Мудрый Юрист

Консультация адвоката

Плыкина О.А., адвокат.

Получение информации о действующих налогах, своих правах и обязанностях

Получение информации о действующих налогах, своих правах и обязанностях является правом налогоплательщика, закрепленным законодательно, в т.ч. в Налоговом кодексе. Согласно п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на получение от налоговых органов по месту учета бесплатной информации, в т.ч. в письменной форме, а в ст. 32 НК РФ за налоговыми органами закреплена соответствующая обязанность. В целях повышения качества исполнения налоговыми органами обязанности по бесплатному информированию граждан, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н был утвержден Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (далее - Регламент). В нем подробно прописана последовательность действий налоговых органов с целью своевременного информирования заинтересованных лиц. Сроки исполнения обязанности по информированию налогоплательщиков приведены в соответствие требованиям налогового законодательства, а при предоставлении отдельных информационных услуг налоговым органам установлены еще более жесткие сроки.

В соответствии с п. 21 Регламента налоговые органы обязаны бесплатно предоставить налогоплательщикам информационные услуги в следующей форме: индивидуальное информирование в устной и письменной форме; публичное информирование; размещение информации на стендах в налоговых органах; проведение с налогоплательщиками семинаров, круглых столов и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий; индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам; прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов).

Пунктом 12 Регламента определены основания, по которым налоговые органы могут отказать в получении той или иной информации. Главной причиной отказа является наличие в обращении вопросов, не входящих в компетенцию налогового органа, или вопросов о подтверждении правильности применения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Инспекции обязаны информировать обратившихся к ним граждан по вопросам налогообложения, а именно: о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, соответствующих письменных разъяснениях Минфина по вопросам применения налогового законодательства и других нормативных правовых актов, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов; о формах и форматах налоговых деклараций, порядке их заполнения и представления, сроках представления; о реквизитах и иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщика.

Непосредственно за разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства в силу пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право обращаться в Министерство финансов. Полномочия финансового ведомства по предоставлению разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а также последствия использования указанных разъяснений для налогоплательщиков даны в Письме Минфина России от 8 апреля 2009 г. N 03-02-08/28.

Для того чтобы получить ответ в налоговом органе, налогоплательщику необходимо: четко сформулировать свой вопрос и определиться, входит ли он в компетенцию налогового органа; определиться с формой своего запроса: письменным он будет или устным. Желательно оформить запрос в письменном виде: на фирменном бланке организации (индивидуального предпринимателя), с указанием всех реквизитов: наименования (Ф.И.О.), ИНН, адреса и контактного телефона, Ф.И.О. исполнителя, а также способа получения - почтой или лично. Запрос в письменной форме сдается в приемное окно канцелярии налоговой инспекции или отправляется по почте заказным письмом с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи.

Устно (по телефону или лично) сотрудники налоговых органов вправе давать только оперативную справочную информацию: о действующих бланках отчетности и налоговых ставках, о статьях Налогового кодекса, в которых указывается интересующий вас налог (и какой отдел занимается данным налогом), о часах работы инспекции; также инспекторы вправе произвести запись на прием и т.п. О действующих реквизитах, КБК и ОКАТО целесообразнее запрашивать информацию письменно - во избежание ошибок с обеих сторон. Кроме того, письменное разъяснение плательщик может использовать в т.ч. и для целей освобождения не только от ответственности, но и от пеней.