Мудрый Юрист

Сравнительный анализ следственных и следственно-оперативных групп *

<*> Kuchkina V.G. Comparative analysis of investigation and investigation-operative groups.

Кучкина Виктория Геннадьевна, адъюнкт ФГКУ "ВНИИ МВД России".

Автором в статье обращено внимание на особенности деятельности следственной и следственно-оперативной групп, отличие их друг от друга. Выделяются преимущества следственно-оперативной группы.

Ключевые слова: следственная группа, следственно-оперативная группа, эффективность взаимодействия, различия деятельности.

The author in article pays attention to features of activity of investigatory and investigatory-operative groups, their difference from each other. Advantages of investigatory-operative group are allocated.

Key words: investigation group, investigatory-operative group, efficiency of interaction, distinctions of activity.

Одними из наиболее эффективных форм взаимодействия в процессе раскрытия и расследования преступлений являются следственная и следственно-оперативная группы.

Так, согласно ч. 1 ст. 163 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе <1>.

<1> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921. (Далее по тексту - УПК РФ).

Редакция ст. 163 УПК РФ позволила некоторым авторам сделать вывод, что данная статья закрепляет деятельность СОГ. Так, Б.Т. Безлепкин полагает: так как согласно ч. 2 указанной статьи к работе следственной группы могут быть привлечены лица органов, осуществляющих ОРД, то в таком составе группу следует называть следственно-оперативной <2>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (отв. ред. И.Л. Петрухин) включен в информационный банк согласно публикации - Велби, Проспект, 2008 (6-е издание, переработанное и дополненное).

<2> См.: Комментарий к УПК РФ / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2002. С. 235.

Нами поддерживается позиция И.П. Можаевой и В.В. Степанова о том, что анализ ст. 163 УПК РФ не дает оснований говорить о следственно-оперативной группе (далее по тексту - СОГ). В самой норме такой термин не употребляется, и то обстоятельство, что деятельность следственной группы обеспечивается сотрудниками оперативных подразделений, не влияет на высказанное положение <3>. Привлечение сотрудников оперативных подразделений к работе следственной группы не означает создание СОГ.

<3> См.: Можаева И.П., Степанов В.В. Организационные основы деятельности следователя по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений: Монография. М., 2007. С. 116 - 117.

Во избежание смешения терминов проведем анализ различий между следственными и следственно-оперативными группами, что позволит вникнуть в понятие и сущность данных групп. Провести разграничения между следственными и группами СОГ можно по следующим основаниям.

По правовой основе. Вопросы создания и деятельности следственных групп регулируются нормами уголовно-процессуального законодательства (ст. 163 УПК РФ). В отличие от следственных групп, СОГ регулируются ведомственными нормативными актами <4>. Однако необходимо отметить, что основные положения ведомственных правовых актов, регламентирующие взаимоотношения следователя и сотрудника оперативного подразделения в рамках СОГ, строятся в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона. Так, ст. 38 УПК РФ предусматривает право следователя давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

<4> См.: Приказ МВД России от 26 марта 2008 г. N 280-дсп "Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений"; Приказ Генпрокуратуры России N 32, МВД России N 199, ФСБ России N 73, ДНП РФ N 278 от 22 мая 1995 г. "Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп"; и др.

По основаниям создания рассматриваемых групп. Основания создания следственной группы содержатся в ч. 1 ст. 163 УПК РФ, к которым относятся: сложность уголовного дела и его большой объем.

Однако понятия "сложность дела" и "большой объем" в УПК РФ не раскрываются.

Под сложными или объемными уголовными делами в юридической литературе понимаются "групповые, многоэпизодные уголовные дела, а также уголовные дела о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности, представляющих трудности для их раскрытия и установления лиц, виновных в их совершении" <5>.

<5> Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. 2-е изд. М., 1997. С. 246 - 247.

На наш взгляд, наиболее верным является мнение М.М. Шамсутдинова, который под сложностью и большим объемом уголовного дела понимает такие свойства уголовного дела, которые не позволяют достаточно полно, всесторонне, объективно и своевременно его расследовать одному следователю и которые предопределены фактическими обстоятельствами совершенного или совершенных преступлений и процессом их расследования <6>.

<6> См.: Шамсутдинов М.М. Производство предварительного следствия следственной группой (процессуальные, управленческие и тактико-психологические аспекты): Дис. ... к.ю.н. Казань, 2005. С. 70.

Анализ научной литературы, изученной автором, показал, что основания создания СОГ являются дискуссионным вопросом. Как уже отмечалось ранее, в действующем УПК РФ отсутствует термин "следственно-оперативная группа" и не закреплены основания, порядок создания и действия данной группы.

В частности, П.Т. Скорченко считает, что подобные группы могут создаваться для расследования как "неочевидных преступлений", так и для возбуждаемых уголовных дел в результате реализации оперативных материалов <7>.

<7> См.: Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. М., 1993.

Н.Н. Гапанович и И.И. Мартинович считают, что СОГ образуется для расследования сложных или больших по объему уголовных дел, проводя аналогию со следственной группой <8>.

<8> См.: Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органов дознания при расследовании преступлений: Учебное пособие. Минск, 1983. С. 15.

А.С. Ооржак в качестве обстоятельств, служащих основанием для создания СОГ, называет необходимость в производстве большого объема следственных действий и ОРМ и особую важность дела <9>.

<9> См.: Ооржак А.С. Взаимодействие следователей прокуратуры с работниками органов дознания при расследовании умышленных убийств: Дис. ... к.ю.н. Казань, 1989. С. 44.

Применительно к деятельности СОГ под сложностью уголовного дела следует понимать ситуацию, при которой следователю по независящим от него причинам затруднительно единолично без помощи сотрудников оперативных подразделений провести расследование уголовного дела. Такими причинами могут быть:

<10> См.: Улимаев Р.Ю. Следственно-оперативные группы: правовой статус, организация и деятельность: Дис. ... к.ю.н. М., 2002. С. 59.

Результаты проведенного нами исследования показали, что большинство респондентов считает основаниями создания СОГ тяжесть совершенного преступления и степень сложности преступления (на это указали 94,5% респондентов) <11>.

<11> В ходе исследования опрошено 211 сотрудников правоохранительных органов, из них: 116 человек - сотрудников оперативных подразделений (54%), 95 - следователей (45%).

В качестве примера можно привести Приказ Главного управления УВД Красноярского края "О создании следственно-оперативной группы по расследованию уголовного дела N 13140555", возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 191 УК РФ по факту обнаружения в ходе личного досмотра у гражданина С. в принадлежащей ему сумке трех свертков с порошкообразным веществом черного цвета, содержащим драгоценные металлы общим весом 25 кг 068 г, которые он незаконно приобрел и хранил с целью дальнейшего сбыта. В приказе в качестве оснований создания СОГ указаны большой объем работы по расследованию уголовного дела, тяжесть совершенного преступления и цель его скорейшего раскрытия <12>.

<12> См.: Архив Норильского городского суда Красноярского края. Уголовное дело N 13140555 за 2003 г.

Несмотря на это, нами поддерживается позиция А.П. Кругликова, что только опасность (тяжесть) совершенного преступления, сложность расследования и большой объем уголовного дела сами по себе не являются основаниями для создания СОГ <13>.

<13> См.: Кругликов А.П. О понятиях и основаниях создания следственно-оперативных групп // Следователь. 1998. N 1 (10). С. 22 - 24.

Указанным автором в качестве обязательного элемента основания создания СОГ выступает необходимость постоянной и интенсивной оперативно-розыскной работы по делу <14>.

<14> Там же.

Нами поддерживается данная точка зрения, и мы полагаем, что в качестве основания создания СОГ в первую очередь должна служить невозможность или затруднительность раскрытия и расследования преступления без постоянного и (или) интенсивного оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя (следователей). Работая по разовым поручениям, сотрудник оперативного подразделения как конкретный исполнитель поручения назначается его начальником. Каждый раз отдельные поручения следователя, как правило, поступают к разным сотрудникам оперативных подразделений. Следователю же необходим сотрудник оперативного подразделения, осведомленный о ходе предварительного расследования данного уголовного дела.

На основании вышеизложенного и мнения Р.Ю. Улимаева основания создания СОГ можно разделить на две группы: общие и частные <15>. Общее основание указано выше. В качестве частных оснований могут выступать: необходимость раскрытия и расследования тяжкого или особо тяжкого преступления по горячим следам; необходимость проведения большого количества следственных действий и ОРМ по различным направлениям (эпизодам) расследования; необходимость отработки большого количества следственных версий; сложность предполагаемых следственных действий; резонансность совершенного преступления и т.п.

<15> См.: Улимаев Р.Ю. Следственно-оперативные группы: правовой статус, организация и деятельность: Дис. ... к.ю.н. М., 2002. С. 59.

Проведение большого количества ОРМ по различным направлениям (эпизодам) расследования обусловливается необходимостью быстрого и полного раскрытия преступления, установления лиц, их совершивших, события преступления и иных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Результаты, полученные при проведении ОРМ, служат основой для формирования доказательств, создают условия и предпосылки для их установления. В дальнейшем они используются при проведении конкретных следственных действий, позволяют определить порядок и очередность следственных действий, их тактику, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу (например, следственные действия - выемка или обыск проводятся при наличии достаточных данных, позволяющих полагать, в каком месте или у какого лица находятся подлежащие изъятию предметы и документы, имеющие значение для дела, а такая точность (осведомленность) может быть обеспечена только оперативным путем). Таким образом, результаты ОРД могут являться предпосылкой проведения процессуальных действий, обоснованием и условием их проведения.

Выделение частной задачи позволяет определить специфику деятельности СОГ в отличие от следственной группы.

Кроме того, СОГ могут создаваться для расследования конкретных преступлений:

<16> См.: Указание Генпрокуратуры России от 2 июня 1993 г. N 315-16-93, МВД России от 2 августа 1993 г. N 1/3452 "О введении в действие Типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств" (извлечение) // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры России. Т. 1. М., 2004.<17> См.: Приказ Генпрокуратуры России N 32, МВД России N 199, ФСБ России N 73, ДНП России N 278 от 22 мая 1995 г. "Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп" // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры России. Т. 1. М., 2004.<18> См.: Приказ Генпрокуратуры России N 69, МВД России N 777, ФСБ России N 425, ГТК России N 700 от 25 ноября 1997 г. "Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России" // Таможенные ведомости. 1998. N 2.<19> См.: Приказ МВД России от 31 августа 1996 г. N 487-дсп "О комплексном использовании сил и средств органов внутренних дел в борьбе с преступлениями, связанными с пожарами". М., 1996.

Изучение уголовных дел показало, что не по всем тяжким и особо тяжким преступлениям создаются СОГ. Расследование данных категорий преступлений представляет сложность в расследовании и без участия сотрудников оперативных подразделений не может эффективно расследоваться. Мы полагаем, что СОГ в обязательном порядке должна создаваться по тяжким и особо тяжким преступлениям. Данное положение необходимо закрепить в УПК РФ и ведомственных нормативных правовых актах в следующей редакции: "следственно-оперативные группы в обязательном порядке создаются по тяжким и особо тяжким преступлениям".

По порядку создания групп. Порядок создания следственной группы установлен УПК РФ: она создается постановлением руководителя следственного органа или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 163 УПК РФ).

Порядок создания СОГ иной, так как регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами и зависит от вида СОГ. Специализированная СОГ создается приказом начальника ОВД по предложению руководителя следственного подразделения, начальников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности либо по собственной инициативе <20>.

<20> См.: Приказ МВД России от 26 марта 2008 г. N 280-дсп "Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений". М., 2008.

Обобщение практики расследования уголовных дел в составе СОГ показало, что вопрос о порядке создания СОГ решается следующими способами:

Как показало интервьюирование сотрудников правоохранительных органов, инициаторами создания СОГ чаще всего выступают: начальник ОВД (на это указали 63,5% респондентов), начальник следственного подразделения (15,5%), следователь (14,3%) и сотрудник оперативного подразделения (6,7%).

По нашему мнению, инициатива в создании СОГ может исходить от любого сотрудника правоохранительного органа, непосредственно связанного с раскрытием и расследованием конкретного преступления. Эту позицию подтверждают и данные проведенного опроса практических работников.

По составу групп. Следственная группа формируется только из следователей, т.е. представляет собой однородное формирование, и по характеру своей деятельности следственная группа осуществляет одну (чаще всего процессуальную) функцию, используя одинаковые средства и методы работы. В деятельности СОГ, кроме следователя, обязательно участвуют представители подразделений полиции (сотрудники оперативных подразделений, участковые уполномоченные полиции) или других ведомств (сотрудники Федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и прочие), а также иных специалистов. Таким образом, СОГ носит смешанный характер, так как члены СОГ используют в своей работе специальные средства и методы раскрытия и расследования преступлений, присущие только им, несмотря на единство целей и общность задач ОРД и уголовного процесса.

По срокам действия групп. Следственная группа создается обычно с момента возбуждения уголовного дела и действует до окончания предварительного расследования.

Момент создания СОГ является дискуссионным вопросом, поскольку своевременность ее создания влияет на эффективность работы группы по раскрытию и расследованию преступлений. Данный вопрос также не нашел отражения в уголовно-процессуальном законодательстве. Необходимость создания СОГ и время ее создания связываются с кругом вопросов, требующих разрешения на разных этапах раскрытия и расследования преступлений. В частности:

<21> См.: Аменицкая Н.А. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в раскрытии и расследовании преступлений (в ОВД): Дис. ... к.ю.н. Н. Новгород, 2006. С. 15.

На наш взгляд, оптимальное определение момента создания СОГ позволит более полно использовать возможности группы по решению конкретных задач. Нередко на практике этот вопрос остается без внимания, что влечет за собой просчеты и ошибки уже на первоначальном этапе расследования преступления. Время выступает как негативный фактор, так как утрачиваются доказательства, следы преступления и т.п.

По функциональным назначениям. Деятельность следственной группы носит исследовательско-поисковый характер, при этом преобладает исследовательско-информационная направленность, поскольку члены группы в основном исследуют уже известные обстоятельства уголовного дела. В деятельности же СОГ в любых ситуациях доминирует поисковая деятельность. Функция исследования информации носит хотя и важный, но вторичный по времени характер <22>.

<22> См.: Кокурин Г.А. Криминалистические и организационные основы деятельности следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений: Дис. ... к.ю.н. Свердловск, 1991. С. 183.

По результатам проведенного нами дифференцируемого анализа можно выделить следующие преимущества СОГ перед следственной группой:

В результате проведенного нами анкетирования сотрудников оперативных подразделений полиции можно выделить следующие преимущества СОГ: своевременный обмен информацией; оперативную слаженность и согласованность действий; доступ к следственной информации в полном объеме в результате личного участия в производстве следственных действиях, обладание полной информацией о ходе расследования уголовного дела и др.