Мудрый Юрист

О необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации за преступления, совершаемые в сфере водных биоресурсов *

<*> Kobets P.N. On the necessity of improvement of legislation of the Russian Federation for crimes committed in the sphere of water resources.

Кобец Петр Николаевич, главный научный сотрудник ФГКУ "ВНИИ МВД России", доктор юридических наук, профессор, полковник полиции.

По мнению автора статьи, действующее законодательство, регулирующее правоотношения в сфере водных биоресурсов, требует доработки и ужесточения санкций к нарушителям ст. 256 УК РФ.

Ключевые слова: водные биоресурсы, рыбопродукция, браконьерство.

The author believes that the current legislation regulating legal relations in the sphere of water biological resources requires adaptation and toughening of sanctions for violators of article 256 of the Criminal Code of the RF.

Key words: water biological resources, fish production, poaching.

Анализ действующих нормативных правовых актов в области регулирования рыбодобычи и практика их применения в современных рыночных условиях показывают, что основной их недостаток заключается в том, что они принимались в условиях планового ведения хозяйства, когда весь рыбопромысловый флот находился в собственности государства. В настоящее время все рыбопромысловые суда приватизированы либо являются имуществом акционированных обществ. В этой связи возникли принципиально новые, основанные на негосударственной собственности правоотношения между государством и субъектами рыбной промышленности, которые в значительной степени не регулируются принятыми ранее нормативными правовыми актами.

В ходе экономической реформы береговые перерабатывающие предприятия, судоремонтные заводы, рыбные порты, организации, владеющие промысловым флотом, стали полностью самостоятельными и осуществляют свою деятельность на основе рыночных экономических отношений. Зачастую основными направлениями деятельности этих хозяйствующих субъектов являются незаконная добыча и переработка рыбы и других морепродуктов.

За последние годы изменилась структура преступлений, совершаемых в сфере незаконной добычи, переработки и реализации водных биоресурсов. Так, если в 80-е годы более 50% таких преступлений составляли хищения рыбопродукции на обрабатывающих предприятиях и добывающих судах, то в настоящее время характерными являются такие деяния, как браконьерство, уход судов в иностранные порты из районов промысла без таможенного оформления, недекларирование груза, перегруз рыбы в море на суда, уже прошедшие таможенный досмотр, несоответствие улова квотам вылова и др.

К числу основных факторов, способствующих нарастающей криминализации сферы оборота водных биоресурсов, можно отнести следующие:

К субъектам правонарушений в сфере добычи водных биоресурсов относятся браконьеры-индивидуалы и различные преступные формирования, в том числе и преступные сообщества, действующие как во внутренних водах и территориальном море, так и на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Браконьерство выступает не только в качестве экологического преступления или правонарушения, но и стало видом преступной деятельности в сфере экономики. При этом оно уже давно приобрело характер организованной преступной деятельности, осуществляемой должностными лицами с использованием служебного положения, коррумпированных связей, с применением современных орудий лова и других технических средств.

Браконьерство - лишь начальная стадия цепи преступлений, связанных с незаконной переработкой водных биоресурсов, их контрабандой, с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, укрытием доходов от уплаты налогов и других обязательных платежей, невозвратом из-за границы денежных средств в иностранной валюте.

В последние годы браконьерство все более приобретает характер незаконного промысла и коммерческого использования водных биоресурсов, в связи с чем резко возросли объемы нелегальной добычи. На динамику их незаконной добычи влияет появление и развитие предприятий с различными формами собственности, которые в целях получения прибыли осуществляют преступную деятельность в организованной форме с использованием промысловых орудий лова. Браконьерство, имеющее такую форму, наносит значительный ущерб государству и является в настоящее время наиболее распространенным преступлением в сфере экологии, имеющим высокую степень общественной опасности, как по характеру деяния, так и по степени последствий.

Принимаемые заинтересованными ведомствами нормативные правовые акты не конкретизируют способы и методы организации взаимодействия ответственных за взаимодействие органов и должностных лиц, не предусматривают ответственность за невыполнение содержания этих документов, не определяют источники ресурсного обеспечения.

К этому следует добавить, что у ведомств, призванных охранять и приумножать рыбные запасы региона, нет необходимых полномочий, так как существующая нормативная правовая база несовершенна, а новый федеральный закон о рыболовстве все еще находится в стадии рассмотрения.

Несовершенство законодательства, регулирующего процессы лицензирования и продажи рыбной продукции на экспорт, способствовало криминализации рыбной отрасли по стране в целом.

Анализ состояния дел и оперативной обстановки в рыбопромышленном комплексе позволяет сделать вывод о том, что рыбная отрасль страны в настоящее время находится в первой тройке наиболее криминализованных видов бизнеса, а в Дальневосточном регионе является одной из самых криминогенных сфер экономики.

На основании Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", уголовного и уголовно-процессуального законодательства на органы внутренних дел возложены функции по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию относящихся к их компетенции преступлений на всей территории Российской Федерации, в том числе на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Кроме того, органы внутренних дел самостоятельно участвуют в проведении контрольно-проверочных мероприятий в районах промысла и на маршрутах транспортировки морских биоресурсов.

В связи с этим и в соответствии со ст. 150 УПК РФ органами внутренних дел расследуются преступления, предусмотренные ст. ст. 158, 159, 160, 171, 174, 175, 188, 193, 201, 204, 256, 285, 292 и другими статьями УК РФ, отнесенными к их компетенции.

МВД России в рамках межведомственного Положения осуществляет оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью в районах промысла и на маршрутах транспортировки рыбной продукции как самостоятельно, так и с направлением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на корабли (катера, суда) ПС ФСБ России и на суда органов рыбоохраны в составе групп взаимодействующих органов.

В связи с тем что Роскомрыболовства России подразделяет субъекты Российской Федерации на рыбодобывающие и нерыбодобывающие регионы, МВД России относит к рыбодобывающим регионам 18 субъектов Российской Федерации, так как считает, что именно они представляют оперативный интерес в этой сфере экономической деятельности.

Работа в рыбодобывающих районах осуществляется в основном в соответствии с ежегодными приказами МВД России и ПС ФСБ России под условным наименованием "Путина". "Путина-2003" проводится на основании Приказа от 27.12.2002 N 1253/805 "О совместном проведении мероприятий по обеспечению защиты интересов Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла в 2003 году".

В основном преступления, совершаемые лицами, участвующими в незаконном обороте водных биоресурсов, связаны с незаконной внешнеэкономической деятельностью. Значительная часть добытой отечественными компаниями и фирмами морепродукции незаконно реализуется за рубежом. Причем если раньше в этом криминальном бизнесе участвовали частные организации, компании, фирмы, то сейчас в нем участвуют практически все хозяйственные структуры, имеющие отношение к добыче и сбыту морепродукции, в том числе государственные.

Эксперты полагают, что только на Дальнем Востоке стоимость незаконно добытой морепродукции, нелегально реализуемой за рубежом, доходит до 1,5 млрд. долл. США. Браконьерство в современном виде давно стало деятельностью организованных преступных групп со строгой иерархией и распределением обязанностей. К сожалению, меры, принимаемые к браконьерам, не адекватны причиняемому ими ущербу.

Так, капитан судна "Гангут" за незаконный вылов 208 тонн минтая оштрафован менее чем на 2000 руб. Другая преступная группа, используя судно ПТР, тралом выловила в Каспийском море более 26 тонн осетровых, за что шесть браконьеров осуждены к условному наказанию.

Существует множество схем и способов сокрытия доходов, получаемых от экспортных поставок морепродуктов. Как показывает практика, наиболее простыми и распространенными способами ухода от таможенного оформления добытых морепродуктов являются:

реализация улова зарубежным судам без захода в порт приписки (так, судно, имеющее разрешение на отлов, например, 50 тонн краба, в море ловит 250 тонн, там же, в экономической зоне, реализует весь груз иностранцам, а в судовом промысловом журнале регистрирует якобы выловленные разрешенные 50 тонн. В среднем, по оценкам независимых экспертов, за месяц на одном судне только на контрабанде краба таким способом можно получить прибыль 40 млн. долл. США);

фальсификация качественных параметров морепродукции с целью занижения стоимости;

скупка либо незаконный промысел биоресурсов в приграничных районах, свободных экономических зонах, с целью их дальнейшего бесконтрольного перемещения через границу;

использование поддельных документов с указанием наименования груза, не соответствующего действительности (недостоверное декларирование).

Одна из проблем на острове Сахалин состоит в том, что его жителям из года в год квоты на лов лосося уменьшают, а в прошедшем году их вообще не выделили. Зато японцам в сахалинских водах дали квоты на 16 тыс. тонн, и они ловят лосось дрифтерными сетями, несмотря на то, что еще в 1991 г. страны Тихоокеанского побережья (Россия - с 1992 г.) на такой лов в открытом море наложили запрет из-за подрыва запасов лосося.

Проблема криминального бизнеса, связанного с добычей и реализацией пресноводной фауны, является особенно актуальной. В реках и водоемах регионов России водятся и нерестятся наиболее востребованные на потребительском рынке виды животного мира, что обусловливает притягательность этого вида деятельности для получения незаконных доходов. Например, только на Камчатке зарегистрировано около 1000 компаний, занимающихся ловом лососевых, а участков для лова на полуострове - всего 330.

Следует отметить, что значительное количество материалов поступает в органы внутренних дел из иных ведомств. Как правило, в этих материалах недостаточно представлена доказательственная база, объем необходимых документов не превышает 2 - 3 страниц либо представляет только один протокол, остальные документы, если они имеются в материале, зачастую не содержат необходимых для возбуждения уголовного дела сведений. По этой причине сотрудникам ОВД приходится заново проводить проверку либо истребовать дополнительные материалы, а в результате, как правило, при рассмотрении собранных материалов выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду невозможности проведения отдельных проверочных мероприятий, так как прошло определенное время и нельзя восстановить картину события.

Указанный недостаток имеет место как в рыбодобывающих, так и в нерыбодобывающих регионах. С целью устранения указанных недостатков в некоторых УВД разработаны методические рекомендации для сотрудников рыбоохраны и других государственных структур, участвующих в сохранении водных биоресурсов, проводятся семинары. Эта работа отражена в планируемых некоторыми УВД мероприятиях по активизации борьбы с преступлениями в этой сфере экономической деятельности.

При существующем низком государственном уровне контроля за добычей морских биоресурсов, по нашему мнению, крайне необходимо осуществить следующие меры правового характера:

Повышению эффективности борьбы с посягательствами на водные биологические ресурсы, имеющими характер крупномасштабного преступного промысла и отличающимися высокой степенью общественной опасности, не способствует действующее уголовное законодательство об ответственности за незаконную добычу водных животных и растений (ст. 256 УК РФ), которое не учитывает особо опасные способы и средства его совершения, представляющие собой квалифицированные и особо квалифицированные составы этого преступления.

В связи с этим целесообразно внести в ст. 256 УК РФ дополнения, предусмотрев в качестве квалифицирующих и особо квалифицирующих обстоятельств совершения данного преступления следующие признаки:

В зависимости от причиненного ущерба, места и способа добычи или уничтожения водных биоресурсов, состава участников преступления, целесообразно усилить уголовную ответственность за это преступление, ужесточив санкции ст. 256 УК РФ.

Полагаем, что незаконная добыча водных животных и растений в крупном и особо крупном размере должна быть отнесена к категории тяжких преступлений, что создало бы правовые основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях его выявления и раскрытия.