Мудрый Юрист

Роль и функции юридических фактов в сфере финансовой деятельности государства *

<*> Babanova Yu.V. Role and functions of juridical facts in the sphere of financial activity of state.

Бабанова Юлия Владимировна, юрист, соискатель.

В данной статье рассматривается действие юридических фактов на механизм образования, распределения и использования денежных фондов государства как функций финансовой деятельности государства. Выявлены особенности юридических фактов в аспекте фактической обоснованности метода финансово-правового регулирования.

Ключевые слова: правоотношение, налоговая обязанность, финансирование, действия, поступки, права и обязанности.

This article discusses the effect of the legal facts on the mechanism of formation, distribution and use of funds of the state, as functions of the financial activities of the state. The features distinguish of the legal facts of the actual validity of the method aspect of financial regulation.

Key words: relationship, tax liability, financing, actions, deeds, rights and responsibilities.

Возникновение, изменение и прекращение правоотношений зависит от юридических фактов, под которыми классики теории права понимали "...все состояния и события действительности, которым свойственно устанавливать и прекращать права" <1>, современные ученые - "конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правовых отношений" <2>, "конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений" <3>. Следует также отметить, что в теории права традиционно выделяют три взаимосвязанных признака юридических фактов. "Первый - "волевой" признак, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия. Действия - поступки человека, акты государственных органов и т.д. События - явления природы, возникновение и развитие которых не зависит от воли и сознания человека. По второму признаку - отношению к праву - действия подразделяются на правомерные и неправомерные (противоправные). ...Значение этого подразделения заключается в том, что оно охватывает две в известной мере противоположные сферы правовой действительности. С одной стороны - договоры, сделки, административные акты, связанные с "нормальными" правовыми отношениями, с другой - проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений ...Согласно третьему признаку - направленности воли на правовые последствия - правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты" <4>.

<1> Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 153.
<2> Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. А.В. Малько. М., 2008. С. 237.
<3> Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 330.
<4> Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2007. Т. 2. С. 678.

Достаточная теоретическая разработанность института юридических фактов позволит акцентировать внимание на аспектах, имеющих значение для исследования данного института в механизме финансовой деятельности государства.

Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений имеют характерные черты, присущие данному институту в других отраслях права, но также и особенности, отражающие сферу финансово-правового функционирования, способы их установления, доказательства и т.д.

В теории финансового права сложилась устойчивая позиция, что финансовое правоотношение - это урегулированные нормами финансового права общественные правоотношения, участники которого наделены соответствующими субъективными правами и обязанностями по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований. Следовательно, из данного определения следует выделить три вида финансовых правоотношений, каждый из которых обладает особым набором составляющих элементов.

Финансовые правоотношения по образованию денежных средств государственной казны, бюджета имеют следующие особенности. Сам процесс аккумулирования денежных фондов обусловливает необходимость реализации основного метода - метода обязательных платежей. Кроме этого, следует указать, что в данном процессе также применяются методы добровольных платежей, финансовых изъятий и штрафов.

Метод обязательных платежей проявляется через установление, взимание налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные денежные фонды. По общему правилу круг участников правоотношений, возникающих при данном методе, определяется участием особого субъекта финансовых правоотношений - государства и, соответственно, обязанного уплачивать установленные налоги и сборы лица. В данном случае речь идет о налоговых правоотношениях, которые возникают, прекращаются и изменяются только на основе норм налогового права. Так, налоговая обязанность возникает у налогообязанного лица с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Основанием прекращения налоговой обязанности являются обстоятельства, предусмотренные в ст. 44 НК РФ, к которым относятся уплата налога, возникновение обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности, смерть налогоплательщика либо признание лица умершим в порядке, предусмотренном действующим законодательством, ликвидация организации-налогоплательщика. Также реорганизация юридического лица относится к числу юридических фактов, изменяющих субъект налогового правоотношения.

В процессе реализации функций распределения и использования денежных средств государства применяются такие методы, как финансирование и кредитование. Если финансирование - это обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства <5>, то кредитование - это предоставление денежных средств из бюджета на принципах возвратности, платности и срочности. В механизме кредитования договор является самостоятельным юридическим фактом как обязательным основанием возникновения кредитных отношений.

<5> Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2004. С. 24.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовые правоотношения возникают, прекращаются и изменяются на основе норм права, при этом могут изменяться, прекращаться на основании таких юридических фактов, как события (например, смерть налогоплательщика).

Поскольку теория юридических фактов изучает один из аспектов фактической обоснованности правового регулирования, следует указать, что "в финансовом праве юридические факты выполняют функцию очень важного элемента метода финансово-правового регулирования" <6>. Между субъектом и объектом финансовой деятельности государства и муниципальных образований существуют отношения управления, а сама финансовая деятельность государства и муниципальных образований является управленческой деятельностью, которой в той или иной мере присуще государственное принуждение <7>. Е.Ю. Грачева в своей известной работе "Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля" отмечает, что управленческие отношения являются одним из видов волевых отношений.

<6> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 154.
<7> Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве. М., 2006. С. 77.

Поскольку метод финансового права призван регулировать отношения в сфере осуществления финансовой деятельности государства, способы, которые при этом используются, так или иначе должны отражать общие тенденции финансовой политики государства. Гибкость метода обусловлена спецификой сферы правового регулирования. Государственная финансовая деятельность осуществляется в различных формах и представляет собой достаточно подвижную и изменчивую сферу общественных отношений, что, безусловно, оказывает влияние на метод правового регулирования <8>. Метод, присущий финансовому праву, - императивность - понимается как определенная мера публичного характера, направленная на достижение общего государственного интереса. Императивный характер финансовой деятельности государства обусловлен тем, что государство самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. При этом следует указать и на существование договорных отношений в финансовом праве. Как указывают ученые, именно развитие рыночной экономики фактически способствует применению диспозитивного метода правового воздействия на финансовые отношения. Диспозитивный метод, применяемый в финансовом праве, не равен диспозитивному методу, используемому в частноправовом регулировании. Он представляет собой симбиоз императивно-диспозитивных начал. В этом смысле диспозитивный метод в финансовом праве может рассматриваться как лояльный императивный метод <9>. Таким образом, юридические факты сами по себе выступают основанием для дифференциации правового регулирования финансовой деятельности государства.

<8> Рукавишникова И.В. К вопросу об особенностях метода финансового права // Государство и право. 2004. N 4. С. 37.
<9> Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М., 2003. С. 21.

В рамках финансовой деятельности государства необходимо указать на институт финансового контроля.

Юридические факты в механизме осуществления финансового контроля определяются как правомерные и противоправные действия. Так, например, факт бюджетного финансирования обусловливает необходимость проверки целевого использования бюджетных средств, что, в свою очередь, порождает контрольные правоотношения. Если обнаружится факт нецелевого использования, то это обстоятельство свидетельствует о наличии другого юридического факта - неправомерного действия.

То есть следует указать и на такую разновидность юридических фактов, как неправомерные действия, поскольку неправомерные действия в виде нарушения запретов или невыполнения финансово-правовых предписаний создают предпосылки для возникновения правоотношений по привлечению соответствующих лиц к ответственности.

Финансовое правонарушение как юридический факт является основанием финансово-правовой ответственности. В процессе привлечения к ответственности выявляются все элементы правонарушения: субъект, объект, субъективная сторона и объективная. Важно отметить, что объективная сторона финансового правонарушения выражается в форме действий или бездействия, например, непредставления в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении субъектом в установленный срок документов и (или) иных сведений, т.е. налицо противоправное бездействие, являющееся юридическим фактом. Интересен подход к сущности бездействия у Г.К. Матвеева, который пишет: "В какой мере данное действие породило данный результат? Однако, несмотря на однородность постановки, решение этого вопроса осложняется сомнением, а в какой мере бездействие может служить тем реальным фактом, который подобно действию может вызвать вред? Иными словами, может ли бездействие быть причиной вреда, т.е. такой силой, которая порождает определенный результат?" <10>. Далее автор отмечает, что: а) бездействие, как и действие, являясь формой человеческого поведения, представляет собой объективный факт действительности; как действие, так и бездействие суть объективированная вовне воля (и сознание) человека, т.е. его целеустремленное и волевое движение или, напротив, целеустремленное и волевое воздержание от определенного движения. Следовательно, бездействие как акт поведения человека в принципе не отличается от действия, хотя и имеет свои особенности; б) бездействие, как и действие, может приводить к определенным последствиям, т.е. вызывать известные изменения в окружающем мире. Следовательно, причинная обусловленность бездействия и его результата в принципе не отличаются от причинной обусловленности действия и его последствия, хотя и имеет свою специфику.

<10> Матвеев Г.К. Теоретические вопросы причинности бездействия // Советское государство и право. 1962. N 10. С. 57 - 67; URL: http://law.edu.ru/article/article.asp

Важную роль в системе финансовых отношений играют сроки. Сроки определяют начальные и конечные, т.е. временные границы юридически значимых ситуаций. Так, в налоговом праве сроки влияют на своевременное поступление налогов в соответствующие бюджеты, упорядочивают налоговые правоотношения. Следует заметить, что сроку, точнее, времени как факультативному признаку в НК РФ уделено особое внимание. Время как факультативный элемент объективной стороны составов налогового правонарушения предусмотрено в ст. ст. 116, 117, 119, 120, 129.1.

Также, например, в бюджетном праве, сроки обеспечивают правовую определенность на всех этапах бюджетного процесса.

Сроки как юридические факты финансового права тесно взаимосвязаны с расчетными юридическими фактами, под которыми понимают фактические показатели, коэффициенты, индексы, ставки, рассчитываемые на основе некоторых первичных фактических обстоятельств, служащие основанием для возникновения вторичных правоотношений. Так, налогоплательщик как субъект основного, первичного налогового правоотношения, у которого возникла недоимка, "включается" во вторичное налоговое правоотношение по привлечению его к ответственности, поскольку факт образовавшейся недоимки является основанием для начала начисления пени как правовосстановительной санкции. Как известно, пени начисляются по ставке рефинансирования за каждый день просрочки.

Юридические факты вызывают правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие правовые последствия в сфере денежного обращения. Пусковым механизмом движения денег в гражданском обороте является факт установления рубля законным платежным средством. Именно данный факт определяет то, что рубль обязателен к приему на всей территории Российской Федерации. В системе денежного обращения юридические факты являются необходимым условием наличного и безналичного денежного оборота. Денежный оборот, в свою очередь, регулируется нормами гражданского права и нормами финансового права. Данное обстоятельство позволяет дифференцировать юридические факты в контексте частноправовых и публично-правовых правоотношений. Например, факт заключения договора банковского счета в обслуживающем банке обусловливает открытие расчетного счета и осуществление через него безналичных расчетов, в т.ч. перечисление фискальных платежей в государственную (муниципальную) казну. Здесь еще можно указать на наличие юридического факта-правоотноошения, под которым понимают производный юридический факт, вторичный по отношению к определенной группе социальных обстоятельств <11>. Например, для уплаты налогов и сборов организацией-налогоплательщиком юридическое значение имеет факт открытия расчетного счета (заключение договора банковского счета).

<11> Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2007. Т. 2. С. 682.

Таким образом, посредством юридических фактов отражаются все многообразные свойства и качества процесса финансовой деятельности государства. Кроме того, именно юридические факты обеспечивают возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений и в конечном итоге влияют на процесс функционирования финансовой системы страны. Данное обстоятельство предопределяет стабильный порядок, соблюдение финансовой дисциплины всеми участниками финансовой деятельности государства. Следовательно, изучение юридических фактов в системе финансово-правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, обусловлено объективной необходимостью создания эффективной системы функционирования публичных финансов.