Мудрый Юрист

Институционально-правовые подходы к формированию государственной системы медико-социальной экспертизы федерального уровня *

<*> Svintsov A.A. Institutional-law approaches to formation of state system of medical-social expert evaluation of federal level.

Свинцов Александр Анатольевич, руководитель отдела проблем организации МСЭ и реабилитации инвалидов ФГУ "СПб НЦЭПР им. Альбрехта ФМБА России", кандидат медицинских наук.

В статье в качестве объекта исследования рассматриваются институционально-правовые подходы к организации и деятельности медико-социальной экспертизы (МСЭ). Автор приходит к выводу о том, что к настоящему времени сложились предпосылки к формированию государственной системы МСЭ федерального уровня.

Ключевые слова: медико-социальная экспертиза, система, органы и учреждения МСЭ федерального уровня.

In this article as an object of research are considered legal and institutional approaches to the organization and activity of medical-social expertise (ITU). The author comes to the conclusion, that to the present time there are prerequisites for the formation of a state system of ITU federal level.

Key words: medical-social examination, system, organs and institutions of the ITU federal level.

Современная правовая основа организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ), являющихся составной частью системы социальной защиты инвалидов, сформирована Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2009 г. N 906н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" и другими документами.

В результате реформирования учреждений МСЭ с 2005 г., придания им нового правового статуса, определения им новых структурных и функциональных возможностей, создания стройной системы федеральных органов исполнительной власти в области МСЭ, наличия федеральных государственных учреждений, осуществляющих научно-методическое и образовательное обеспечение системы МСЭ в Российской Федерации, сформировались предпосылки к новому социальному институту со стройными и иерархически взаимосвязанными элементами - государственной системы медико-социальной экспертизы федерального уровня. Новый социальный институт "государственная система медико-социальной экспертизы федерального уровня" должен, как нам представляется, получить и свое законодательное и нормативное закрепление.

Понятие "государственная система медико-социальной экспертизы федерального уровня" следует рассматривать в теоретико-методическом и организационно-правовом смыслах. Во-первых, государственная система МСЭ федерального уровня представляет собой совокупность теоретико-методологических основ МСЭ и государственных программ по развитию системы. Во-вторых, государственную систему МСЭ федерального уровня следует рассматривать как совокупность федеральных органов государственной власти, специализирующихся в том числе в области МСЭ и федеральных государственных учреждений МСЭ, обеспечивающих научно-методическое и образовательное развитие системы.

В организационную структуру государственной системы МСЭ федерального уровня входят:

I. Федеральные органы исполнительной власти:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
  2. Федеральное медико-биологическое агентство.
  3. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

II. Федеральные государственные учреждения МСЭ:

  1. Федеральное бюро МСЭ.
  2. Главное бюро МСЭ с филиалами по соответствующему субъекту Российской Федерации (84 единицы).
  3. Главное бюро, осуществляющее МСЭ работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий.
  4. Филиалы главного бюро МСЭ - бюро МСЭ (1936 единиц).

III. Учреждения науки, специализирующиеся в области МСЭ, протезирования и реабилитации инвалидов:

  1. ФГУ "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства".
  2. ФГУ "Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального медико-биологического агентства".

IV. Учреждения образования, специализирующиеся в области МСЭ, протезирования и реабилитации инвалидов:

  1. Федеральное бюро МСЭ;
  2. ФГУ "Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов".

Важным вопросом является анализ полномочий федеральных органов исполнительной власти в области МСЭ.

Полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в области МСЭ связаны с выработкой государственной политики и формированием нормативно-правового регулирования в данной области. В структуре Минздравсоцразвития России для реализации полномочий в области МСЭ и реабилитации инвалидов создан Департамент по делам инвалидов, основными направлениями деятельности которого являются:

Полномочия Федерального медико-биологического агентства, которому подчинены ФГУ МСЭ, заключаются в предоставлении государственных услуг по осуществлению МСЭ в соответствии с Административным регламентом. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 295н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы" разработан с целью повышения качества предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, доступности, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы.

Результатом предоставления государственной услуги являются:

В структуре федеральных органов исполнительной власти в области МСЭ особое место занимает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ее полномочия в области МСЭ следующие:

Осуществление полномочий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации проводится в соответствии с административным регламентом.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации регламентирует деятельность соответствующих федеральных и территориальных органов по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2006 г. N 900.

При осуществлении контроля федеральными и территориальными органами по надзору в сфере здравоохранения и социального развития за порядком производства медицинской экспертизы в части МСЭ предъявляются следующие требования:

Административная процедура по осуществлению проверок деятельности субъектов производства медицинской экспертизы проводится в ходе плановых и внеплановых мероприятий.

Научно-методическое и научно-практическое обеспечение государственной системы МСЭ возложено на федеральные научно-практические центры медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов, которые в организационном отношении подчиняются Управлению медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства.

Основными целями деятельности федеральных научно-практических учреждений медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов являются:

Среди основных предметных областей деятельности федеральных научно-практических учреждений медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов следует выделить следующие:

Учреждениям образования, специализирующимся в области МСЭ, протезирования и реабилитации инвалидов, в государственной системе МСЭ отводится особая роль. Основными направлениями их деятельности являются:

Таким образом, в современных социально-экономических условиях Российской Федерации сформировался новый социальный институт "государственная система МСЭ федерального уровня", деятельность которого осуществляется с 2005 г. Эта система представляет собой стройную, иерархически взаимосвязанную структуру, подчиненную определенным законодательным и нормативным целевым установкам. Законодательное и нормативное закрепление новой системы федерального уровня способствовало бы ее большему теоретико-практическому, правовому, организационному и структурному развитию в будущем.