Мудрый Юрист

Незаконные, или самочинные налоги 1

<1> Переиздается по книге: Еркомайшвили А. Незаконные, или самочинные, налоги. Тифлис: Издательство Наркомфина ЗСФСР, 1925 (в серии "Популярная финансовая библиотека").

1. Незаконные или самочинные налоги

Законы о налогах в пределах Закавказья до введения денежной реформы принимались Советом Народных Комиссаров и утверждались Центральным исполнительным комитетом Закавказья.

После введения денежной реформы декреты о налогах разрабатываются в Москве Наркомфином Союза и утверждаются Союзным же Совнаркомом и ЦИКом.

В этих законах предусмотрены как права и обязанности народных комиссаров отдельных республик Закавказья, так и права и обязанности местных исполкомов.

Финансовые мероприятия всех республик объединены в союзном масштабе, и, следовательно, законы о налогах не могут быть самостоятельно разрешены местной властью.

В законе о налогах предусмотрены отчисления от сборов и налогов в пользу местной власти. Кроме того, местной власти предоставлены определенные права в области изыскания средств путем установления сборов в пользу местных исполкомов.

Но все эти сборы и налоги, установленные местными исполкомами, не должны ложиться тяжелым бременем на крестьянство. Крестьяне по существующим законам должны платить только лишь сельскохозяйственный налог.

Несмотря на все это, местная власть, вопреки существующим законам, очень часто делает незаконные распоряжения и издает свои законы, на основании которых облагается население. Такого рода незаконные распоряжения издавались до введения денежной реформы. Причину этого нужно искать в отсутствии достаточных средств у исполкомов на местах. В то время у нас не было твердой валюты. Деньги ежедневно обесценивались. Поэтому если исполкомы на местах прибегали к незаконным мерам для пополнения своих ресурсов, то это еще понятно.

После введения денежной реформы положение в корне изменилось. Деньги не обесцениваются, как это было раньше. На содержание наркоматов в отдельных республиках, входящих в ЗСФСР, выдаются средства по определенным сметным ассигнованиям. В распоряжении местных исполкомов находятся определенные суммы на содержание штата, а равно - на удовлетворение других государственных нужд.

Ввиду всего этого становится крайне необходимым принятие срочных мер против незаконных расторжений в области налогов и сборов как в масштабе той или иной республики в целом, так и в масштабе отдельного уезда.

Оставить без внимания все то, что происходит в этой области на местах, нет никакой возможности. В одной Алтайской губ. было обнаружено 155 незаконных налогов. Облагались налогами печи, домовые трубы, дуги и т.д.

У нас, в пределах Закавказья, тоже немало незаконных налогов. Крестьянство плохо разбирается в вопросах о законности или незаконности того или иного распоряжения о взыскании налога. Ввиду этого оно налог платит только потому, что убеждено в законности распоряжений местной власти. Это обстоятельство вызывает нарекания на советскую власть со стороны крестьян, и такому положению должен быть положен конец.

Самтредским исполкомом было проведено в жизнь постановление о так называемом торгово-оборотном обложении. Согласно этому постановлению, налогом облагались как частные купцы, так и госучреждения в размере 50 руб.

Евлахским исполкомом взимался попудный сбор за проезд через Евлахский мост. Местному исполкому предоставляется право взимания сбора за проезд через тот мост, который построен усилиями местной советской власти. Поэтому действия Евлахского исполкома являются незаконными, так как моста этого он не строил.

В соответствии с постановлением Агдамского исполкома был установлен ряд незаконных подушных сборов с целью приобретения фуража для милиционеров.

В сел. Кишлах Караклисского уезда установлен натуральный сбор на содержание сельских советов. В Самурзаканском уезде (в Абхазии) был введен натуральный налог на торгово-промышленные предприятия с 10-процентной надбавкой в фонд дорожного строительства.

Вопрос об упорядочении налогового дела неоднократно ставился на обсуждение в высших краевых органах Закфедерации с целью принятия мер против всех самочинных налогов. По этому поводу не раз выносились соответствующие постановления. И, несмотря на это, незаконные налоги на местах вводятся.

В текущем году были обнаружены нижеследующие незаконные обложения: в гор. Гандже установлен базарный сбор с приезжих крестьян. Взимается 20 к. за каждое вьючное животное и 30 к. с каждой останавливающейся арбы. В Пухе и Шемахе базарный сбор сдан частному лицу на откуп, причем в Нухе - за 400 р., с предоставлением арендатору права устанавливать и взыскивать сбор в размерах и способами по собственному усмотрению арендатора. В силу этого арендатор в Пухе берет с крестьян за право ввоза на базар по одному рублю с арбы, независимо от того, нагружена ли она чем-либо или совершенно пуста. В Шемахе откупщик взыскивает к каждого быка или буйвола по одному рублю, а с каждой овцы по 30 - 40 коп. В Гандже и Хачмасе происходит то же, но тут орудуют не откупщики, а коммунальные агенты. В Агдамском уезде крестьяне - плательщики сельхозналога обложены дополнительно особым сбором для покупки фуража для милиции.

В Горийском уезде (в Цагвери) взимается сбор с приезжающих лечиться, причем устанавливаются ставки сбора для всех одинаково, независимо от того, является ли данное лицо служащим, или рабочим, или торговцем, независимо от количества душ в семье и т.д.

В ряде местностей, по имеющимся данным, наблюдается многократное взимание сбора за ветеринарно-санитарный осмотр скота и сырых животных продуктов. В этой области увлечение доходит до того, что сбор за ветеринарно-санитарный осмотр взимается и в тех пунктах, где никакого осмотра не бывает.

Помимо всех перечисленных выше налогов и сборов, являющихся незаконными, уполномоченным Закнаркомфина на местах приходится сталкиваться и с такого рода обложениями, которые носят явно безобразный характер. Так, напр., Тифисполком в июле м-це с.г. принудительно размещал среди тифлисских домовладельцев сборник обязательных постановлений. Точно так же был установлен тем же Тифлисским исполкомом принудительный сбор на борьбу с туберкулезом.

При детальном обследовании сел и городов Закфедерации мы могли бы обнаружить уйму незаконных сборов и налогов, которые ложатся тяжелым бременем на население.

Явно недопустимым являются такого рода незаконные поборы, в особенности в сельских местностях, где больше всего страдает трудовая часть крестьянства.

Крестьянин судит о советской власти в зависимости от законного или незаконного отношения к нему местной власти. Ввиду этого отмена всех самочинных сборов и налогов является задачей неотложной.

2. Борьба с самочинными налогами

Как уже было указано, высшие краевые правительственные органы советской власти принимают меры к тому, чтобы освободить население от незаконных обложений. В этом отношении предприняты соответствующие шаги в сторону недопущения в дальнейшем подобных обложений.

Однако нужно отметить, что аппарат контрольный не так еще хорошо налажен, чтобы иметь представление обо всех случаях незаконного обложения на местах. Само население, в особенности в сельских местностях, плохо разбирается в постановлениях, устанавливающих незаконные обложения. Происходит это главным образом оттого, что самим советским государством не так давно было установлено, в порядке законном, обложение как деньгами, так и натурой.

Помимо этого, различные комиссариаты по-разному подходили к вопросу об обложении, и каждый по-своему устанавливал налоги. Наркомфин собирал налог в денежной форме, Наркомпрод - в форме натуральной, Наркомтруда собирал трудгужналог и т.д.

Правда, все эти налоги отменены, и взамен их установлен единый сельскохозяйственный налог. Однако местное население еще не успело усвоить ту мысль, что крестьянство облагается одним, а не многими налогами. Внедрению в сознание крестьян правильного представления о налогах сильно мешают всякого рода незаконные постановления в области налоготворчества местной власти.

Необходимо принять меры, чтобы не было самочинных налогов на местах. Необходимо привлекать к ответственности должностных лиц, какую бы должность они ни занимали, за установление в пределах данного района незаконного обложения.

Но для всего этого необходимо, чтобы само население пришло на помощь советской власти в деле искоренения незаконных сборов. Каждый крестьянин, каждый рабочий должен сознавать, что необходимо оказать посильную помощь центральной власти в ее борьбе с налоготворчеством на местах. Отдельные представители антисоветских партий и группировок будут радоваться по поводу всякого незаконного распоряжения местной власти, стараясь использовать недовольство населения в своих политических контрреволюционных целях. Поэтому-то они не будут принимать мер против самочинных обложений.

Это обстоятельство еще в большей степени обязывает рабочих и беднейших крестьян доводить до сведения центральной власти обо всех незаконных сборах и налогах на местах.

У крестьян имеется полная возможность бороться против всякого рода незаконных распоряжений. Если тот или иной крестьянин, плохо разбирающийся в существующих законах, поставит вопрос о законности или незаконности обложения на местах перед общественными организациями, то он, несомненно, добьется отмены этого постановления. Наконец, в сельских местностях имеются кооперативные объединения разных видов, представители которых очень часто приезжают в город. Последние имеют полную возможность получить точную справку о законности или незаконности того или иного постановления местной власти. Таким путем центральная власть в состоянии будет следить за тем, что делается в этой области на местах, и сможет принять самые строгие меры против лиц, виновных в издании незаконных распоряжений. Одновременно с этим власть в центре примет меры к немедленному прекращению незаконных сборов.

3. Крестьяне платят один только сельскохозяйственный налог

Борьба со всякого рода незаконными налогами на местах облегчается хотя бы тем, что для крестьян, занимающихся сельским хозяйством, установлен один только сельскохозяйственный налог. Крестьянину необходимо знать, что по закону, изданному Центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров Союза ССР, он может быть обложен одним только сельскохозяйственным налогом. Всякого рода распоряжения (если таковые последуют со стороны местной власти) о взыскании с крестьян каких-либо дополнительных налогов будут находиться в противоречии с существующими законами, а посему необходимо будет заботиться об их отмене. В Законе ясно и определенно сказано:

"Плательщики единого сельскохозяйственного налога не облагаются никакими иными падающими на сельское хозяйство налогами или сборами, кроме платежей по обязательному окладному страхованию".

Кстати, нужно заметить, что обязательное страхование различных видов в сельских местностях в Закавказье Законом не предусмотрено.

Обязательное страхование введено в Грузии: 1) страхование от огня и 2) скота и лошадей по следующим городам: Тифлис, Кутано, Потп, Батум и Сухум.

В Армении - в Эрвани и Ленинакане, а в Азербайджане - в Баку, Запгезуре и Пухе.

Тот, кто живет одними только доходами от сельского хозяйства, не может быть обложен каким бы то ни было налогом, помимо единого сельскохозяйственного налога.

Могут быть и такие крестьяне в деревне, которые занимаются не только сельским хозяйством, но и торговлей, промышленностью и т.д. Такие крестьяне должны быть обложены особо, ибо они получают доход не только от сельского хозяйства, но и от торговли и промышленности. К промышленникам, конечно, не относятся те кустари и ремесленники, которые занимаются своим промыслом без применения наемного труда. Если они обложены единым сельскохозяйственным налогом, то они освобождены от других видов обложения, как и те крестьяне, которые занимаются исключительно сельским хозяйством.

В Законе говорится:

"Сельские ремесленники и кустари, занимающиеся своим промыслом без применения наемного труда, единолично или с помощью членов своей семьи, принадлежащих к одному с ними хозяйству (двору), если они уплачивают единый сельскохозяйственный налог, освобождаются от подоходного налога. Разным образом освобождаются от подоходного налога уплачивающие единый сельскохозяйственный налог ремесленники и кустари, пользующиеся трудом одного наемного рабочего, если занятие кустарным промыслом и ремеслом имеет лишь подсобное значение в их хозяйстве. В обоих указанных случаях ученики-подростки в числе не более двух в расчет не принимаются".

Исполкомы могут выносить постановления об установлении разового сбора, как-то: сбора с торговли вразвоз и вразнос на базарах, площадях и т.д.; сбора за услуги, оказываемые исполкомом местному населению в смысле постройки моста и т.д.

Но все эти сборы не должны падать на те доходы, которые крестьянин получает от сельского хозяйства, ибо за это он платит сельскохозяйственный налог.

Если крестьянин пригоняет в город скот для продажи, то он не должен платить сбор за право продажи своего скота. Точно так же нет закона, по которому можно было бы взыскивать с крестьян за право продажи принадлежащих им продуктов сельского хозяйства, привезенных в город. Исполком вправе взыскивать с крестьян, занимающихся скупкой и продажей продуктов продовольствия, ибо скупка и продажа продуктов труда дает доход скупщику помимо его основного занятия по сельскому хозяйству.

Очень часто в сельских местностях устанавливают сборы на содержание сельсоветов или темсоветов или на содержание больниц и школ, починку мостов и т.д.

Если все эти мероприятия проводятся в жизнь в принудительном порядке, то они являются незаконными.

В текущем году мы уже переходим на создание темского, участкового и дайринского или районного бюджета, причем советы на местах имеют определенные, законом установленные отчисления от существующих налогов.

4. Как бороться с незаконными налогами

Многое зависит от желания самих крестьян бороться против введения незаконных налогов. Без поддержки широких слоев населения рабоче-крестьянской власти трудно бороться с самочинными налогами. Каждый крестьянин должен быть заинтересован мероприятиями, которые принимаются советской властью для упрочения революционной законности. Обо всех нарушениях местной власти крестьянин должен доводить до сведения темского, участкового и дайриисполкома или райисполкома. В случае если они откажутся принять меры против лиц, виновных в издании незаконных распоряжений, крестьянин должен идти с жалобой в уфинотдел, который немедленно доводит об этом до сведения Уполнаркомфина соответствующей республики.

Есть еще одна возможность у плательщиков вовремя приостановить взимание незаконных налогов. Они могут обратиться к прокурорской власти в уезде, которая обязана принять соответствующие меры.

Могут быть случаи, когда тому или иному крестьянину не хочется брать на себя инициативу борьбы против налоготворчества местной власти. И тогда он сможет вести борьбу при содействии наших газет. Не так уж трудно довести об этом до сведения кресткора или просто грамотного гражданина, который сообщит обо всем печати.

Таким образом, у крестьян имеется масса возможностей бороться против незаконных налогов, вводимых местной властью. Только лишь при содействии самих крестьян-налогоплательщиков центральная власть сможет уничтожить самочинные налоги и тем самым защитить интересы мелких производителей деревни.

Важно только то, чтобы ни один крестьянин не оставлял без внимания все те незаконные распоряжения в области обложения, которые могут произойти, в особенности в сельских местностях.

5. Самообложение

После принятия ряда мер против местного налоготворчества мы столкнулись со случаями незаконного обложения под видом добровольного самообложения. Местной власти угодно проявить инициативу в деле устройства школы, больницы и т.д. Средств для производства работ нет. Тогда исполком прибегает к способу так называемого самообложения, сущность которого сводится к тому, что крестьяне сами изъявляют желание установить сбор в пользу того или иного начинания.

Очень часто самообложение проводится в жизнь в такой форме, что оно превращается в самый худший налог, который не предусмотрен ни одним из существующих на этот счет законов. Собирается сход, который под влиянием двух-трех инициаторов выносит постановление, подчас против желания большинства, об установлении специального обложения в пользу того или иного дела. При этом не принимаются в расчет соображения крестьян, не желающих участвовать в самообложении. В соответствии с постановлением собрания подлежат обложению как те, которые голосовали за самообложение, так и те, которые вовсе не присутствовали на сходе. Постановление проводится в жизнь при участии местной власти в порядке принудительном. Такая форма самообложения, а равно и метод проведения его в жизнь, являются самой худшей формой незаконного налога.

Где же добровольное участие крестьян в самообложении, если постановление вынесено вопреки желанию многих из них и если взыскание производится местной администрацией в принудительном порядке?!

В самой худшей форме проводится у нас "самообложение" среди крестьян органами Закводхоза. Согласно Постановлению Заксовнаркома от 13 августа 1923 г., было предоставлено Закводхозу право путем договорного соглашения с коллективами заинтересованных крестьян и владельцами водных учреждений взимать денежные суммы или натуральные повинности на содержание водной администрации. Постановление это было истолковано органами Закводхоза на местах в том смысле, что они вправе чуть ли не сами устанавливать плату за воду, размер жалования агентам Закводхоза и т.д. По имеющимся точным данным, отдельные представители Водхоза на местах сплошь и рядом нарушали данное Постановление и, вместо соглашения с заинтересованными лицами, сами выносили одностороннее постановление об обложении крестьян в пользу водного дела. Имеется протокол заседания комиссии по утверждению сметы по Казахскому водному округу от 27 августа 1924 г., из которого видно, что постановления Заксовнаркома нарушались самым бесцеремонным образом. Собрались представители водного хозяйства в лице Завед. Казахским водным округом Зайцева в присутствии членов совета уполномоченных Акстафинского водного района и вынесли себе постановление о назначении жалования мирабу 70 руб., помощнику мираба 30 р., письмоводителю при мирабе 9 разр. 25 руб. и милиционеру при мирабе 25 руб. При решении вопроса присутствовал зампредисполкома, завземотделом, которые, очевидно, были приглашены для того, чтобы придать постановлению характер соглашения с местными крестьянами, за счет которых и должна была произойти реализация данного постановления. Крестьяне об этом постановлении узнали, очевидно, после того, как с них начали брать деньги. Это называется соглашением с заинтересованными лицами, которое предусмотрено в постановлении Заксовнаркома. Собрались, назначили себе жалование и разошлись.

В дополнение вот этакого "соглашения" заседание, как это видно из вышеприведенного протокольного постановления, выносит постановление о том, чтобы членам совета, уполномоченным в числе четырех человек, платить за каждое заседание по 2 руб. считая с 1-го июня 1924 года.

Такого рода "соглашения" возмущали крестьян, которые при содействии местных советских органов не раз доводили до сведения центральной власти о своем возмущении и для принятия необходимых мер. Заксовнарком, во избежание подобных незаконных сборов и взысканий, 29 сентября 1924 года выносит специальное постановление, которое ясно и определенно указывает на необходимость добровольного объединения крестьян для вынесения постановления об обложении крестьян в пользу водного хозяйства.

Несмотря на все это, те же представители Закводхоза на местах продолжают свои знаменитые заседания с целью обложения крестьян. 29 октября 1924 года заседание выносит постановление обложить водопользователей на одну десятину поливной земли под лугами 51/2 коп., мельницу туземного типа - 57 коп. и т.д. Постановления эти проводились в жизнь в порядке принудительном, при участии местной администрации. Об этом свидетельствует ответ Казахского уисполкома Казахскому уфинотделу от 2 ноября 1924 г. за N 5.333. Все это говорит о том, что постановление Заксовнаркома органами Закводхоза на местах игнорировалось. Незаконные сборы продолжали существовать, что, в свою очередь, еще больше ухудшало условия существования крестьян-производителей. Казахское УФО сообщает: Уползакнаркомфину при отношении своем от 6 мая текущего года о том, что такого рода "добровольные соглашения" обходятся казахскому крестьянству до 25 тыс. руб. Сумма эта равняется годовому волостному бюджету по всему уезду. Сборы продуктов продовольствия производятся без соответствующего контроля как со стороны государства, так и со стороны местного населения, которое смотрит на дело сбора денег и продовольствия как на налог, установленный центральной властью советов. Между тем такого рода сборы, по точному смыслу законов, могут иметь место при условии действительного добровольного соглашения с самими крестьянами.

6. Как должно производиться самообложение

Мы уже указывали на Постановление Заксовнаркома и ЗакЦИК'а от 29 сентября 1924 года о том, что всякого рода самообложения, на почве желания удовлетворить местные нужды, происходят только лишь добровольно. Ни о каких принудительных мерах при самообложении не может быть и речи. Закон гласит:

"Самообложение населения для удовлетворения всякого рода местных общественных нужд (содержание учреждений учебно-просветительных, лечебных, социального обеспечения, а также удовлетворение нужд местного благоустройства) допускается исключительно на началах добровольного соглашения граждан, объединившихся для этой цели в разрешенные установленным порядком организации или добровольно принявших на себя определенные обязательства".

Ясно, что постановления о самообложении могут быть вынесены лишь с согласия самих плательщиков. Закон предусматривает и такие случаи, когда сходу или собранию крестьян тем или иным путем могут быть навязаны постановления о самообложении. Тот или иной крестьянин не принимал, скажем, участия в том собрании, где было вынесено данное постановление. Тем не менее его заставляют платить, и это считается самообложением. То же самое происходит с теми крестьянами, которые голосовали против самообложения. Во избежание подобного рода несправедливых решений по отношению к тем крестьянам, которые не желают принимать участия в самообложении, вышеуказанное постановление ЗакЦИК'а и Заксовнаркома содержит специальный пункт, который гласит: "Постановления о производстве самообложения, принятые в заседаниях, на сходах и другого наименования собраниях большинством голосов участвовавших в голосовании граждан, необязательны для лиц, не принимавших участия в собрании или хотя и принимавших в нем участие, но не участвовавших в голосовании или голосовавшие против принятого постановления".

Это Постановление высшей краевой власти дает полную гарантию каждому крестьянину в том, что он не может быть обложен под видом самообложения без его желания.

Далее, необходимо указать на то, что постановления о самообложении должны проводиться в жизнь без участия местной администрации. Там, где сбор происходит силой власти, не может быть и разговора о добровольном принятии участия в установлении самообложения. Законом и это предусмотрено, ибо там ясно и определенно сказано, что "участие местных финансовых и административных органов (не исключая сельских) в проведении самообложения, в разрешении споров, в производстве взыскания взносов, причитающихся с отдельных граждан в порядке самообложения, воспрещается, за исключением случаев, предусмотренных предыдущей ст. 3-ей".

А третья статья говорит о том, что все споры, возникающие по вопросам самообложения, могут быть разрешены в порядке судебном. Постановление это указывает на порядок проведения в жизнь принципа самообложения. С другой стороны, постановление это свидетельствует о том, что у нас бесчисленное количество налогов, проведенных под видом самообложения, с которыми и необходимо бороться.

7. Наблюдение за правильностью самообложения

На финансовые органы на местах возлагается обязанность немедленного принятия мер против лиц, виновных в нарушении закона о самообложении. Обо всех случаях незаконного действия местной власти доводится до сведения финорганов на местах (финотдел, фининспектор), который принимает меры при содействии представителя прокурорской власти.

Нужно, однако, отметить, что местные органы Наркомфина не в состоянии вести успешную борьбу против самочинных сборов, если сами плательщики и вообще заинтересованные лица не будут доводить об этом до сведения финансовых органов.

Население должно быть убеждено в том, что законы, изданные центральной властью, строго проводятся в жизнь и что никакая сила не в состоянии нарушить эти законы.

Очень часто прибегают к самообложению в целях постройки школы или больницы, причем заранее известно, что население не в силах закончить постройку своими силами. Обычно в таких случаях начинают строить с тем расчетом, чтобы недостающую сумму получить от правительства. Правительству же об этом становится известно только после того, как постройка уже начата. Очень часто дело кончается тем, что население не получает помощи и дело остается незаконченным. В таких случаях население вдвойне недовольно советской властью, в бюджете которой не предусмотрены расходы на постройку тех школ и больниц, которые начаты в порядке проведения в жизнь самообложения.

Такого рода мероприятиями мы искусственно создали условия недовольства среди широких слоев населения.

Каждый гражданин обязан нести государственную повинность и тем самым участвовать в строительстве советского государства, в котором он живет и которое его охраняет. Всякого рода сборы, установленные в порядке самообложения, могут быть обязательны для него только в том случае, если он сам этого хочет и если он принимает участие в установлении этих сборов. Всякого рода отступления от этого правила влекут за собой неуважение со стороны населения к советской власти, а поэтому должны преследоваться со всей строгостью революционных законов.

8. Добровольные сборы и пожертвования

К числу незаконных обложений нужно отнести так называемые самочинные сборы и пожертвования. Этот вид незаконных налогов принимает массовый характер. К нему прибегают не только отдельные представители местной власти, но и представители отдельных комиссариатов, организаций, групп и т.д. Какая-либо культкомиссия того или иного учреждения выносит постановление о необходимости расширения культурной работы. С этой целью делается распоряжение сверху об удержании из получаемого сотрудниками жалования определенного процента. Кроме того, производятся пожертвования на постройку какого-либо здания, имеющего общественный характер. С этой целью назначается специальный сборщик, который приступает к сбору при содействии администрации. Такого рода пожертвования могут иметь место только лишь с особого на то разрешения правительства.

Очень часто при уплате гражданами местного или государственного налога соответствующие учреждения нанизывают плательщикам налога марку какую-либо или фотографическую карточку ответственных наших товарищей. То же самое явление наблюдается при покупке железнодорожных билетов. Все это вызывает опять-таки недовольство среди населения, что не в интересах советской власти. Плательщик налога, будь он крестьянин или ремесленник, торговец или какой-либо арендатор, рассуждает таким образом: с него взыскали налог в установленном размере и еще что-то взяли помимо налога. Взимание лишней суммы и ставит его в положение человека, с которого незаконно содрали определенную сумму.

Против таких явлений тоже необходимо принять меры, ибо никто не имеет права незаконным образом дополнять существующие законы и тем нарушать порядок, установленный центральным правительством.

9. Закон о добровольных сборах

Для искоренения подобного рода правонарушений и в интересах ограждения населения от несения излишних расходов в принудительном порядке Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР еще 5 сентября 1924 года за N 266 выносит Постановление:

  1. Установление всякого рода добровольных сборов и собирание пожертвований на какие-либо цели допускаются только с особого в каждом отдельном случае разрешения Совета народных комиссаров Союза ССР или подлежащей союзной или автономной республики, либо местного губернского исполнительного комитета, или соответствующего ему органа, смотря по тому, предполагается ли производство означенных сборов и пожертвований на территории всего Союза ССР, или отдельной союзной или автономной республики, или нескольких губерний республики, либо в пределах одной только данной губернии или соответствующей ей административно-территориальной единицы.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на: а) сборы, производимые организациями на основании утвержденных в установленном порядке положений о них или уставов, исключительно среди своих членов на дозволенные законом цели; б) сборы в порядке самообложения, регулируемые Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 29 августа 1924 г.

  1. Всякого рода учреждения, общества и лица, желающие организовать производство упомянутых в ст. 1-ой добровольных сборов или собирание пожертвований, возбуждают мотивированные ходатайства с указанием цели предполагаемых сборов или пожертвований, срока, их размера и формы через Народный комиссариат финансов Союза ССР или подлежащей союзной республики либо местный губернский финансовый отдел по принадлежности, которые представляют означенные ходатайства со своим отзывом в двухнедельный срок со дня их получения на разрешение в одно из указанных в статье 1-ой учреждений по принадлежности. До получения упомянутого разрешения производство каких-либо сборов или пожертвований не допускается.
  2. Производство разрешенных в установленном порядке добровольных сборов или пожертвований допускается только в пределах и на условиях, которые указаны в выданном разрешении, и на началах добровольного согласия отдельных граждан, желающих принять участие в означенных сборах или произвести те или иные пожертвования, причем никто из граждан не может быть принужден к уплате этих сборов и пожертвований и за отказ от уплаты их не подлежит никаким преследованиям или взысканиям.
  3. Участие органов управления (милиции, административных отделов и др.) в организации и взимании добровольных сборов и пожертвований а равно издание ими каких-либо распоряжений, циркуляров либо воззвании о проведении означенных сборов и пожертвований запрещается; виновные лица подлежат отстранению от занимаемых должностей и уголовной ответственности за превышение власти.

Примечание. Домоуправлениям воспрещается производство среди населения дома каких-либо сборов или собирание пожертвований, за исключением сборов среди членов жилтоварищества, предусмотренных уставом соответствующего жилтоварищества.

  1. Всякого рода учреждения, общества и лица, организовавшие производство каких-либо сборов или пожертвований без разрешения на то в установленном порядке или допустившие какие-либо нарушения настоящего постановления, подлежат уголовной ответственности по соответствующим статьям уголовного кодекса подлежащей союзной республики.

Одновременно с этим Народный комиссариат финансов Союза ССР делает циркулярное распоряжение отдельным республикам - республиканским финорганам - следующего характера.

Принять решительные меры к прекращению взимания на местах каких бы то ни было сборов и пожертвований, на производство которых не получено надлежащего разрешения в порядке ст. 1 и 2 Постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 5 сентября с.г., и в случае обнаружения в дальнейшем взимания такого рода сборов и пожертвований без установленного разрешения привлекать виновных к ответственности на основании ст. 5 того же Постановления.

Финорганы должны взять на учет в пределах каждой губернии все организации, имеющие надлежащие разрешения на производство добровольных сборов или собирание пожертвований, обязав их путем издания обязательного постановления губисполкома зарегистрировать выданные им разрешения в губфинотделе; в дальнейшем производство каких-либо сборов или пожертвований до регистрации означенных разрешений не должно допускаться.

  1. При рассмотрении ходатайств разного рода организаций о выдаче разрешений на производство добровольных сборов или собирание пожертвований финорганы должны иметь в виду, что губисполкомы вправе выдавать означенные разрешения в тех лишь случаях, когда взимание указанных сборов или собирание пожертвований предполагается производить исключительно в пределах данной губернии и на другие губернии распространяться не будет. Следовательно, окончательному разрешению губисполкома подлежат ходатайства только части местных организаций, деятельность которых ограничивается пределами данной губернии и за ее пределы не выходит; во всех остальных случаях необходимо разрешение Совета народных комиссаров Союза ССР или подлежащей союзной или автономной республики, смотря по тому, предполагается ли производство сборов или пожертвований на территории всего Союза, или отдельной союзной или автономной республики, или нескольких губерний республики.
  2. На финорганы возлагается постоянное наблюдение, чтобы производимые на местах сборы и пожертвования ни в коем случае не принимали характера принудительных сборов и чтобы при взимании их не допускалось никаких мер принуждения граждан к участию в этих сборах или пожертвованиях.

Все эти распоряжения обязательны и для Закавказья.

Таким образом, мы видим, что добровольные пожертвования, во-первых, могут иметь место с разрешения правительства, а во-вторых, они не должны носить характера принудительного.

В случае, если крестьянин заметит, что с него кто-либо хочет взять, помимо существующего на законном основании налога, еще какую-то сумму в виде пожертвований в порядке принудительном, то он об этом должен немедленно довести до сведения финорганов для привлечения виновных к ответственности.

Только при таком содействии со стороны самого населения мы в состоянии будем произвести ликвидацию всех тех незаконных распоряжений, которые вызывают справедливое возмущение как со стороны рабочих, так и со стороны крестьян.