Мудрый Юрист

О субъекте ответственности за внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений

Нудель Станислав Львович, соискатель ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье автором исследуются проблемы привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц за внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений (ст. 15.22 КоАП РФ). Учитывая бланкетность ряда признаков состава данного правонарушения, исследование проводится как на основании норм административного права, так и на основании норм, содержащихся в нормативно-правовых актах иных отраслей права (гражданского, финансового, уголовного).

Ключевые слова: правонарушение, должностные лица, юридические лица, реестр, ценные бумаги.

On the subject of the responsibility for making the register of holders of securities of fake information

S.L. Nudel

In the article the author examines the problem of bringing to administrative responsibility of officials and legal persons for entry into the register of holders of securities of false information (st. 15.22 Administrative Code). Given the blanket of the number of signs of this offense, as research is being conducted under the rules of administrative law, and on the basis of the norms contained in the regulations of the other branches of law (civil, financial, criminal).

Key words: offense, officials, legal entities, register the securities.

В современном обществе рынок ценных бумаг является одним из ключевых компонентов экономики. Российский рынок ценных бумаг - это установленная финансовым и гражданским законодательством форма организации обращения ценных бумаг, исторически сложившаяся в стране и включающая в свой состав ценные бумаги, порядок выпуска (эмиссии) ценных бумаг и организацию их обращения и учета.

Необходимо отметить, что согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <1> главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы.

<1> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Соответственно, противоправные посягательства на рынке ценных бумаг являются одними из наиболее опасных видов посягательств в сфере экономики, а он сам требует реальных механизмов правовой защиты.

Исходя из высокой степени общественной опасности противоправных посягательств на рынке ценных бумаг, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) включена ст. 15.22, устанавливающая административную ответственность за нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг. Данное правонарушение посягает на правоотношения в сфере финансов (финансы) <2>, в части отношений, связанных с функционированием "учетной системы" на рынке ценных бумаг <3>, а также на имущественные права и законные интересы граждан, организаций и государства.

<2> Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. См.: Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 13 - 14.
<3> Об "учетной системе" на рынке ценных бумаг см. подробнее: Доклад о концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг (утв. ЦБ РФ N 01-04/804, ФКЦБ РФ N ДВ-4117, Минфином РФ N 05-01-01 1 июля 1997 г.) // Вестник Банка России. 1997. N 47.

При этом в правоприменительной практике возникают существенные проблемы, связанные с квалификацией одного из составов, предусмотренных данной статьей, - внесения в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по признакам субъекта в связи со значительным количеством бланкетных признаков в конструкции.

Субъектом указанного состава правонарушения, исходя из содержания диспозиции и санкции ч. 1 ст. 15.22 КоАП РФ, могут быть должностные либо юридические лица, совершившие внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений.

Реестр владельцев ценных бумаг <4>, в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <5> (далее - Закон "О рынке ценных бумаг"), это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг <6>.

<4> К ценным бумагам - документам, удостоверяющим с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении - в соответствии со ст. 142 - 144 ГК РФ и ст. 1 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Российская газета. N 253. 2003), можно отнести: внутренние ценные бумаги (эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в российской валюте и выпуск которых зарегистрирован в России; иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение российской валюты, выпущенные на территории России) и внешние ценные бумаги (ценные бумаги, не относящиеся к внутренним ценным бумагам). К ценным бумагам непосредственно относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и др.
<5> ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Российская газета. N 79. 1996.
<6> ФЗ от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" установлено, что реестр владельцев не ведется по именным ценным бумагам России. Для ценных бумаг на предъявителя система ведения реестра владельцев ценных бумаг также не ведется.

В Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг <7> установлено, что в реестре должна содержаться информация: об эмитенте; о регистраторе, его обособленных подразделениях и трансфер-агентах; обо всех выпусках ценных бумаг эмитента; о зарегистрированных лицах, виде, количестве, категории (типе), номинальной стоимости, государственном регистрационном номере выпусков ценных бумаг, учитываемых на их лицевых счетах, и об операциях по лицевым счетам.

<7> Постановление ФКЦБ РФ от 2 октября 1997 г. N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бума" // Вестник ФКЦБ России. 1997. N 7.

К числу основных операций, связанных с учетом прав на ценные бумаги, относятся и операции регистратора (держателя реестра), получившего специальную лицензию <8>, под которыми согласно Положению о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг понимается совокупность действий регистратора, результатом которых является изменение информации, содержащейся на лицевом счете, и (или) подготовка и предоставление информации из реестра <9>.

<8> О лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг см.: Приказ ФСФР РФ от 25 января 2011 г. N 11-5/пз-н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бума" (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.04.2011 N 20397) // Бюл. норм. актов фед. органов исполн. власти. 2011. N 20 и др.
<9> Подробнее об операциях регистратора см.: Постановление ФКЦБ РФ от 2 октября 1997 г. N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг".

При этом функции регистратора может выполнять непосредственно сам эмитент ценных бумаг - юридическое лицо <10> или профессиональный участник рынка ценных бумаг - регистратор. Законом "О рынке ценных бумаг" прямо определен случай, когда эмитент обязан передать ведение реестра специализированному регистратору. Такая обязанность возникает у эмитента в том случае, когда число владельцев его ценных бумаг превышает 500 (за исключением ведения реестра владельцев российских депозитарных расписок, поскольку в соответствии со ст. 27.5.3 Закона "О рынке ценных бумаг" депозитарий - эмитент этих ценных бумаг вправе самостоятельно вести реестр владельцев российских депозитарных расписок вне зависимости от их числа). При этом в отношении эмитентов - акционерных обществ данную норму Закона "О рынке ценных бумаг" следует применять с учетом особенностей, установленных п. 3 ст. 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <11>, где определено следующее: акционерное общество обязано передать ведение реестра владельцев ценных бумаг специализированному регистратору в том случае, когда число его акционеров превышает 50 <12>.

<10> Приказ ФСФР РФ от 13 августа 2009 г. N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 ноября 2009 г. N 15168) // Бюл. норм. актов фед. органов исполн. власти. 2009. N 46; Богомолов И. К вопросу о регистраторе // ЭЖ-Юрист. 2008. N 13; Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Особенности порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг // Право и экономика. 2010. N 1.
<11> Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Российская газета. N 248. 1995.
<12> Письмо ФКЦБ РФ от 24 марта 2004 г. N 04-СХ-09/5118 "О необходимости передачи ведения реестра владельцев именных ценных бумаг регистратору" // Вестник ФКЦБ России. 2004. N 4; решение Верховного Суда РФ от 16 мая 2008 г. N ГКПИ08-1154 "О признании недействующим п. 2.2 Приказа ФСФР РФ от 27 декабря 2007 г. N 07-113/пз-н "О требованиях к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг".

Таким образом, к административной ответственности за внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений могут быть привлечены юридические лица (эмитенты и регистраторы, имеющие лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра) <13> и должностные лица указанных организаций.

<13> Юридические лица привлекаются к административной ответственности с учетом положений ч. 2 ст. 2.1 и ст. 2.10 КоАП РФ.

Так, к числу должностных лиц следует отнести: 1) уполномоченных на ведение реестра должностных лиц эмитентов и 2) работников регистраторов, в должностные обязанности которых входит совершение операций, связанных с ведением реестра (руководителей, руководителей филиалов, заместителей руководителя организации или ее филиалов; начальников структурных подразделений (заместителей начальника) организации или ее филиалов; контролеров и специалистов), в соответствии с Приказом ФСФР России от 28 января 2010 г. N 10-4/пз-н "Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка" <14>, соответствующих квалификационным требованиям и имеющих квалификационный аттестат ФСФР России с указанием квалификации <15>.

<14> Приказ ФСФР РФ от 28 января 2010 г. N 10-4/пз-н "Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка" // Бюл. норм. актов фед. органов исполн. власти. 2010. N 21 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.05.2010 N 17130).
<15> Например, аттестат с указанием квалификации: "соответствующей должности руководителя или контролера или специалиста организации, осуществляющей клиринговую и (или) депозитарную деятельность или деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг" (третьего или четвертого типа); "специалист рынка ценных бумаг" по специализации в области рынка ценных бумаг: ведение реестров владельцев именных ценных бумаг (третьего типа); "специалист финансового рынка" по специализации в области финансового рынка: деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (третьего типа) и др.

Вместе с тем необходимо обратить внимание, что в соответствии с п. 9 ст. 2.10 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

Особо необходимо отметить, что в случае внесения в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений умышленно указанные должностные лица должны быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 185.2 Уголовного кодекса РФ, так как разграничительными признаками данных составов административного правонарушения и преступления являются признаки субъективной стороны (выделено автором).

Таким образом, проведенный анализ может позволить решить отдельные вопросы, возникающие в правоприменительной практике в связи с квалификацией нарушения порядка учета прав на ценные бумаги.