Мудрый Юрист

Финансово-правовые аспекты становления, развития и функционирования международных финансовых центров: сравнительно-правовой и исторический анализ

Эра мировых финансовых центров: наши дни

В эпоху финансовой глобализации, когда стремительно перемещающиеся финансовые потоки, умаляют значимость суверенных государственных границ и выводят на первый план вопрос способов и методов сосредоточения этих самых финансовых потоков, как никогда актуальной становится проблема международных финансовых центров. И мировой финансовый кризис не убавляет значимости этого явления, а лишь подводит своеобразную черту, после которой общепризнанные ядра финансового влияния могут оказаться совсем не на лидирующих позициях. В связи с этим все большее количество государств пытаются внедрить концепцию мирового финансового центра. Ставят такую задачу сейчас Казахстан, Польша, Россия; к числу стран с формирующимися центрами относят Испанию, Италию, Корею, Бразилию, Швейцарию, Австралию, Тайвань, Канаду, Сингапур <1>.

<1> Данилов Ю.А. Международные финансовые центры в посткризисном мире: перспективы России // Доклад в Высшей школе экономики от 24.02.2009. http:// sumarokov.viperson.ru/ wind.php?ID= 550163&soch=1#.

Ведущими мировыми финансовыми центрами в настоящее время являются Лондон и Нью-Йорк <2>. На Лондон приходится почти 1/3 международных финансовых операций, 70% мировой торговли международными облигациями, 32% оборота мирового валютного рынка (больше, чем у Нью-Йорка, Токио и Франкфурта-на-Майне вместе взятых), 36% внебиржевой мировой торговли деривативами, около 50% мировой торговли акциями иностранных компаний, 20% рынка международного банковского кредитования и примерно 90% мировой торговли основными металлами. Он занимает 1-е место в мире по валютным, депозитным и кредитным операциям. Лондонский Сити является самым ликвидным спотовым рынком золота и мировым клиринговым центром глобальной торговли золотом. Лондон лидирует и по таким показателям, как присутствие иностранных банков (на 2-м месте - Токио, на 3-м - Нью-Йорк), объем нетто-экспорта финансовых услуг. Он также лидирует в сфере управления активами и занимает 2-е место после Швейцарии по объемам управления активами состоятельных людей. В Лондоне расположено в 2 раза больше штаб-квартир иностранных банков, чем в Париже и Франкфурте-на-Майне вместе взятых, в нем разместили свои штаб-квартиры 1/3 корпораций из Fortune Global и более 500 иностранных банков. Стратегия развития столицы Великобритании как финансового центра заключается в дальнейшей диверсификации услуг, создании выгодных условий для работы международных компаний и размещении именно в Сити их штаб-квартир, а также в привлечении высококвалифицированных специалистов в сфере финансов и права. Предоставление различных услуг, необходимых для успешного заключения сделок на фондовых биржах или сырьевых рынках, помогает Лондону удерживать лидерство на мировом финансовом рынке. Преимущество Лондона состоит и в том, что Сити играет роль международного финансового центра не одно столетие. В этом ему помогает интернациональный характер английского языка, на котором одинаково хорошо говорят и в Лондоне, и в другом ведущем мировом финансовом центре - Нью-Йорке. У Лондона удачная география: он находится как раз в том часовом поясе, из которого удобно работать с Китаем, Индией и Россией.

<2> Международные финансовые центры // Методический журнал "Регламентация банковских операций. Документы и комментарии". http:// www.ippnou.ru/ article.php?idarticle= 006016.

Крупными международными МФЦ Европы являются Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Париж, Люксембург. Цюрих - крупнейший, наряду с Лондоном, рынок золота. Париж - преимущественно рынок международного капитала в форме банковских кредитов. Главные рынки Франкфурта-на-Майне (Германия) - рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг. Это экономический центр ЕС - здесь находится Европейский центральный банк (ЕЦБ). Люксембург - типичный пример МФЦ нового времени, крупнейший в мире рынок долгосрочного капитала. Его быстрому послевоенному взлету способствовал статус "финансового оазиса" в самом центре Западной Европы. Главным финансовым центром США является Нью-Йорк. В нем сосредоточены более 2/3 всех активов действующих в США иностранных банков и располагаются правления большинства крупнейших и наиболее влиятельных банков, страховых компаний, промышленных и других корпораций. Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) - мировой лидер торговли акциями с совокупной капитализацией $9 трлн. (на окончание 2008 г.).

На рубеже XX века банковская система стран Западной Европы выживала благодаря росту количества слияний и поглощений и государственной поддержке. Ведущая роль в этом процессе принадлежит финансовым группам США (Morgan Stanley, Goldman Sachs, Merrill Lynch, J.P. Morgan Chase Bank). Благодаря конкурентным преимуществам в консалтинговой и информационной деятельности эти группы стали контролировать сферу операций по слияниям и поглощениям.

Кроме МФЦ, расположенных в развитых капиталистических странах, существует также более 50 небольших офшорных финансовых центров в основном в малых странах (островные государства и др.) с узкой хозяйственной базой и ограниченными источниками доходов (Каймановы острова, Науру, Багамы и др.). Страны и территории, имеющие офшоры, отличаются пониженными налоговыми ставками и небольшими регистрационными платежами. Они, как правило, предоставляют гарантии секретности операций, а также другие льготы, при кредитовании предъявляют низкие требования в отношении резервов. Регистрация и функционирование иностранных фирм обеспечивают существенное пополнение их доходов.

В конкурентной борьбе за привлечение капиталов офшорные финансовые центры добиваются успеха, специализируясь на оказании определенного набора услуг и выполнении ограниченного круга финансовых операций. Одни предоставляют гарантированную секретность, другие - особо льготные тарифы и сборы. Часть из них занимается предоставлением услуг банковским организациям, другие - фондам или страховым компаниям <3>.

<3> Методический аппарат стратегического планирования комплекса мероприятий по созданию международного финансового центра // Институт развития фондового рынка. М., 2010. С. 45.

Свойства офшорных зон заключаются в том, что, устанавливая нулевую или номинальную ставку налогообложения, они занимаются "налоговым демпингом", переманивая мобильный капитал из других стран. Тем самым они разрушают налоговую базу этих стран, поощряют уклонение от налогов и вынуждают переносить бремя налогообложения на менее мобильные налоговые базы (труд, недвижимость, потребление). Соответственно происходит искажение структуры экономических стимулов "неофшорных" экономик.

Мировые финансовые центры: уточнение терминологии

Несмотря на большой объем материалов (как зарубежных, так и отечественных), посвященных мировым финансовым центрам, следует отметить, что исследованию явления как такового уделено значительно мало внимания. Например, глава Центра европейских политических исследований (CEPS) К. Лэну отмечает широту использования термина "финансовый центр" и полное отсутствие его точного определения <4>. Ведь становится непонятным, когда какое-либо место действительно можно назвать финансовым центром: маленькое островное государство с большим притоком иностранного капитала или некую территорию, где финансовый сектор играет доминантную роль в локальной экономике.

<4> Lannoo Karel. The Future of Europe's Financial Centres / Karel Lannoo // ECMI Policy Brief. 2007. N 10. P. 45.

Широкий подход в характеристике международного финансового центра заключается, как правило, в перечислении набора "значимых параметров", что очень нечетко и, пожалуй, присуще любой стране, активно участвующей в процессах финансовой глобализации. К таким параметрам относят:

<5> Солнцев О. Международный центр в России: в чем наши преимущества и каковы наши шансы? // РЦБ. 2008. N 19(370). С. 13.

Самую распространенную трактовку международного финансового центра (МФЦ) можно встретить в подобном ключе: "мировые финансовые центры - страны и территории с низкими налоговыми ставками и другими особенностями, которые делают их привлекательными для инвестиций" <6>.

<6> Step report 2009 International Financial Centers and the World Economy // James R. Hines Jr. University of Michigan and NBER. www.step.org.

В частности, кембриджский проф. Косис в своем труде указывает, что "классификация мировых финансовых центров по тому или иному критерию, выделяемому исследователем, мало что говорит об их истинной природе" <7>.

<7> Cassis Y. Capitals of Capital. A History of International Financial Centres. 1780 - 2005. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 4.

Вот пример укрупненной классификации:

<8> Методический аппарат стратегического планирования комплекса мероприятий по созданию международного финансового центра // Институт развития фондового рынка. М., 2010. С. 56.

И то, что список мировых финансовых центров все расширяется, объясняется подчас не только созданием соответствующих необходимых предпосылок, но и размытостью самой дефиниции мирового финансового центра. Подобную обеспокоенность выразил Международный валютный фонд, посвятив поиску единого термина и унифицированным критериям специальный рабочий материал <9>. Более того, некоторые международные организации, включая Форум финансовой стабильности (ФСФ), Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) учредили список "позора", куда входят, по их мнению, наиболее плохо регулируемые мировые финансовые центры.

<9> Concept of Offshore Financial Centers: In Search of an Operational Definition / AVP/07/87 IMF Working Paper prepared by Ahmed Zoromel Authorized for distribution by R. Barry Johnston April. 2007. P. 2.

Такая ясность в трактовках необходима, согласно докладу МВФ, для определения возможности доступа к инициируемым МВФ программам для офшорных центров <10>. В данном документе офшорные и мировые финансовые центры отождествляются, поэтому уместно будет привести определение МФЦ как офшорного, т.е. его особой разновидности, появившегося в начале 70-х гг. XX века: "это страна или юрисдикция, которая обеспечивает финансовыми услугами нерезидентов в масштабах, не сопоставимых с финансированием ее домашней экономики" <11>.

<10> В бизнес-словаре термины "международный", "финансовый" и "международный офшорный центр" приводятся как альтернативные. http:// www.businessdictionaiy.com/ defiiiitioiVintermtional- financial- center.html.
<11> Concept of Offshore Financial Centers: In Search of an Operational Definition // WP/07/87 IMF Working Paper prepared by Ahmed Zoromel Authorized for distribution by R. Barry Johnston April. 2007. P. 9.

В Концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг международный финансовый центр (МФЦ) определяется как "система взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участников из многих стран" <12>. Банк Ганы указывает, что "международный финансовый центр в самой простейшей форме - это обеспечение финансовыми услугами банками и другими агентами нерезидентов" <13>. Удивительно, но наличие такого определения - большая редкость в подобных проектах: как правило, цель по становлению мировым финансовым центром провозглашается, приводится план мероприятий, но само определение мирового финансового центра отсутствует <14>.

<12> Правительство Москвы одобрило концепцию развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг. http:// www.depir.ru/ depir/ newsanddev/ news/ detail.php?ID= 1902&phrase_ id= 25122 (30.07.2009).
<13> Development of Offshore Financial Services Centre in Ghana: Issues and Implications // Bank of Ghana WP/BOG-2006/01. http:// www.bog.gov.gh/ privatecontent/ File/ MPAFSD/ Financial% 20Services% 20Paper.pdf.
<14> Strategy and action plan for Istanbul International financial center 2009. www.dpt.gov.tr/ing; Promoting Tokyo as international financial center Professor, Faculty of Policy Management, Keio University Visiting Professor, Sciences Po, France Dr. Sayuri SHIRAI. 2008. http:// gem.sciencespo.fr/ content/ publications/ pdf/ Shirai_ tokyo_ financial_ centerl12007.pdf.

Таким образом, на сегодняшний день можно выделить два основных подхода при определении международного финансового центра:

- широкий, где МФЦ = страна, активно участвующая в финансовой глобализации; т.е. МФЦ здесь определяется через ряд присущих финансовой глобализации признаков, и этот перечень открытый. В таком случае становится непонятным, какой же критерий действительно обладает квалифицирующим значением: присутствие иностранных банков или мировых финансовых инструментов или еще что-то;

- узкий: МФЦ = офшорный центр.

Поэтому наиболее логичной и аргументированной представляется позиция МВФ, опубликованная еще в 2000 году, где типология финансовых центров сопровождается четким определением каждого <15>:

<15> Offshore Financial Centres in IMF // International Monetary Fund, Background Paper, June. 2000. www.imf.org.

- мировые финансовые центры предлагают полный спектр финансовых услуг и характеризуются глубокими и ликвидными рынками с разделением источников финансирования, использованием фондов и большими поддерживающими домашними экономиками (Лондон, Нью-Йорк, Токио); имеющие у себя несколько международно активных банков. Они интегрированы в финансовую систему страны и имеют четкое регулирование и надзор, обеспечивающие безопасность и надежность для контрактных отношений;

- офшорные финансовые центры гораздо меньше и обеспечивают более ограниченным набором услуг, а размеры домашних экономик мало сопоставимы с размерами финансового сектора; регулирование на среднем уровне, налоги на низком уровне, услугами обеспечиваются в основном нерезиденты.

Хотя вышеприведенная группировка МВФ видится наиболее справедливой, индекс развития мировых финансовых центров 2010 года таких различий не усматривает и ставит все финансовые центры в один ряд от Нью-Йорка (1) до Йоханнесбурга(45) <16>. Москва здесь находится на 35 позиции.

<16> International Financial Centers Development Index - 2010 // Report on the Xinhua-Dow Jones International Financial Centers Development Index - 2010.

Итак, очевидно, что определение мирового финансового центра складывается из ряда оценочных показателей: "большая домашняя экономика", "максимальная концентрация финансовых услуг".

Высокий уровень права в финансовом центре = МФЦ мирового класса

Безусловной отличительной чертой любого МФЦ выступает высокая правовая регламентация. Ассоциация по промышленным ценным бумагам указывает об аксиоме в мировой экономике, что справедливая, прозрачная, гибкая правовая среда - это фундаментальный фактор, ведущий к успеху финансового центра мирового класса <17>. Законодательное регулирование финансовых рынков и снижение налоговой нагрузки называются одними из самых важных факторов становления городов как МФЦ <18>.

<17> The Key Building Blocks Of World Class Financial Centers. www.sia.com.
<18> Методический аппарат стратегического планирования комплекса мероприятий по созданию международного финансового центра // Институт развития фондового рынка. М., 2010. С. 46.

На предмет самостоятельного правового и исторического анализа могут претендовать лишь мировые финансовые центры, в полной мере соответствующие всем указанным критериям, на которых и будет сделан акцент в данной работе, конечно же, в сравнении с перспективами Москвы. На самом деле фундаментальных исследований подобного рода не так уж много. Первый классический труд, объясняющий формацию финансовых центров во времени, принадлежит Киндлбергеру (1974) и носит ярко выраженный экономический характер <19>. Киндлбергер выделил три атрибута великого финансового центра: банковская традиция, центральный банк и сильная валюта. Он также предсказал, что появление единой европейской денежной единицы и Европейского центрального банка ускорит развитие рынка капиталов.

<19> Kindleberger, Charles P. 1974, The Formation of Financial Centers, Princeton Studies in International Finance n. 36. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Проф. Косис (2006), автор более позднего исторического исследования, сфокусировал свое внимание на 19 и 20 столетиях <20>. Поэтому весьма прагматичным представляется подход, охватывающий глубокое прошлое и в то же время смотрящий далеко вперед. М. Фратайни построил своеобразную эволюционную цепочку финансовых центров с выделением семи великих из них <21>: Венеции, Флоренции, Генуи, Антверпена, Амстердама, Лондона и Нью-Йорка. Их экономики были настолько конкурентоспособны, что смогли преодолеть внутреннюю политическую культуру, законодательство, смогли выйти за свои географические границы. Когда, наконец, центры теряют свою значимость или исчезают, многое от них сразу же подхватывается новыми. Старые институты и продукты "переделываются", чтобы удовлетворять новым условиям; однако их корни остаются; вот смысл того, что Фрайтани понимает под эволюцией финансов. Но правовая оболочка финансовых услуг, их регулирование претерпевают изменения абсолютно по тем же эволюционным аксиомам. Лучшее в регулировании и надзоре успешных финансовых центров воспринимается развивающимися. Финансовые центры и финансы - продукты Запада. Другие великие цивилизации, такие, как Китай, добавили совсем немного на этом поле.

<20> Cassis Y. Capitals of Capital. A History of International Financial Centres. 1780 - 2005. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 4.
<21> Fratianni Michele The Evolutionary Chain of International Financial Centers. 2008. Social Science Research Network. http://ssrn.com/abstract=1006590.

На данный момент можно выделить три основные теории, объясняющие феномен финансовых центров <22>; они переплетаются в различных трудах под тем или иным углом, но суть их не меняется: география финансов, финансы и право и теория временных зон. Нас интересует именно правовая сторона вопроса, важность которой в становлении и функционировании финансовых центров подчеркивается всеми исследователями, но не часто рассматривается отдельно.

<22> Laulajainen Risto 2003 Financial Geography: A Banker's View, London & New York: Routledge.

Гибкость общего права более предпочтительна для финансового развития?!

Эта теория объясняет развитие финансового центра с позиции права; почему одни финансовые центры процветают, а другие остаются незаметными. Итак, в основном в мире всего две правовые системы: англосаксонская и континентальная (европейская) <23>.

<23> La Porta, R., Lopez-De-Silanes, F., Shleifer, A. and Vishny, R. (1997) "Legal Determinants of External Finance", Journal of Finance, 52(3), 1131 - 1150.

La Porta, R., Lopez-De-Silanes, F., Shleifer, A. and Vishny, R. (1998) "Law and finance", Journal of Political Economy, 106(6), 1113 - 1156.

Но рынок ценных бумаг часто развивается именно по западным образцам, в частности, США, Великобритании. При этом редко обращается внимание на отличие систем права в тех или иных государствах. Прецедентная система права более приспособлена к изменяющимся экономическим условиям, поскольку судебный прецедент не может возникнуть при отсутствии спора, а спор возникает из сложившихся отношений. Поэтому не стоит забывать, что материальное право является лишь внешним выражением экономического устройства и они оба развиваются в тесной связи друг с другом, что устаревшие правовые формы не способны без изменения своего содержания воспринять новую действительность. То есть право, которое не согласуется с экономикой, обязательно окажется несостоятельным. Оно якобы не достигает цели надлежащего оформления экономической и социальной реальности, так как исходит из ложного представления о действительности. На это можно возразить, что нормы права не могут быть выведены из экономического содержания (бытия) как такового. Они определяются исключительно законодателем, но это приведет к оторванности от реальных отношений, так право вторично по отношению к экономике. На практике можно лишь проверить, достигает ли норма поставленной цели, что выясняется путем ее изучения с помощью общих методологических средств, находящихся в распоряжении правоприменителя. По сути, проблема в соотношении формы и содержания правовых конструкций <24>.

<24> Жуков Д.А. Правовое регулирование срочных сделок на фондовом рынке. М., 2006. С. 16.

Континентальная система начинает свое существование еще с римских законов. Кодекс Наполеона - фундамент европейской правовой системы, ставший вместе со сводом законов гражданского права в Германии опорой этой правовой семьи.

Японская система гражданского права была смоделирована после Франции и Германии. Япония стала первой страной Восточной Азии, модернизировавшей и вестернизировавшей таким образом свою правовую систему; ее пример стал образцом для других стран восточной Азии. В настоящее время большинство азиатских стран адаптировали у себя европейскую континентальную систему гражданского права, что оказало фундаментальное влияние на развитие финансовых центров этих стран.

Англо-американская правовая система, или система общего права, сосредоточена на юрисдикции и основана на социальных традициях, соглашениях, этике, так же как на общих разумных правилах. Судебные решения базируются на прошлых, если ситуация существенно не поменялась. Если прецедентов, которым можно следовать, нет, судья обращается к другим подчиненным общему праву областям или историческим документам. Кроме того, к отличительным чертам системы общего права относят независимость ее от политики, иммунитет от правительственного вмешательства в систему и институт присяжных. Вердикты, которые проходят такой путь, более беспристрастны, разумны и убедительны. И фактически это и составляет процесс законотворчества. Законы, которые основаны на накапливающихся случаях, напоминают этику и правосудие уже в том, что они существуют в совести каждого человека. Англосаксонская правовая система является здравой, гуманной и гибкой, не нарушая социальные нормы, привычки и этику. При этом такая система не предусматривает все детально и поэтому стимулирует далеко идущий либерализм.

Континентальная европейская правовая система сосредоточена на законодательной власти и защищает рационализм. Она сконцентрирована на том, чтобы создавать абстрактные понятия и кодификацию. Каждая деталь в пределах каждой категории правовых актов должна быть кодифицирована, прежде чем стать законом. Главная задача судей здесь состоит в том, чтобы интерпретировать и применить эти нормы в рамках очень негибкого процесса. Когда есть несоответствия между правилами и фактами или недавно появляющимися ситуациями, эта система не проявляет гибкости или упругости. Поэтому различия между общим правом и гражданским правом оказывают глубокое воздействие на распределение глобальных финансовых центров <25>.

<25> La Porta, R., Lopez-De-Silanes, F., and Shleifer, A. (2008) "The Economic Consequences of Legal Origins", Journal of Economic Literature, 46(2), 285 - 332.

Рис. 1. Распределение в мире правовых систем <26> Рисунок не приводится.

<26> La Porta, R., Lopez-De-Silanes, F., and Shleifer, A. (2008) "The Economic Consequences of Legal Origins", Journal of Economic Literature, 46(2), 285 - 332.

Различия между правовыми системами привели к различным философиям регулирования финансовых центров. Чтобы преобразоваться в международный финансовый центр, рынок должен быть в состоянии играть свою роль в эффективном финансировании и гарантировать интересы всех участников. Таким образом, как самый важный способ защитить рынок, законы и суды вместо этого мешают развитию рынка и конкуренции, если они склоняются к синдикатам. С одной стороны, финансовые рынки в англо-американской правовой системе чрезмерно гибкие, могут поощрить опрометчивое финансовое новшество и чрезмерно положиться на этические стандарты банкиров, особенно инвестиционных; все это не раз вызывало самые большие финансовые цунами, начиная еще с Великой депрессии. С другой стороны, твердая континентальная система развивает догмы для операций и регулирования, которые препятствуют развитию рынка.

В результате эти две правовые системы производят два типа рынков. Финансовые центры англо-американской системы во власти рынков ценных бумаг, в то время как финансовые центры европейской системой главным образом сосредоточены на банках <27>. И все-таки англо-американская система управляет глобальными финансовыми рынками. Семь из десяти крупнейших финансовых центров работают под англо-американской системой. Сравнение данных по главным рынкам ценных бумаг за прошедшие 30 лет показывает эту тенденцию развития финансовых центров (см. рис. 2). Во-первых, что касается англо-американской системы, стремительный рост оценки активов рынком может быть замечен в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге; в то время как никаких существенных изменений не произошло с активами в континентальной Европе. Большинство же континентальных европейских рынков в Азии потерпели убытки. И без фундаментальных усовершенствований эти азиатские рынки могут быть расценены только как площадки для спекуляций, а отсутствие долгосрочного капитала приведет к экономической отсталости этих рынков ценных бумаг. Как крупнейший финансовый центр в Европе Лондон долго был сосредоточением глобального капитала. Все же с точки зрения наличных денег и рынков облигаций Люксембург, Франция и Германия - самые большие рынки. Банки и облигации преобладают на финансовых рынках этих стран.

<27> La Porta, R., Lopez-De-Silanes, F., and Shleifer, A. (2008) "The Economic Consequences of Legal Origins", Journal of Economic Literature, 46(2), 285 - 332.

Рис. 2. Сравнение трех систем фондовых рынков за последние 30 лет Рисунок не приводится. Регулирование финансовых центров в Европейском союзе

Понижений позиций Нью-Йорка в последнее время связывают много не только с общим кризисом мировой финансовой системы и с негативным воздействием чрезмерной реакции на скандалы финансового рынка начала столетия, но также и со способностью другой юрисдикции, "Старого Света", создать правильную регулирующую среду для хорошо функционирующей финансовой системы.

Европейские регулирующие инициативы начались задолго до Плана действий по Финансовым услугам (FSAP). Программа Единого рынка, стартовавшая в 1985, была нацелена на модернизацию и консолидацию финансовых услуг и операций в ЕС. Основные правила для создания единого рынка - минимальная гармонизация и взаимное признание. В финансах это означает, что в областях банковского дела, страхования или рынка ценных бумаг регуляторы договариваются о минимальных общие разумных стандартах, которые являются приемлемыми во всех странах-членах Европейского союза. На основе согласия с этими основными правилами и лицензией от властей родной страны поставщики финансовых услуг могут реализовывать их услуги всюду по ЕС через так называемый сингл паспорт.

В банковском деле, например, Вторая банковская директива (1989) установила основные условия, которые должны быть выполнены, чтобы поставлять банковские услуги всем государствам - членам ЕС. То же самое было сделано для брокеров/дилеров в Инвестиционной сервисной директиве (ISD, 1993) и для страховщиков в Третьей страховой директиве (1992).

Единая европейская лицензия позволила банкам сгруппировать их действия и объединить капиталы в определенных финансовых центрах, что было явной выгодой для таких мест, как Лондон. ISD позволила поставщикам обменных операций продавать их услуги по всему ЕС, то есть помещенные торговые экраны другого государства-члена, которые переадресовывали торговлю ценными бумагами в родные страны листинговых компаний, поддерживали их монополию и таким образом усиливали локальные финансовые центры.

В страховании минимального требования платежеспособности не было установлено, чтобы существовала единственная лицензия в этой области, но это привело в итоге к консолидации действий при страховании больших рисков.

FSAP, начатый в 1999, начался с реализации того, что единый финансовый рынок с евро был далек от совершенства, конечно, в области оптовых финансовых рынков. Следовательно, министры финансов решили в мае 1999 г. начать План действий финансовых услуг (FSAP), или ряд 42 мер, которые должны были быть закончены к 2005 г., чтобы создать действительно интегрированный рынок. И они преуспели: к 2005 г. 40 из 42 мер были приняты с двумя выдающимися в области корпоративного права. Несколько мер под FSAP ориентированы именно на конкуренцию финансовых центров. Вот наиболее важные из них: 1) Директива проспекта; 2) Директива инструментов финансового рынка (MiFID); 3) Директива о налогообложении сбережений.

1. Директива проспекта позволяет фирмам проводить мероприятия, увеличивающие капитал по всему ЕС на основе единственного документа <28>. Принимая во внимание, что предыдущие меры ЕС по европейским предложениям не работали из-за недостаточной степени гармонизации, Директива проспекта 2003 идет к максимальной гармонизации стандартов, означая, что государства-члены не могут устанавливать дополнительные требования для участников рынка в их юрисдикциях, которые бы затем были взаимно признаны правительствами. Это означает, что финансовые центры, где ведется большинство деятельности эмитента, больше не могут конкурировать на различиях в стандартах или косвенно защищать местный центр от увеличивающего капитал деятельности другими центрами ЕС. Это также усиливает конкуренцию между контролирующими финансовыми властями, которые могут только конкурировать в контролирующей работе, но не на различиях в регулирующих стандартах.

<28> Directive 2003/71/EC on the prospectus to be published when securities are offered to the public or admitted to trading and amending directive 2001/34, OJL 345 of 31.12.2003.

Директива проспекта также вводит свободу выбора для родной страны на одобрение проспекта и, таким образом, выпуск для ценных бумаг неакций с номиналом по крайней мере 1000 евро (или эквивалента в другой валюте) и для ценных бумаг для профессионалов. Это означает в перспективе увеличение конкуренции между финансовыми центрами. Еще не было случая эмиссии акций и неакций ниже 1000 евро, который нужно было проверять (проспект) в их родной стране, то есть стране, где выпускающий имеет его зарегистрированный офис.

Директива проспекта, однако, не исключительна, подразумевая, что это не останавливает государства-члены от поддержания отдельных режимов, которые не являются паспортными, то есть режимы выпуска ценных бумаг, для которых единственная лицензия не применяется. Некоторые финансовые центры ЕС реагировали на тяжелое бремя согласия с Директивой проспекта и созданные альтернативные режимы попыткой пресечь любое возможное негативное воздействие на местном рынке ценных бумаг. Лондонская фондовая биржа (LSE) - успешно начатый профессиональный рынок ценных бумаг, который отрегулирован, но который не подпадает под новую Директиву проспекта. Люксембургская биржа создала Евро MTF, который также не подпадает под Директиву проспекта и для которого сама фондовая биржа действует как листинговая власть. Люксембург передал большинство частных облигаций его Евро платформе MTF. Ирландская фондовая биржа со своей стороны основала Альтернативный рынок ценных бумаг.

2. Рынки в Директиве финансовых инструментов (MiFID) - вне сомнения, самая важная директива FSAP и для финансовых центров <29>. Это отменяет монополию обменов и разрешает интернационализацию торгующим акциями банкам, являясь, таким образом, прямой угрозой символу статуса финансовых центров, фондовой биржи. В то же самое время директива радикально модернизирует поведение деловых требований для ценных бумаг торговых отделов банков, которые обязаны применять "лучшее исполнение" правил для розничных продаж, знать свои потребительские правила и принять меры по предотвращению конфликтов интересов. Эти деловые правила поведения буду также обращены ко всем институциональным инвесторам при управлении активами клиентов в розницу. MiFID, как ожидается, реконструирует рынок капитала в Европе: вскоре мы увидим банки, работающие с обменами по некоторым операциям, биржы, предлагающие альтернативные услуги исполнения и децентрализацию выполнения заказа среди множества мест встречи на рынках, прежде управляемых концентрацией правил.

<29> Directive 2004/39/EC on markets in financial instruments, OJL 145 of 30.04.2007.

3. Директива по налогообложению сбережений, принятая в марте 2003 г. после долгих лет переговоров, может быть рассмотрена как прямая угроза меньшим финансовым центрам в ЕС, которые выигрывали от уклонения уплаты налогов в юрисдикциях с высоким налогообложением, а также центрам вне ЕС, таким, как Швейцария и маленькие государства <30>. Обмен информацией становится нормой в пределах ЕС, тогда как сбережения в третьих странах будут чрезвычайно обложены налогом, таким образом приводя к репатриации сбережений в родную страну и поддержке установленных в ЕС финансовых центров.

<30> Council Directive 2003/48/EC of 3 June 2003 on taxation of savings income in the form of interest payments, OJL 157 of 26.06.2003.

Правовая среда как необходимое условие для МФЦ в России

Действующие законы Российской Федерации несовершенны по многим аспектам, содержат противоречия, не соответствуют практике мировых финансовых рынков и далеки от глобальных финансовых процессов. Все законотворческие инициативы в этой сфере имеют целью не фундаментальные изменения, а корректируют уже существующие, плохо структурированные отношения в финансовой сфере. Так как российская правовая система относится к континентальной европейской, то фиксирование норм преобладает над нормами-принципами допустимого поведения участников рынка. Более того, отношения в корпоративной сфере и на рынке ценных бумаг по своей природе частноправовые, в новейшем российском праве явно или неявно рассматриваются как сильно осложненные публично-правовым элементом, в результате чего императивные нормы в соответствующем законодательстве превалируют над диспозитивными. Принцип "Разрешено все, что не запрещено" и в корпоративном праве, и в законодательстве о рынке ценных бумаг замещен принципом "Запрещено все, что не разрешено". Под каждый новый вид финансового инструмента обычно требуется специальный закон или по крайней мере поправки в один из действующих законов.

Текущее состояние вещей значительно усложняет введение новшеств в финансовую сферу (новых типов ценных бумаг, производных финансовых инструментов, предложение новых видов услуг клиентам, внедрение новых инфраструктурных технологий, организацию взаимодействия с иностранными финансовыми рынками и финансовыми институтами).

Более того, разговор о каких-либо инновациях на российском финансовом рынке будет казаться преждевременным до тех пор, пока не будут решены первоочередные задачи любого развивающегося рынка. Так, вполне очевидно, что производные ценные бумаги не просто внушительный сегмент любого финансового центра, а международного в особенности, но это те инструменты, которые существенно отделяют реальный сектор от финансового и превращают последний в самостоятельную единицу; о плюсах и недостатках чего еще можно долго спорить в связи с мировым финансовым кризисом, но трудно отрицать, что "деривативы открыли новые возможности для создания более эффективного механизма регулирования мирового финансового рынка в целях снижения рыночных рисков, позволили перераспределять риски при торговле различными финансовыми продуктами и страховать риски потерь от изменения валютных курсов, процентных ставок, цен на ценные бумаги, инвестиционные и страховые продукты" <31>.

<31> Гришина О.А. Парадигма регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2010. С. 17.

Тем не менее Д.А. Жуков отмечает еще в 2006 г., что "до сих пор на российском фондовом рынке понятие срочной сделки не унифицировано. В науке и практике используются следующие понятия: "производный финансовый инструмент", "дериватив", "производная ценная бумага", "срочная сделка" <32>. Е.В. Иванова в том же году пишет, что "законодательное регулирование деривативов в настоящее время отсутствует; правовые нормы, затрагивающие этот вопрос, содержатся в незначительном количестве нормативных актов и в основном осуществляют фрагментарное, узкоспециализированное регулирование, не давая ответа на вопрос о том, что же представляет собой дериватив в российском праве" <33>. Более всего подчеркивалась необходимость судебной защиты по срочным сделкам: "российский рынок деривативов отрегулирован ничуть не хуже, чем, например, рынок кредитов, фактически разговоры об отсутствии регулирования, начавшиеся в прессе и в экспертном сообществе после кризиса 1998 г., были связаны прежде всего с одним очень важным обстоятельством - судебной защитой срочных сделок" <34>. Дело в том, что долгое время в нашей стране срочные сделки признавались игровыми сделками пари и взыскать долги по таким договорам от недобросовестного партнера было невозможно.

<32> Жуков Д.А. Правовое регулирование срочных сделок на фондовом рынке. М., 2006. С. 8.
<33> Иванова Е.В. Правовая квалификация деривативов: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2006. С. 5.
<34> Иванов О. Регулирование рынка деривативов в России: проблемы и перспективы. 2006. http:// www.spekulant.ru/ arcnive/ Regulirovanie_ rynka_ derivativov_ v_ Rossii_ problemy_ i_ perspektivy.html.

Тем не менее по прошествии почти пяти лет и несмотря на то, что в январе 2007 года внесены изменения в статью 1062 ГК РФ и "теперь мы имеем судебную защиту срочных сделок с учетом субъективного состава участников" <35>, проблема судебной защиты все еще не решена. По мнению А.В. Аванесяна, "судебная защита все еще слабая, особенно по обязательствам по внебиржевым расчетным финансовым деривативам, что не дает увеличиваться этой доли рынка; ведь если судебная практика будет однозначно трактовать обязательства по всем видам срочных контрактов аналогично обязательствам по гражданско-правовым договорам, это позволит инвестиционным компаниям и банкам самим активнее использовать широкий спектр внебиржевых инструментов" <36>. А М.В. Киселев все также указывает, что "расплывчатость правового поля обращения деривативов в России приводит к тому, что данный сегмент финансового рынка уходит из-под влияния регулирующих органов, что является причиной аккумулирования скрытых рисков" <37>.

<35> Юрищева Д. Рынок деривативов живее всех живых. 13.05.2009. http:// www.bigness.ru/ articles/ 2009-05-13/ derivatives/ 89491.
<36> Аванесян А.В. Формирование рынка финансовых деривативов в РФ: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2010. С. 12.
<37> Киселев М.В. Методология функционирования и регулирования российского рынка деривативов: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. Саратов, 2009. С. 7.

В массе недостатков регулирования деривативов в РФ особым блоком выступают предложения по принятию специальных требований к бухгалтерскому учету финансовых деривативов для российских компаний, ведь в российских положениях о бухгалтерском учете (РПБУ), за исключением правил бухгалтерского учета в банках и других кредитных организациях, понятие производных финансовых инструментов пока не используется и специальный порядок их учета не предусмотрен <38>.

<38> Аванесян А.В. Формирование рынка финансовых деривативов в РФ: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2010. С. 14.

Малой лептой представляются поправки, вступившие с января этого года "касающиеся регулирования деривативов, причем это регулирование впервые достаточно детализировано" <39>. Поправки вступили в силу с 1 января этого года. Вместе с ними вступили в силу и поправки в соответствующее налоговое законодательство, которое определяет налогообложение на рынке производных финансовых инструментов.

<39> Выступление В.Д. Миловидова в рамках конференции "Российский фондовый рынок - 2010: новые стимулы для развития", организованной Национальной ассоциацией участников фондового рынка 12 мая 2010 г. http:// www.ffms.ra/ ra/ press/ interviews/ index.php?id_3= 6292&year_3= 2010&month_3=5.

И снова просматривается два пути, основанные на разных правовых системах, в решении этой проблемы: принятие специального закона о деривативах или же, как считает исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Юрий Кормош, создание единого закона, регулирующего все срочные сделки, невозможно технически. На развитых рынках существует порядка 1 - 2 тысячи видов срочных сделок, и финансовые конструкторы все время придумывают новые под свои конкретные задачи. Нет никакой возможности и необходимости включать в Гражданский кодекс тысячи срочных сделок, когда практики будут придумывать все новые и новые сделки для рынка <40>.

<40> Рынок деривативов живее всех живых. 13.05.2009. http:// www.bigness.ru/ articles/ 2009-05-13/ derivatives/ 89491.

Задача создания международного финансового центра впервые озвучена еще в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Стратегия) <41>. Более подробно она изложена в Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее - Концепция) <42> и Плане мероприятий по его созданию <43>. В указанном Плане последовательно рассматриваются шаги по созданию МФЦ.

<41> Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г., утверждена Правительством РФ 29.12.2008. http:// www.fcsm.ru/ strateg.asp?ob_no=169513.
<42> Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации, утверждена Правительством РФ 05.02.2009. http:// www.economy.gov.rU/ wps/ wcm/ connect/ economylib4/ mer/ resources/ c14a6780409d9e7a82e4eb2c73e16b99/ conception_mfc_.doc.
<43> План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержден Правительством РФ 11.07.2009. http:// www.economy.gov.rU/ wps/ wcm/ connect/ economylib4/ mer/ resources/ 2fdaf580409d9e7a 82e2eb2c73el6b99/ 911_p.doc.

Однако необходимо помнить, что подъем важного международного центра практически всегда (за исключением только городов Швейцарии) был тесно связан с экономической мощью страны, на территории которой этот центр находился. Каждый из трех городов - Амстердам, Лондон и Нью-Йорк, которые последовательно поднимались на вершину мировых финансов начиная с конца XVII века, были в то же самое время финансовыми центрами доминирующей в экономическом отношении державы соответствующего периода. В случае Нью-Йорка это утверждение, очевидно, верно и для сегодняшнего дня. Влияние того же фактора легко можно увидеть и в подъеме Берлина в последней трети XIX века, и в подъеме Токио и Франкфурта столетие спустя <44>.

<44> Розинский И.А. Иностранный банковский капитал в национальной экономике: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2009. С. 15.

В связи с этим, учитывая всевозможные корректировки в правовом поле, справедливой видится позиция И.А. Розинского относительно роли России в качестве МФЦ: "Выход страны на лидирующие позиции в мировой экономике исторически предшествовал достижению ее финансовой столицей статуса мирового финансового центра. Поскольку в ближайшие 10 лет Россия не станет мировым экономическим лидером, хотя и имеет все шансы закрепиться в пятерке ведущих игроков, задача формирования именно мирового финансового центра может ставиться только как относительно долгосрочная. Таким образом, основываясь на историческом опыте, можно предположить, что решение поставленной задачи формирования в России мирового финансового центра потребует определенной этапности. На ближайшие 10 лет имеет смысл ставить цель получить статус не мирового, а регионального финансового центра. Закрепившись в этой роли, можно будет претендовать и на большее" <45>. Одним из таких этапов и должно стать формирование надлежащего правового поля.

<45> Розинский И.А. Иностранный банковский капитал в национальной экономике: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2009. С. 35.

Поэтому актуальным является и среднесрочное полагание, касающееся ускоренного развития финансового рынка. Рационально выделить задачи создания регионального МФЦ (как первого этапа ее становления) в отдельную программу, рассчитанную на 5 - 7 лет <46>.

<46> К вопросу создания мирового финансового центра. 13.09.2010 Институт современного развития. http:// www.riocenter.ru/ ru/ programs/ materials/1232.

На самом деле, и это распространенное мнение западных экспертов, российская правовая система имеет больше советские корни, чем континентальные, отягощена бюрократией во всех сферах финансовой активности, что делает невозможным создание в России финансового кластера и ее попадание в глобальное финансовое пространство <47>.

<47> Rationale project of creating IFC as an instrument for restructuring financial system of Russia, Moscow 2009; Elaborated together with Financial and Banking Council of the CIS Consultations of the OWPlan Group Corporation (Dusseldorf, Germany): Seconded by the participants of International banking conference of the CIS member states (19-21.06.2009, Chisinau). P. 27 - 30.

Российская юридическая доктрина понимает финансовое право как совокупность правовых норм для контроля общественных отношений в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Вопрос финансового права - общественные отношения, появляющиеся в процессе государственных действий по систематическому формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения задач государства и общества.

Огромное количество юридических действий в финансовой сфере в форме законов, декретов, инструкций и даже телеграмм (например, телеграммы Центрального банка РФ) превращает российское финансовое право в чрезвычайно сложную, запутанную и негибкую среду. Чрезмерная регламентация, отсутствие механизма общего контроля создают административные препятствия для частных и иностранных инвесторов, которые хотят выйти на российский рынок. Чтобы разобраться во всех правовых актах, регламентирующих финансовые рынки каждому участнику, необходимо основательно разбираться во многих отраслях: налоговом, гражданском, валютном, законодательстве фондового рынка и т.д. Поэтому частные внутренние и внешние инвесторы очень часто просто неспособны оценить риски входа на рынок, определить соответствующую форму инвестиции. Таким образом, рынок финансовых услуг очень ограничен.

В частности, даже вышеупомянутые Стратегия, Концепция и План по созданию МФЦ в РФ являются ярким примером запутанности российского финансового права и непонятной иерархичности: какой из актов является большим по юридической силе и что делать в случае их противоречия друг другу, остается загадкой. Так, действующий ФЗ "О рынке ценных бумаг", который устанавливает основные полномочия ФСФР, понятие "стратегия" не упоминает. Вообще, определение (формирование) концепции или стратегии тех или иных действий как полномочие органов государственной власти в настоящее время закреплено только в ст. 6 ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30.11.1995 N 187-ФЗ, в ст. 7 ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17.12.1998 N 191-ФЗ, в ст. 6 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ <48>.

<48> Ефремов А.А. Конституционные принципы и стратегии развития финансового рынка в России // Конституция и доктрины России современным взглядом. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 17 марта 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2009. С. 530.

Несмотря на то что "наиболее общим методом организации управленческой деятельности является стратегическое планирование" <49>, для юридического закрепления в условиях российской правовой системы такая материальная форма, как стратегия (концепция, план), неприменима в сфере регулирования финансовых рынков. В данном случае происходит некий непонятный для правоприменителя синтез императивного, так как стратегия все-таки исходит от государства, но в то же время не обладает силой закона, и диспозитивного, что вполне уместно, например, для внебиржевых сделок. Так, Тремя организациями - Ассоциацией российских банков (АРБ), Национальной валютной ассоциацией (НВА) и Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР) - была выполнена работа по разработке стандартов Генерального соглашения о срочных сделках для российского финансового рынка. Единые стандарты сделок будут действовать на всем российском внебиржевом срочном рынке вне зависимости от базового актива <50>.

<49> Методический аппарат стратегического планирования комплекса мероприятий по созданию международного финансового центра. Институт развития фондового рынка. М., 2010. С. 96.
<50> Юрищева Д. Рынок деривативов живее всех живых. 13.05.2009. http:// www.bigness.ru/ articles/ 2009-05-13/ derivatives/ 89491.

В итоге планов, программ и концепций создания МФЦ было немало и до этого. По оценке Президента РФ, отсутствовали лишь радикальные действия. От запланированного реализовано лишь 10%. Из 48 предусмотренных пунктов осуществлены меры по пяти из них (в частности, принято четыре федеральных закона). Кроме того, в старых планах содержательно практически не ставился вопрос о правовом режиме функционирования МФЦ (исполнение контрактов, арбитраж, налогообложение и т.п.) <51>.

<51> Войтенко Марина. 11.05.2010. МФЦ в России - проект всерьез и надолго. http://www.politcom.ru/print.php?id=10075.

Немаловажным является вопрос о регулировании свободного движения капитала в МФЦ. Ряд стран имеют жесткие ограничения в отношении доступа иностранных инвесторов на свой фондовый рынок (Китай, Индия). Однако подобная ограничительная практика может не позволить финансовому центру стать действительно международным. Поэтому ведущие мировые финансовые центры имеют минимальные ограничения для иностранных участников. С другой стороны, абсолютно свободный рынок финансового капитала и низкие требования к раскрытию информации для эмитентов и квалификации профессиональных институтов чреваты появлением недобросовестных участников, особенно на развивающихся рынках, и излишней волатильностью таких рынков <52>.

<52> Методический аппарат стратегического планирования комплекса мероприятий по созданию международного финансового центра // Институт развития фондового рынка. М., 2010. С. 38.

А.А. Ефремов справедливо полагает, что в современных условиях особое значение имеет разработка критериев ограничений свободного перемещения финансовых средств, которые направлены на противодействие спекулятивному движению капитала, которое приводит к финансовым кризисам. Однако в Концепции и Стратегии на данное обстоятельство не обращается внимание, более того, в этих документах не содержится положений, направленных на обеспечение государственного суверенитета, в них не отражены вопросы международно-правового регулирования финансового рынка. Государственный суверенитет на финансовом рынке в современных условиях глобализации может реализовываться не на территории страны, а в пределах геоэкономического (геофинансового) пространства. Отсюда следует необходимость создания такого геофинансового пространства, в рамках которого государство сможет осуществлять правовое регулирование как на международно-правовом, так и национальном уровне. Механизмом создания единого геоэкономического пространства и будет являться образование в России мирового (международного) финансового центра <53>.

<53> Ефремов А.А. Обеспечение государственного суверенитета на финансовом рынке в условиях глобализации // Правовые реформы в современной России: значение, результаты, перспективы: Материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею юридического факультета Воронежского государственного университета (Воронеж, 20 - 21 ноября 2008 г.). Вып. 5, ч. 1: Теория государства и права. Конституционное и международное право. Сер. "Юбилеи, конференции, форумы". Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009. С. 169 - 181.

По мнению Института современного развития, отсутствие МФЦ опасно существенным ослаблением экономического суверенитета страны вследствие неиспользования потенциала глобального финансового рынка, а также заметным ростом трансакционных издержек российских компаний при привлечении капитала. Наличие же МФЦ позволит получить дополнительный синергетический эффект от роста торговли и мировой экономики <54>.

<54> К вопросу создания мирового финансового центра. 13.09.2010. Институт современного развития. http:// www.riocenter.ru/ ru/ programs/ materials/ 1232.

Вообще, в юридической науке понятие суверенитета переживает определенный терминологический кризис, он состоит в том, что суть, вкладываемая юридической наукой в это понятие, входит в противоречие с его современным фактическим правовым содержанием <55>. Таким образом, целесообразной является разработка и реализация мер, обеспечивающих государственный финансовый суверенитет <56> и национальные интересы при формировании международно-правовых и иных надгосударственных ("мягкое право" международных экономических организаций) механизмов регулирования финансового рынка <57>.

<55> Порфирьев А.И. Национальный суверенитет в российском федерализме: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2008. С. 3.
<56> Термин "финансовый суверенитет" предложен в аналитическом докладе Центра социально-консервативной политики 2008 г. "Эффективное государство в глобальном мире". http://www.cscp.ni/ clauses/52/c/2820/.
<57> Ефремов А.А. Свободное перемещение финансовых средств: конституционный принцип и ограничения // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. трудов. Вып. 22: Свобода и государственное регулирование: соотношение, правовые гарантии, практика осуществления / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009. С. 80.

В продолжение идеи связи экономического (финансового) суверенитета с созданием в РФ МФЦ можно также привести позицию Пахомова: "Наличие в России самостоятельного финансового центра международного масштаба станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности ее экономики, обязательным условием экономического, а значит, политического суверенитета" <58>.

<58> Пахомов С. Москва - международный финансовый центр // Бюджет. 2009. N 4. С. 75.

Для выхода из сложившейся ситуации предлагается принятие Финансового кодекса - кодифицированного (сводного) законодательного акта, учитывающего лучшее из опыта международного правоприменения и создающего единое правовое поле функционирования субъектов индустрии финансовых услуг и рынка капитала; а также создание специализированного финансового суда <59>. Специализированные финансовые суды должны войти в систему Высшего Арбитражного Суда и создать предпосылки для быстрого и эффективного разрешения споров и конфликтов в финансовой сфере как между субъектами права и государством в качестве субъекта, так и субъектов между собой <60>. Однако эти идеи нельзя назвать революционными. Они уже звучали в науке: для реализации конституционного принципа свободного перемещения финансовых средств в российском законодательстве необходимо осуществить систематизацию действующего законодательства, в том числе его возможную консолидацию (кодификацию) - Кодекс финансового рынка, в котором и систематизировать все действующие нормы и предлагаемые частноправовые проекты (об инсайдерской деятельности, о центральном депозитарии и т.д.) <61>.

<59> Прим. автора: законопроект о создании финансового суда должен быть внесен в ГД РФ до 1 сентября 2010 г.
<60> Гусев Ю.Н. Создание МФЦ в Москве как инструмента модернизации финансовой индустрии России и основы для формирования полицентрической финансовой системы на пространстве стран СНГ // Доклад на Международном экономическом форуме стран СНГ. С. 7.
<61> Ефремов А.А. Свободное перемещение финансовых средств в системе конституционной экономики // Реформы и право. 2009. N 2. С. 15.

Представляется, что самым сложным при разработке Финансового кодекса будет сохранение разумного баланса между частноправовым и публичным регулированием. Финансовый кодекс прежде всего должен содержать в себе основополагающие финансово-правовые нормы, являющие собой жесткий каркас законодательного регулирования при диспозитивном регулировании зависимых отношений. Финансовый кодекс способен расширить, с одной стороны, возможности регулятора, например, в области появления новых финансовых инструментов, с другой - ограничить его права на произвольное усмотрение "отдельных" вопросов по частным случаям, предусмотрев возможность судебного обжалования таких решений, соблюдая, таким образом, общий баланс между диспозитивными и императивными нормами права <62>. Вроде бы кажется успешным создание особой юрисдикции для финансового центра. Пример введения новой особой юрисдикции - Гонконг, который обновил законную систему в 2003 г., отменив десять законов и приняв ценные бумаги и Постановление о фьючерсах (SFO) в соответствии с международной практикой, прежде всего взяв пример с Великобритании. Рост региональных финансовых центров, например Сингапура, Дубай и Мумбаи, также связывают исключительно с переходом ими на более гибкие правовые системы по лондонской модели. В Дубае действует территориальная юрисдикция финансового центра, и это очень напоминает британский пример. Даже Китай, с континентальной правовой системой, рассмотрел свое законодательство о финансах после вступления в ВТО, чтобы приблизить его к правовой среде США и Англии.

<62> Rationale project of creating IFC as an instrument for restructuring financial system of Russia, Moscow 2009; Elaborated together with Financial and Banking Council of the CIS Consultations of the OWPlan Group Corporation (Dusseldorf, Germany): Seconded by the participants of International banking conference of the CIS member states (19-21.06.2009, Chisinau). P. 30.

Но, Дубай - другой вопрос. Этот крошечный эмират - теперь главный финансовый центр Ближнего Востока и занимает третье место, после Гонконга и Сингапура, в глобальном реэкспортировании предметов потребления. Дубай и его юго-восточные азиатские коллеги привлекают спекулятивный капитал со всего мира. Они функционируют способом, подобным тем азартным играм и офшорным зонам, где "законодательство, инфраструктура и даже образ жизни сделаны на заказ, чтобы угодить потребностям определенного бизнеса" <63>. Крошечное государство, как Дубай, может жить по экономическим и правовым стандартам, которые являются вне господствующей тенденции. Но Россия слишком обширна, чтобы сделать так. Устраивая IFC Москвы, поскольку дом для спекулятивного капитала превратил бы российскую столицу в государство в государстве. Это точно имеет место в Гонконге Китая. Но Гонконг не столица Китая; это - островная область, и он существовал отдельно от Китая в течение всего столетия.

<63> Vlad Grinkevich. Moscow's International Financial Center: Form and substance. RIA Novosti economic commentator. http:// en.rian.ru/ analysis/ 20100901/160421234 (01.09.2010).

Если более внимательно взглянуть на создание правовой среды Дубая, то можно отметить несколько положительных моментов, которые могут быть взяты на вооружение: проект регулирования финансового кластера в Дубае действительно был сделан "на заказ" крупной юридической фирмой, где четко прописано, что "весь бизнес, зарегистрированный в этом финансовом центре, подчиняется праву финансового центра, которое независимо от гражданского и коммерческого права ОАЭ" <64>. В специальном разделе, посвященном правовому регулированию, можно четко и последовательно понять сферу этой юрисдикции, что создает прозрачность, необходимое условие для любой инвестиции.

<64> Doing business in the Dubai International Financial Center. http:// www.pwc.com/ gx/ en/ financial-services/ doing- business- in- dubai- international- financial- centre.jhtml.

Некоторые выводы

Итак, в период, когда остро обсуждается будущее распределение сфер влияния между мировыми финансовыми центрами в связи с мировым финансовым кризисом, устоявшееся понятие МФЦ отсутствует. В работе были проанализированы основные международные документы, посвященные регулированию МФЦ, и определены базовые критерии отличия МФЦ от локальных и региональных; рассмотрены распространенные типологии. Исторический и сравнительный подходы при исследовании МФЦ автором использовались с ракурса становления и формирования двух базовых правовых систем в мире, соответственно определивших две основные модели МФЦ.

Автор этой работы не зря начал с уточнения терминологии МФЦ. И если эффект такого "смутного" определения в международно-правовом регулировании оценить достаточно сложно, то для России можно сделать очевидные выводы: мы имеем достаточно декларативно провозглашающих программных документов о создании МФЦ, частых заявлений политических лидеров, но оказывается, что везде вкладывается разный смысл.

Как напоминает "Коммерсант", в феврале Дмитрий Медведев на заседании совета по развитию финансового рынка уже поручал правительству подготовить план развития инфраструктуры финансового рынка на 2010 год, на том же заседании президент отметил отставание в реализации уже намеченных мероприятий. Впрочем, никакой конкретики в том, что же Кремль и Белый дом подразумевают под МФЦ, кроме пожеланий к росту влиятельности России в мировых финансах, не было <65>. Создание международного финансового центра для нашей страны безальтернативно, поясняет советник Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников. По существу МФЦ - это синоним развитой и конкурентоспособной финансовой системы в рамках глобализации, замечает он <66>.

<65> СМИ: Медведев выбирает между "эволюционной" и "взрывной" стратегией создания в России международного финцентра. http:// www.newsra.com/ finance/ 08apr2010/ fincentre.html (8 апреля 2010 г.).
<66> Кукол Е. В Москву за "длинными" деньгами. В ближайшие годы нашим биржам придется конкурировать с Дубаем и Мумбаи // Российская газета. Центральный выпуск. N 5174(95) от 5 мая 2010 г.

То есть создание МФЦ, подразумевая под ним новый уровень развития финансовой системы страны и более активное участие России в глобализации или же формирование в Москве особого финансового кластера с изъятиями в юрисдикции, требует в результате кардинально разных подходов.

До мирового финансового кризиса лидерские позиции рынков с англо-американской системой доказывали успешность следования этой правовой традиции, однако сейчас такое положение не так однозначно. Сомнения подкрепляет также успешный опыт регулирования финансовых рынков в ЕС по схеме единого рынка с идеями гармонизации и унификации условий, создающих конкурентную среду для развития финансовых центров мирового уровня. Правовая система России, обычно с большим преувеличением относимая к европейской континентальной и больше характеризуемая как постсоветская, безусловно, не дает возможности прямого копирования одной из двух моделей для финансовых центров; что, как показывает практика, вполне реально для таких государств, как ОАЭ с крошечным штатом Дубай, где удалось создать для финансового центра независимую юрисдикцию, обеспечившую ему стремительный рост. Поэтому для России не будет конкурентным преимуществом следование английскому праву. Необходима последовательная гармонизация правовых сред, и она должна найти свое четкое содержательное закрепление, что рассеет сомнения и все-таки покажет основные векторы построения МФЦ. Конечно, приоритетным является достижение баланса между американской и европейской моделями, но любое равновесие неустойчиво. Гармонизация должна иметь под собой фундамент: будет это акцент на развитии финансового рынка в целом или на создании специальной юрисдикции в столице.

Кроме того, в современных условиях развития МФЦ в системообразующих правовых актах должны быть обозначены меры по защите от финансового кризиса и сохранению финансового суверенитета. Эти ограничения по движению капитала следует предусмотреть для каждого из сегментов финансового рынка. В какой-то степени здесь уместен термин "новейший протекционизм", предусматривающий комплекс мер по борьбе с негативными проявлениями финансовой глобализации.