Мудрый Юрист

Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения *

<*> Sattarova N.A. Place of category "compulsion" in regulation of monetary turnover.

Саттарова Нурия Альвановна, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена характеристике отдельных мер государственного принуждения, применяемых в сфере наличного и безналичного денежного обращения. Выявлены особенности механизма реализации мер процессуального принуждения и материально-правового принуждения в сфере денежного обращения.

Ключевые слова: принуждение, меры государственного принуждения, коммерческие банки, ответственность, кассовые операции.

The article is devoted to characterization of individual measures of state coercion used in the field of cash and cashless currency. The features of the mechanism of implementation of measures of procedural compulsion and material law enforcement in the area of monetary.

Key words: coercion, measures of state coercion, commercial banks, liability, cash transactions.

Принуждение как один из способов воздействия на поведение людей - необходимый элемент общественной жизни. Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Первый из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, т.е. принуждения как метода управления, воздействия на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть <1>.

<1> Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. М., 2004. С. 6.

Государственное принуждение - это внешнее воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства и обеспечивающее безусловное утверждение воли государства. Особенность государственного принуждения заключается в том, что в случае его применения гарантируется безусловное выполнение предписаний властного субъекта.

Денежное обращение, движение денежных потоков требуют четкой организации денежных расчетов, поэтому сфера денежного обращения, процесс кругооборота денег в наличной и безналичной формах как необходимый атрибут функционирования современного государства испытывают на себе принудительно-властное воздействие государства, поскольку оно заинтересовано в соблюдении всеми участниками оборота денег соответствующих правил и предписаний. Кроме того, соблюдение расчетной дисциплины, законодательства, регулирующего денежное обращение непосредственным образом, отражается на темпах экономического роста и обеспечивает эффективное функционирование финансовой системы.

Следовательно, к причинам, обусловливающим необходимость применения государственного принуждения в сфере денежного обращения, можно отнести следующие: важная роль денежного обращения в жизни государства, ее экономики; необходимость укрепления национальной валюты; наличие императивного метода правового регулирования отношений в сфере денежного обращения и расчетов; наличие правонарушений в сфере денежного обращения.

Необходимо указать, что принуждение в сфере денежного обращения немыслимо без правоприменительной деятельности; осуществляется в рамках охранительных правоотношений; сопряжено (в основном) с причинением правоограничений. Принуждение как регулятор денежного обращения имеет свои особенности, которые выражаются в правовом статусе участников денежного оборота, в содержании, формах и механизме реализации принудительного воздействия.

Исходя из теоретических подходов к понятию принуждения как правового института, обобщая выводы многих ученых, укажем, что действующей правовой системе свойственны следующие основные виды государственного принуждения: меры пресечения, меры превентивного (предупредительного) характера, правовосстановительные меры и юридическая ответственность. Здесь также необходимо заметить, что принуждение как собственно правоотношение складывается в процессе применения государственно-принудительных мер соответствующими уполномоченными субъектами, безусловно, являющимися органами государственной власти.

Особенности правового статуса участников денежного обращения определяются практически всеми нормативными правовыми актами, так или иначе регулирующими порядок расчетов, выплат. Иными словами, круг субъективных прав и обязанностей участников правоотношений в сфере денежного обращения определяется как частноправовыми, так и публично-правовыми нормами. Наглядным примером является "универсальный" правовой статус коммерческих банков, которые являются основным звеном в механизме денежного обращения, непосредственно принимают участие в наличном денежном обороте, обладают исключительной правоспособностью в механизме безналичных расчетов, являются посредниками между хозяйствующими субъектами (физическими лицами) и государством - собственником казны.

Анализ некоторых статей Закона о банках и банковской деятельности позволяет выделить механизм принудительного воздействия в сфере денежного обращения. Так, в ст. 5 законодатель запрещает кредитным организациям заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью; в ст. 8 указано, что кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, информацию о своей деятельности; за введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с действующим законодательством; ст. 10 обязывает кредитные организации регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы; в ст. 11 указано, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации; в ст. 11 установлен минимальный размер уставного капитала; ст. 13 обязывает осуществлять банковские операции только на основании лицензии и др. Кроме того, необходимо указать на возможность применения мер принуждения самими коммерческими банками по отношению к своим клиентам - юридическим лицам, одновременно являющимся налогоплательщиками.

Таким образом, принудительно-властные способы регулирования денежного обращения позволяют выделить систему ограничительных мер, используемых в банковском законодательстве. В ряде случаев имеют место прямые ограничения, а также скрытые ограничения, которые могут не иметь характера административно-правовых запретов. Их действие может быть основано на регулирующих и стимулирующих началах.

Кроме того, следуя позиции Д.Н. Бахраха, которым выделены меры процессуального принуждения и материально-правового принуждения, отметим, что в сфере денежного обращения меры процессуального принуждения особенно ярко проявляются в механизме осуществления контроля (надзора). В данном аспекте необходимо выделить государственный финансовый контроль, включающий в себя банковский надзор, осуществляемый Банком России, валютный контроль, бюджетный, налоговый, таможенный. Так, к мерам процессуального принуждения можно отнести право Центрального банка проводить проверки кредитных организаций, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Меры процессуального и материально-правового принуждения входят в систему мер принудительного воздействия, применяемого в сфере как наличного денежного обращения, так и безналичного денежного обращения.

Анализ действующего законодательства и мнений специалистов позволяет отметить существующие в настоящее время ограничения наличного денежного оборота и тенденции дальнейшего развития безналичного обращения. В экономической литературе отмечается, что регулировать количество наличной денежной массы сложно, механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из оборота отсутствует. Тем не менее нормы, регулирующие наличное денежное обращение, в определенных случаях оказывают прямое принудительное воздействие. Так, в соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий (п. 2.5). Следует обратить внимание на четкое определение законодателем принудительного воздействия через установление лимита наличных денег в кассе предприятия (пусть даже с согласия руководителя). Кроме того, меры принудительного воздействия, применяемые в сфере осуществления кассовых операций, также предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях. В частности, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

Наличие законодательно установленных ограничений в сфере наличного денежного оборота обусловливает необходимость реализации процессуально-принудительных мер в рамках контроля за соблюдением установленных правил. Именно кредитные организации наделены полномочиями проводить проверки соблюдения хозяйствующими субъектами порядка работы с денежной наличностью (например, в соответствии с п. 2.14 Положения N 14-П банки в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью). Вместе с тем следует указать на наметившуюся в последнее время тенденцию, направленную на освобождение коммерческих банков от указанных полномочий. В письме Банка России от 23.11.2010 N 02-29-1/5422 "О внесении изменений в нормативный акт Банка России" указывается, что Банк России поддерживает позицию Ассоциации российских банков о необходимости снятия с кредитных организаций обязанности по осуществлению проверок соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций. Представляется, что только обслуживающие своих клиентов банки обладают полной информацией о состоянии банковского счета клиента, о всех его финансовых операциях, поэтому гарантировать эффективный контроль в данном направлении могут только банки.

По смыслу п. 2 ст. 861 ГК РФ общим правилом расчетов между юридическими лицами является безналичный порядок их осуществления, расчеты наличными деньгами также могут иметь место, если иное не предусмотрено законом. Обязанность осуществлять расчеты в одинаковом для всех юридических лиц и на всей территории государства безналичном порядке, быстрота которого гарантируется законом (ст. 849 ГК РФ), не может рассматриваться как ограничение свободы перемещения финансовых средств <2>. Тем не менее положения ст. 861 ГК РФ позволяют сделать вывод, что сфера безналичных расчетов изначально предусматривает принудительное воздействие на участников безналичного расчета: обязанность производить расчеты только в безналичной форме, только через счета и только через обслуживающий банк.

<2> Определение Конституционного Суда РФ от 13.04.2000 N 164-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.Г. Лобанова на нарушение его конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 861 ГК Российской Федерации и пункта 4 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Конкретизируя данное положение, необходимо обратить внимание на определенный порядок осуществления безналичных расчетов, который требует обязательного соблюдения установленных правил, а точнее, предусматривающий принудительное воздействие, поскольку иных вариантов проведения безналичных расчетов у хозяйствующих субъектов нет. Так, в действующем в настоящее время Положении "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 03.10.2002 N 2-П установлены жесткие требования к заполнению расчетных документов, являющихся основанием списания денежных средств.

Таким образом, можно сделать вывод, что расчетно-платежная дисциплина в сфере денежного обращения базируется на выполнении основных принципов осуществления денежных расчетов, закрепленных в действующем законодательстве. Соблюдение расчетно-платежной дисциплины способствует, с одной стороны, ускорению оборота денежных средств и укреплению финансового состояния хозяйствующего субъекта, с другой, укреплению денежного оборота страны, ее финансовой системы, поскольку движение денежных средств связывает части финансовой системы в единое целое. В свою очередь, нарушение установленных правил денежного оборота может быть следствием неудовлетворительной работы банковской системы, поскольку Центральный банк обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы, а коммерческие банки непосредственно обслуживают оборот денег.

В контексте необходимости применения мер государственного принуждения в сфере денежного обращения следует указать на существующие в современных условиях элементы оборота денежных средств - доходы, полученные преступным путем, а также финансирование терроризма. Доходы, полученные незаконным путем, не остаются полностью в теневой экономике и в значительной степени внедряются в законный оборот денежных средств, что ослабляет банковскую систему, здоровый механизм денежного обращения. Следовательно, важную роль в борьбе с легализацией преступных доходов призваны играть кредитные организации, поскольку использование банковских, валютных операций - удобный инструмент для легализации преступных доходов.

Особого внимания в реализации принудительных мер, используемых в сфере денежного обращения, заслуживает юридическая ответственность, которая применяется к банкам, юридическим и физическим лицам. Ответственность за нарушение установленных законодательством правил денежного обращения наступает только за совершенное правонарушение. Понятие нарушения денежного обращения и расчетов не содержится в нормативных правовых актах. В Постановлении ГД ФС РФ от 13.03.2002 N 2532-III ГД "О Федеральном законе "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами" указывается на нарушения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами, а также нарушения установленного порядка обращения наличных денежных средств.

Ответственность за нарушение порядка денежного обращения и расчетов предусмотрена административным, гражданским, финансовым и уголовным законодательством.

Таким образом, в механизме принудительного воздействия в сфере денежного обращения следует выявить меры юридической ответственности, меры защиты правопорядка и превентивные меры, обеспечивающие соблюдение финансовой, расчетной (платежной) дисциплины участниками денежного оборота. Учитывая важность сферы денежного обращения, ее огромное значение для экономики, для решения социальных задач, а также в целях обеспечения финансовой стабильности государства необходимо и целесообразно развивать институт государственно-правового принуждения в сфере денежного обращения, расширять и систематизировать ее содержание. Особое внимание следует уделить финансово-правовым аспектам принудительного воздействия на оборот денежных средств.