Мудрый Юрист

Нужен ли опыт госслужбе?

Денис Каримов, юрист, г. Екатеринбург.

Согласно Закону о государственной гражданской службе в числе квалификационных требований к должностям гражданской службы указан стаж (опыт) работы по специальности <1>. Однако данные понятия законодателем точно не определены. Это приводит к нарушению принципа конкурсного отбора при замещении вакантных должностей гражданской службы.

<1> Статья 4, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Стаж и опыт

Вначале отметим, что в Указе Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Указ N 1131) положения об опыте работы по специальности опущены.

Понятия "стаж" и "опыт" неравнозначны по своему содержанию. Так, в законодательных актах субъектов РФ встречаются подобные формулировки: "на государственную гражданскую службу вправе поступать граждане, соответствующие квалификационным требованиям к стажу работы по специальности или опыту работы по специальности" <2>.

<2> Пункт 2 ч. 1 ст. 12 Закона Свердловской области от 15.07.2005 N 84-ОЗ "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области".

Представляется, что "стаж работы" по содержанию уже, чем "опыт работы по специальности". ТК РФ использует формулировку "стаж работы по специальности" (ст. 2). Значит, исчисление стажа работы по специальности осуществляется периодами тех работ, которые имеют признаки трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Понятие "опыт работы" законодателем точно не определено. Считаем, в данное понятие можно включить выполнение работ (оказание услуг) на основании гражданско-правовых договоров, если они позволяют определить периоды их совершения (оказания), а следовательно, определить и продолжительность такого опыта работы, равного:

По нашему мнению, принцип профессионализма и компетентности может быть реализован и тогда, когда на госслужбу поступает гражданин, не имеющий требуемого стажа работы по специальности, но выполняющий научные работы по государственным контрактам (Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ), оказывающий соответствующие (например, юридические, преподавательские) услуги по договору возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).

  1. Лицо заключило договор на оказание юридических услуг и обязуется по заданию заказчика осуществить действия по представительству заказчика в судебных заседаниях. Исполнитель готовит документы, ведет переписку с контрагентами (ст. 780 ГК РФ), получает определенные знания и опыт, а это позволяет говорить о нем как о профессионале и компетентном лице.
  2. Гражданин работает в фирме помощником юрисконсульта или выполняет функции корпоративного секретаря.

Думается, что при прочих равных условиях нельзя говорить о том, что во втором случае лицо обладает такими же знаниями и компетентностью, как представитель по гражданскому договору. Между тем действующие нормы обязывают конкурсную комиссию не допустить первое лицо к замещению должности государственной гражданской службы, поскольку п. 10 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ <3> (далее - Положение о конкурсе) содержит императивную норму.

<3> Утверждено Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112.

Считаем, что разрешить такое несоответствие могло бы внесение изменений в Указ N 1131, позволяющих принимать во внимание подтвержденный опыт работы по специальности. При существующем же положении дел стаж (опыт) работы по специальности находится в диспропорции к стажу государственной службы, и может возникнуть ситуация, когда при участии в конкурсе на замещение должности госслужащий с требуемым стажем службы по иному профилю деятельности будет иметь приоритет перед лицом, не состоящим на государственной гражданской службе, но работающим по специальности.

Скажем, лицо два года проработало в должности главного специалиста отдела кадров и государственной службы, относящейся к старшей группе должностей категории "специалисты". Оно собирается принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности консультанта юридического отдела, относящейся к ведущей группе должностей категории "специалисты", для которой установлено требование к стажу государственной службы или стажу работы по специальности - два и четыре года соответственно. Лицо, которое также два года проработало в коммерческом учреждении в юридическом отделе, не сможет принять участие в данном конкурсе, а специалист отдела кадров (не юридической структуры) - сможет.

Аспирантский стаж

В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Согласно п. п. 44, 47 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ <4> выпускникам аспирантуры время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы; при этом за время обучения аспирант должен завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру; кафедра должна дать соответствующее заключение.

<4> Утверждено Приказом Минобразования России от 27.03.1998 N 814.

Следовательно, под выпускниками аспирантуры понимаются только лица, выполнившие соответствующие требования. Абзац 2 Требований к образцу государственного документа о послевузовском профессиональном образовании, к его заполнению и выдаче <5> упоминает лиц, успешно завершивших обучение, то есть выполнивших требования п. 44 указанного Положения.

<5> Утверждены Приказом Минобразования России от 15.10.1999 N 568.

В этом случае выпускник аспирантуры обладает соответствующей квалификацией, чтобы зачесть время обучения в стаж научно-педагогической и научной работы (диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, которая должна быть подготовлена по окончании аспирантуры, является научно-квалификационной работой и предположительно отвечает критериям, установленным п. 7 Положения о порядке присуждения ученых степеней <6>).

<6> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 74.

Спорен зачет данного стажа в стаж работы по специальности, поскольку права и обязанности аспиранта, правовой статус аспирантуры регулируются иным законодательством, не являющимся трудовым.

В связи с изложенным полагаем необходимым рассмотреть вопрос о дополнении п. 2 Указа N 1131 подпунктом "б.1" следующего содержания: "В опыт работы по специальности, дающий право на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, включаются периоды выполнения работ (оказания услуг) по договорам возмездного оказания услуг и государственным контрактам на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по соответствующей специальности, если из таких договоров можно определить период выполнения работ (оказания услуг), а также время обучения в аспирантуре, если выпускник завершил ее обучение защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук или представлением такой диссертации к защите".

Суд защитит?

Анализ судебной практики показывает, что суды иногда не обеспечивают защиту лицам, не допущенным или проигравшим конкурс <7>, так как "решение конкурсной комиссии о признании победителем конкурса одного из претендентов не может быть оспорено другими участниками конкурса как не затрагивающее их права и законные интересы" <8>.

<7> Наймушин С.В., Новоселова Н.В., Хазанов С.Д. Обзор судебной практики по спорам, вытекающим из служебных правоотношений на федеральной государственной гражданской службе. Екатеринбург, 2010.
<8> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 29.10.2009 N 33-1106/2009.

Например, в Арбитражном суде Свердловской области состоялся конкурс на замещение вакантной должности ведущего специалиста отдела. Не оспаривая его результаты, хотелось бы заметить, что решение конкурсной комиссии должно быть оформлено в виде отдельного акта, поскольку протокольное решение не позволяет оценить причины его принятия. В этом случае в п. 22 Положения о конкурсе можно предусмотреть требование о надлежащей мотивировке такого решения, из которого будет усматриваться, выполнила ли конкурсная комиссия положения п. 19 ("конкурс состоит в оценке кандидата").

В информационном письме на сайте суда значилось, что в обязанности ведущего специалиста отдела анализа и обобщения судебной практики входят сбор и обработка предложений по обобщению судебно-арбитражной практики; подготовка отчетов, обзоров, обобщений по вопросам правоприменительной практики. Он должен знать нормативные акты, регулирующие деятельность органов судебной власти и прохождение государственной гражданской службы РФ, а также сферу деятельности применительно к исполнению должностных обязанностей, иметь опыт работы в области юриспруденции <9>.

<9> http:// ekaterinburg.arbitr.ru/ node/ 15205 (дата обращения - 11.08.2011).

Вместе с тем в решении конкурсной комиссии в описательной части после слов "установил" не содержались данные о представленных не прошедшим конкурс кандидатом резюме, документах и характеристиках, подтверждающих, что данный кандидат специализировался на вопросах, возникающих из административно-правовых отношений. Кроме того, полностью отсутствовала мотивировочная часть решения.

Считаем, что проведение конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы должно обеспечивать реализацию предусмотренного ч. 4 ст. 32 Конституции РФ права на равный доступ к государственной службе. Реализация данного права должна быть установлена системой гарантий, которые бы препятствовали его нарушению и позволили при обращении в суд обосновать и доказать возникшие нарушения. Действующие же нормы Положения о конкурсе не позволяют доказать нарушение права участников конкурса, оценить законность решения, поскольку из него не ясна процедура принятия такого акта.

Привлечение компетентных кадров является основной задачей совершенствования государственной гражданской службы. РФ и ее субъекты ведут работу по привлечению на государственную службу молодых квалифицированных специалистов, научно обоснованные проекты готовятся и в системе научных учреждений. Как они будут реализованы, покажет время.