему. Английский и французский опыт законодательного регулирования осуществления правосудия мировыми судьями послужил основой для создания соответствующего института в России <2>.

<1> Подробнее об этом см.: Арабова Т.Ф. Понятие и признаки мировой юстиции (сравнительно-правовой аспект) // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 7. С. 17 - 21.
<2> Азарова Е.С., Репкин М.Л. Мировая юстиция в России. Волгоград, 2009. С. 7.

Во всех трех системах мировые судьи не являлись в обязательном порядке профессиональными судьями или специалистами в области права. В исследуемых правопорядках мировые судьи были вправе выносить решения, руководствуясь не только позитивным правом, но и собственными представлениями о справедливости. Безусловное совпадение признаков этим и ограничивается.

Состав суда для принятия решения был коллегиальным как в Англии, так и во Франции (изначально <3>), и лишь в России было установлено единоличное рассмотрение дел мировыми судьями. Несмотря на имеющееся расхождение, коллегиальность является существенной характеристикой мировой юстиции, т.к. она логически связана с тем, что судопроизводство осуществляется судьями-непрофессионалами, и служит гарантией вынесения законных и обоснованных решений.

<3> В соответствии с Законом от 16 - 24 августа 1790 г. французские мировые судьи избирались населением кантонов на два года, впоследствии выборное начало сменилось назначением судей императором.

Отступление России от коллегиального начала было вызвано объективными причинами. Сформировать коллегию мировых судей в каждом участке огромной по территории страны представлялось затруднительным, учитывая высокий имущественный ценз к кандидатам, что подтверждается существовавшей проблемой комплектования мировых судей даже при действии правила единоличного рассмотрения <4>. Последствием возникшей сложности стало "неожиданно широкое применение избирательными собраниями ст. 34 Учр. суд. уст." <5>, предусматривавшей право земского собрания по единогласному решению всех избранных гласных избрать мировым судьей лицо, не отвечающее требованиям закона, но имеющее общественное доверие и уважение <6>. 19 января 1867 г. порядок реализации ст. 34 УСУ был упрощен, земским собраниям было предоставлено право принимать указанное решение единогласно всеми присутствующими гласными.

<4> Судебные уставы 20 ноября 1864 года за пятьдесят лет. Пг., 1914. Т. 2. С. 8.
<5> Там же. С. 10.
<6> Судебные уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений на коих они основаны, изданные государственной канцелярией. 2-е изд. доп. Часть 2-я. СПб., 1867. С. 52 - 54.

Ни в одной из рассмотренных стран не совпадает порядок занятия должности мирового судьи: для Англии было и остается характерным назначение судьи монархом, во Франции действовало правило об избрании мирового судьи населением кантонов, для России - избрание местными представительными органами. Казалось бы, отсутствие единообразия в данном вопросе не позволяет ни назначаемость, ни избираемость судьи рассматривать как устойчивый и сущностный признак, однако такой вывод представляется преждевременным.

Принцип назначения английских мировых судей был исторически связан с функциями, которые они исполняли, а функции эти были не только судебные, но и административные. Исследователи отмечают, что мировые судьи на местах служили укреплению королевской власти, "с одной стороны, мировые судьи были фактическими хозяевами данной территории (в экономическом смысле), с другой - уполномоченными короля, через которых исполнялись повеления верховной власти на местах. Король мог положиться на них как в борьбе с баронами, так и в поддержании законности и правопорядка в графствах" <7>. Применение принципа избрания судей при таких обстоятельствах было просто несовместимо с предназначением самого института судебной власти - мировых судей.

<7> Лонская С.В. Мировая юстиция в России. Калининград, 2000. С. 15.

Российская империя в исторических условиях середины XIX века также не могла себе позволить установить избрание судей непосредственно населением, такой вариант формирования низшего звена судебной власти даже не рассматривался при составлении проектов Судебных уставов. Причины имели как политический, так и организационный характер.

Наиболее демократическим с точки зрения института мировых судей способом занятия должности судьи представляется французский подход - избрание населением. Именно его следует рассматривать как существенную черту мировой юстиции, что обусловливается предназначением этого звена судебной системы - быть местным судом для местного населения. А.А. Головачев отмечал: "...здесь (применительно к институту мировых судей. - Прим. авт.) выборное начало составляет безусловную необходимость на том простом основании, что назначение от правительства нескольких тысяч судей просто немыслимо. При таком порядке на громадном пространстве нашего Отечества люди интриги очень часто нашли бы возможность получить место, тогда как люди честные и уважаемые, но неспособные к искательству, остались бы в тени" <8>.

<8> Головачев А.А. Десять лет реформ. СПб., 1872. С. 326.

Особое значение процедуры примирения сторон в судопроизводстве, осуществляемом мировыми судьями, было характерно для Франции <9>, и именно в этой стране оно получило полноценный статус самостоятельной функции мировой юстиции. Впоследствии отечественный законодатель при разработке УГС воспринял идею о значении примирения тяжущихся при рассмотрении споров у мирового судьи.

<9> Исследуя примирительное производство во французском гражданском процессе, Е.А. Нефедьев отмечает, что идея активного участия суда в окончании дела миром была заимствована французами из Голландии, где существовали так называемые миротворцы (faiseurs de paix). Введение обязательного примирительного разбирательства было следствием заложенной в основе реформы гражданского судопроизводства конца XVIII в. мысли о том, что гражданско-правовые споры представляют собой плод недоразумения, неясного представления спорящих сторон о пределах взаимных прав и обязанностей. См.: Нефедьев Е.А. Склонение сторон к миру в гражданском процессе. Казань, 1890; Нефедьев Е.А. Избранные труды по гражданскому процессу. Краснодар, 2005. С. 326 - 327.

Представляется, что примирительная функция также может быть отнесена к числу основных устойчивых характеристик мировой юстиции, поскольку именно она явилась источником появления особой правовой регламентации примирительной процедуры (Франция) либо отдельных элементов примирительной процедуры (Россия).

Российская империя внесла свой вклад в развитие мировой юстиции, создав отдельную, самостоятельную проверочную <10> инстанцию для судебных актов, не вступивших в законную силу, - съезды мировых судей. Идея о формировании съездов мировых судей была тесно связана с таким свойственным мировым судьям как в Англии, так и во Франции правомочием, как возможность принимать решения "по совести" <11>.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Е.А. Борисовой "Проверка судебных актов по гражданским делам" включена в информационный банк согласно публикации - Городец, 2005.

<10> О понятии и признаках проверки судебных актов см.: Борисова Е.А. Проверка судебных актов по гражданским делам. М., 2006.
<11> Судебная реформа / Под ред. Н.В. Давыдова и Н.Н. Полянского. М., 1915. Т. 1. С. 325.

Анализ исторических форм организации мировых судей, сравнительная характеристика правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью мировых судей, позволяют выделить ряд следующих признаков мировой юстиции в чистом виде: 1) судопроизводство осуществляется судьями-непрофессионалами; 2) дела рассматриваются и разрешаются в коллегиальном составе (существуют исключения, например, Россия); 3) судьи избираются населением соответствующей местности; 4) подсудность ограничена предположительно несложными, малоценными спорами; 5) судопроизводство осуществляется с применением примирительной процедуры или ее элементов; 6) в случае недостижения примирения дело разрешается не только в соответствии с предписаниями позитивного права, но и с применением местных обычаев, с учетом представлений о справедливости, а также по совести; 7) в судебной системе предусмотрено специальное звено проверки законности, обоснованности и справедливости судебных актов, вынесенных мировыми судьями, либо установлен запрет на их обжалование.

Теперь рассмотрим правовой статус судей судов нижнего звена в тех же странах, но уже в настоящее время.

Институт мировых судей действует сейчас в Англии и Уэльсе под названием магистратских судов (magistrate court) <12>, относящихся к категории "низших" судов <13>. Деятельность магистратских судов регламентируется Законом о судах от 2003 г. (Courts Act) <14>, Законом о магистратских судах от 1980 г. (Magistrates' Court Act) <15> и Законом о мировых судьях от 1997 г. (Justices of the Peace Act) <16> (далее по тексту - Закон о мировых судьях). Часть вторая Закона о мировых судьях посвящена регламентации деятельности мировой юстиции, но вместе с тем она разделена на два блока, один из которых составляет регламент в отношении собственно мировых судей (выделено мной. - Т.А.), которых сам закон призывает отличать от оплачиваемых судей, а второй - в отношении районных или оплачиваемых судей. То есть закон допускает применение термина "Justices of the Peace" как к собственно мировым судьям, так и к оплачиваемым судьям магистратских судов, однако в правовом регулировании четко проводит между ними различие.

<12> Термин "магистратский суд" нельзя признать полностью тождественным термину "мировой судья", поскольку в составе английских магистратских судов выделяются собственно мировые судьи и районные судьи (district judges).
<13> Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2002. С. 266; Судебные системы западных государств. М., 1991. С. 104.
<14> URL: http:// www.legislation.gov.uk/ ukpga/ 2003/ 39/ part/2.
<15> URL: http:// www.legislation.gov.uk/ ukpga/ 1980/ 43/ contents.
<16> URL: http:// www.legislation.gov.uk/ ukpga/ 1997/ 25/ contents.

Такое же разделение проводит и Закон о судах, применяя по отношению к собственно мировым судьям термин "lay justice", то есть судья-непрофессионал. Статья 9 Закона о судах гласит, что судья-непрофессионал - это мировой судья, который не является районным судьей.

К кандидатам на должность мировых судей непрофессионалов не предъявляют квалификационных требований, они должны лишь обладать такими качествами, как ум, способность принимать разумные и справедливые решения, честность. Однако, прежде чем вступить в должность, судьи проходят соответствующую подготовку, обучение продолжается и во время осуществления полномочий.

Должность мирового судьи непрофессионала не является оплачиваемой, за исключением возмещения возможных расходов на транспорт и размещение (ст. 10 Закона о мировых судьях). Установлено минимальное количество сессий, которые мировой судья должен провести в год - 26. Мировые судьи рассматривают дела коллегиально в составе скамьи (bench), состоящей, как правило, из трех судей <17>.

<17> Судебные системы европейских стран. М., 2002. С. 34; Мировая юстиция / Под ред. Н.А. Колоколова. М., 2008. С. 76.

Наряду с мировыми судьями в магистратских судах существуют районные судьи (district judges), которые, в отличие от мировых, обязаны иметь юридическое образование, имеют полную занятость в течение рабочего дня, и их должность является оплачиваемой, чем объясняется еще одно их наименование - stipendiary magistrates, т.е. судьи, которым выплачивается вознаграждение. Более строгие требования к районным судьям позволяют установить общее правило единоличного рассмотрения ими дел (п. 2 ст. 14, п. 1 ст. 15 Закона о мировых судьях), что отличает их от мировых судей.

Во Франции мировые судьи просуществовали полтора века до их упразднения Законом от 9 февраля 1949 года. Причинами, повлекшими упразднение мировых судей, явились профессионализация мировых судей и процесс урбанизации населения. В социальном плане, как обоснованно подчеркивает Л.В. Головко, упадок мировой юстиции отражает фундаментальные изменения, произошедшие во французском обществе, становившемся все менее и менее патриархальным <18>. Массовая миграция населения из сел в города, урбанизация, индустриализация, индивидуализация социальных отношений явились теми факторами, которые оказались несовместимыми с французской концепцией мировой юстиции, стала очевидна "неадекватность института социальному развитию" <19>.

<18> Головко Л.В. Генезис концепции мировой юстиции на Западе и в России: от единства термина к разнообразию институтов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2009. N 6. С. 38.
<19> Rouet G. La justice de paix en France entre 1834 et 1950: une exploration spatial // Une justice de proximite... P. 99. Цит. по: Головко Л.В. Указ. соч. С. 28.

Законом от 9 сентября 2002 г. во Франции были учреждены суды близлежащей юрисдикции, или местные суды (la jurisdiction de proximity). В литературе можно встретить оба варианта перевода наименования судов <20>, но оба они отражают основное предназначение этого звена судебной системы - быть "приближенным" к населению, что предполагает значительное и достаточное количество судов для рассмотрения гражданско-правовых споров, возникающих в повседневной жизни <21>.

<20> Проверка судебных постановлений в гражданском процессе стран ЕС и СНГ / Под ред. Е.А. Борисовой. М., 2007. С. 317 - 318; Гражданский процесс зарубежных стран / Под ред. А.Г. Давтян. М., 2009. С. 91, 120.
<21> "С созданием городских метрополий, концентрацией населения в городах пространственная близость суда становится вторичной: значение приобретает принципиально иное - те средства (персонал, бюджет), которые позволяют судам справляться с постоянным увеличением числа споров и конфликтов в местах сильной концентрации людей". Farcy J.-G., Petit J.-G. Conclusion. Justice de paix et justice de proximite// Une justice de proximite. P. 331. Цит. по: Головко Л.В. Указ. соч. С. 32 - 33.

Стоит отметить, что компетенция местных судов не ограничивается рассмотрением гражданских дел, у них также есть полномочия в области уголовной и административной юрисдикции <22>.

<22> Как отмечает проф. Л. Кадье, по состоянию на 2005 г. число рассмотренных местными судами гражданских дел составило 52276, уголовных - 319651 дел. См.: Кадье Л. Примирительная процедура во Франции: традиции и современность // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2007. N 6. С. 549.

Правовые нормы, регламентирующие порядок образования, компетенцию судов близлежащей юрисдикции, содержатся в Кодексе о судоустройстве Франции (Code de l'organisation judiciare <23>) (далее - Кодекс о судоустройстве).

<23> URL: http:// www.legifrance.gouv.fr/ affichCode.do?cidTexte= LEGITEXT000006071164& dateTexte= 20080505.

Компетенция местного суда Франции ограничивается рассмотрением дел при цене иска не более 4000 евро по личным искам или искам относительно движимого имущества. Также они могут рассматривать дела по искам, не подлежащим денежной оценке, возникающим из исполнения обязательств суммой не свыше 4000 евро. В рамках этих же ограничений местные суды рассматривают требования о придании исполнительной силы соглашениям, достигнутым в результате примирения (ст. L 231-3 Кодекса о судоустройстве), требованиям об уплате и выдают судебное предписание о совершении действия (по поставке товара, возмещении либо предоставлении чего-то взамен).

Судьей местного суда может стать:

  1. бывший судья общей юрисдикции или бывший судья административного суда;
  2. лицо, достигшее 35-летнего возраста и имеющее высшее юридическое образование (диплом бакалавра с отметкой не ниже +4) либо имеющее не менее 4 лет стажа работы в области юриспруденции (по либеральным юридическим профессиям, относящимся к судебной системе, подчиняющимся законодательным и регламентарным требованиям, по которым их должность является охраняемой);
  3. лицо, имеющее стаж не менее 25 лет в руководящей должности в области права;
  4. бывший государственный служащий категорий А и Б судебных ведомств;
  5. судебный примиритель, выполняющий свои функции не менее пяти лет.

Местные судьи назначаются на семь лет без права повторного занятия должности. Предельный возраст судьи составляет 75 лет, минимальный - 35 лет.

В случае если местный судья при рассмотрении гражданского дела обнаружит серьезное затруднение в применении нормы права или в истолковании закона, связывающего стороны, он может по просьбе стороны или по своей инициативе направить дело в трибунал малой инстанции.

Суды близлежащей юрисдикции осуществляют правосудие единолично (ст. L 232-1 Кодекса о судоустройстве).

Помимо осуществления судебных функций местный судья, если это совместимо, вправе заниматься другими видами профессиональной деятельности <24>. При этом на него, так же как и на магистратов <25>, распространяется запрет занимать должности государственных служащих (agent public), за исключением права заниматься преподавательской и научной деятельностью в статусе профессора или доцента.

<24> URL: http:// www.droit.pratique.fr/ dossiers- actuaIite/ 151384- Ies- juges- de- proximite.html; Л. Кадье указывает, что около 40% местных судей используют данную возможность. См.: Кадье Л. Указ. соч. С. 549.
<25> Лица, замещающие должность судьи местного суда, не являются магистратами, не входят в состав французского судебного корпуса. Однако они должны соблюдать устав магистратуры, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности соответствующим подразделением Высшего совета магистратуры.

Очевидно, что, сохранившись, идея о непрофессиональных судьях низшего звена со временем претерпела значительные изменения. Современный французский местный судья в большей степени, чем мировой судья прежних лет, может характеризоваться как специалист в области права, подтверждением чему служит довольно строгий образовательный и профессиональный ценз. С другой стороны, статус местного судьи как судьи-непрофессионала подчеркивается его неполной занятостью в течение рабочего дня и возможностью совмещать судебные функции с занятием иными видами деятельности. Местные судьи разрешают споры в строгом соответствии с законом и не вправе отступать от него даже из соображений справедливости.

Действующим российским мировым судьям также не свойственны признаки мировой юстиции.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" <26>, мировые судьи должны отвечать требованиям, общим для всех кандидатов в судьи независимо от уровня суда и ветви судебной системы, к которой они относятся, в т.ч. условию об обязательном наличии высшего юридического образования. Наряду с этим мировой судья отнесен законодателем к группе судей, в которую входят судьи арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона). К кандидатам в судьи указанной группы предъявляются, во-первых, одинаковое возрастное требование - достижение 25-летнего возраста; во-вторых, условие о наличии стажа работы по юридической специальности - не менее 5 лет. Подобное правовое регулирование позволяет заключить, что мировые судьи по квалификации ничем не отличаются от других судей, как в системе федеральных судов общей юрисдикции, так и в системе арбитражных и конституционных судов. Законодатель не предъявляет к мировым судьям никаких особых, не свойственных другим судьям судов первого звена судебной системы требований.

<26> Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. N 30. Ст. 1792.

Мировые судьи рассматривают гражданские дела единолично, равно как и иные суды первой инстанции по общему правилу (ч. 1 ст. 14 ГПК РФ). Устанавливая порядок занятия должности мирового судьи, субъекты Российской Федерации отдают предпочтение назначению мировых судей законодательными (представительными) органами, не используя возможности введения процедуры избрания населением.

Действующий процессуальный закон не содержит регулирования примирительной процедуры при осуществлении правосудия мировым судьей, указывая лишь на общую для всех судов задачу стадии подготовки дела - примирение сторон (ст. 148 ГПК РФ). Таким образом, функция примирения у российского мирового судьи не имеет самостоятельного наполнения, позволяющего отличить ее от аналогичных действий, осуществляемых другими судами первой инстанции.

На судопроизводство у мирового судьи распространяются нормы общих положений ГПК РФ, касающиеся определения нормативных правовых актов, применяемых при разрешении гражданских дел (ст. 11 ГПК), которые не предполагают возможность разрешения спора исходя из представлений судьи о справедливости, в случае если такие представления расходятся с формальными предписаниями закона. Не существует в российской судебной системе и специального звена, проверяющего судебные постановления мировых судей. Районные суды, помимо осуществления полномочий суда апелляционной инстанции, рассматривают гражданские дела по первой инстанции.

Анализ законодательного регулирования организационного устройства и судопроизводства у мировых судей в России и зарубежных странах приводит к выводу о том, что указанные судебные органы либо полностью перестали существовать (Франция <27>), либо, сохранившись, утратили многие основополагающие черты мировой юстиции, оставив за собой лишь название, свойственное этому институту (например, Англия, Россия).

<27> Также примерами могут служить Гонконг и Малайзия.

Утрата первоначальных признаков мировой юстиции проявляется в том, что мировым судьям почти повсеместно стало присуще начало назначаемости, а не избрания населением. Современных мировых судей едва ли можно характеризовать как непрофессионалов, т.к. в большинстве государств к ним либо предъявляется требование об обязательном наличии юридического образования, либо в законодательстве предусматривается обязанность прохождения курсов подготовки. Ни в одном из являвшихся предметом изучения государств не установлено самостоятельной проверочной инстанции для решений, выносимых мировыми судьями. Мировые судьи в своей деятельности строго подчинены действию принципа законности.

Представляется, что описанные изменения не являются случайными, а носят глобальный характер и детерминированы рядом факторов. Развитие экономической, политической сфер жизни, усложнение правового регулирования общественных отношений, повышение доступности юридического образования привели к постепенному отказу различных правопорядков от использования мировой юстиции. Несмотря на сохранение прежнего термина в наименовании судебных органов - мировые судьи, его наполнение перестало соответствовать аутентичному правовому институту.

В развитых государствах на смену мировой юстиции и мировым судьям со временем пришла иная форма организации и иной порядок осуществления правосудия по незначительным делам в условиях максимальной приближенности к населению. Появилась форма местной юстиции, которая реализуется посредством осуществления правосудия местными или участковыми судами (судьями).

Местный суд представляет собой судебный орган ограниченной компетенции, предназначенный для рассмотрения экономически незначительных и малоценных гражданских споров, в порядке упрощенного судопроизводства с обязательным использованием судебной процедуры примирения сторон.

Функционирующие в России мировые судьи по своей сути являются местными судами, а различия с приведенным определением обозначают направления в реформировании законодательства <28>. Причина несовпадения кроется в недостаточно четкой индивидуализации мировых судей действующим законодательством. Два обстоятельства свидетельствуют о том, что российские мировые судьи в действительности являются местными судами: сам факт их выделения и существования в судебной системе наряду с районными судами и ограниченный характер компетенции мировых судей.

<28> Изложенное созвучно высказываниям, которые можно встретить в научной литературе. Так, Н.А. Колоколов, рассуждая о способах организации регионального правосудия, отмечает: "Для соответствия создаваемым на региональном уровне органам правосудия статуса у местного суда в указанном понимании данного термина государство должно обеспечить разрешение ими ряда задач". К их числу автор относит облегчение процедуры инициирования разбирательства, упрощение и ускорение разбирательства, повышение авторитета суда путем выборов местных судей, согласованием их назначения с муниципиями. См.: Мировая юстиция / Под ред. Н.А. Колоколова. М., 2008. С. 74.

Местная юстиция впитала и приспособила те признаки мировой юстиции, которые соответствуют современным потребностям судебных систем, принципам правосудия и ожиданиям граждан. Такими характеристиками являются использование судебной примирительной процедуры, отнесение к компетенции местных судов незначительных гражданских дел и применение упрощенного порядка судопроизводства.