Мудрый Юрист

История отмены применения смертной казни в российском государстве

Головистикова А.Н., член РАЮН, кандидат юридических наук.

Начало XXI в. отмечено всплеском законодательной активности в связи с устойчивым и возрастающим значением принципов демократии в мировой и внутригосударственной правовой теории и практике, а также стремлением отдельных членов мирового сообщества к приведению национальных правовых норм и стандартов к международным образцам. Россия также стремится закрепить в правоприменительной практике такие принципы, соответствовать современным и актуальным понятиям в этой области. Однако многочисленные проблемы и коллизии текущего законодательства, а также экономические, политические, социальные проблемы, проблемы в обществе существенно тормозят данный процесс. Появление такого количества проблем было неизбежным, учитывая особенности своеобразного исторического пути государства, а также недавний распад общественного строя и в связи с этим полную перестройку как законодательства, так и государственной структуры.

В России смертная казнь как мера наказания упоминалась в ряде древних памятников, например в Краткой Русской Правде (XI в.). Краткая редакция Русской Правды включала два крупных закона, созданных с разрывом в несколько десятилетий, не объединенных исторической преемственностью - Правда Ярослава и Правда Ярославичей.

В Правде Ярослава шла речь о кровной мести. Исторически она сложилась как непосредственная обязанность рода потерпевшего расправиться с преступником. Процесс феодализации древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда изменили и применение обычая кровной мести. Практика самовольной расправы с преступником (кровная месть, личная месть и некоторые разновидности самосуда) остались в прошлом. Только князь мог дать санкцию на кровную месть. В летописях сохранилось упоминание расправы Яна Вышатича с волхвами. Он был послан князем на подавление восстания на Белом озере. Руководили восстанием волхвы. После разгрома восстания и поимки зачинщиков Ян Вышатич разрешил родственникам погибших отомстить.

Вместе с тем кровная месть за убийство могла быть заменена вирой (штрафом) в 40 гривен. Кровная месть либо штраф в три гривны предусматривались альтернативно и за нанесение телесных повреждений, причем преступник обязан был уплатить лекарю за оказанную потерпевшему медицинскую помощь.

Правда Ярославичей была посвящена правовой регламентации жизни княжеской вотчины, ее охраны от посягательств извне, в частности от свободных общинников, оказывающих сопротивление феодалам. Здесь устанавливается несколько разновидностей умышленного убийства, за которые применяются разные наказания в виде смертной казни. Причем речь идет о различных случаях убийства высших княжеских слуг. Например, за убийство "в обиду" огнищан <1> и подъездных князей <2> устанавливался штраф в 80 гривен, которые поступали в пользу князя. А за убийство огнищанина "у клети" <3> или "у говяда" <4> разрешалось расправиться с убийцей сразу, т.е. без суда, в любое время суток. Убийство "в разбое" рассматривалось в Древней Руси как наитягчайшее преступление, за которое вервь (сельская община) должна была "выдавать преступника князю головой". Именно из-за участившихся разбоев духовенство посоветовало Владимиру Красное Солнышко ввести смертную казнь, что он и сделал.

<1> Огнищанин - старший дружинник, боярин, приближенный князя.
<2> Подъездной князь - сборщик различных поступлений в пользу князя.
<3> Клеть - дом, хозяйственная постройка, амбар, кладовая.
<4> Говяда - бык, рогатый скот.

Не менее суровое отношение было и к воровству. Так, любому предоставлялось право убить застигнутого на месте преступления вора. Однако закон ограничивал это право: убить можно только ночью, и нельзя убить связанного вора.

Двинская Уставная грамота 1397 г. - первый в истории русского права документ, законодательно закрепивший применение смертной казни. Она была предусмотрена лишь за кражу, совершенную в третий раз, так как в то время кража была наиболее рецидивоопасным преступлением и совершение его в третий раз давало основание опасаться повторения содеянного и в будущем.

В Псковской судной грамоте 1467 г. было предусмотрено пять случаев применения смертной казни: за кражу из церкви, государственную измену, поджог, квалифицированную (троекратную) кражу и конокрадство. Конкретный вид смертной казни не оговаривался. Летописи говорят о том, что Псков знал смертную казнь через повешение, сожжение и утопление.

В период образования и укрепления русского централизованного государства дальнейшее развитие получили правовые нормы об уголовных наказаниях и их исполнении.

Уже в Судебниках великого князя Ивана III 1497 г. и царя Ивана IV (Грозного) 1550 г. предусматривалась смертная казнь в двенадцати случаях. Система наказаний и процесс их исполнения были направлены на максимальное устрашение преступников и населения. В связи с этим значительная часть применявшихся ранее в виде основного наказания штрафов вытесняется смертной казнью, телесными наказаниями, лишением свободы.

Смертная казнь применялась в зависимости от личности преступника, а не от состава преступления. Для лихого человека (признанного таковым на основании специальной процедуры причисления к социально опасным людям) смертная казнь могла, например, быть применена за душегубство, разбой, кражу или ябедничество, т.е. ложный донос, а также за любой вид повторной кражи. Назначалась она также за убийство своего господина (государское убийство), крамолу (государственную измену, заговор, восстание и иные действия против власти), церковное преступление (святотатство, посягающее на интересы и права церкви) и уголовное преступление (похищение людей, воровство, поджог).

Во второй половине XVI в. после Судебника 1550 г. были приняты указы и грамоты, подтверждающие применение смертной казни за перечисленные в Судебнике преступные деяния и добавляющие перечень наказуемых деяний.

В самой ранней из уставных земских грамот - Уставной Земской грамоте волостей Малой Пенежки, Войской и Суры Двинского уезда 1552 г. смертная казнь назначалась за укрывательство лихих людей волостными крестьянами, за взяточничество, за должностные преступления представителей губных учреждений.

Интересен Медынский губной наказ 1555 г., в соответствии с которым смертная казнь применялась за татьбу, совершенную в третий раз, что противоречит Судебнику 1550 г., предусматривавшему смертную казнь за повторную кражу.

Следующим этапом в формировании предписаний об уголовных наказаниях и их исполнении было Соборное Уложение 1649 г. - первый в истории России систематизированный закон. По нему более шестидесяти разновидностей преступных деяний могли быть наказаны смертной казнью. Она применялась за "голый" умысел, направленный против жизни и здоровья государя, воспрепятствование православным людям перейти в иную веру, богохульство, поджог города с целью сдачи врагу, за кражу в третий и более раз, повторный разбой, убийство незаконнорожденного младенца, убийство близких родственников и т.д.

Интересно заметить, что за убийство отца и матери можно было назначить смертную казнь "безо всякия пощады", а убийство сына или дочери влекло для родителей лишь тюремное заключение и в дальнейшем церковное покаяние. Смертная казнь устанавливалась также за убийство сестер и братьев. А убийство женой мужа расценивалось как квалифицированное.

При применении наказаний широко действовал принцип "око за око, зуб за зуб". Так, за умышленное убийство подлежало казнить смертью того, кто убил, и заказчика.

Для усиления устрашающего эффекта предусматривались как простые виды смертной казни (повешение, отсечение головы), так и квалифицированные (сожжение, залитие горла расплавленным металлом, закапывание в землю до наступления смерти, убийство путем отравления и т.д.), причинявшие особые мучения преступнику.

Соборное Уложение предусматривало отсрочку исполнения смертной казни. К примеру, подлежащие смертной казни воры и разбойники в целях покаяния помещались на шесть недель в тюрьму. После истечения этого срока смертная казнь приводилась в исполнение. Предоставлялась отсрочка и беременным женщинам. До рождения ребенка они содержались в тюрьме, а через шесть недель после рождения ребенка подвергались назначенной казни.

Рассматривая вопрос о смертной казни в петровскую эпоху, поминутно сталкиваешься с противоречиями. С одной стороны, прогрессивные сдвиги в правоприменительной практике, с другой - разгул жестокости в действующем законодательстве, которое по праву считается самым суровым в истории России. При Петре I распространился жестокий принцип применения смертной казни - по жребию. Введен и еще один вид квалифицированной смертной казни (для разбойников) - повешение за ребро на крюке. Кроме того, все квалифицированные виды смертной казни предыдущего времени также сохранялись.

Важным источником предписаний о системе наказаний и их исполнении стали Воинские Артикулы 1715 г., произведенные Петром I. Они содержали главным образом нормы уголовного права. Кроме того, в них имелось много сугубо военных правил и норм государственного права. Смертная казнь предусматривалась в 74 артикулах и в 27 - наряду с другими наказаниями. Из них в 60 случаях не был обозначен ее вид. Суд мог устанавливать форму наказания по своему усмотрению.

Смертная казнь могла быть простой (повешение, отсечение головы мечом, аркебузирование - расстрел) либо квалифицированной (сожжение, колесование, четвертование, залитие горла металлом и др.). Она могла быть назначена за преступления против веры - чернокнижие, богохульство, идолопоклонство, за воинские преступления - неосновательная тревога, поднятая после развода караула и отбоя, обнажение шпаги (без причинения вреда) в присутствии высшего военного начальства, воинская измена, за государственные преступления - посягательство на государя, возмущение и бунт, убийство, за половые преступления - мужеложство, изнасилование, кровосмешение, за имущественные преступления - казнокрадство, растрата, вымогательство, взяточничество и т.д.

Артикулы отказались от существовавшего ранее гуманного положения об отмене смертной казни, т.е. если во время ее исполнения преступник сорвался с виселицы, палачу надлежало исполнить смертный приговор до конца как при неудачной попытке повешения, так и в случае, когда не удалось отсечь голову одним ударом меча.

Применение смертной казни в Российской империи заметно сократилось с середины ХVIII в. В царствование Елизаветы Петровны применение смертной казни было приостановлено. По преданию, участвуя в дворцовом перевороте, в результате которого она и взошла на престол, Елизавета Петровна дала клятву, что в случае удачного завершения переворота она, став императрицей, никого не лишит жизни. Императрица не подписала ни одного смертного приговора. В результате накопилось большое число неутвержденных приговоров. Тюрьмы были переполнены.

В 1753 г. Сенат решил таких осужденных наказывать кнутом, вырывать ноздри и ссылать на каторжные работы. Наказание кнутом выдерживали не все. Однако умершие во время экзекуции казненными не считались.

Екатерина II в своем Наказе комиссии о составлении проекта нового Уложения (1767 г.) призывала ограничить применение смертной казни. Она высказывалась против смертной казни, но в то же время говорила, что "смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества".

Смертная казнь в ряде случаев применялась по специальным Указам (Манифестам) императрицы. Истории известны три достоверных случая применения смертной казни. В 1764 г. был казнен поручик Мирович, обвиненный в заговоре, имевшем целью восстановление на престоле сына Анны Леопольдовны Ивана Антоновича. В 1771 г. казнены по жребию двое из виновных в убийстве архиепископа Амвросия во время чумного бунта в Москве. В 1775 г. произошла казнь участников восстания Емельяна Пугачева. Некоторые историки утверждают, что после подавления восстания было казнено 20 тысяч человек. Причем сам Пугачев был приговорен к квалифицированному виду смертной казни - четвертованию. Екатерина II сочла необходимым особо подчеркнуть саму процедуру осуществления смертной казни: "Пугачеву учинить смертную казнь... четвертовать, голову взоткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города и положить на колеса, а после на тех же местах сжечь..." Трупы казненных для устрашения долго не снимали с виселиц. В ряде случаев виселицы устраивали на плотах и затем пускали по течению по Волге и Каме, чтобы их видело как можно больше людей.

В XIX в. Россия вступила не только с новым императором Александром I, но и со старыми проблемами. Однако Александр I не стал торопиться с решением вопроса о применении смертной казни. По мере присоединения к России новых областей на них распространялось и неприменение смертной казни за какие бы то ни было преступления. Этому посвящен указ от 12 сентября 1801 г., гласивший о запрещении смертной казни в Грузии; указ от 4 июля 1804 г. об отмене смертной казни в Менгрелии; указ от 19 апреля 1811 г. об отмене смертной казни в Имеретинской области; указ от 8 апреля 1811 г. о неприменении смертной казни в Гурии. Основная масса таких приговоров связана с Отечественной войной 1812 г., когда приговоры выносились военно-полевыми судами. Указанные суды руководствовались специальными законами, например Полевым уложением 1812 г., которые применялись исключительно во время войны за тяжкие преступления и только в отношении лиц военного ведомства или приравненных к ним. В частности, упомянутое Полевое уложение предусматривало смертную казнь как наказание за измену, неповиновение военному начальству, бунт на занятой армией территории, уничтожение армейского продовольствия, препятствия в продвижении армейских частей, подстрекательство местных жителей к неповиновению.

Из законодательных актов, принятых при Александре I и предусматривавших смертную казнь в качестве одной из санкций, следует упомянуть Карантинный устав, утвержденный указом от 21 августа 1818 г. В нем смертная казнь предусматривалась за сообщение ложных сведений "на счет здоровья прибывших людей на судне или сухим путем", недонесение карантинной стражей о тайном провозе товаров. Приведенные указы и акты исчерпывают перечень законодательных установлений, касающихся смертной казни, при Александре I.

Николай I, сменивший на престоле брата, отметил свое вступление на престол казнью пяти человек. Речь идет об участниках восстания 14 декабря 1825 г. Всего было приговорено к смерти 36 человек, из которых пять - к четвертованию. Приговоренным к четвертованию был заменен лишь вид смертной казни - через повешение. Остальным осужденным смертная казнь заменена каторгой на различные сроки или бессрочно. Следующий шаг Николая I в области смертной казни - Манифест от 21 апреля 1826 г., в соответствии с которым смертная казнь была отменена в Финляндии. В этом акте говорилось о несоответствии Уголовного уложения Великого княжества Финляндского в части санкций смертной казни положению этого наказания в России, вследствие чего предписывалось "не утверждать никакого, хотя и сообразного с оными законоположениями смертного приговора, если преступление не будет толикой важности, что целью оного было нарушение общего существования: спокойствия государственного, безопасности Престола и Святости Величества". Исключая возможность смертной казни за общеуголовные преступления, манифест прямо допускает вынесение смертного приговора за государственные. Подтверждает это положение политика Николая I в период Польского восстания 1830 г., когда он сделал распоряжение по поводу участников этого восстания: если они примут участие в бунте, их будут судить военным судом и приговоры суда исполнять над ними на месте с утверждением отдельного отрядного начальника.

Из последних политических процессов при Николае I следует назвать дело петрашевцев 1849 г., по которому 21 человеку вынесен смертный приговор, в том числе Ф. Достоевскому. Петрашевцы обвинялись в умысле на ниспровержение существующего государственного строя. Всем "смертникам" приговор был заменен каторгой.

Именно при Николае I окончательно определился статус смертной казни. Произошло это после принятия в 1832 г. Карантинного устава и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в 1845 г.

Карантинный устав предназначался для борьбы с преступлениями, приобретавшими особую общественную опасность из-за распространения эпидемии чумы, чем и объясняется суровость его норм. Так, смертная казнь по Уставу назначалась за нарушение карантинных правил, взяточничество карантинных чиновников, подделку карантинных документов и ряд других деяний. Дела о таких преступлениях должны были рассматриваться в военных судах.

По Своду законов Российской империи 1832 г. смертная казнь допускалась только за три группы преступлений: государственные - по приговору Верховного уголовного суда; карантинные - по приговору военных судов; воинские, совершенные во время похода и предусмотренные Военно-уголовным уставом. Если преступления первой и второй групп рассматривались в общих, а не специальных судах, то за них вообще не могла быть назначена смертная казнь.

Тенденция к ограничению смертной казни наметилась в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которым устанавливалось два главных разряда наказаний: уголовные и исправительные. К наказаниям уголовным было отнесено лишение всех прав состояния и смертная казнь.

Смертная казнь по Уложению 1845 г. угрожала за следующие две группы преступлений:

  1. государственные преступления: посягательство на жизнь, здоровье, свободу, честь и права членов императорского дома. При этом ответственность могла наступить за "голый" умысел на совершение этого преступления. Также к данной группе преступлений относились: бунт против власти верховной; государственная измена; образование тайных обществ, имеющих вредную для спокойствия и целостности государства или противную установленным законами образу и порядку правления цель;
  2. нарушение уставов карантинных: сопротивление открытой силой или насильственными мерами распоряжениям начальства по предупреждению распространения чумы, насилие, причиненное карантинной страже с намерением прорваться через карантинную черту, а равно самовольный вход в карантинный порт судна, поджог карантинных заведений или оцепленных домов.

Уложение не определяло виды смертной казни, предоставляя это право судам. Одна из статей Уложения предусматривала возможность замены смертной казни "по особому высочайшему соизволению" политической смертью, под которой понималось следующее наказание: возведение осужденного на эшафот на публичной площади, а затем отправка в ссылку в каторжные работы, бессрочные или на определенное время. Здесь важен психологический момент: осужденный не знал о замене наказания и находился в ожидании смертной казни.

Указанный нормативный акт, закрепив ограниченное число применения смертной казни, внес негативную коррективу в положение о смертной казни. Смертная казнь по Уложению 1845 г. входила в общую систему уголовных наказаний и могла быть назначена по приговору общих судов. Таким образом, смертная казнь стала обычной мерой наказания, что упрочило ее положение в карательном механизме самодержавной власти.

В Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. установлен порядок обжалования приговоров к смертной казни, помилования осужденных, исполнения приговоров. Казнь могла быть приведена в исполнение публично и непублично. Способом казни было повешение, а по военно-уголовным законам - повешение или расстрел. Перед совершением казни к осужденному приглашали духовное лицо, которое должно было сопровождать его на место казни и оставалось при нем до исполнения приговора. Осужденный отправлялся на место казни в арестантском платье с надписью на груди о его вине, а если он обвинялся в убийстве отца или матери, то и с черным покрывалом на лице. До места казни он препровождался на возвышенных черных дрогах, окруженный воинской стражей. По доставлении осужденного на место казни палач возводил его на эшафот и совершал смертную казнь согласно с постановлением приговора.

Развитием идей демократии и гуманизма стало Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. Смертная казнь здесь предусматривалась за узкий круг преступлений: насильственное посягательство на изменение в России образа правления, посягательство на жизнь члена императорского дома, шпионство и т.д. Это наказание не применялось к лицам моложе 21 года и старше 70 лет, а женщинам могло назначаться только за посягательство на императора, его семью и власть. В то же время военные суды (а в ряде случаев им были подсудны и дела гражданских лиц) могли применять смертную казнь за широкий круг преступлений, включая умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабеж, умышленный поджог и т.п.

Смертная казнь приводилась в исполнение путем непубличного повешения.

Новый этап в реформе исполнения наказаний наметился после февральской буржуазной революции 1917 г. Временное правительство постановлением от 12 марта 1917 г. повсеместно отменило смертную казнь, но уже в июле того же года она была восстановлена и разрешена к применению военно-революционными судами за ряд воинских преступлений, а также за убийство, изнасилование, разбой и грабеж (всего свыше 20 составов преступлений).

28 сентября 1917 г. Временное правительство приостановило применение смертной казни "до особого распоряжения".

В советском уголовном законодательстве смертная казнь допускалась на определенных исторических этапах как одно из возможных орудий подавления сопротивления свергнутых классов. В соответствии с этой идеологией смертная казнь трижды отменялась.

Впервые это произошло уже на следующий день после победы Октябрьской социалистической революции, когда декретом II Всероссийского Съезда Советов от 26 октября 1917 г. было объявлено, что "восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменяется".

Однако уже 21 февраля 1918 г. декретом СНК "Социалистическое отечество в опасности" разрешалось применение расстрела, причем даже без суда (на месте и за достаточно широкий круг деяний: за совершение преступлений неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, контрреволюционными агитаторами, германскими шпионами).

О применении смертной казни указывалось в Постановлении Наркомюста РСФСР от 16 июня 1918 г., в котором говорилось, что революционные трибуналы в выборе мер борьбы с преступлениями не связаны никакими ограничениями. Постановлением СНК от 5 сентября 1918 г. "О красном терроре" был применен расстрел к лицам, "прикосновенным к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам".

Законодательно высшая мера наказания впервые была закреплена в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР от 12 декабря 1919 г. - первом законодательном акте, где были регламентированы основные положения и институты нового уголовного права.

Второй раз смертная казнь официально была упразднена Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 17 января 1920 г. "Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)" по приговорам Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и ее местных органов, по приговорам городских, губернских и верховного при ВЦИК трибуналов. В Постановлении шла речь о новых условиях борьбы с контрреволюцией, о разгроме ее вооруженных сил, что дало возможность "отложить в сторону оружие террора". 2 февраля 1920 г. вышел декрет ВЦИК "О подтверждении декрета СНК об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)".

Однако довольно скоро смертная казнь была восстановлена. В Приказе Реввоенсовета Республики от 4 мая 1920 г. "О революционных военных трибуналах" в числе наказаний, налагаемых по приговорам революционных военных трибуналов, указывался расстрел.

Необходимо отметить декрет ЦИК от 22 мая 1920 г. "О порядке приведения в исполнение губернскими революционными трибуналами приговоров к высшей мере наказания в местностях, объявленных на военном положении, а также в местностях, на кои распространяется власть революционных военных советов фронтов". По этому документу достаточно было решения губернского исполкома, чтобы лишить осужденного права и на обжалование, и на помилование и привести приговор в исполнение немедленно.

Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. вынес смертную казнь в отдельную статью и предусмотрел ее применение в виде расстрела по делам, находящимся в производстве революционных трибуналов впредь до ее отмены ВЦИК, а с 10 июля 1923 г. - по делам, находящимся в производстве Верховного Суда, губернских судов и трибуналов всех категорий. Это изменение было связано с проведением судебной реформы.

27 июля и 7 сентября 1922 г. декретами ВЦИК были внесены дополнения в статью о смертной казни: она не могла быть применена к лицам, не достигшим в момент совершения преступления 18-летнего возраста, а также к женщинам, находящимся в состоянии беременности, установленной врачебным исследованием.

Уголовным кодексом РСФСР применение смертной казни предусматривалось в 42 случаях, в том числе:

В последующие годы Уголовный кодекс 1922 г. был дополнен еще несколькими составами преступлений, санкции за которые включали высшую меру наказания (побег красноармейца и лица командного, административного или комиссарского состава (1922 г.), способствование переходу государственной границы без соответствующего разрешения (1923 г.), заключение убыточных договоров (1923 г.), хищение государственного имущества в особо крупных размерах (1923 г.), превышение военным начальником пределов предоставленной власти или бездействие, совершенные из корыстных побуждений (1923 г.).

В 1924 г. Постановлением ЦИК СССР были приняты Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, в которых говорилось, что "временно в качестве высшей меры социальной защиты впредь до ее отмены ЦИК СССР для борьбы с наиболее тяжкими видами преступления, угрожающими основам власти и советского строя, допускается расстрел". В этом же Постановлении установлено Положение о воинских преступлениях. В него вошло 11 статей, за которые назначалась высшая мера наказания (побег, нарушение военнослужащим уставных правил караульной службы и особых приказов и распоряжений, противозаконное насилие над гражданским населением, учиненное военнослужащим при отягчающих обстоятельствах, и т.д., если все эти действия совершены в военное время или при боевой обстановке). В Положение о воинских преступлениях 27 июля 1927 г. вошло уже двадцать статей (неявка в срок без уважительных причин на службу и на сборы, уклонение от выполнения обязанностей военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения, путем симуляции болезни, иного обмана, совершенное в военное время, противозаконное отчуждение, залог или передача в пользование выданных для служебного употребления холодного или огнестрельного оружия, патронов и средств передвижения, сдача неприятелю начальником вверенных ему военных сил, оставление погибающего военного корабля командиром, не выполнившим до конца своих служебных обязанностей, передача иностранным правительствам, неприятельским армиям, контрреволюционным организациям сведений о вооруженных силах и об обороноспособности СССР и т.д.).

13 августа 1930 г., 27 февраля 1934 г. в данное Положение постановлениями ЦИК и СНК СССР внесены две статьи, предусматривавшие расстрел, - уклонение от призыва по мобилизации в ряды РККА и от дальнейших призывов для укомплектования РККА в составе военного времени, тайное или открытое похищение огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов из мест постоянного или временного расположения частей военизированной охраны и военизированной пожарной охраны, Рабоче-крестьянской милиции, экспедиции подводных работ и т.п.

В 1925 г. ВЦИК и СНК СССР на основании Основных начал уголовного законодательства приняли постановление "О шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, не подлежащих оглашению", в котором говорилось, что за шпионаж, вызывающий особо тяжелые последствия для интересов государства, применяется расстрел. 25 февраля 1927 г. вышло Положение "О преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для СССР опасных преступлениях против порядка управления)". Из 27 статей данного положения 19 предусматривали высшую меру социальной защиты - расстрел (вооруженное восстание, сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством, подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, совершение террористических актов, разрушение или повреждение с контрреволюционной целью взрывом, поджогом железнодорожных или иных путей и средств сообщения, средств народной связи, водопровода, общественных складов и т.п., контрреволюционный саботаж, массовые беспорядки, сопровождающиеся погромами, бандитизм, фальшивомонетничество, уклонение от мобилизации в ряды РККА или команд обслуживания фронта и тыла, квалифицированная контрабанда и т.д.). Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 6 февраля, 13 марта 1929 г., 23 января 1931 г., 8 июня 1934 г. и 7 августа 1935 г. было добавлено еще шесть статей, за которые предусматривалась смертная казнь:

22 ноября 1926 г. принят новый Уголовный кодекс РСФСР. Для борьбы с наиболее тяжкими видами преступлений, угрожающим основам советской власти и советского строя, в качестве исключительной меры охраны государства трудящихся применялся расстрел. К нему не могли быть приговорены лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста в момент совершения преступления, и женщины, находящиеся в состоянии беременности. Уголовный кодекс предусматривал 36 санкций, включающих наказание в виде смертной казни, в том числе:

Что касается воинских преступлений, то данный Уголовный кодекс воспроизводит текст Положения от 31 октября 1924 г. "О преступлениях воинских" с последующими изменениями.

Определенный перелом в отношении к смертной казни произошел с изданием Манифеста ЦИК СССР "Ко всем рабочим, трудящимся крестьянам, красноармейцам СССР. К пролетариям всех стран и угнетенным народам мира", принятого на второй сессии IV созыва 15 октября 1927 г., которая решила исключить из действующих уголовных кодексов союзных республик применение смертной казни по всем делам, кроме дел по преступлениям государственным, воинским и вооруженному разбою. Во исполнение Манифеста Постановлением ВЦИК и СНК от 31 октября 1927 г. были внесены изменения в Уголовный кодекс 1926 г.: исключено указание на возможность применения высшей меры наказания по должностным и хозяйственным преступлениям. 2 ноября 1927 г. Президиум ЦИК СССР вынес Постановление "Об амнистии", в соответствии с которым всем осужденным к высшей мере социальной защиты (расстрелу), за исключением активных членов политических партий, ставящих целью уничтожение советского строя, злостных растратчиков и взяточников, по делам, по которым приговоры еще не приведены в исполнение, расстрел заменялся десятилетним лишением свободы со строгой изоляцией и конфискацией имущества.

В последующие годы высшая мера наказания (расстрел) установлен за отказ должностного лица - гражданина СССР вернуться в пределы СССР (1929 г.), за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте, а также колхозного и кооперативного имущества (1932 г.), за убийство, совершенное военнослужащим (1934 г.), за шпионаж, вредительство с попытками организации взрывов, крушений, поджогов с человеческими жертвами и других диверсионных актов (1937 г.), за самовольную отлучку военнослужащего свыше суток (1940 г.).

В третий раз смертная казнь отменялась после Великой Отечественной войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. "Об отмене смертной казни", который упразднил эту меру наказания в мирное время, предложив вместо нее применять лишение свободы сроком на 25 лет.

Но и формально действующий запрет был отменен 12 января 1950 г., когда высшую меру наказания было разрешено применять к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам, а с 1959 г. - и за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР принят Уголовный Кодекс РСФСР. Смертная казнь выделялась в отдельную статью как исключительная мера наказания, которая применялась за особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РСФСР. Не подлежали такому наказанию лица, не достигшие 18-летнего возраста к моменту совершения преступления, и женщины, находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления или к моменту вынесения или исполнения приговора. В этой же статье закреплен ставший традиционным для российского уголовного законодательства вид казни - расстрел.

По Уголовному кодексу 1960 г. смертная казнь могла быть назначена за измену Родине, шпионаж, террористический акт, диверсии, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, уклонение от призыва по мобилизации, дезертирство, насильственные действия в отношения начальника, нарушение уставных правил караульной службы, злоупотребление властью, мародерство, насилие над населением в районе военных действий и т.д.

Постепенно смертная казнь была установлена за изнасилование (1962 г.), спекуляцию валютными ценностями или ценными бумагами в виде промысла или в крупных размерах (1962 г.), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (1962 г.), за получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение (1962 г.), действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений (1962 г.), оказание сопротивления работнику милиции или народному дружиннику (1962 г.), угон воздушного судна при особо отягчающих обстоятельствах (1973 г.).

Таким образом, к началу 90-х гг. в уголовном законодательстве России насчитывалась 31 статья, по которым допускалось применение смертной казни.

Новый Уголовный кодекс РФ 1996 г. устранил противоречие с Конституцией РФ, связанные с тем, что Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. достаточно широко предусматривал смертную казнь, а Конституция РФ разрешала ее применение только за особо тяжкие преступления против жизни. Смертная казнь по новому законодательству предусмотрена только за пять наиболее тяжких преступлений. Все они являются особо тяжкими посягательствами на жизнь человека.

Начавшийся в январе 1996 г. процесс вступления России в Совет Европы создал новую правовую ситуацию, поставившую нашу страну перед необходимостью не только постепенно сокращать, но и полностью отменить смертную казнь. 28 апреля 1983 г. в Страсбурге на Совете Европы был подписан Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривавший обязательную отмену смертной казни (ст. 1). И лишь за преступления, совершенные во время войны либо в условиях, когда грозит ее приближение, ст. 2 Протокола разрешала государствам-участникам вводить смертную казнь.

При вступлении в Совет Европы 28 февраля 1996 г. Российская Федерация через год подписала этот Протокол, взяв на себя обязательство его ратифицировать в течение трех лет, т.е. не позднее первой половины 1999 г. Ратификация Протокола не только подтвердила бы приверженность России принципам гуманизма, демократии и права, но и способствовала бы реализации установленных Конституцией РФ положений, касающихся защиты главного естественного права человека - права на жизнь.

Подтверждением Россией своих намерений, высказанных при приеме в Совет Европы, стал Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" <*>. В нем Правительству РФ было поручено в месячный срок подготовить для внесения в Госдуму проект федерального закона о присоединении России к Протоколу N 6. Только через четыре года, в 1999 г. распоряжением Президента РФ N 267-рп был внесен проект Федерального закона "О ратификации Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года", однако дальнейших действий по его введению не последовало.

<*> СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2468.

Тогда же, в 1996 г., начал действовать мораторий на исполнение смертной казни, который нигде не был опубликован и соответственно не является юридически действующим. Кроме того, следует заметить, что ни Конституцией РФ, ни каким-либо иным российским законом объявление моратория на применение того или иного федерального закона в части или в целом специально не предусматривается. Вместе с тем согласно смыслу Конституции РФ действие отдельных положений или федерального закона в целом может быть отменено только посредством другого закона, изданного в установленном порядке Федеральным Собранием. Решение подобного вопроса на основании подзаконного акта (или актов) в государстве, конституционно провозгласившем верховенство закона и создание правового государства, недопустимо. Таким образом, это еще раз подтверждает, что в России вот уже несколько лет действует нелегитимный мораторий, дезориентирующий суды, прокуратуру и другие правоохранительные органы в борьбе с особо тяжкими преступлениями против жизни людей, не только не способствующий, но мешающий обеспечению законности и правопорядка. Данный мораторий не может рассматриваться как мера, исключающая вынесение смертных приговоров. Более того, такое решение противоречит нормам Уголовного кодекса РФ и может быть в любой момент отменено судом общей юрисдикции как нелегитимное.

27 февраля 1997 г. Президент РФ издал распоряжение N 53-рп "О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г." <*>, в соответствии с которым Министерство юстиции совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными органами государственной власти должно было разработать комплекс мер по поэтапному решению проблем, связанных с ратификацией этого Протокола.

<*> Российская газета. 1997. N 43/44.

Очередное заседание сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в конце января 1997 г. оказалось крайне неблагоприятным для России. В резолюции N 1111 подчеркивалось: "Если какие-либо еще смертные приговоры будут приведены в исполнение после принятия настоящей Резолюции, Ассамблея может рассмотреть вопрос о неутверждении полномочий российской парламентской делегации на своей следующей сессии".

В апреле того же года Экономический и социальный совет ООН в резолюции 1997/12 впервые призвал все государства, не отменившие смертную казнь, значительно ограничить количество составов преступлений, за которые может быть вынесено данное наказание, и отложить исполнение смертной казни. А в 1998 г. Совет в резолюции 1998/8 призвал вообще установить мораторий на исполнение смертной казни, т.е. полное ее неисполнение.

В России проект закона "О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни", направленного на признание государством человеческой жизни высшей и абсолютной ценностью, был предложен еще в 1997 г. депутатами Государственной Думы РФ (А. Александровым, В. Борщевым, А. Дзасоховым, В. Зоркальцевым, Ю. Полдниковым и Ю. Рыбаковым). Он предусматривал, что наказание в виде смертной казни в Российской Федерации не подлежит исполнению в течение трех лет со дня вступления в силу данного федерального закона. Лица, осужденные к смертной казни, в помиловании которых было отказано Президентом РФ, и содержащиеся в исправительных колониях особого режима, по истечении времени действия моратория имеют право вновь обратиться с ходатайством о помиловании. Но авторам законопроекта предложили подготовить на его основе соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ, от чего они сочли целесообразным отказаться, ибо полагали, что отмену такой исключительной меры федеральным законом следует рассматривать как следующий шаг на пути совершенствования российской правовой системы. В итоге этот закон так и не был принят, хотя с 1999 г. начал действовать мораторий на исполнение смертной казни.

Следует заметить, что в российском законодательстве нигде не предусмотрено объявление моратория. А поскольку сама казнь установлена Конституцией РФ, решать столь серьезный вопрос на основании подзаконных актов в государстве, провозгласившем верховенство Конституции РФ и создание правового государства, недопустимо.

Итак, российский мораторий не может рассматриваться как мера, исключающая вынесение смертных приговоров, а такое решение противоречит нормам Уголовного кодекса РФ и может быть в любой момент отменено судом. К тому же мораторий не является юридически действующим, так как официально не опубликован документ о его введении.

Для России ратификация Протокола N 6 (который, кстати, кроме нее ратифицировали все государства-участники) вызывает большие трудности. Так, 15 февраля 2002 г. Госдума приняла Постановление N 2483-III ГД <*> с обращением к Президенту РФ В.В. Путину о преждевременности ратификации Протокола N 6. В нем депутаты выражали крайнюю обеспокоенность социальной напряженностью в обществе, связанной с готовящейся отменой смертной казни в России. Разгул преступности, безнаказанность и вседозволенность криминальных элементов, неэффективность деятельности судебной и правоохранительной систем лишают граждан Российской Федерации уверенности в том, что государство может их защитить. Ежегодно в Российской Федерации от насильственной смерти гибнут десятки тысяч людей. Ужасающие своей жестокостью убийства стали обыденными явлениями нашей жизни. У законопослушных граждан возникают страх и безысходность, потому что преступники, с легкостью отнимающие жизни у наших сограждан, убивающие ни в чем не повинных детей, могут уйти от наказания, соответствующего тяжести их злодеяний, и через короткое время оказываются на свободе, продолжая угрожать жизни людей... Многочисленные обращения граждан с требованиями возобновить применение смертной казни в Российской Федерации не позволяют дальше откладывать решение этого вопроса. Недопустимо игнорировать в угоду внешнеполитическим интересам волю народа, который не приемлет отмену смертной казни.

<*> СЗ РФ. 2002. N 8. Ст. 799.

По сути депутаты выразили мнение населения, которое в условиях криминализации страны выступает в подавляющем большинстве своем за сохранение смертной казни. Думается, в такой ситуации этот серьезный вопрос следует решать не в столь сжатые сроки, на которые излишне категорично ориентируют Протокол N 6 и в разного рода резолюции. Так, в ряде статей Протокола однозначно установлено, что "смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни и казнен" (ст. 1), что "оговорки в отношении положений настоящего Протокола на основании статьи 57 Конвенции не допускаются" (ст. 4). Между тем в решении подобных проблем важна гибкость и поэтапность, учет национальных особенностей.

Во-первых, три года - не такой большой срок, по истечении которого ситуация в России могла бы принципиальным образом измениться. Ведь необходимыми условиями для отмены смертной казни должны быть нормализация социально-экономической обстановки в стране, рост благосостояния населения, реальные успехи в борьбе с преступностью, сокращение числа умышленных убийств, повышение общей и политико-правовой культуры граждан, должностных лиц и пр. Подобные факторы, бесспорно, благоприятно повлияли бы и на общественное мнение россиян, которое пока не готово к отмене смертной казни.

Во-вторых, уже значительно сократилось число статей Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которыми приговаривают к смертной казни. Поэтому нет необходимости искусственно форсировать выполнение взятого на себя обязательства, принимая волевые, административные (но социально не подготовленные) решения, в принципе не способные в ближайшее время изменить существующее положение.

Кроме того, если при нынешнем положении дел ратифицировать Протокол N 6, Россия будет обязана внести изменение в уголовное законодательство, исключающее наказание в виде смертной казни. Потребуется замена смертной казни иной мерой наказания. Но какой?.. Самый простой ответ - пожизненным заключением. Однако состояние российской пенитенциарной системы плачевно: переполненные тюрьмы, скудное финансирование, полуголодное существование заключенных и пр.

Так, согласно докладу о деятельности Уполномоченного по правам человека в России (за 2001 г.) около 60% зданий, в которых размещаются арестованные и осужденные, построено до 1917 г. Еще 20% сооружено до Великой Отечественной войны, многие из них с тех пор капитально не ремонтировались. А между тем Федеральная программа строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем, а также строительства жилья для персонала этих учреждений на период до 2000 г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1231 при потребности в 41,1 млрд руб. за весь период действия была профинансирована менее чем на 5%. В таких условиях, надо полагать, пожизненное заключение будет фактически более жестокой мерой наказания, чем смертная казнь.

3 мая 2002 г. в Вильнюсе был открыт для подписания Протокол N 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предусматривает отмену смертной казни в любых обстоятельствах, не признавая никаких исключений. Государства-участники, будучи убеждены, что право каждого человека на жизнь - фундаментальная ценность в демократическом обществе, а отмена смертной казни - основные условие защиты этого права и полного признания достоинства, присущего всем человеческим существам, желая усилить защиту права на жизнь, гарантированного Европейской конвенцией, отмечая, что Протокол N 6 к Конвенции, касающийся отмены смертной казни, не исключает ее применение за действия, совершенные во время войны или неизбежной угрозы войны, преисполнены решимости сделать последний шаг - отменить смертную казнь в любых обстоятельствах.

Из 43 государств - участников Протокола N 6 42 страны, отменившие у себя смертную казнь, были готовы к такому шагу и соответственно к ратификации Протокола N 13, который вступил в силу 1 июля 2003 г. И только России, уже несколько лет откладывающая ратификацию Протокола N 6, по-прежнему отстает в этом вопросе от мирового сообщества. Слишком медленно зреет в обществе осознание необходимости такого шага, хотя, надо признать, что по прошествии этих лет среди части россиян появилась и основательно закрепилась точка зрения о полной отмене смертной казни.

В России (как, впрочем, и в любой стране) разработка законодательных актов об отмене смертной казни должна идти параллельно с тщательно продуманной государственной политикой, направленной на повышение уровня правосознания населения, на четкое понимание им нравственных устоев современного демократического гражданского общества. Все это должно помочь россиянам преодолеть ошибочное заблуждение относительно рациональности данного вида наказания и убедить их в том, что государство отменяет смертную казнь отнюдь не с целью удовлетворения требований международных организаций, а исходя из потребностей общества, переживающего процесс укрепления демократических основ.