Мудрый Юрист

Реализация миграционной политики России на уровне субъектов Российской Федерации: проблемы законодательного обеспечения (на примере республики Татарстан)

Сибагатуллина Э.Т., старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института экономики управления и права, г. Казань.

Репутация относительной экономической и политической стабильности делает Республику Татарстан привлекательным регионом для мигрантов. Увеличение населения на 3,8% между переписями 1989 и 2004 гг. и на 0,15%, по предварительным данным, по итогам переписи 2010 г. объясняется именно миграционным притоком. Известно, что миграционный прирост компенсировал около половины естественной убыли населения России в постперестроечный период. "На шестилетний период 1993 - 1998 гг. приходится 60% миграционного прироста в 6,2 млн. человек. Он дал 3,6 из 5,7 млн. человек миграционного прироста за 1992 - 2007 гг., восполнившего около половины (46%) демографических потерь России вследствие естественной убыли населения" <1>. Характерные для всей России процессы сокращения рождаемости на фоне роста смертности наблюдались и в Республике Татарстан, где также естественный прирост населения прекратился в 1999 г. и миграция стала важнейшим источником увеличения численности населения республики, выполняя компенсирующие функции. Компенсирующая роль миграции в 2004 г. равна 52%, в 2005 г. - 42%. Миграционный прирост населения Татарстана за 2009 г. составил 11 211 человек <2>.

<1> Иммиграция: путь к спасению или троянский конь для России// Россия и мусульманский мир: Научно-информац. бюллетень. 2009. N 11(209). С. 23.
<2> Численность, состав и движение населения в Республике Татарстан в 2006 г.: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. К., 2010.

Министерство труда и занятости Республики Татарстан пришло к заключению о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы в республику. Большинство мигрантов приезжает в республику из стран СНГ - это характерная общероссийская тенденция. Из них основная доля приходится на жителей Узбекистана (35%). Затем в порядке убывания следует Азербайджан и Таджикистан. Среди представителей стран дальнего зарубежья преобладают граждане Турции и Германии. Лидерами среди трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу, являются граждане Турции (56%).

Большинство иностранцев были заняты в области строительства (76%), общей коммерческой деятельностью по обеспечению рынка (12%), по 4% - в области торговли, общественного питания и в области транспорта <3>.

<3> Официальный портал Правительства Республики Татарстан. Сайт Министерства экономики Республики Татарстан. URL: http://mert.tatar.ru.

Такого рода сложившаяся миграционная ситуация обусловлена, помимо социально-экономической стабильности региона, еще и теми планами, что должны быть реализованы республикой в ближайшем будущем. Реализация этих планов, связанных, с проведением спортивных мероприятий мирового масштаба (Универсиады в 2013 г., Чемпионата мира по футболу в 2018 г.), привела к активному строительству в республике.

Миграционная привлекательность Республики Татарстан для этнических мусульман и представителей тюркоязычных народов объясняется родством этносов и религиозной принадлежностью основной массы титульного населения республики, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для адаптации мигрантов на территории республики.

"Более половины миграционного прироста населения обеспечил Татарстану обмен с государствами ближнего зарубежья. Результативность миграционного взаимодействия с этими странами выросла более чем в 2 раза, что определено аналогичным увеличением числа прибытий. Одной из возможных причин такой динамики были изменения в миграционном законодательстве РФ. В 2000 г. были введены ограничения по приему граждан государств ближнего зарубежья, и число прибытий из этих государств сократилось в 2001 г. по сравнению с 2000 г. до 47,8%. В последние годы миграционное законодательство стало более мягким, и поток иммигрантов увеличился" <4>.

<4> Шарифуллина Т.Я. Миграция населения как фактор стабилизации рынка труда // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. N 1.

Учитывая сложившуюся в первой половине 90-х гг. XX в. миграционную ситуацию в республике и для реализации основных задач миграционной политики российского государства в 1995 г. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан была принята Программа "Миграция" <5>. Программа содержала анализ миграционной ситуации в Республике Татарстан, организационные вопросы создания условий приема и размещения мигрантов, финансовое обеспечение Программы, основы правовой защиты прав мигрантов, прогнозировала финансово-экономические возможности муниципальных районов по приему и размещению мигрантов, а также возможности обеспечения их работой. На наш взгляд, ввиду четкой детализации наличие подобных программ в субъектах Федерации могло бы способствовать эффективной реализации миграционной политики Российской Федерации на местах. Срок действия данной программы в Республике Татарстан был обозначен 1995 - 2004 гг. Можно предположить, что существенные изменения в миграционной ситуации в республике и в Российской Федерации в целом привели к тому, что вопросы реализации миграционной политики государства на уровне субъектов Федерации находят отражение уже не в специализированных программах, а как составные части программ социально-экономического развития региона. Так, в 2005 г. была принята Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы <6>, где регулирование трудовой миграции является одной из составляющих в сфере трудовых отношений и занятости населения. Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года <7> выдвигает задачу регулирования миграции в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах определенного уровня образования и квалификации и достижения к 2010 г. ежегодного миграционного прироста населения в трудоспособном возрасте в размере 10,5 тыс. человек (в 2005 г. - 5,4 тыс. человек) при одновременном нивелировании эффекта нелегальной миграции. Программа "Регулирование миграции" предусматривает: минимизацию численности нелегальных мигрантов в Республике Татарстан, обеспечение максимального соответствия профессиональной квалификации мигрантов потребностям экономики Республики Татарстан в трудовых ресурсах, формирование в общественном сознании позитивного отношения к легальной миграции и мигрантам. В составе программы определены проекты: "Регулирование миграции в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах", "Содействие легализации миграции", "Организация комплексной работы с переселенцами". С целью решения стоящих перед республикой демографических задач предполагается создание особых условий привлечения мигрантов ("офшорных зон миграции") посредством совместного участия республиканских и местных органов власти в решении проблем получения вида на жительство, получения жилья в общежитиях, трудоустройства.

<5> Постановление КМ РТ N 929 "О программе "Миграция" Республики Татарстан на 1995 - 1996 годы". Текст Постановления официально опубликован не был - утратил силу по Постановлению КМ РТ от 26 июля 2004 г. N 349 "О признании утратившим силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан за 1995 год" // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2004. N 29 - 30.
<6> Закон РТ от 27 декабря 2005 г. N 133-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы" // Республика Татарстан. 2005. 29 дек.
<7> Постановление КМ РТ от 22 октября 2008 г. N 763 "Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года" // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2008. N 45 - 46.

Поскольку одной из задач государственной миграционной политики является создание эффективной системы управления миграционными процессами, способной реализовать интеллектуальный и трудовой потенциал мигрантов, было бы целесообразно разработать порядок установления квоты на выдачу разрешений на работу с учетом потребности экономики регионов в трудовых ресурсах. Например, в Татарстане сегодня в рамках формирующихся образовательных кластеров с большой степенью точности формируется потребность в рабочих и специалистах в разрезе предприятий. Республика готова к балльной или даже конкурсной оценке претендентов на рабочие места, однако для введения и реализации такой системы необходимо изменение федерального законодательства. Миграционная федеральная политика должна быть интегрирована с региональной. Важным вопросом является четкое разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, касающихся сферы правового регулирования миграционных процессов в отдельно взятом регионе. Проблемой является ограниченные финансовые возможности субъектов Федерации. В результате ограничиваются масштабы иммиграции, а большинство переселенцев сталкиваются в России со значительными трудностями. Выход из ситуации видится в системном подходе к государственному регулированию миграционных процессов в России и совершенствовании его основных форм с учетом особенностей отдельно взятого субъекта Российской Федерации.