Мудрый Юрист

Понятия "деньги", "цена" и "ценообразование" в праве и их роль в функционировании финансовой системы *

<*> Gafarova G.R. Concepts "money", "price" and "price formation" in law and the role thereof in function in gof financial system.

Гафарова Гузель Рустамовна, доцент кафедры финансового права Института экономики, управления и права (г. Казань), кандидат юридических наук.

В данной статье автор рассматривает взаимосвязь таких категорий, как деньги и цена как объектов публично-правового регулирования. Через экономический анализ функций денег и цены выявлены правовые аспекты функционирования указанных категорий, а также их место в финансовой системе.

Ключевые слова: деньги, цена, ценообразование, государство, функции, товар, регулируемые цены, структура цены, фонды денежных средств.

In this article the author examines the relationship of such categories as money and price as the objects of public regulation. Through an economic analysis of the functions of money and prices revealed the legal aspects of the functioning of these categories, as well as their place in the financial system.

Key words: money, price, pricing, state functions, goods, regulated prices, price structure, funds of funds.

В экономической литературе подход к пониманию сущности денег определен через товарное производство. К. Маркс в своей работе "Капитал" указывает, что "товар, который функционирует в качестве меры стоимости, а поэтому также, непосредственно или через своих заместителей, и в качестве средства обращения, есть деньги" <1>.

<1> Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М., 1988. Кн. 1: процесс производства капитала. Т. I. С. 140.

Раскрывая сущность денег, следует подчеркнуть, что они являются не просто вещью (у многих деньги ассоциируются лишь с монетами и денежными купюрами, а у некоторых еще и с пластиковыми карточками), а средством выстраивания экономических отношений между людьми. Они позволяют производить обмен товарами и услугами между физическими и юридическими лицами, выполнять те или иные имущественные обязательства во взаимоотношениях между отдельными людьми, компаниями, организациями, государством; обеспечивать распределение и перераспределение валового общественного продукта страны, прибыли отдельно взятого предприятия и т.п. <2>. Безусловно, указанные отношения между людьми, организациями и государством не могут существовать, изменяться, прекращаться без особого регулятора, т.е. нормы права.

<2> Катасонов В.Ю., Бурлачков В.К., Ткачев В.Н. Деньги: Учеб. пособие. М., 2010. С. 12.

Вместе с тем экономисты, ссылаясь на К. Маркса, выделяют пять функций денег, в которых выражается их сущность. В экономической литературе деньги рассматриваются как мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство образования сокровищ и мировые деньги. Не углубляясь в анализ всех функций денег, отметим, что реализация функции денег как меры стоимости наиболее ярко "проявляет" функционирование цены.

Следует отметить, что принадлежность денег к правовой категории доказана учеными-юристами. Кроме того, "не существует ни одной "чисто" государственной проблемы, то есть проблемы, относящейся только к государству, которую можно было бы исследовать, познать независимо от права. Деятельность государства регламентируется правом, компетенция органов государства устанавливается правом, формы государства закреплены в праве и т.д." <3>.

<3> Каск Л.И. К вопросу о соотношении государства и права // Проблемы теории социалистического государства и права. М., 1977. С. 113.

Вместе с тем А.Ю. Грибов считает, что "отечественные исследователи вопросов эволюции форм и сущности денег традиционно применяют классический подход, в основном понимая деньги как товар особого рода. Этот подход восходит к марксистской традиции, хотя в наше время он претерпевает значительные модификации" <4>. Исследуя институциональную теорию денег, автор указывает на противоречия между экономической и законодательной трактовками сущности денег, выдвигает плюралистический концептуальный подход, неоинституциональную теорию и применяет новое направление неоинституциональной теории - экономический анализ права, или экономику права. Следует согласиться с некоторыми выводами автора, что в современных условиях экономические агенты реагируют на различные правовые установления; меняются сами правовые нормы под воздействием экономических факторов; юридические правила должны подражать рынку и др. Особого внимания заслуживает вывод о том, что правовая система рассматривается как механизм, регулирующий распределение ограниченных ресурсов, что правовые нормы как элементы рынка должны устанавливаться исходя из соображения эффективности.

<4> Грибов А.Ю. Институциональная теория денег. Сущность и правовой режим денег и ценных бумаг. М., 2008. С. 10.

В данном аспекте следует отметить, что М.В. Карасева справедливо указывает, что "функции денег - это категория экономической науки, с помощью которой описывается та работа, которую они выполняют. Ни одна из функций денег не нашла своего дефинитивного отражения (закрепления) в законодательстве.... Пожалуй, лишь анализ законодательства в целом после предварительного ознакомления с экономической доктриной функций денег позволит юристу подтвердить выводы экономической науки о функциях денег" <5>. Т.Р. Орехова подчеркивает, что необходимо продолжать совместные исследования экономистов и юристов на основе единой методологии, используя единый категориальный аппарат, не допуская преобладания в решении вопросов законодательного обеспечения экономических преобразований ни чисто юридического, ни чисто экономического подхода <6>.

<5> Карасева М.В. Деньги в финансовом праве. М., 2008. С. 11.
<6> Орехова Т.Р. Право и экономика: некоторые проблемы комплексных исследований // Проблемы теории права и государства, истории политико-правовой мысли: Сб. работ учеников, друзей, коллег профессора О.Э. Лейста. Алматы, 2005. С. 85.

Относительно указанной, по нашему мнению, справедливой позиции следует отметить, что в последнее время в юридических и экономических исследованиях появляются мнения о необходимости сочетания как экономических, так и правовых форматов в поиске отдельных, устоявшихся в экономической науке институтов, существующих в правовом поле и, соответственно, отражающих современные рыночные реалии развития государства. Это особо проявляется в исследовании категорий финансового права, включающего такие категории, как финансы, финансовые ресурсы, денежные ресурсы, денежные фонды. Важное место в указанном ряду занимают деньги.

В юридической литературе сложилась позиция, что деньги в юридическом смысле являются денежными знаками страны, объектом гражданских прав и объектом финансового правоотношения <7>. Как указывает К.С. Бельский, деньги - это установленные законом денежные знаки с определенным наименованием (рубль, копейка), отпечатанные или отчеканенные в соответствующей форме с обозначениями на них денежных единиц, прием которых в качестве платежного средства обязателен внутри Российской Федерации <8>. Следует согласиться с С.В. Рыбаковой, которая делает вывод, что институт денег является не только цивилистическим, но и публично-правовым <9>.

<7> См., например: Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 1999; Карасева М.В. Деньги в финансовом праве. М., 2008; Саттарова Н.А. Деньги как объект гражданских прав. Казань, 2006; Бахарева Ю.В. Деньги и денежные обязательства как категории гражданского права. Актуальные проблемы гражданского права. Вып. 10 / Под ред. О.Ю. Шилохвоста. М., 2006; и др.
<8> Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 8.
<9> Рыбакова С.В. Финансовое и банковское право: теоретические аспекты соотношения / Под ред. Н.И. Химичевой. Саратов, 2009. С. 59.

Следовательно, если исходить из экономических подходов к категории "цена" (в юридической науке отсутствуют комплексные исследования по изучению данного явления), то основные правовые конструкции сущности денег в части применимы и к цене, поскольку цена есть неотделимое качество денег. Как указано в экономической литературе, стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой товара. Благодаря этому деньги делают товары и услуги соизмеримыми и с этой точки зрения являются измерителями товаров, работ и услуг. Сами деньги цены не имеют.

Экономический подход к цене следующий. Купля-продажа результатов производства (товаров) - факт признания за ними общественной ценности. Эта ценность, выраженная в определенном количестве денежных знаков, есть цена товара. Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется (в силу необозримого числа объективных и субъективных причин), то и цена товара находится в постоянном движении. Свободное движение товарных цен и есть "рыночная экономика" <10>. В учебнике "Экономика" авторы пишут, что "ценность (стоимость) - это денежная оценка потребителем полезности блага. Ценность имеет синоним - стоимость. Оба термина взаимозаменяемы" <11>.

<10> Современная экономика. Лекционный курс: Многоуровневое учеб. пособие / Науч. ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Д, 2001. С. 141.
<11> Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М., 2002. С. 111.

Авторы другого учебника пишут, что общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и в настоящее время. К наиболее часто используемым определениям можно отнести следующие: цена определяется издержками производства и искусством менеджера; цена представляет собой количество денег, уплачиваемых за данный товар <12>. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена - денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара <13>. Понятие цены с позиции потребителя, как пишет В.В. Герасименко, представляет собой сумму всех расходов покупателя, прямо или косвенно связанных с приобретением продукта <14>. Зарубежные специалисты указывают, что информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес <15>.

<12> Маховикова Г.А., Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. СПб.: Питер, 2008. С. 7.
<13> Уткин Э.А. Цены, ценообразование, ценовая политика: Учебник. М., 1997. С. 3.
<14> Герасименко В.В. Ценообразование: Учеб. пособие. М., 2008. С. 11.
<15> Диксон П.Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. М., 1998. С. 93.

Следует указать, что в экономической литературе выделяют несколько видов цен, таких как: 1) цены, обслуживающие национальную экономику (внутренние цены) - это цены, которые формируются с учетом особенностей отраслей национального хозяйства. К данному виду принято относить оптовые цены на продукцию промышленности; цены на строительную продукцию; тарифы грузового и пассажирского транспорта, розничные цены на потребительские товары и тарифы на услуги; 2) цены внешнеторговые - цены, по которым осуществляется экспорт и импорт товаров и услуг. Формирование этих цен принципиально отличается от формирования национальных цен. К данной категории принято относить: а) экспортные цены - цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке; б) цены импортные - цены, по которым российские фирмы закупают товары (услуги) за рубежом <16>.

<16> Герасименко В.В. Указ. соч. С. 30 - 31.

Цены в зависимости от территории действия бывают: цены единые, или поясные; цены региональные и местные. Выделяют также классификацию цен в зависимости от степени новизны товара.

Особый исследовательский интерес вызывает такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. Именно данный вид цен наглядно показывает степень участия, точнее, воздействия государства на цены и механизм ценообразования. Рассмотрим три вида цен, которые экономистами относятся к данному виду.

Свободные цены свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно - путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например установить "правила игры" на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка <17>. С этой целью вводится ряд запретов: на ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон и фиксируются в договорах, в протоколах согласования цен.

<17> Салимжанов И.К. Ценообразование: Учебник. М., 2008. С. 41.

Регулируемые цены - цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление об изменении цен и их декларирование. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные. Цены фиксированные - регулируемые цены твердо определенной величины. Устанавливаются, например, на природный газ, электро- и теплоэнергию, перевозку грузов железнодорожным транспортом. Цены предельные - регулируемые цены, которые ограничены нижним или верхним пределом, предельными размерами снабженческо-сбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности <18>. И.К. Салимжанов уточняет, что воздействие государственных органов осуществляется методами: 1) либо прямого ограничения роста или снижения цен; 2) либо путем регламентации рентабельности; 3) либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта; 4) либо путем установления предельных значений элементов цены; 5) каким-либо аналогичным методом <19>.

<18> Герасименко В.В. Указ. соч. С. 32.
<19> Салимжанов И.К. Указ. соч. С. 41.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные органы, обладая определенной компетенцией в данной сфере, непосредственно влияют на цены. Воздействие на цены осуществляется только через правовые нормы, которые, в свою очередь, цену делают объектом правового регулирования, позволяют в определенных отношениях их установить, изменить с учетом развития экономики страны, рыночных отношений. Данное воздействие требует особого подхода со стороны органов государственной власти, учитывающих все аспекты планирования, учета, прогнозов, расчетов, анализа. Следовательно, можно заключить, что органы государственной власти осуществляют соответствующую деятельность в сфере функционирования цен, ценообразования, используя весь арсенал правовых средств.

Особенности категории цены обусловлены ценообразованием, под которым понимают процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги <20>. Ценообразование - наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен <21>.

<20> Уткин Э.А. Указ. соч. С. 3.
<21> Денисова И.П. Цены и ценообразование. М., 1997. С. 5.

В современной экономической литературе принято считать, что структура, состав цены - это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями. Традиционно в структуре цены выделяют: себестоимость продукции; прибыль; акциз по подакцизным товарам; НДС; снабженческо-сбытовую надбавку; торговую надбавку. При этом необходимо отметить, что "...определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги... Информация о структуре цены необходима при разработке стратегии и тактики ценообразования" <22>.

<22> Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. В.Е. Есипова. СПб., 2009. С. 42.

Сущность любой экономической категории проявляется в ее функциях. С достаточной степенью условности выделяют следующие функции цен: учетная или измерительная; распределительная (перераспределительная); стимулирующая; балансирующая спрос и предложение. Данная классификация является основной в работах экономистов. Так, учетная, или функция учета и измерения затрат, показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд <23>.

<23> Там же. С. 39.

Распределительная функция заключается в распределении и перераспределении доходов между отраслями экономики; регионами; социальными группами населения; фондами накопления и потребления; формами собственности. Государство, защищая интересы малоимущих и незащищенных слоев населения, через акцизы на отдельные группы товаров, налоги на добавленную стоимость перераспределяет денежные доходы бюджета для решения социальных вопросов <24>.

<24> Лев М.Ю. Ценообразование. М., 2008. С. 51.

Стимулирующая функция проявляется в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление. Экономически обоснованные цены стимулируют производство, расширение и обновление ассортимента, улучшение качества продукции, рациональное размещение производственных сил, оптимальную структуру потребления, сокращение времени обращения товара и т.д. Стимулирование осуществляется на всех стадиях производства, реализации и потребления товаров за счет уровня прибыли в цене, системы скидок, надбавок к ценам, регулирования цен и т.д. <25>.

<25> Горина Г.А. Ценообразование: Учеб. пособие. М., 2010. С. 9.

Функция сбалансирования спроса и предложения состоит в осуществлении под воздействием конкуренции, законов спроса и предложения взаимосвязи между производством (продажей) и потреблением (покупкой). Сбалансированность спроса и предложения означает, что повышение цен может происходить только в результате повышения качества и расширения ассортимента товаров <26>. Функции цен взаимосвязаны, взаимодействуют, иногда усиливают друг друга или вступают в противоречие между собой <27>.

<26> Лев М.Ю. Ценообразование. С. 52.
<27> Там же. С. 53.

Тесная связь цены с категорией "деньги", влияние государства на структуру цены обусловливают необходимость отнесения цены к правовой категории. Экономисты по этому поводу пишут: "Сущность цены как правовой категории четко закреплена в Гражданском кодексе РФ" <28>. Действительно, в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) <29>, а именно в ст. ст. 350, 358, 393, 397 и др., упоминается о цене. Отдельно цене посвящена ст. 424, где указано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

<28> Маховикова Г.А., Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. С. 7.
<29> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. от 06.04.2011) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

М.Ю. Лев в своем учебнике посвящает отдельный параграф рассмотрению цены в гражданском законодательстве. Автор, комментируя нормы ГК РФ, пишет, что нормативно-правовые основы ценообразования можно подразделить на следующие группы:

  1. Нормативно-правовые основы свободного рыночного (договорного) ценообразования, при котором цена определяется соглашением сторон.
  2. Нормативно-правовые основы ценообразования в условиях полной или частичной монополизации рынка.
  3. Нормативно-правовые основы ценообразования, осуществляемого под непосредственным воздействием уполномоченных органов государственной власти путем установления или регулирования цен, осуществления финансовой, бюджетной или налоговой политики <30>.
<30> Лев М.Ю. Указ. соч. С. 11.

В гражданском законодательстве цена рассматривается с частноправовых позиций. Цена как правовая категория, по мнению тех немногих цивилистов, которые изучают данную категорию, представляет собой окончательно определенное сторонами условие договора, характеризующее в денежном выражении ценность и стоимость объекта гражданских прав. Цена обладает сложной объективно-субъективной природой и формируется в результате взаимодействия ценности и стоимости. Ценность, участвуя в ценообразовании, воплощает в себе потребительскую сторону цены, в то время как стоимость - производственную <31>.

<31> Пендюрин Н.П. Категория цены в современном обязательственном праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009. С. 6.

Цену и ценообразование следует рассматривать и с позиции финансового права. При этом исследование цены и ценообразования как категории финансового права обусловливает их изучение в тесной взаимосвязи с деньгами, денежным обращением, денежной системой, а также финансами, финансовой системой. В рассматриваемой нами взаимосвязи указанных выше категорий особое место занимают финансы. Финансы - это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру путем увеличения его в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого <32>.

<32> Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 2008. С. 18.

Под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и осуществляемые на его основе посредством оборота денег финансовые отношения, в результате которых образуются различные фонды денежных средств - как государственные, так и негосударственные (частные). В данном определении авторы учебника "Финансовое право" выделяют три элемента:

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Финансовое право" (под ред. С.В. Запольского) включен в информационный банк согласно публикации - "КОНТРАКТ", "Волтерс Клувер", 2011.

<33> Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М., 2006. С. 20.

Следует указать, что в настоящее время в экономической и юридической литературе устоялась позиция, что следующие пять фондов денежных средств составляют финансовую систему: государственные финансы; финансы хозяйствующих субъектов; местные финансы; фонды страхования и кредит (государственный и банковский), которые, в свою очередь, подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Таким образом, именно материальное содержание финансов определяет их как фонды денежных средств. Но поскольку цена всегда функционирует в денежной форме, возникает вопрос: имеет ли место быть цена в финансовой системе, а точнее, участвует ли цена в формировании и использовании денежных средств указанных фондов?

Г.Б. Поляк пишет, что "в процессе функционирования денежные фонды используют различные денежные средства (агрегаты): наличные деньги (банкноты, казначейские билеты), безналичные деньги (деньги на счетах в кредитных учреждениях, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов. Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов. Денежные потоки связывают части финансовой системы в единое целое <34>.

<34> Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. С. 31.

В вопросах о формировании денежных фондов, а вместе с тем и их использовании следует исходить также из учетно-количественной характеристики. Например, "в результате изменений в налоговой сфере доходы бюджета в целом должны возрасти в 2011 г. на 274 млрд. руб., в 2012 г. - 338 млрд. руб., в 2013 г. - 530 млрд. руб. ... Расходы бюджета запланированы в размере: в 2011 г. - 10658 млрд. руб. (21% ВВП), в 2012 г. - 11237 млрд. руб. (20,1% ВВП), в 2013 г. - 12175 млрд. руб. (19,7% ВВП)" <35>.

<35> Кудрин А.Л. Бюджет модернизации экономики России // Финансы. 2011. N 1. С. 3.

Доходы бюджета в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяются как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Виды источников доходов бюджетов: налоги, сборы, иные обязательные платежи, государственная или муниципальная собственность, оказание платных услуг, безвозмездные поступления и др. Таким образом, если речь идет о таком источнике доходов бюджета, как налоги или оказание платных услуг, то можно поставить вопрос о таких "ценовых" категориях, как стоимость платных услуг, ставка налога, поскольку именно от цены указанных источников зависит объем поступлений в бюджет, формирование бюджетных (внебюджетных) фондов.

В свою очередь, государственные расходы в материальном аспекте представляют собой затраты государства (муниципального образования) путем распределения и использования фондов денежных средств в целях реализации государственных (местных) задач и функций. Так, если говорить о расходах в форме предоставления средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам, необходимо акцентировать внимание на вопросе цены контракта, поскольку одним из основных способов размещения заказов становится аукцион, единственным критерием выбора победителя которого является лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

При этом необходимо указать на позицию В.М. Карасевой, которая пишет: "Что касается сферы финансовых отношений, то здесь цена не присутствует. В этой сфере с помощью денег непосредственно не измеряется стоимость товаров, работ, услуг. Экономисты отмечают, что распределение стоимости общественного продукта, формой которого и являются финансовые отношения, осуществляется без участия цены. Цена в ходе стоимостного распределения "не может обеспечить ни распределения по субъектам собственности, ни функционального обособления разных частей стоимости" <36>. Однако цена предопределяет такое распределение и в этом смысле предопределяет финансы. "Экономическим инструментом, - пишет В.М. Родионова, - благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, является цена" <37>. Таким образом, "цены являются основой финансового метода распределения стоимости, а финансы, базируясь на пропорциях распределения, сложившихся под влиянием цен, выступают инструментом, реализующим эти пропорции" <38>.

<36> Цит. по: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 9.
<37> Там же.
<38> Карасева М.В. Деньги в финансовом праве. М., 2008. С. 24.

Следовательно, цена, будучи в тесной связи с финансами, оказывает решающее воздействие на движение денежных ресурсов в механизме формирования и использования централизованных денежных фондов.

Как справедливо пишет М.Ю. Лев, отсутствие понимания сущности цены, формирования и установления цены и замалчивание ее законодательного понятийного определения, отсутствие как таковой ценовой политики приводят на государственном уровне к дестабилизации экономики, увеличению инфляционных процессов и бюджетных расходов, отсутствию скоординированной таможенной и налоговой политики <39>.

<39> Лев М.Ю. Указ. соч. С. 6.

Цена, будучи в тесной взаимосвязи с деньгами и финансами, оказывает решающее воздействие на движение денежных ресурсов в механизме формирования и использования денежных фондов. При этом цена есть объект правового регулирования. Именно государство, регулируя ценообразование, определяет отдельные особенности цены как публично-правовой категории.

Таким образом, деньги и цена, важнейшие экономические категории, функционируя в правовом поле, оказывают значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны.